Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Григорій (Граббе) († 1995 г.)
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОДСТВУЮЩАГО ЗЛА.
(Jordanville, 1991).

II. ВСЕРОССІЙСКІЙ СОБОРЪ И ИЗБРАНІЕ ПАТРІАРХА.

Устраненіе царской власти сразу ввергло Россію въ тяжелую для населенія смуту, что отразилось, конечно, и на жизни Церкви. Въ теченіе двухъ-трехъ дней не оказалось полиціи. Совѣтъ Солдатскихъ и Рабочихъ Депутатовъ приказомъ № 1 внесъ разложеніе и въ армію. Во имя революціи стало оправдываться всякое беззаконіе.

Самочиніе во имя революціи распространялось все шире и шире. Въ книгѣ Левитина и Шаврова «Очерки исторіи русской церковной смуты», приводится интересный примѣръ, какъ уже въ іюнѣ 1917 года Главное Командованіе арміи обратилось къ Церкви за помощью, чтобы бороться съ стихійнымъ ростомъ дезертирства. Оберъ-прокуроръ Синода В. Н. Львовъ срочно посылаетъ въ армію трехъ краснорѣчивыхъ революціонныхъ священниковъ.

Они прибываютъ къ начальнику штаба главнокомандующаго генералу Алексѣеву и онъ сразу же знакомитъ ихъ со своимъ безсиліемъ.

«Вводятъ насъ въ кабинетъ начальника штаба генерала Алексѣева, — разсказывалъ Введенскій... — Поднимается намъ навстрѣчу пожилой осанистый генералъ, знакомый по тысячамъ портретовъ. Говоритъ легко и свободно, со сдержаннымъ волненіемъ: «Вамъ придется ѣхать на фронтъ, на самые опасные участки. Имѣйте въ виду, что армія разложена полностью, арміи больше нѣтъ. Одна изъ нашихъ надеждъ — это вы, духовенство. Поѣзжайте: можетъ быть вы сумѣете что-то сдѣлать». Генералъ предупредилъ священниковъ, что не можетъ гарантировать имъ безопасность» [18].

Краснорѣчивые демагоги, будущіе основатели обновленчества, имѣли нѣкоторый успѣхъ. Однако, какъ часто бываетъ съ демагогами, это было дѣломъ момента. Разложенія арміи уже никто не могъ остановить. Особенно въ этомъ упражнялись матросы.

Однако, надежда лѣвыхъ круговъ на то, что общее революціонное настроеніе въ странѣ обеспечить для нихъ возможность прочно захватить въ свои руки управленіе Церковью, не оправдалось.

Торопясь созывать соборъ, обновленцы слишкомъ твердо разсчитывали на общее революціонное настроеніе въ Россіи, отвергавшее всякіе авторитеты и іерархичность, а также и на ту пропаганду, которую велъ въ церковныхъ кругахъ всероссійскій «Церковно-общественный вѣстникъ». По мнѣнію Титлинова, идея Патріаршества «съ момента революціи, казалось, потеряла всякій кредитъ... Какъ лозунгъ праваго консервативнаго теченія, она неиз/с. 13/бѣжно стушевалась въ волнѣ церковнаго освободительства поднятаго революціей и даже сами архіереи замолчали о патріаршихъ упованіяхъ. На Всероссійскомъ съѣздѣ духовенства и мірянъ мысль о Патріаршествѣ была рѣшительно отвергнута. Столь же рѣшительно отвергъ ее и предсоборный совѣтъ, гдѣ о патріаршествѣ заговорили столь немногіе голоса, что предложеніе это отпало само собой» [19].

Но не одни обновленцы ошибались въ оцѣнкѣ настроеній и прогнозахъ. То же можно сказать и о православно мыслящихъ членахъ Церкви.

Проф. С. Н. Булгаковъ началъ свой докладъ собору «Смыслъ Патріаршества въ Россіи» словами: «Когда члены Всероссійскаго собора съѣзжались въ Москву, то лишь у немногихъ было опредѣленное мнѣніе по вопросу о Патріаршествѣ, а иные и сами не ожидали, что они станутъ вскорѣ горячими поборниками его возстановленія» [20].

Подтвержденіемъ правильности этого заявленія служитъ для меня разсказъ члена собора отъ Московской епархіи гр. П. Н. Апраксина. Онъ говорилъ мнѣ, что прибылъ на соборъ въ нѣкоторомъ смятеніи. Встрѣтивъ моего отца гр. П. М. Граббе, избраннаго отъ Владикавказской епархіи, онъ воскликнулъ: «Что же мы съ тобой здѣсь будемъ дѣлать?» Мой отецъ не задумываясь отвѣтилъ: «Возстанавливать Патріаршество!»

Они тогда еще не знали настроенія въ другихъ епархіяхъ. Между тѣмъ, делегатъ Петроградской епархіи протоіерей П. Лахостскій сказалъ на засѣданіи 28-го октября: «Не забудьте и о томъ, что никто не представилъ съ мѣста наказа, который говорилъ бы противъ Патріаршества. Наоборотъ, многіе делегаты были уполномочены говорить въ защиту Патріаршества. И я, какъ делегатъ Петроградской епархіи, долженъ сказать, что намъ наказывали: «возвратиться съ Патріархомъ», говорили, что жизнь повелительно требуетъ этого» [21].

На трапезѣ послѣ интронизаціи Патріарха Тихона, Митрополитъ Антоній слѣдующими словами обрисовалъ тяжелое чувство, охватившее церковно-мыслящихъ людей передъ соборомъ: «Будемъ-ли скрывать, что со смутнымъ чувствомъ и даже съ нѣкоторымъ подавленіемъ настроенія духа, съѣзжались въ августѣ на церковный соборъ церковные люди, духовные и міряне? Вѣдь тогда, то-есть прошлою календарною весной и лѣтомъ около самыхъ верховъ и около сердцевины церковной жизни, въ церковной обще-россійской газетѣ, не говоря о прочей печати и разныхъ съѣздахъ, раздавались и даже преобладали голоса, чуждые церковнаго духа и нерѣдко враждебные ему: совѣтовали духовенству снять съ себя духовную одежду и остричь волосы, внѣшнее подобіе Христово, а внутреннее настроеніе этихъ теченій печати и /с. 14/ собраній было исполнено духомъ дерзостнымъ, горделивымъ и раздраженнымъ» [22].

Обманули надежды обновленцевъ прежде всего результаты выборовъ изъ епархій. На епархіальныхъ собраніяхъ преобладало консервативное настроеніе. Такъ, напримѣръ, отецъ пишущаго эти строки былъ избранъ на соборъ отъ Владикавказской епархіи, въ которой передъ тѣмъ жилъ очень недолго, именно вслѣдствіе того, что на благочинническомъ и епархіальномъ собраніяхъ ярко выступалъ въ защиту іерархическаго строя. Члены собора были избраны изъ всѣхъ сословій безъ предубѣжденія въ ту или иную сторону. Введенскій отмѣчаетъ, что общее настроеніе членовъ собора было правымъ и съ большимъ неудовольствіемъ упоминаетъ, что въ числѣ ихъ было девять титулованныхъ. Борцы противъ Патріаршества и сторонники реформаціи попали на соборъ только по назначенію, какъ члены предсоборнаго совѣта.

Для такихъ людей, какъ Титлиновъ, появленіе на соборѣ по избранію такого большого числа членовъ, оказавшихся сторонниками Патріаршества, было полной неожиданностью. Даже въ Петроградѣ, гдѣ былъ центръ ихъ дѣятельности, они потерпѣли полное пораженіе на епархіальномъ собраніи. Предварительная широкая пропаганда реформаціи не встрѣтила сочувственнаго отклика и не принесла ожидавшагося ими плода. Введенскій съ грустью отмѣчаетъ, что выборы не дали возможности его сторонникамъ послать на соборъ своихъ лучшихъ представителей... «Ни одинъ изъ отвѣтственныхъ работниковъ демократическаго духовенства на соборъ не попалъ» [23].

Особенно сильнымъ ударомъ по планамъ обновленцевъ было появленіе на Всероссійскомъ соборѣ Архіепископа Антонія (Храповицкаго). Они могли надѣяться, что увольненіе его на покой послѣ революціи устранитъ его и отъ участія въ работѣ собора, ибо Положеніе о соборѣ предусматривало присутствіе тамъ только епархіальныхъ преосвященныхъ. Однако, то же Положеніе предвидѣло участіе на соборѣ представителей ученаго монашества, которое на своемъ съѣздѣ и избрало представителемъ Архіепископа Антонія. Немного позднѣе онъ былъ возвращенъ въ Харьковъ по единодушному требованію паствы и далѣе участвовалъ въ соборѣ уже какъ епархіальный архіерей.

Торжественное открытіе собора имѣло мѣсто въ Успенскомъ соборѣ въ Москвѣ, на слѣдующій день послѣ празднованія его престольнаго праздника. Молебенъ былъ отслуженъ всѣми прибывшими епископами. Послѣ литургіи изъ собора вышелъ грандіозный крестный ходъ. При колокольномъ звонѣ всѣхъ московскихъ церквей, крестный ходъ членовъ собора прошелъ въ Чудовъ монастырь, гдѣ всѣ приложились къ мощамъ св. Митрополита Алексія. Крестный ходъ затѣмъ вернулся въ Успенскій соборъ.

/с. 15/ Послѣ торжественнаго открытія собора, на слѣдующій день въ храмѣ Христа Спасителя состоялось открытіе собора, а дѣловыя засѣданія начались 4/17 августа 1917 года.

На соборѣ участвовали: 4 митрополита, 21 архіепископъ и 43 епископа. Кромѣ нихъ, членами собора было по пяти представителей отъ каждой епархіи. Около 30-ти человѣкъ были представителями Духовныхъ Академій, Академіи Наукъ, 11-ти университетовъ, 10 по избранію отъ ученаго монашества, столько же отъ единовѣрцевъ, представители отъ четырехъ Лавръ, 15 представителей отъ Государственнаго Совѣта и Государственной Думы, настоятели монастырей: Саровскаго, Валаамскаго, Оптиной Пустыни и члены предсоборнаго совѣта. Всего членовъ собора, кромѣ епископовъ, было 375 человѣкъ.

Предсѣдателемъ собора былъ избранъ Московскій Митрополитъ Тихонъ, а почетнымъ предсѣдателемъ по его положенію — Митрополитъ Кіевскій Владиміръ. Товарищами предсѣдателя были избраны Архіепископъ Новгородскій Арсеній и Архіепископъ Харьковскій Антоній. Товарищами предсѣдателя отъ клира избрали протопресвитеровъ Любимова и Шавельскаго, а отъ мірянъ М. В. Родзянко и проф. кн. Трубецкого. По отъѣздѣ Родзянко, его замѣнилъ А. Д. Самаринъ. Секретаремъ собора былъ избранъ проф. В. П. Шеинъ, впослѣдствіи архимандритъ Сергій, ставшій мученикомъ вмѣстѣ съ Митрополитомъ Веніаминомъ.

По положенію о соборѣ, выработанномъ Предсоборнымъ Совѣщаніемъ, всѣ «основоположительныя и правилодательныя» опредѣленія собора входили въ силу только послѣ утвержденія ихъ епископскимъ совѣщаніемъ.

Больше всего вниманіе сосредотачивалось на работѣ отдѣла о Высшемъ Церковномъ Управленіи. Онъ былъ и самымъ многолюднымъ: больше двухсотъ членовъ.

Тамъ и происходила, главнымъ образомъ, борьба по вопросу о возстановленіи Патріаршества. Если обновленцы не смогли привести на соборъ своихъ сторонниковъ на выборахъ по епархіямъ, то все-таки тамъ были ихъ единомышленники изъ числа либеральныхъ членовъ предсоборнаго совѣта. Было и нѣкоторое количество выборныхъ членовъ, которые по разнымъ причинамъ противились теченію большинства, возглавляемаго Архіепископомъ Антоніемъ.

Въ уже цитированной выше рѣчи на трапезѣ, Архіепископъ Антоній съ полнымъ основаніемъ могъ сказать: «Съ первыхъ же засѣданій нашего собора началъ превозмогать духъ вѣры, духъ послушанія законамъ св. Церкви, духъ терпѣнія и любви». И далѣе: «Тяжкія событія нашей народной жизни, зловѣще напоминающія о себѣ собору грохотомъ пушекъ и пулеметовъ около стѣнъ соборной палаты и св. храма, не только не могли ослабить /с. 16/ строго церковнаго направленія его рѣчей и постановленій, но, напротивъ усугубили ревность всѣхъ его членовъ о наиболѣе прочномъ утвержденіи православныхъ вселенскихъ устоевъ жизни церковной, къ числу коихъ относится завѣщанное Вселенскими соборами объединеніе всякой помѣстной Церкви подъ руководствомъ одного пастыря-отца» [24].

Все таки, оппозиція возстановленію Патріаршества и вообще противники іерархической власти оказывали сильное сопротивленіе. Дебаты бывали очень горячими. Въ одномъ случаѣ проф. Титлиновъ даже угрожалъ Бичъ-Лубинскому рукоприкладствомъ и засѣданіе должно было быть прервано.

Въ самый разгаръ спора, когда произносились рѣчи за и противъ Патріаршества, власть сначала въ Петроградѣ, а затѣмъ и въ Москвѣ, была захвачена большевиками. Кремль, въ которомъ засѣли остатки бѣлыхъ воиновъ, былъ осажденъ и обстрѣливался артиллеріей. Проф. Спинка пишетъ, что это вызвало панику между членами собора, которые опасались, что если Кремль падетъ, то соборъ можетъ быть разогнанъ до осуществленія своихъ важнѣйшихъ задачъ. «Эти событія, — пишетъ онъ, — тоже укрѣпляли аргументы патріаршей партіи, которая заявляла, что при смутѣ въ странѣ во главѣ Церкви нуженъ сильный человѣкъ, чтобы возглавить Церковь и защищать ея интересы. Такимъ образомъ, хотя дебаты еще были далеко не окончены — надо было выслушать еще пятьдесятъ ораторовъ, — дискуссія была прервана. Это былъ Павелъ Граббе, который черезъ пять дней послѣ паденія Временнаго правительства внесъ предложеніе возстановить Патріаршество» (см. Дѣян. собора).

Оппозиція не соглашалась на прекращеніе дискуссіи и требовала отложить голосованіе ввиду того, что многіе члены собора не могли приходить на засѣданія изъ-за стрѣльбы на улицахъ Москвы. Мой отецъ разсказывалъ, что онъ самъ и нѣкоторые архіереи приходили на засѣданія собора подъ свистъ пуль. О трудностяхъ и опасности, съ которыми былъ связанъ путь на соборъ для многихъ членовъ, красочно разсказываетъ въ своихъ воспоминаніяхъ и кн. Г. Н. Трубецкой.

Тѣмъ не менѣе, предсѣдательствовавшій Митрополитъ Тихонъ установилъ, что кворумъ есть на лицо. 30-го октября было постановлено возстановить Патріаршество и незамедлительно приступить къ выборамъ. Выборы начались на слѣдующій же день.

Передъ выборами Патріарха, поданными записками были намѣчены кандидаты, изъ коихъ главными были Архіепископъ Харьковскій Антоній (101 голосъ), Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ (27 голосовъ) и Московскій Митрополитъ Тихонъ (23 голоса). Если бы Архіепископъ Антоній получилъ абсолютное большинство, онъ считался бы избраннымъ, но посколько для /с. 17/ этого у него голосовъ было не достаточно, окончательное избраніе было обусловлено жребіемъ изъ трехъ кандидатовъ, получившихъ большинство голосовъ. Всего при первомъ голосованіи было намѣчено 10 кандидатовъ.

5-го ноября въ храмѣ Христа Спасителя 90-лѣтній старецъ Засимовской Пустыни Алексій послѣ усердной молитвы вынулъ жребій съ именемъ Митрополита Тихона, о чемъ ему немедленно было объявлено особымъ посольствомъ во главѣ съ Митрополитомъ Кіевскимъ Владиміромъ. Поспѣшилъ привѣтствовать его избраніе и Архіепископъ Харьковскій Антоній. Въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы состоялась торжественная интронизація Патріарха Тихона въ Успенскомъ соборѣ.

Началась новая эра въ жизни Русской Церкви. Передъ наступленіемъ жестокаго гоненія Русская Церковь уже не была обезглавленной.

[Примѣчанія:
[18] Введенскій. Церковь и Государство, стр. 68.
[19] Проф. Б. В. Титлиновъ. Церковь во время революціи, стр. 93.
[20] Дѣянія Всероссійскаго Собора, кн. III, 1917 г.
[21] Тамъ же.
[22] Архіепископъ Никонъ (Рклицкій) Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго), т. IV, стр. 210.
[23] Введенскій. Церковь и Государство, стр. 73.
[24] Архіепископъ Никонъ (Рклицкій) Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго), т. IV, стр. 211].

Источникъ: Епископъ Григорій. Русская Церковь передъ лицомъ господствующаго зла. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1991. — С. 12-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.