Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Григорій (Граббе) († 1995 г.)
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОДСТВУЮЩАГО ЗЛА.
(Jordanville, 1991).

III. ПАТРІАРХЪ ТИХОНЪ.
СМЕРТЬ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМІРА. ИЗБРАНІЕ НА ЕГО МѢСТО МИТРОПОЛИТА АНТОНІЯ.

Въ избраніи Митрополита Тихона Патріархомъ, члены Всероссійскаго собора увидѣли осуществленіе воли Божіей. Всѣ три кандидата на эту должность были выдающимися личностями. Всѣ они уже имѣли не малый жизненный и административный опытъ и были единомышленниками въ главныхъ принципахъ церковнаго управленія. Ни одинъ изъ нихъ не добивался избранія и всѣ сознавали, что патріаршее служеніе въ существующихъ условіяхъ сулитъ не столько почета и радости, сколько тягчайшихъ испытаній.

Митрополиту Тихону было 52 года. Родомъ онъ былъ изъ г. Торопца Псковской губерніи, гдѣ отецъ его былъ священникомъ. Съ 1878 года по 1883 годъ онъ обучался въ Псковской Духовной семинаріи. По серьезности его характера товарищи тамъ дали ему прозвище «архіерей». По окончаніи семинаріи, Василій Беллавинъ поступилъ въ Петербургскую Духовную Академію. Тамъ, по той же причинѣ, товарищи дали ему прозвище «патріархъ». По окончаніи Академіи, еще въ свѣтскомъ званіи, Василій Беллавинъ былъ назначенъ преподавателемъ Псковской Духовной семинаріи. Въ 1891 году будучи 26 лѣтъ, онъ былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Тихона и назначенъ инспекторомъ Холмской семинаріи. Вскорѣ онъ былъ возведенъ въ санъ архимандрита и въ 1898

/с. 18/


/с. 19/ году хиротонисанъ въ санъ епископа. Черезъ годъ онъ былъ назначенъ на самостоятельную каѳедру въ Сѣверную Америку, въ которой прослужилъ 8 лѣтъ и оставилъ по себѣ благодарную память въ паствѣ. Въ 1905 году онъ былъ возведенъ въ санъ архіепископа. Въ 1907 году Архіепископъ Тихонъ былъ назначенъ на Ярославскую каѳедру, гдѣ тоже пріобрѣлъ любовь паствы. Оттуда онъ былъ переведенъ въ Вильно. Въ 1914 году наступила война съ Германіей и довольно скоро, почти вся епархія была занята непріятельскими войсками. Архіепископъ Тихонъ старался пребывать поближе къ своей епархіи, но много времени ему приходилось проводить въ Петроградѣ, куда его вызывали для участія въ засѣданіяхъ Синода. Онъ тоже былъ въ числѣ епископовъ, удаленныхъ изъ состава Синода Временнымъ правительствомъ.

Когда за увольненіемъ Московскаго Митрополита Макарія освободилась Московская каѳедра, Архіепископъ Тихонъ былъ избранъ на эту каѳедру.

Со времени обученія въ Петербургской Духовной Академіи у Патріарха Тихона установились теплыя отношенія съ Архіепископомъ Антоніемъ Харьковскимъ (Храповицкимъ), тогдашнимъ ректоромъ этой Академіи, къ которому вообще были привязаны почти всѣ его ученики, увлеченные его любовью къ Церкви и людямъ.

Патріархъ Тихонъ былъ чуждъ честолюбія. Поэтому, избраніе его на Патріаршій престолъ вызвало у него не радость, а предвидѣніе скорбей, которыхъ онъ не могъ не ожидать въ своемъ новомъ положеніи.

Эти чувства онъ ярко высказалъ, отвѣчая Митрополиту Веніамину, возглавлявшему делегацію посланную отъ собора, для объявленія ему о его избраніи: «...Ваша вѣсть объ избраніи меня въ Патріархи является для меня тѣмъ свиткомъ, на которомъ было написано: «Плачъ, стонъ и горе» и каковой свитокъ долженъ былъ съѣсть пророкъ Іезекіиль (Іез. 2, 10; 3, 1). Сколько мнѣ придется глотать слезъ и испускать стоновъ въ предстоящемъ мнѣ патріаршемъ служеніи, и особенно въ настоящую тяжкую годину...»

Такъ говорилъ и чувствовалъ Патріархъ, когда кругомъ него чада Русской Церкви изъявляли свою радость. Эта радость, однако, омрачалась той братоубійственной борьбой, которая почти одновременно шла въ осажденномъ юнкерами Кремлѣ.

2-го ноября, когда исходъ сраженія еще не былъ ясенъ, соборъ обратился съ воззваніемъ къ сражающимся, пытаясь склонить ихъ къ прекращенію брани. Когда опредѣлилась побѣда большевиковъ, соборъ обратился съ новымъ призывомъ не допускать расправы съ побѣжденными: «Священный соборъ во всеуслышаніе заявляетъ: довольно братской крови, довольно злобы и /с. 20/ мести... Побѣдители, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитіемъ братской крови, умерщвленіемъ беззащитныхъ, мучительствомъ страждущихъ».

Того же 2-го ноября 1917 года потрясенный боевыми событіями въ Кремлѣ и приходомъ къ власти коммунистовъ, соборъ, даже не дожидаясь интронизаціи только что избраннаго Патріарха, обратился съ посланіемъ къ русскому народу, въ которомъ яркими красками обрисовалъ послѣднія событія, связанныя съ переходомъ власти въ руки жестокихъ людей, «лжеучителей, призывающихъ осуществить всемірное братство путемъ всемірнаго междуусобія». «Давно уже, — писалъ соборъ, — въ русскую душу проникаютъ сѣвы антихристовы и сердце народное отравлено ученіями, ниспровергающими вѣру въ Бога, насаждающими зависть, алчность, хищеніе чужого. На этой почвѣ обѣщаютъ они созданіе всеобщаго счастья на землѣ... Вмѣстѣ съ кремлевскими храмами начинаетъ рушиться все мірское строеніе державы Россійской. Еще недавно великая, могучая, славная, — она нынѣ распадается на части. Покинутая благодатью Божіею, она разлагается какъ тѣло, отъ котораго отлетѣлъ духъ...»

Посланіе горячо призывало русскій народъ къ покаянію: «Покайтесь же и сотворите достойные плоды покаянія. Оставьте безумную нечестивую мечту лжеучителей, призывающихъ осуществлять всемірное братство путемъ всемірнаго междуусобія. Вернитесь на путь Христовъ».

Предсѣдателемъ комиссіи, которой было поручено составить чинъ интронизаціи и разработать детальный планъ этого торжества былъ Архіепископъ Кишиневскій Анастасій (Грибановскій), какъ бывшій многіе годы московскимъ викаріемъ и поэтому, хорошо знавшій Москву и ея порядки. Архіепископъ Анастасій впослѣдствіи былъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей.

Торжество интронизаціи Патріарха въ Успенскомъ соборѣ воодушевило всѣхъ его участниковъ и внесло радость въ сердца вѣрующихъ. По милости Божіей, захватчики власти надъ русскимъ народомъ тогда и сами не смогли еще опомниться въ радостяхъ своей побѣды. Поэтому они не препятствовали торжеству вѣрующихъ, а дипломатичность и осторожность Архіепископа Анастасія привели къ тому, что ему даже удалось добиться у властей обѣщанія поддерживать порядокъ во время торжествъ. Однако, новопоставленный Патріархъ и его сотрудники скоро оказались передъ лицомъ растущей смуты и вражды безбожниковъ къ Церкви Христовой.

Всероссійскій соборъ продолжалъ свои дѣянія, невзирая на поступающія во все большемъ числѣ сообщенія о нападеніи безбожниковъ на церкви и духовенство, насилія и убійства. Соборъ /с. 21/ разработалъ Положеніе о Высшемъ Церковномъ Управленіи, о правахъ и обязанностяхъ Патріарха, Синода, Епархіальнаго Управленія и проч.

2-го декабря 1917 года соборъ вынесъ постановленіе о правовомъ положеніи Православной Россійской Церкви, возглавленной Патріархомъ. Канонически это опредѣленіе безупречно, но поражаетъ тѣмъ, что какъ бы игнорируетъ наступающее для нея положеніе гонимой, а не только независимой отъ государственной власти. Повидимому, въ сознаніи членовъ собора не укладывалось пониманіе, что гражданская власть коммунистовъ твердо укрѣпилась и что теперь Церковь имѣетъ передъ собою не просто отдѣленное отъ нея государство, а антихристову власть. Для этой власти вопросъ заключался въ томъ, какъ уничтожить Церковь и вѣру, а совсѣмъ не въ томъ, какъ урегулировать отношенія съ ней.

Первоначально совѣтская власть сообщила въ газетахъ о подготовкѣ декрета объ отношеніи Церкви и государства. Затѣмъ вышелъ декретъ, но въ немъ только объявлялся принципъ, что Церковь лишалась правъ собственности и вообще какихъ бы то ни было правъ, но въ какомъ порядкѣ это должно было осуществляться, ничего сказано не было. Только 24-го августа Народный Комиссаріатъ Юстиціи утвердилъ инструкцію о порядкѣ проведенія декрета въ жизнь. 7-й отдѣлъ Наркомюста по проведенію реформы назывался «ликвидаціоннымъ». Это не удивительно: творцы новой власти знали принципы марксизма, но что такое вѣра и какова ея сила въ народѣ, они не знали и знать не хотѣли. Поэтому, ликвидація вѣры имъ казалась гораздо болѣе легкой, чѣмъ она была на самомъ дѣлѣ. Они знали марксизмъ, но понятія не имѣли объ исторіи. А пока, они объявили принципъ, но проведеніе его въ жизнь предоставлялось активистамъ на мѣстахъ. Этимъ развязывались руки разбойничьимъ элементамъ [25].

Когда члены собора вернулись послѣ рождественскихъ каникулъ, соборъ уже стоялъ передъ проблемой церковнаго безправія и организованной акціи уничтоженія Церкви любыми средствами.

Въ соборъ посыпались вѣсти о разныхъ случаяхъ разбойническихъ нападеній на епископовъ и священниковъ. Началъ составляться и быстро рости списокъ новомучениковъ...

19-го января 1918 года, еще до того какъ вновь собрался соборъ, Патріархъ Тихонъ обратился ко всей своей Церкви съ краткимъ пламеннымъ посланіемъ. Въ немъ онъ ярко обрисовывалъ то, что обуревало Церковь съ приходомъ къ власти большевиковъ: «Жесточайшее гоненіе воздвигнуто на святую Церковь Христову: благодатныя Таинства, освящающія рожденіе на свѣтъ человѣка или благословляющія супружескій союзъ семьи христіанской, открыто объявляются ненужными. Святые храмы подвергаются разрушенію или ограбленію и кощунственному оскорбленію, /с. 22/ чтимыя народомъ святыни захватываются безбожными властелинами тьмы вѣка сего, школы, содержавшіяся на средства Православной Церкви и училища, подготовлявшія пастырей Церкви, признаются излишними, имущества монастырей и церквей православныхъ отбираются»... «Все сіе исполняетъ сердце наше глубокой болѣзнью и скорбью и побуждаетъ насъ обратиться къ таковымъ извергамъ рода человѣческаго съ грознымъ словомъ обличенія по завѣту апостола: «согрѣшающихъ передъ всѣми обличай, да и прочіе страхъ имутъ» (1 Тим. 5, 20). Тутъ Патріархъ обращается и прямо къ большевикамъ: «Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавыя расправы... Властью, данной намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Христовымъ, анаѳематствуемъ васъ, если только вы еще носите имена христіанскія, хотя по рожденію своему принадлежите къ Церкви Православной». А вѣрныхъ чадъ Православной Церкви Патріархъ призывалъ «не вступать съ такими извергами рода человѣческаго въ какое-либо общеніе». Вѣрующихъ Патріархъ призывалъ: «Противостаньте имъ силою вѣры вашей. А если нужно будетъ и пострадать за дѣло Христово, зовемъ васъ, возлюбленныя чада Церкви, на эти страданія вмѣстѣ съ собою».

Посланіе кончается призывомъ къ архипастырямъ и пастырямъ: «Не медлите ни одного часа въ вашемъ духовномъ дѣланіи, но съ пламенной ревностью зовите чадъ вашихъ на защиту Церкви Православной, зовите ихъ становиться въ ряды духовныхъ борцовъ, которые силѣ внѣшней противопоставятъ силу своего святого исповѣданія».

Всероссійскій соборъ всецѣло поддержалъ Патріарха. 28 января 1918 года онъ постановилъ: «Священный соборъ Всероссійской Православной Церкви привѣтствуетъ посланіе св. Патріарха Тихона, карающаго злодѣевъ и обличающаго враговъ Церкви Христовой... Священный соборъ свидѣтельствуетъ, что онъ пребываетъ въ полномъ единеніи съ отцомъ и молитвенникомъ Церкви Русской, внемлетъ его призыву и готовъ жертвенно исповѣдывать вѣру Христову противъ ея хулителей. Священный соборъ призываетъ и всю Русскую Церковь во главѣ со всѣми архипастырями и пастырями объединиться нынѣ вокругъ Патріарха, дабы не дать на поруганіе вѣры нашей».

Вскорѣ послѣ изданія этихъ актовъ, члены собора были потрясены вѣстью объ убійствѣ Кіевскаго Митрополита Владиміра. Подробныя свѣдѣнія объ этомъ преступленіи содержатся въ книгѣ протопресвитера Михаила Польскаго «Новомученики Россійскіе» и въ 4-мъ томѣ книги архіепископа Никона «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго».

Прибывшій съ собора въ Кіевъ Митрополитъ Владиміръ ока/с. 23/зался въ очень трудномъ положеніи вслѣдствіе разлагающей работы Украинской Церковной Рады, приступившей къ устройству въ сущности обновленческой церкви, возглавлявшейся, конечно самочинно, заштатнымъ архіепископомъ Алексѣемъ (Дородницинымъ). Комиссія этой Рады 9 декабря явилась къ Митрополиту и потребовала отъ него передачи ей власти, удаленія епископа Чигиринскаго Никодима и выѣзда изъ Кіева самаго Митрополита. Архіепископъ Алексѣй тѣмъ временемъ поселился въ Кіево-Печерской Лаврѣ и велъ противъ Митрополита злостную агитацію въ средѣ братіи. Поэтому, когда убійцы явились къ Митрополиту 25 января 1918 года, онъ оказался въ ихъ рукахъ совершенно одинокимъ. Ни одинъ человѣкъ не всталъ на его защиту. Лишь его долголѣтній келейникъ подошелъ подъ благословеніе своего Митрополита, когда его уводили на убіеніе изъ Лавры. Митрополитъ успѣлъ только благословить его и сказать: «Прощай, Филиппъ». Какъ пишетъ о. Михаилъ Польскій: «забытый и брошенный своей братіей, окруженный палачами и убійцами, ни въ чемъ не повинный, кроткій и смиренный старецъ Митрополитъ Владиміръ спокойно шелъ на казнь». Владыку привезли къ мѣсту разстрѣла въ автомобилѣ. Въ отвѣтъ на его просьбу, убійцы позволили ему помолиться, сказавъ: «Только поскорѣе». Случайный очевидецъ разсказалъ, что воздѣвъ руки къ небу, владыка Владиміръ молился вслухъ: «Господи, прости мои согрѣшенія вольныя и невольныя и прими духъ мой съ миромъ». Потомъ, благословивъ крестообразно обѣими руками своихъ убійцъ, онъ сказалъ: «Господь васъ да проститъ».

Тѣло мученика было обнаружено утромъ на другой день женщинами богомолками. На немъ было много не только огнестрѣльныхъ ранъ, но и штыковыхъ.

Митрополитъ Владиміръ былъ первымъ послѣ революціи мученикомъ-архіереемъ. Само собой разумѣется, что его мученическая кончина произвела сильное впечатлѣніе на вѣрующихъ и, особенно на членовъ Всероссійскаго собора.

Убійство Митрополита Владиміра и смута междуусобной войны сдѣлали вопросъ о замѣнѣ его, какъ главы автономной Кіевской митрополіи очень сложнымъ и срочнымъ. Кіевъ незадолго до того былъ занятъ нѣмцами, а гражданское управленіе перешло въ руки гетмана Скоропадскаго, бывшаго подъ наблюденіемъ нѣмецкихъ военныхъ властей.

Митрополитъ Антоній вернулся въ Харьковъ къ Лазаревой субботѣ, а вскорѣ послѣ Пасхи онъ поѣхалъ въ Кіевъ на областной соборъ. Тогда же архіепископъ Евлогій получилъ порученіе отъ Патріарха провести выборы новаго Кіевскаго митрополита. Громаднымъ большинствомъ голосовъ митрополитомъ былъ избранъ архіепископъ Антоній и выборы эти были вскорѣ утверж/с. 24/дены Патріархомъ Тихономъ. Передъ отъѣздомъ Митрополита Антонія въ Кіевъ, отъ лица Харьковской епархіи его просили указать кого онъ хотѣлъ бы видѣть тамъ своимъ преемникомъ. Онъ указалъ на Архіепископа Анастасія, впослѣдствіи замѣнившаго его на посту главы Зарубежной Церкви.

Митрополитъ Антоній вскорѣ прибылъ въ Кіевъ. Не безъ труда прошло его утвержденіе со стороны гетмана, вслѣдствіе интригъ сепаратистовъ, которымъ въ этомъ помогалъ министръ исповѣданій проф. В. В. Зѣньковскій. Однако, Митрополитъ Антоній могъ управлять своей епархіей только до декабря. Въ декабрѣ 1918 года власть захватили петлюровцы. Митрополитъ Антоній и Архіепископъ Евлогій были арестованы и заточены въ уніатскомъ монастырѣ въ Галиціи. Этой ссылкой, вѣроятно, была сохранена жизнь Митрополита Антонія въ періодъ наступившаго буйнаго гоненія на Церковь въ Россіи. Кто могъ тогда догадаться, что такимъ испытаніемъ Господь сохранялъ жизнь Митрополита Антонія для совсѣмъ особаго подвига за рубежемъ?

Примѣчаніе:
[25] Владиміръ Степановъ (Русакъ). Свидѣтельство Обвиненія, Москва 1980 г., ч. I, стр. 49.

Источникъ: Епископъ Григорій. Русская Церковь передъ лицомъ господствующаго зла. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1991. — С. 17-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.