Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 3-й. Jordanville, 1992).

БІОГРАФИЧЕСКІЯ ДАННЫЯ.

Епископъ Григорій, до постриженія въ монашество протопресвитеръ Георгій Граббе, родился въ С.-Петербургѣ 8 апрѣля 1902 г.

Его отецъ, графъ Павелъ Михайловичъ Граббе, былъ офицеромъ Кавалергадскаго полка, а по выходѣ въ отставку состоялъ въ должности Шталмейстера Двора Его Величества. Переѣхавъ въ Московскую губернію, онъ былъ избранъ Предводителемъ Дворянства Звенигородскаго уѣзда Московской губерніи. Во время Первой міровой войны онъ добровольцемъ вернулся на военную службу и былъ поочередно командиромъ двухъ казачихъ кубанскихъ полковъ: 3-го Черноморскаго и 3-го Таманскаго. Послѣ революціи онъ отказался присягать Временному правительству и былъ уволенъ въ запасъ. Въ 1917 г. онъ былъ избранъ делегатомъ на Всероссійскій Церковный Соборъ отъ Владикавказской епархіи и, благодаря своей богословской образованности и энергіи, очень скоро сталъ виднымъ членомъ Собора. Какъ только коммунисты захватили власть въ свои руки, Павелъ Михайловичъ составилъ обращеніе къ Собору и собралъ подписи подъ предложеніемъ прекратить пренія о цѣлесообразности возстановленія патріаршества и немедленно приступить къ выборамъ Патріарха. Его предложеніе было принято Соборомъ и выборы Патріарха были назначены на слѣдующій же день. Въ моментъ полной разрухи Россійской Имперіи, Русская Церковь получила своего каноническаго главу въ лицѣ Св. Патріарха Тихона.

Во время Второй міровой войны, проживая въ своемъ имѣніи въ Польшѣ, онъ сдѣлалъ попытку избѣжать рукъ большевиковъ, покинувъ свое помѣстье прежде вступленія въ него совѣтскихъ частей, но былъ арестованъ ими на пути и посаженъ въ тюрьму въ гор. Сомборъ въ Галиціи. Оттуда, по полученнымъ впослѣдствіи свѣдѣніямъ, онъ былъ отправленъ въ концентраціонный лагерь въ Пермскую область, гдѣ и умеръ мученической смертью въ неизвѣстный для семьи срокъ.

Жена его, Анастасія Георгіевна, рожд. Демидова, отличалась большимъ умомъ, начитанностью и благочестіемъ. Св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій, исцѣлившій ее отъ смертельной болѣзни, очень любилъ родителей владыки Григорія и, бывая въ Петербургѣ, заходилъ и въ ихъ домъ. Въ одинъ изъ такихъ своихъ пріѣздовъ, о. Іоаннъ, не заставъ родителей дома, прошелъ въ дѣтскую и тамъ благословилъ всѣхъ дѣтей, что осталось въ памяти владыки Григорія.

/с. 4/ Владыка былъ вторымъ сыномъ графа Павла Михайловича и Анастасіи Георгіевны. Его старшій братъ Михаилъ, подававшій большія надежды какъ талантливый поэтъ, умеръ 19-ти лѣтъ на о. Лемносѣ въ Греціи за двое сутокъ до кончины своей матери. Сестра его Нина Павловна приняла въ Бѣлградѣ (Югославія) монашество съ именемъ Магдалины и впослѣдствіи была игуменіей Лѣсненскаго монастыря, переѣхавшаго изъ Югославіи во Францію. Сынъ и два зятя владыки Григорія священники. Второй сынъ его выдающійся инжинеръ въ области электроники.

Большое вліяніе на воспитаніе дѣтей семьи Граббе имѣла традиція поэта и богослова А. С. Хомякова, приходившагося роднымъ дѣдомъ графу П. М. Граббе и, слѣдовательно, прадѣдомъ владыкѣ Григорію. Сильное вліяніе, уже въ области преданности присягѣ Царю и Отечеству, оказывала память другого прадѣда — графа Павла Христофоровича Граббе, героя Отечественной войны и завоеванія Кавказа, а также и дѣда, Михаила Павловича, геройски павшаго при штурмѣ Карса въ 1877 г. Оба они были Георгіевскими кавалерами.

Когда семья ко времени революціи оказалась на Кавказѣ, будущій епископъ поступилъ въ гимназію въ Кисловодскѣ, гдѣ окончилъ 6-й классъ, уже тогда начавъ проявлять живой интересъ къ общественной жизни. Всего черезъ мѣсяцъ послѣ вынужденнаго отреченія Государя Николая II-го отъ престола, братья Граббе успѣли образовать монархическую организацію молодежи, распространявшую идею возстановленія монархіи и помогавшую спасать преслѣдуемыхъ большевиками офицеровъ, чтобы отводить ихъ въ горы, гдѣ было организовано для нихъ временное убѣжище въ одномъ изъ ауловъ. Большой любитель прогулокъ, молодой Юрій Павловичъ зналъ множество тропинокъ въ горномъ районѣ близъ Кисловодска и лично проводилъ туда немалое число офицеровъ.

Покинувъ предѣлы Россіи въ 18-лѣтнемъ возрастѣ, онъ изъ Константинополя попалъ въ Бѣлградъ, столицу Югославіи, и выдержалъ тамъ экзаменъ на аттестатъ зрѣлости. Съ 1923 г. по 1926 онъ обучался на богословскомъ факультетѣ Бѣлградскаго университета.

Трудность содержанія большой семьи (четверо дѣтей) вынудила Юрія Павловича и его жену Варвару Максимовну (рожд. Яржембскую) уѣхать на Волынь въ единственное сохранившееся послѣ революціи имѣніе его отца.

Съ юности проявляя большую активность въ общественной жизни, въ Бѣлградѣ онъ сталъ издателемъ-редакторомъ монархической легитимной газеты «Голосъ Вѣрноподаннаго», сдѣлался по/с. 5/стояннымъ сотрудникомъ журнала «Церковныя Вѣдомости» (оффиціальнаго органа Синода) и «Воскреснаго Чтенія», органа Православной Польской Церкви.

Въ 1931 г., по желанію Митрополита Варшавскаго Діонисія, онъ былъ посвященъ въ чтецы съ порученіемъ ему произносить проповѣди.

Въ этомъ же году ему пришлось поѣхать въ Югославію, вслѣдствіе того, что отецъ его въ поѣздѣ сломалъ себѣ ногу и лежалъ въ больницѣ гор. Нови Садъ, находившагося въ получасѣ ѣзды отъ Сремскихъ Карловцевъ. Юрій Павловичъ пріѣхалъ, чтобы быть съ больнымъ отцомъ и, по приглашенію Митрополита Антонія, остановился у него въ Карловцахъ. Случилось такъ, что какъ разъ въ это время разыгрался большой кризисъ въ связи съ злоупотребленіями Управляющаго Синодальной Канцеляріей Э. И. Махараблидзе. Митрополитъ Антоній счелъ необходимымъ немедленно его уволить и уговорилъ Юрія Павловича принять эту должность — сначала съ 12 августа 1931 г. на временныхъ началахъ, а потомъ уже и окончательно, хотя для семьи Граббе это и было связано съ большими трудностями. Матеріальныя условія не позволяли ей переѣхать въ Югославію, а у Синода поначалу не оказалось никакихъ средствъ для оплаты жалованія и даже указъ о своемъ назначеніи на должность, Юрію Павловичу пришлось разослать на собственный счетъ. Почти годъ не получая никакого жалованія и существуя только на скромную помощь, которую могъ посылать ему отецъ, Юрій Павловичъ принужденъ былъ прожить четыре года вдали отъ семьи, лишь очень рѣдко ее навѣщая.

Въ 1935 г. Юрій Павловичъ былъ однимъ изъ секретарей Совѣщанія, созваннаго Патріархомъ Варнавой, старавшимся объединить всѣ Русскія Церкви заграницей: группу Митрополита Евлогія и Сѣверо-Американскую епархію, но фактически провелъ всю секретарскую работу одинъ, ведя протоколы и составляя проэкты опредѣленій. Имъ былъ составленъ и первоначальный проэктъ принятаго тамъ съ участіемъ Митрополитовъ Евлогія и Ѳеофила «Временнаго Положенія объ Управленіи Русской Православной Церковью Заграницей».

По кончинѣ Митрополита Антонія въ 1936 г., его преемникъ и ученикъ Митрополитъ Анастасій, продолжалъ оказывать Юрію Павловичу такое же полное довѣріе. Должность эта, въ соотвѣтствіи съ новымъ положеніемъ, стала именоваться «Правитель Дѣлъ Синодальной Канцеляріи».

Очень много пришлось потрудиться Юрію Павловичу и въ связи съ организаціей, и проведеніемъ Собора съ участіемъ клира и мірянъ /с. 6/ въ 1938 г. Этотъ соборъ выслушалъ нѣсколько очень важныхъ докладовъ Юрія Павловича на темы: «Взаимоотношеніе Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви», «Пополненіе іерархіи и клира Русской Православной Церкви Заграницей», «Взаимоотношеніе Зарубежной Церкви съ автокефальными Церквами» и «Переходъ Митрополита Евлогія въ Юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха» (см. Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ. Бѣлградъ, 1939 г.).

Во время Второй міровой войны на Юрія Павловича легло много труда по сношенію съ германскими оккупаціонными властями, а затѣмъ эвакуація Синода изъ Бѣлграда ввиду наступленія совѣтскихъ войскъ. Несмотря на всѣ, казалось непреодолимыя препятствія, эвакуація прошла для Синода благополучно и ему удалось даже вывезти большую часть синодальнаго архива. Однако, изъ личныхъ вещей взять почти ничего не удалось. Семью свою Юрій Павловичъ отправилъ въ Германію на полную неизвѣстность за нѣсколько дней по эвакуаціи. Въ теченіе нѣсколькихъ дней по пріѣздѣ въ Вѣну онъ не зналъ гдѣ находится его жена и куда попали его дѣти. Только черезъ годъ съ небольшимъ семьѣ удалось, наконецъ, найти другъ друга.

Вторично и съ еще большими трудностями пришлось ему провести эвакуацію Синода въ 1944 г. изъ Карлсбада. Тутъ къ вагону Синода присоединились: Митрополитъ Берлинскій Серафимъ, б. Берлинскій Архіепископъ Тихонъ, Епископъ Василій и другіе. Всѣ они, разумѣется, имѣли и свой багажъ, къ которому прибавилось нѣсколько ящиковъ богослужебныхъ книгъ, переданныхъ архим. Серафимомъ, которому удалось вывезти эти книги изъ своего монастыря въ Ладоміровой. Архим. Серафимъ сталъ впослѣдствіи Архіепископомъ Чикагскимъ.

Вся тяжесть этой эвакуаціи, происходившей въ моментъ полнаго хаоса и уже потерявшихъ голову властей ввиду близкой капитуляціи Германіи и затѣмъ обоснованіе Синода въ Мюнхенѣ, опять легла на теперь уже о. Георгія. Во время эвакуаціи, находясь уже въ Германіи, 12 іюня 1944 г. онъ былъ рукоположенъ въ санъ іерея Митрополитомъ Серафимомъ (Ляде), что было уже предрѣшено Митрополитомъ Анастасіемъ въ Бѣлградѣ.

Графскій титулъ, священническая ряса и знаніе нѣмецкаго, французскаго и особенно англійскаго языковъ, производили на американскія оккупаціонная власти большое впечатлѣніе и они, обычно, легко шли на встрѣчу просьбамъ о. Георгія.

По обоснованіи Синода въ Мюнхенѣ, на о. Георгія, помимо его /с. 7/ прямыхъ обязанностей Управляющаго Синодальной Канцеляріей (она тогда вся состояла только изъ него самого и одного еще очень пожилого чиновника, выѣхавшаго съ Синодомъ изъ Бѣлграда), легли также и заботы о защитѣ правъ русскихъ военноплѣнныхъ и бѣженцевъ, за которыми тогда буквально охотился Сталинъ.

Тогда же имъ былъ образованъ и возглавленъ Синодальный Переселенческій Комитетъ, подъ крыломъ и защитой котораго находились бѣженцы и разныхъ нехристіанскихъ народностей Россіи, особенно калмыки. Множество людей было спасено тогда благодаря защитѣ Синода отъ выдачи совѣтчикамъ изъ лагерей военноплѣнныхъ и другихъ лицъ; они получили возможность выѣхать въ другія страны, получая нужныя бумаги отъ Синода, наладившаго сотрудничество съ американскими организаціями для помощи бѣженцамъ и разными консульствами.

Видя большое количество молодежи, образованіе которой оказалось прерваннымъ благодаря обстоятельствамъ войны, о. Георгій нашелъ время и для того, чтобы образовать при Синодѣ Учебный Комитетъ, основавшій при лагеряхъ бѣженцевъ нѣсколько среднихъ учебныхъ заведеній, получившихъ отъ мѣстныхъ властей законныя права на выдачу соотвѣтствующихъ дипломовъ. Особенную извѣстность получили гимназіи Милосердаго Самарянина (Мюнхенъ), при лагерѣ Шлейсгеймѣ (около Мюнхена) и въ Австріи, при лагерѣ въ Зальцбургѣ.

Отчасти эти труды его получили оцѣнку въ собственноручно написанныхъ представленіяхъ къ наградамъ, сдѣланныхъ Митрополитомъ Анастасіемъ. Въ 1947 г. онъ ходатайствовалъ о возведеніи о. Георгія въ санъ протоіерея «за ревностное исполненіе имъ служебныхъ обязанностей, требующихъ нынѣ усиленныхъ трудовъ, ввиду постоянныхъ сношеній съ военными и гражданскими властями по защитѣ правъ русскихъ бѣженцевъ разныхъ категорій, за полезную дѣятельность его въ Учебномъ Комитетѣ при Синодѣ и, наконецъ, за плодотворную работу его по организаціи столь важнаго въ настоящее время дѣла переселенія русскихъ изъ Европы въ заокеанскія страны».

13 апрѣля 1956 г. Митрополитъ Анастасій ходатайствовалъ о награжденіи о. Георгія митрой во вниманіе къ его «выдающемуся по своей отвѣтственности служебному положенію въ качествѣ Правителя Дѣлъ Канцеляріи Архіерейскаго Синода, къ его долголѣтней полезной для Церкви службѣ, исключительной трудоспособности, самоотверженному исполненію долга, а также ввиду особенныхъ заслугъ, оказываемыхъ Церкви въ области внѣшнихъ сношеній, какія она должна постоянно вести съ представителями государствен/с. 8/ной власти, съ правительственными учрежденіями и многочисленными церковными и общественными организаціями въ условіяхъ своего нынѣшняго существованія». Въ 1960 г. по постановленію Архіерейскаго Собора о. Георгій былъ возведенъ въ санъ протопресвитера.

15 апрѣля 1971 г., по представленію Митрополита Филарета, протопресвитеру Георгію Граббе было предоставлено право ношенія двухъ крестовъ и совершенія литургіи при отверзтыхъ царскихъ вратахъ.

Въ 1967 г. о. Георгій Граббе подалъ Собору докладную записку о желательныхъ перемѣнахъ въ Синодальномъ Управленіи ввиду расширенія работы по внѣшнимъ сношеніямъ. 5 іюня 1967 г. Соборъ упразднилъ должность Правителя Дѣлъ Синодальной Канцеляріи, передавъ функціи его Секретарю Синода въ санѣ епископа. О. Георгій былъ тогда назначенъ Консультантомъ при Архіерейскомъ Синодѣ и Завѣдующимъ Отдѣломъ Внѣшнихъ Сношеній.

Послѣ кончины Архіепископа Аверкія въ 1976 г., секретарь Синода Епископъ Лавръ былъ назначенъ на его мѣсто настоятелемъ Свято-Троицкаго монастыря, епархіальнымъ архіереемъ и ректоромъ семинаріи.

На о. Георгія было возложено исполненіе обязанностей секретаря Синода и Соборъ въ 1978 г. единогласно избралъ его на эту должность. Послѣдующимъ опредѣленіемъ епископата о. Георгій избранъ на каѳедру епископа Манхеттенскаго, съ предварительнымъ постриженіемъ его въ монашество.

Епископъ Григорій широко извѣстенъ, какъ авторъ многочисленныхъ богословскихъ статей, переведенныхъ на разные языки. Вышло собраніе его сочиненій въ двухъ томахъ [1-й, 2-й], «Книга Правилъ Вселенскихъ Соборовъ» съ его толкованіями, книга въ опроверженіе сочиненія проф. С. Троицкаго подъ заглавіемъ «Правда о Русской Церкви на Родинѣ и за Рубежомъ» «Русская Церковь передъ лицомъ господствующаго зла» и рядъ брошюръ. Архіерейскіе Соборы и Синодъ неоднократно выражали владыкѣ Григорію благодарность за успѣшное исполненіе имъ разныхъ отвѣтственныхъ порученій, иногда требовавшихъ его поѣздокъ за границу.

Въ четвергъ 3 мая 1979 г. въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ состоялось постриженіе о. Георгія съ именемъ Григорія въ память Святителя Григорія Богослова. Чинъ пострига совершилъ владыка Митрополитъ Филаретъ, который на слѣдующій день за ранней литургіей возвелъ о. Григорія въ санъ архимандрита.

Хиротонія архимандрита Григорія во епископа Манхеттенскаго состоялась въ Нью-Іоркѣ въ Синодальномъ соборѣ 29 апрѣля / 12 мая /с. 9/ 1979 г.

Владыка Григорій сохранилъ за собой должность секретаря Синода и дополнительно къ этому сталъ викарнымъ епископомъ при Владыкѣ Митрополитѣ, помогая ему въ управленіи Восточно-Американской епархіей.

По постановленію Архіерейскаго Собора 1981 г., владыка Григорій, во вниманіе къ его долголѣтней службѣ святой Церкви, былъ поставленъ въ рангъ правящихъ епископовъ съ титуломъ Вашингтонскаго и Флоридскаго. Члены Собора также поднесли ему грамату съ высокой оцѣнкой его дѣятельности на пользу Церкви.

Вскорѣ послѣ кончины Митрополита Филарета владыка Григорій ушелъ на покой, прослуживъ вѣрой и правдой Зарубежной Церкви почти 55 лѣтъ (не достало 4-хъ мѣсяцевъ до этого юбилея). Владыка Григорій, уйдя на покой, поселился первоначально въ Лѣсненскомъ монастырѣ во Франціи, гдѣ игуменіей была его сестра. Однако, онъ тамъ серьезно заболѣлъ и выяснилось, что влажный и холодный климатъ оказался для Владыки опаснымъ для жизни. Совершенно обезсиленный и едва передвигаясь, онъ былъ принужденъ вернуться въ Америку, гдѣ съ согласія Первоіерарха поселился въ домѣ одной изъ своихъ дочерей, проводя время въ чтеніи, составленіи статей и перепискѣ съ друзьями.

А. Ш.       

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). Томъ третій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1992. — С. 3-9.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.