Церковный календарь
Новости


2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (2-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (1-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 1-й. Монреаль, 1964).

XII.
ІЕРАРХИЧНОСТЬ ИЛИ ДЕМОКРАТІЯ ВЪ ЦЕРКВИ.

Отвѣчая на мою статью въ «Русской Жизни», г. Думбадзе, развивая далѣе мысли Н. М. Неклюдова, уже прямо высказывается за революціонную реформу въ нашей Церкви путемъ устраненія іерархической власти.

Не думаю, чтобы было необходимо повторять мои главные доводы, но не лишне будетъ напомнить, что въ Церкви есть опредѣленный строй управленія, установленный Вселенскими Соборами въ соотвѣтствіи съ ученіемъ Слова Божія и апостольскимъ преданіемъ. Можно, конечно, придумывать любыя новыя формы, какъ это сдѣлали протестанты, но тогда не надо называть это православіемъ.

Имущество въ Церкви не является главной цѣлью. Это нѣчто нужное въ жизни, но второстепенное, ибо главное есть спасеніе душъ, а для него отнюдь не полезно смотрѣть на архипастырей, какъ на нѣкіихъ внутреннихъ враговъ, отъ которыхъ надо защищать приходы, какъ это слѣдуетъ изъ статьи г. Думбадзе.

Но и съ практической стороны доводы г. Думбадзе не выдерживаютъ критики.

Почему демократизація приходовъ можетъ являться лучшей защитой ихъ отъ возможности захвата совѣтской властью за рубежомъ?

/с. 158/ Мы знаемъ, что народъ, коллективъ, легко переходитъ отъ криковъ «осанна» къ крикамъ «распни, распни Его». Толпа поддается настроеніямъ подъ минутнымъ демагогическимъ воздѣйствіемъ. Поэтому демократія въ приходахъ никогда не можетъ быть незыблемой опорой.

Такой опорой можетъ служить только вѣрность церковному преданію и точная формула въ актахъ инкорпораціи и другихъ документахъ, опредѣляющихъ юрисдикцію, къ которой принадлежитъ данный приходъ. Такъ называемые акты инкорпораціи большинства нашихъ приходовъ дѣлаютъ невозможнымъ для нихъ переходъ въ вѣдѣніе Московской Патріархіи въ ее данномъ видѣ, какъ орудія въ рукахъ безбожной власти.

Тѣ примѣры, которые приводитъ г. Думбадзе, не имѣютъ ничего общаго съ нашими приходами, основанными уже послѣ революціи, равно какъ и съ тѣми заграничными церквами, которыя никогда не были записаны на имя русскаго правительства. Впрочемъ, ни въ одной странѣ, за исключеніемъ Израиля, Совѣты не смогли отобрать ни одного храма изъ вѣдѣнія Архіерейскаго Сѵнода. Къ нашимъ церквамъ совѣтская власть не въ состояніи предъявить никакихъ исковъ. Такимъ образомъ, безполезно пугать людей этимъ призракомъ для того, чтобы ниспровергать каноническій порядокъ.

Послѣ всего пережитаго Церковью, грустно читать такіе революціонные призывы, представляющіе іерарховъ въ видѣ «враговъ народа».

Еще одно замѣчаніе: г. Думбадзе совершенно искажаетъ смыслъ написаннаго мною, когда приписываетъ мнѣ защиту «системы религіознаго террора» и «диктаторства кардиналовъ». У меня объ этомъ не было рѣчи. Я упомянулъ о католикахъ только для того, чтобы показать, что іерархическое начало въ управлети Церковью и надзорѣ за ея имуществомъ вполнѣ допустимо съ точки зрѣнія американскихъ законовъ, которые не связываютъ свободу той или иной Церкви въ установленіи принятаго въ ней строя... Изъ моихъ словъ отнюдь не вытекаетъ желанія перенести къ намъ католическій строй. Едва ли можно признать добросовѣстнымъ приписываніе мнѣ такой мысли, хотя признаніе іерархическаго начала вообще свойственно какъ католикамъ, такъ и православнымъ.

Въ заключеніе приведу слова св. Григорія Богослова, приведенныя въ 64 правилѣ Шестого Вселенскаго Собора и разъясняющія іерархическій строй Церкви: «Сей, братія, чинъ почтимъ, сей сохранимъ: сей да будетъ ухомъ, а тотъ язы/с. 159/комъ; сей рукою, а другій инымъ чѣмъ либо; сей да учитъ, тотъ да учится. И послѣ немногихъ словъ далѣе глаголетъ: учащійся да будетъ въ повиновеніи, раздающій да раздаетъ съ веселіемъ, служащій да служитъ съ усердіемъ. Да не будемъ всѣ языкомъ, аще и всего ближе сіе (т. е. легче всего. Г. Г.), ни всѣ апостолами, ни всѣ пророками, ни всѣ истолкователями. И послѣ нѣкіихъ словъ еще глаголетъ: почто твориши себе пастыремъ, будучи овцею, почто дѣлаешися главою, будучи ногою, почто покушаешися военачальствовать, бывъ поставленъ въ ряду воиновъ?

Неправославно народу «творити себя пастыремъ, будучи овцею».

(1962).

Протопресвитеръ Георгій Граббе.       

Источникъ: Протопресвитеръ Георгій Граббе. Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). Томъ первый. — Монреаль: Издательство Братства Преп. Іова Почаевскаго, 1964. — С. 157-159.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.