Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 2-й. Монреаль, 1970).

НЕПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА НАШИХЪ «ЭКУМЕНИСТОВЪ».

На конференціи Англо-Русскаго Содружества въ 1933 г. прот. С. Булгаковымъ было внесено предложеніе о томъ, чтобы въ тѣхъ случаяхъ, когда отдѣльныя группы православныхъ и англиканъ достигаютъ соглашенія на догматической почвѣ, они получали особое разрѣшеніе вступать не только въ молитвенное общеніе, но и въ общеніе въ таинствахъ. Предложеніе это обсуждалось на конференціяхъ Содружества въ 1934 и 1935 годахъ и встрѣтило серьезныя возраженія со стороны самихъ англиканъ. Такъ отецъ Г. Хебертъ на конференціи 1935 г. отмѣтилъ, что евхаристическое общеніе можетъ быть лишь между тѣми, кто исповѣдуетъ единую вѣру Церкви. Но такая вѣра не можетъ быть разсматриваема какъ принадлежащая лично и частно данному христіанину. Не можетъ быть и на принятіе Причастія личнаго права, не раздѣляемаго съ собратіями. Поэтому было бы нѣчто глубоко неправильное, если бы общеніе въ таинствахъ допускалось только для группы лицъ на основаніи ихъ личныхъ квалификацій. Такое общеніе было бы символомъ единства лишь небольшой группы единомышленниковъ, но не было бы единеніемъ церковнымъ (журналъ «Sobornost», № 3, 1935 г. стр. 13-14). Въ томъ же духѣ высказались со стороны русскихъ А. В. Карташовъ и о. Флоровскій, указавшіе, что общенію въ таинствахъ должно предшествовать догматическое единомысліе (тамъ же, стр. 14-16). О. Булгаковъ горячо отстаивалъ свою точку зрѣнія. Онъ утверждалъ, что духовное (молитвенное) общеніе въ Содру/с. 234/жествѣ уже существуетъ, а между нимъ и общеніемъ въ таинствахъ нѣтъ существенной разницы (тамъ же, стр. 16-18). Епископъ Фриръ въ заключеніе этихъ преній указалъ на опасность поспѣшныхъ рѣшеній въ такомъ вопросѣ и совѣтовалъ передать предложеніе о. Булгакова на дальнѣйшее обсужденіе.

Мы только очень кратко коснулись этихъ преній, хотя они заслуживаютъ большаго вниманія. Быть можетъ мы еще вернемся къ нимъ, а сейчасъ намъ хотѣлось бы только познакомить читателей съ интереснымъ документомъ, находящимся въ ближайшей связи съ этимъ споромъ.

Высказанныя предостереженія, какъ мы и упомянули, не переубѣдили конечно о. Булгакова. Онъ остался при убѣжденіи въ необходимости въ этомъ вопросѣ «новаго и творческаго усилія». И вотъ, когда не получило осуществленія его предложеніе о немедленномъ пріобщеніи изъ единой чаши, онъ на конференціи 1935 года устроилъ нарочитое богослуженіе, на которомъ должно было осуществляться «духовное общеніе». «Однимъ изъ выдающихся событій Конференціи Содружества, читаемъ мы въ отчетѣ, была особая служба, имѣвшая мѣсто въ первый вечеръ. Съ разрѣшенія Митрополита Евлогія русскіе совершили богослуженіе, которое въ извѣстныхъ случаяхъ, имѣетъ мѣсто въ монастыряхъ. Эта служба бываетъ послѣ вечерни и является видомъ агапы, во время которой присутствующіе вкушаютъ благословенный хлѣбъ и вино. Всѣ члены Содружества присутствовавшіе на конференціи, какъ русскіе, такъ и англичане, соединились въ этомъ служеніи, въ которомъ мы вмѣстѣ предвкушали то время, когда полное общеніе и возсоединеніе будетъ установлено между двумя Церквами» (тамъ же, стр. 1-2). При этомъ читалась составленная о. Булгаковымъ очень характерная молитва, рекомендованная Содружествомъ своимъ членамъ для повторенія и при ихъ келейныхъ молитвахъ (тамъ же). Вотъ ея текстъ:

«О Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, Ты молился о насъ да будутъ всѣ едино и Ты далъ намъ заповѣдь искать этого единства. Твое благословеніе почиваетъ на работѣ Содружества Св. Албанія и Преп. Сергія. Мы соединяемся здѣсь не только въ братской любви, но и въ обще-церковной молитвѣ. Въ насъ, въ этомъ маломъ стадѣ, ужасная рана (которая по грѣхамъ нашимъ нанесена была Твоему Тѣлу — раздѣленіе Церкви Твоей) заживляется. Мы каемся въ этомъ грѣхѣ на/с. 235/шихъ предковъ и братьевъ: мы желаемъ стать членами Твоей возсоединенной Церкви. Помоги намъ въ нашемъ исканіи путей для достиженія сего. Пошли намъ благодать Духа Твоего Святаго. Даруй намъ духъ мудрости и вѣры, дерзновенія и терпѣнія, смиренія и крѣпости, любви и готовности принимать отвѣтственность. Да будетъ воля Твоя, управи насъ такъ, чтобы мы видѣли пути воли Твоей.

«Даруй намъ силы нести крестъ Твой, принять затрудненія и испытанія, осужденіе и соблазнъ на пути, который лежитъ передъ нами. Ты обѣщалъ быть вѣчно съ нами, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ и Ты воистину пребываешь съ нами въ Таинствѣ Божественной Евхаристіи... Но наша слабость и нашъ грѣхъ раздѣлили насъ, приходящихъ къ чашѣ Твоей, и даже теперь мы не имѣемъ силы соединиться въ пріобщеніи Твоей Святой Евхаристіи. Мы исповѣдуемъ нашъ грѣхъ, наше малодушіе и мы молимся Тебѣ — Самъ помоги намъ, согрѣй наши холодныя и робкія сердца огнемъ Духа Твоего...»

Въ чемъ суть этой молитвы, приведенной нами почти цѣликомъ? — Церковь признается раздѣленной. Нѣтъ «столпа и утвержденія истины» (1 Тим. 3, 15), а есть только раздѣлившіяся части его. Отрицается этимъ Церковь не имѣющая «пятна или порока или чего-либо подобнаго» (Еф. 5, 27), ибо грѣхъ признается не только у отдѣлившихся отъ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, но грѣхомъ въ устахъ о. Булгакова оказывается и безкомпромиссная, отдѣляющая отъ себя заблудшихъ, вѣрность чистотѣ Христовой вѣры.

Впрочемъ разберемъ молитву о. Булгакова поподробнѣе.

Она начинается съ воспоминаній о молитвѣ Спасителя о единствѣ Его учениковъ. Но о какомъ единствѣ Онъ молился? Онъ молился о единствѣ подобномъ единству Св. Троицы, т. е. единствѣ христіанъ въ любви и истинѣ (Ін. 17, 20-21); такое единство осуществляется въ Церкви, имѣющей Главою Христа и являющейся Тѣломъ Христовымъ. Таковою Церковью исповѣдуемъ мы Церковь Православную и заповѣдь Христову понимаемъ какъ призывъ всѣмъ соединиться въ оградѣ этой Церкви. Прот. Булгаковъ, какъ увидимъ ниже, произвольно понимаетъ эту заповѣдь какъ повелѣніе соединиться съ находящимися внѣ этой ограды, безъ того, чтобы они вошли въ нее. Но для этого надо и ему съ нашими экуменистами выйти изъ этой ограды, что онъ и дѣлаетъ если не формально, то духовно.

/с. 236/ «Твое (Божіе) благословеніе почиваетъ на работѣ Содружества св. Албанія и преп. Сергія» — пишетъ о. Булгаковъ. Спрашивается: а откуда это видно? Отвѣтъ поводимому дается въ слѣдующей фразѣ: «Мы соединяемся здѣсь не только въ братской любви, но и въ обще-церковной молитвѣ. Въ насъ, въ этомъ маломъ стадѣ, ужасная рана (которая по грѣхамъ нашимъ нанесена Твоему Тѣлу — раздѣленіе Церкви) заживляется». Итакъ малое стадо выдѣляясь съ одной стороны изъ Православной Церкви, а съ другой — изъ Англиканской и соединяясь въ молитвѣ, почему-то заживляетъ рану, нанесенную Церкви. Вотъ уже столько вѣковъ не было, оказывается, подлиннаго церковнаго единства и теперь эта рана «заживляется» пока только въ «маломъ стадѣ» экуменистовъ. Отецъ Г. Хебертъ совершенно правильно указывалъ на то, что если бы въ этомъ «маломъ стадѣ» было разрѣшено общеніе въ таинствѣ Св. Евхаристіи, не существующее между нами и англиканами, то такое общеніе было бы символомъ единства лишь небольшой группы единомышленниковъ, но не было бы единеніемъ церковнымъ. Но такое заключеніе съ полнымъ основаніемъ надо бы распространить и на «духовное общеніе», о существованіи котораго въ «маломъ стадѣ» свидѣтельствуетъ о. Булгаковъ. Поэтому такое «духовное общеніе» надо признать не церковнымъ, а внѣ-церковнымъ, хотя бы оно и получало свое проявленіе за богослуженіемъ.

Написавъ слова столь несогласуемыя съ нашей вѣрой въ то, что Православная Церковь есть единая истинная, отъ которой отпадаютъ заблуждающіеся, но которая сама остается нераздѣльной и непогрѣшимой, о. Булгаковъ молится о томъ, чтобы стать членомъ новой «возсоединенной Церкви». Эта новая, чаемая Церковь должна явиться плодомъ дѣятельности «экуменистовъ» и въ частности прот. Булгакова, который далѣе въ составленной имъ молитвѣ проситъ для сего, въ числѣ прочихъ даровъ, «дерзновеніе» и «готовность принимать на себя отвѣтственность»; онъ предвидитъ на этомъ пути «затрудненія и испытанія, осужденіе и искушеніе».

Передъ кѣмъ, отъ повторяющихъ его молитву, хочетъ о. Булгаковъ готовности къ отвѣтственности? Надо думать передъ охраняющей Церковь іерархіей, ибо именно она не допускаетъ общенія въ таинствахъ между нами и неправославными. Поэтому-то тономъ протеста звучатъ слова молитвы о /с. 237/ томъ, что общенію нашему въ таинствахъ мѣшаетъ «нашъ грѣхъ, наше маловѣріе, наше малодушіе». Іерархія основываетъ свое сужденіе на ученіи Церкви, на ея канонахъ, а о. Булгаковъ выше всего этого ставитъ заключенія, къ которымъ онъ приходитъ въ своемъ личномъ религіозном опытѣ, дѣлающемся для него своеобразнымъ источникомъ новаго догматическаго ученія. Въ открытомъ письмѣ отцу Жилле прот. Булгаковъ пишетъ: «Принципъ духовнаго общенія, который внесенъ въ наше Содружество и который характеризуетъ его природу, конечно новшество съ догматической точки зрѣнія. Онъ коренится въ данный «историческій часъ» въ развитіи «экуменическаго движенія». Онъ представляетъ неизбѣжную попытку возвысить цѣнность новаго религіознаго опыта, тѣсно связаннаго съ этимъ моментомъ» («Соборность» № 4, стр. 4). А защищая свое предложеніе о немедленномъ совмѣстномъ пріобщеніи съ англиканами, о. Булгаковъ это «догматическое новшество» прямо основываетъ на своемъ личномъ религіозномъ опытѣ: «Когда начались эти конференціи, — сказалъ онъ — я боялся даже участвовать въ нихъ... Наконецъ я рѣшился ѣхать. Затѣмъ постепенно открылся мнѣ этотъ новый опытъ. Я почувствовалъ наше фактическое единство передъ Алтаремъ. Я почувствовалъ что мой долгъ передъ Церковью засвидѣтельствовать это убѣжденіе» (Соб. № 3, стр. 17).

Очень характерно для о. Булгакова, что онъ дѣлаетъ совершенно новое и не имѣющее корней въ православномъ ученіи заключеніе на основаніи своего настроенія. Дѣлаетъ заключеніе, совершенно отрицающее отеческое ученіе о Церкви и настойчиво проводитъ въ жизнь свою точку зрѣнія, несмотря на то, что даже англикане, извѣстные своимъ либерализмомъ въ догматическихъ вопросахъ, повидимому были смущены его «дерзновеніемъ».

Этимъ дерзновеннымъ предложеніемъ, нарочитымъ богослуженіемъ съ благословеніемъ хлѣбовъ и составленной имъ молитвой, о. Булгаковъ совершаетъ двойной грѣхъ: онъ, во-первыхъ, соблазняетъ православную молодежь, вошедшую въ Содружество преп. Сергія и св. Албанія, вовлекая ее въ новоизмышленное и не благословенное Церковью «духовное общеніе» съ инославными и, во-вторыхъ, англиканамъ, ищущимъ знакомства и сближенія съ Православіемъ, онъ подъ видомъ ученія Церкви предлагаетъ свои собственныя измышленія, основанныя не на ученіи Св. Отцовъ, а на его личномъ религіоз/с. 238/номъ опытѣ, который можетъ быть признаваемъ непогрѣшимымъ развѣ только имъ самимъ да частью его учениковъ.

Въ «дерзновенномъ» предложеніи, богослуженіи, имѣвшемъ цѣлью манифестировать церковное единеніе, котораго, при всѣхъ нашихъ взаимныхъ симпатіяхъ съ англиканами, нѣтъ, а также въ молитвѣ о. Булгакова очень ярко выступаетъ вредная для Православія сущность такъ называемаго «экуменическаго» движенія. Въ то время, какъ, софіанство, искажая ученіе о Св. Троицѣ и др. догматы, разрушаетъ весь укладъ души, экуменизмъ разрушаетъ православную вѣру въ Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, замѣняя ихъ соблазнительными переживаніями единенія внѣ этой Церкви и миражемъ какой-то новой «возсоединившейся» Церкви, которая, если когда-нибудь и явится на свѣтъ Божій, то уже будетъ не той Церковью Христовой, въ которой мы родились, а какимъ-то отдѣльнымъ отъ нея обществомъ.

1936.

Источникъ: Протопресвитеръ Георгій Граббе. Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). Томъ второй. — Монреаль: Издательство Братства Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1970. — С. 233-238.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.