Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 2-й. Монреаль, 1970).

КАКЪ БЛАЖЕННѢЙШІЙ МИТРОПОЛИТЪ АНТОНІЙ СОЗДАЛЪ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ [1].

Сегодня много говорилось о любви, которою исполнена была личность Блаженнѣйшаго Владыки Антонія. Это естественно, ибо любовь была главной его отличительной чертой. И такъ многогранна его личность, что находятся все новыя и новыя проявленія его любви, о которыхъ каждый изъ насъ можетъ сказать нѣчто интересное. Я со своей стороны позволю себѣ сказать нѣсколько словъ о томъ, какъ эта любовь Владыки Антонія послужила дѣлу созданія Зарубежной Русской Церкви.

Можно сказать, что силы и условія для созданія ея накоплялись благодаря Владыкѣ Антонію за много лѣтъ до нашего изгнанія. Они накоплялись его дѣлами любви по отношенію къ православнымъ другихъ племенъ и тѣми узами, которыя связывали его съ другими Православными Церквами. Эти узы были таковы, что независимо отъ его громаднаго научнаго авторитета, для многихъ и внѣ Россіи дѣлавшаго его мѣриломъ православности и каноничности, отношеніе этихъ Церквей къ нему и выѣхавшей съ нимъ іерархіи само собою исключало строгій формализмъ, а было какъ бы порывомъ отвѣтной любви къ нему.

/с. 130/ Владыка Антоній всѣмъ своимъ существомъ жилъ въ Церкви. Въ ней не было для него ничего безразличнаго или мало интереснаго и жизнь каждой Помѣстной Церкви была также близка его душѣ какъ жизнь его родной Церкви, а чада каждой Помѣстной Церкви были для него близкими братьями. Поэтому онъ не только оказывалъ широкую помощь учащейся молодежи изъ другихъ православныхъ странъ, но и живо откликался на церковныя событія на Востокѣ. Будучи лишь епархіальнымъ архіереемъ, онъ уже имѣлъ большія личныя связи. Такимъ образомъ, онъ былъ извѣстенъ, на Востокѣ не только какъ выдающійся великій ученый богословъ, но и какъ свой, близкій человѣкъ, который всегда готовъ оказать всякаго рода помощь.

Этимъ, кажется мнѣ, объясняется, что съ появленіемъ его во главѣ русской іерархіи въ бѣженствѣ, Автокефальныя Церкви не задумываясь пошли навстрѣчу его желаніямъ, съ невѣроятной легкостью положивъ начало казалось бы новому каноническому факту. Конечно появленіе бѣженцевъ съ такой многочисленной іерархіей на территоріи другихъ Церквей было случаемъ необычнымъ въ церковной исторіи. Ихъ каноническое положеніе можетъ и должно регулироваться 39 правиломъ Трулльскаго Собора, но вѣдь это правило было вынесено по особому случаю и со времени своего изданія не имѣло повода для примѣненія въ полномъ объемѣ. Во всякомъ случаѣ было бы естественно довольно длительное обсужденіе даннаго вопроса по необычности его. Но обаяніе личности Митрополита Антонія было таково, что Константинопольскій Патріархатъ, вообще такой ревнивый къ власти, уже въ ближайшіе послѣ эвакуаціи дни призналъ существованіе и права особой юрисдикціи нашего Высшаго Церковнаго Управленія. Теперь въ Константинополѣ не любятъ вспоминать объ этомъ актѣ любви, но его нельзя вычеркнуть изъ исторіи. Равнымъ образомъ, тому же обаянію личности Митрополита Антонія надо приписать и приглашеніе Высшаго Церковнаго Управленія въ Югославію. По приглашенію Патріарха Димитрія Владыка пріѣзжаетъ въ Бѣлградъ и очень скоро Сербскій Соборъ выноситъ постановленіе о принятіи Высшаго Церковнаго Управленія подъ свое покровительство и о предоставленіи ему на территоріи Сербскаго Патріархата правъ самостоятельной юрисдикціи.

Нѣтъ сомнѣнія, что если бы Митрополитъ Антоній былъ только великимъ ученымъ, но не привязалъ бы къ себѣ, еще /с. 131/ живя въ Россіи, сердецъ нашихъ восточныхъ православныхъ братьевъ своимъ участіемъ къ ихъ судьбѣ — іерархи Автокефальныхъ Церквей не отнеслись бы къ нему такъ тепло и вопросъ о каноническомъ положеніи Зарубежной Церкви на практикѣ сразу встрѣтился бы съ большими осложненіями. Любовь Митрополита Антонія подготовила почву для благопріятнаго въ подлинно-христіанскомъ и каноническомъ духѣ разрѣшенія его.

Та же любовь и моральный авторитетъ Владыки Антонія обезпечили и возможность для Зарубежной Церкви съорганизоваться.

Онъ прибылъ бѣженцемъ въ Константинополь съ группой архіереевъ, не имѣвшихъ въ то время своихъ епархій. И ему добровольно, безпрекословно подчинились архіереи, въ то время находившіеся на епархіяхъ, врученныхъ ихъ управленію Всероссійской Церковной Властью. Они подчинились моральному авторитету Владыки Антонія и ихъ привязывала къ далекому, географически, центру обаятельная, любвеобильная личность его. Почти всѣ они въ жизни такъ или иначе соприкасались съ нимъ, такъ или иначе испытали на себѣ его любовь и получали все новыя выраженія ея въ его письмахъ.

Въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ я имѣлъ великое счастье быть близкимъ сотрудникомъ Владыки, и могу сказать, что по откровенности своей онъ не дѣлалъ тайны изъ своей личной переписки. Она и проходила вся передъ моими глазами, и я хорошо знаю, сколько любви изливалъ онъ на своихъ собратій и какой любовью они ему отвѣчали. Эти исполненныя любви отношенія, начало которыхъ надо искать въ далекихъ ученическихъ годахъ нашихъ архипастырей, сдѣлали возможнымъ организацію Зарубежной Церкви съ единымъ центромъ.

Пятнадцать съ лишнимъ лѣтъ труда Владыка посвятилъ Зарубежной Церкви. Силою своей любви онъ и основалъ и сплотилъ ее такъ, что нынѣ она уже можетъ существовать и по отшествіи его. И будемъ надѣяться, что она и далѣе сохранитъ заложенныя имъ начала, которыя затѣмъ принесетъ и на Родину, вливъ ихъ въ будущую возрожденную послѣ гоненія Русскую Православную Церковь.

Примѣчаніе:
[1] Рѣчь, сказанная на чаѣ въ память Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія 28 іюля / 10 августа 1937 г. въ Бѣлградѣ.

Источникъ: Протопресвитеръ Георгій Граббе. Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). Томъ второй. — Монреаль: Издательство Братства Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1970. — С. 129-131.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.