Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 3-й. Jordanville, 1992).

ДОКЛАДЪ АРХІЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ ОБЪ ЭКУМЕНИЧЕСКИХЪ ПОСТАНОВЛЕНІЯХЪ ВАТИКАНСКАГО СОБОРА 1968 г.

Высокопреосвященнѣйшему Предсѣдателю Архіерейскаго Синода угодно было передать мнѣ на заключеніе информацію объ экуменическихъ постановленіяхъ Ватиканскаго Собора, составленную въ Секретаріатѣ для Содѣйствія Христіанскому Единству, возглавляемомъ кардиналомъ Беа. Серьезность этого вопроса и необходимость внимательнаго изученія этого документа не дали мнѣ возможности отставить докладъ къ предыдущему засѣданію Синода.

Отрицательное отношеніе нашей Церкви къ Экуменизму и къ попыткамъ на почвѣ послѣдняго строить взаимоотношенія съ католиками, до сихъ поръ могло ограничиваться нашими общими принципіальными заявленіями.

Однако, теперь подошло время, когда экуменизмъ нѣкоторыхъ іерарховъ Православной Церкви, сталъ получать практическое примѣненіе въ жизни, въ частности, въ отношеніи католиковъ. Таковы опредѣленія Синодовъ Московскаго и Сербскаго о бракахъ съ католиками, о чемъ рѣчь будетъ ниже.

Совершенно несомнѣнно, что теперь исподволь готовится новая унія и подбирается матеріалъ для использованія въ этомъ смыслѣ на намѣченномъ Вселенскомъ Соборѣ. Отдѣлъ Внѣшнихъ Сношеній внимательно слѣдитъ за этимъ опаснымъ для Церкви процессомъ.

Начиная съ Папы Іоанна XXIII кромѣ давно существующаго протестантскаго экуменизма формально появился экуменизмъ римо-католическій, сопровождаемый реформаціей Римской Церкви, на этотъ разъ идущей не снизу, какъ во времена Лютера, а сверху, изъ Ватикана.

Для полной оцѣнки этого явленія необходимо, хотя бы кратко, коснуться исторіи его возникновенія, которое многимъ первоначально казалось неожиданнымъ. Для насъ оно не было неожиданнымъ само по себѣ, ибо нынѣшній характеръ его уже находилъ себѣ проявленіе и былъ извѣстенъ намъ хотя бы изъ докладовъ Н. Ф. Степанова [1-й, 2-й, 3-й] Всезарубежному Собору 1938 г. Однако, въ томъ, что происходитъ нынѣ, приходится видѣть такое ускоренное осуществленіе опредѣленнаго и давняго плана, какого еще нѣсколько лѣтъ тому назадъ трудно было ожидать.

/с. 150/ Въ прошломъ году на французскомъ языкѣ вышло третье изданіе замѣчательной книги Пьера Веронъ подъ заглавіемъ: «Mystere d'Inquite — Mysterium Inquitatis» (Тайна Беззаконія).

Въ этой книгѣ приводится рядъ цитатъ изъ сочиненій, которыя уже въ прошломъ столѣтіи подробно предусматривали нынѣшнее положеніе Католической Церкви: ея реформацію, экуменизмъ и развалъ, указывая, что это произойдетъ именно послѣ новаго католическаго Вселенскаго Собора. Между прочимъ, нерѣдко цитируется тамъ и духовное чадо Евграфа Ковалевскаго, баронъ Марсодонъ, какъ авторитетный масонъ 33-й степени.

Больше всего приводятся авторомъ и особенно выразительны цитаты изъ книгъ католическаго разстриги Рока (1830-1893), ученика извѣстнаго мистика, розенкрейцера Сентъ Ивъ Д'Альвейдръ. Близокъ онъ былъ и къ знаменитому сатанисту и магу Палосу.

Рока предсказываетъ созданіе новой, всѣхъ объединяющей синархической Церкви на развалинахъ папизма. По существу это, конечно, не предсказаніе, а программа тщательно и предусмотрительно составленнаго плана. Мы находимъ тамъ программу рѣшительно всѣхъ реформъ, введенныхъ нынѣ, послѣ Второго Ватиканскаго Собора. Тутъ и широкій экуменизмъ, и реформа богослуженія, и учрежденіе Синода, введеніе мірянъ въ церковное управленіе, и, конечно, крайній модернизмъ. Все это промежуточныя стадіи для новой, всеобъемлющей, явно Антихристовой религіи. Все это намѣчено тамъ для разложенія Католической Церкви. Православная Церковь въ то время казалась слишкомъ незначительной для того, чтобы сосредотачивать на ней свое вниманіе. Однако, теперь и на нее обращены взоры тѣхъ же темныхъ силъ для вовлеченія ея въ эту «Новую Церковь» съ помощью экуменизма. Впрочемъ, не надо забывать, что формально иниціатива экуменическаго движенія связана съ Константинопольскимъ Престоломъ.

Главу о будущей «Новой Церкви» авторъ предваряетъ цитатой изъ одной статьи бар. Марсодона: «Нѣтъ никакой проблемы, требующей рѣшенія съ протестантскими церквами, не больше — чѣмъ возникаетъ ихъ между Масонствомъ и Синагогой. Затрудненіе существуетъ только съ Римской Церковью». Это было написано въ 1946 г.

Черезъ 20 лѣтъ произошла перемѣна, ибо состоялся Ватиканскій Соборъ, оказалось, что почва уже хорошо подготовлена для реформъ и послѣ Ватиканскаго Собора планы заговора стали осуществляться явно и довольно легко.

Рока пишетъ, между прочимъ, что Папство «освятитъ современную цивилизацію, объявитъ ее дверью Евангелія, наслѣдницей /с. 151/ Господнихъ обѣтованій и подлиннаго духа притчей» (стр. 148). Это осуществляется во многихъ католическихъ выступленіяхъ и, напримѣръ, проявлено при посѣщеніи Папой Объединенныхъ Націй.

Въ другомъ мѣстѣ Рока писалъ: «Я думаю, что божественный культъ, какъ онъ установленъ въ литургіи, церемоніалѣ, ритуалѣ и правилахъ Римской Церкви, вскорѣ подвергнется на Вселенскомъ Соборѣ измѣненію, которое, возвращая имъ всю почтенную простоту апостольскаго времени, согласуетъ ихъ съ новымъ состояніемъ сознанія и современной цивилизаціи» (стр. 33).

Но мысль у будущихъ реформаторовъ идетъ еще дальше: она предусматриваетъ наконецъ самоупраздненіе Римскаго папизма во имя объединенія религій. Современный развалъ Католической Церкви послѣ Ватиканскаго Собора дѣлаетъ это практической возможностью въ не очень далекомъ будущемъ, даже если Папа который покровительствуетъ реформамъ вообще и захотѣлъ бы повернуть руль на 180 градусовъ. Онъ несомнѣнно не можетъ не испытывать тревоги за будущее и иногда старается тормозить ходъ обновленческаго процесса. Католическая правая газета Твинъ Цирклъ въ номерѣ отъ 25 февраля с. г. сообщаетъ, что на пріемѣ Понтификальной Комиссіи о Латинской Америкѣ Папа, по прочтеніи оффиціальной рѣчи, сталъ съ большой горечью говорить о церковныхъ настроеніяхъ и о вызываемомъ ими тревожномъ чувствѣ, охватывающемъ его особенно по ночамъ. Папа говорилъ объ этомъ со слезами на глазахъ. Съ уходомъ такихъ членовъ куріи, какъ Оттавіани, Папа окружилъ себя обновленцами.

Работа разрушительныхъ силъ, въ особенности мало замѣтная для тѣхъ, кто не желалъ этого видѣть, въ теченіи ряда десятилѣтій сосредоточилась на формированіи взглядовъ руководящаго католическаго духовенства, и особенно іерархіи, вовлекая туда и Орденъ Іезуитовъ. Въ теченіи послѣднихъ десятилѣтій тамъ произошла переоцѣнка почти всѣхъ явленій жизни.

Уже покойный Папа Іоаннъ XXIII задолго до Ватиканскаго Собора совѣтовалъ бар. Марсодону не уходить изъ масонства, когда того назначили Посломъ Мальтійскаго Ордена. Теперь іезуиты выступаютъ на масонскихъ собраніяхъ, устраиваютъ совмѣстныя трапезы и собранія масоновъ и Рыцарей Колумба, Епископъ Шинъ чествуется Нью-Іоркской Синагогой и произноситъ тамъ рѣчь съ каѳедры, а въ Мадридѣ, въ одномъ изъ соборовъ, было совмѣстное богослуженіе съ іудеями. На Ватиканскомъ Соборѣ оказалось, что подавляющее большинство епископовъ такъ или иначе сочувствуетъ модернизму подъ итальянскимъ названіемъ «аджіорнаменто», т. е. приспособленія къ современности. Консерваторы при голосовані/с. 152/яхъ рѣдко могли собрать болѣе 10 процентовъ голосовъ, а почтенный кардиналъ Оттавіани при одномъ изъ своихъ выступленій былъ явно осмѣянъ.

Наравнѣ съ протестантскимъ появился католическій экуменизмъ, старающійся быть еще болѣе широкимъ, чѣмъ протестантскій, ища «общаго наслѣдія» съ іудеями и добиваясь діалога съ безбожниками. Съ нѣкоторыми особенностями его намъ надо быть знакомыми, посколько онъ протягиваетъ руки и къ Православію.

Іезуитъ кардиналъ Беа, руководитель экуменической политики Ватикана, въ своихъ сужденіяхъ о т. н. «отдѣленныхъ братьяхъ» исходитъ изъ слѣдующаго положенія въ книгѣ «Pour l'Unité des Chrétiens».

«Ересь и схизма, даже когда онѣ являются формальными, не уничтожаютъ полностью эту принадлежность къ Церкви Христовой... они, вслѣдствіе крещенія, субъекты и члены Церкви и это дѣйствіе крещенія не изглаживается ересью или схизмой» (стр. 25). Замѣтимъ, что тутъ рѣчь идетъ не о тѣхъ, кто, будучи крещенъ въ Церкви затѣмъ отпалъ въ схизму или ересь, но и о крещенныхъ внѣ Церкви.

Кардиналъ Беа приходитъ такимъ путемъ къ почти протестантскому ученію о невидимой Церкви, къ которой, вслѣдствіе своего крещенія, принадлежатъ люди независимо отъ ложности своего исповѣданія. «Каждое крещеніе, — говоритъ онъ, — создаетъ единство не только между крещаемымъ и Христомъ, но и соединяетъ крещенныхъ между собою» (стр. 217).

Поэтому Папы обращаются къ инославнымъ въ рядѣ документовъ, называя ихъ своими «братьями и чадами» (напр., въ энцикликѣ 1 января 1959 г.).

Въ обращеніи Папы Павла VI къ Секретаріату для Содѣйствія Христіанскому Единству 28 апрѣля 1967 г. взглядъ этотъ былъ высказанъ слѣдующимъ образомъ: «Убѣжденіе, что Христосъ желаетъ единства, что это важный и срочный вопросъ не только для Христіанства, но также и для духовныхъ судебъ міра, убѣжденіе, что это уже больше не дѣло, ограничивающееся обсужденіемъ историческихъ причинъ, отъ которыхъ произошло современное раздѣленіе, но что необходимо создать дружескія и лояльныя отношенія между Католической Церковью и другими христіанскими общинами, которыя искренно преслѣдуютъ экуменическія цѣли, что въ основѣ единство между всѣми крещеными христіанами уже существуетъ въ вѣрѣ во Христа и призываніи благословеннѣйшей Троицы, это убѣжденіе, говоримъ мы, уже исполненное столькихъ данныхъ, благопріятныхъ для экуменизма, теперь существуетъ и дѣй/с. 153/ствуетъ во всякомъ бдительномъ христіанскомъ сердцѣ и это представляется намъ большимъ достиженіемъ».

Ватиканскій Соборъ выносилъ свои постановленія объ отношеніи къ другимъ исповѣданіямъ, исходя изъ этихъ принциповъ. Мы имѣемъ ихъ въ систематизированномъ видѣ, въ изданіи Секретаріата для Содѣйствія Христіанскому Единству.

Для правильнаго пониманія этой инструкціи, посколько она касается и отношенія къ православнымъ, надо прежде всего имѣть въ виду разницу въ православномъ и католическомъ подходѣ къ вопросу о дѣйствительности таинствъ.

У католиковъ нѣтъ ученія, что таинства благодатно совершаются только въ нѣдрахъ единой Церкви. Апостольское преемство въ священствѣ, по католическому ученію, изложенному на седьмомъ засѣданіи Тридентскаго Собора (de sacraments in genere, can. 9) является неизгладимымъ, какъ крещеніе. На томъ, кто былъ рукоположенъ, навсегда остается печать священства (signaculum, character) которая не можетъ быть изглажена никакими его преступленіями. Въ совершеніи таинства самымъ главнымъ является вещество, намѣреніе и формула. Такъ напр. съ католической точки зрѣнія крещеніе, совершенное даже и не христіаниномъ (іудеемъ или язычникомъ) будетъ дѣйствительнымъ при соблюденіи вышеуказанныхъ условій по принципу «ex opere operato», т. е. самымъ дѣйствіемъ, совершеннымъ правильно.

Т. о., если лицо, лишенное сана, совершитъ чинъ таинства съ соблюденіемъ всѣхъ внѣшнихъ правилъ и съ произнесеніемъ тайносовершительныхъ молитвъ, то таинство все-таки совершится, хотя и незаконно. Тайносовершительная молитва дѣйствуетъ какъ нѣкая формула заклинанія, а лишеніе сана является только декларативнымъ карательнымъ актомъ, лишающимъ данное лицо должности и почета, но не поражающимъ безусловно благодатныхъ дарованій, полученныхъ имъ при хиротоніи.

Православное ученіе, какъ оно выражено Св. Василіемъ Великимъ въ 1-мъ правилѣ совсѣмъ иное: «Каѳары, — пишетъ онъ, — суть изъ числа раскольниковъ. Однако, угодно было древнимъ, какъ то Кипріану и нашему Фирмиліану, единому опредѣленію подчинить всѣхъ сихъ: каѳаровъ, енкратитовъ, идропарастовъ и апотактитовъ. Ибо, хотя начало отступленія произошло черезъ расколъ, но отступившіе отъ Церкви уже не имѣли на себѣ благодати Святаго Духа. Ибо оскудѣло преподаяніе благодати, потому что пресѣклось законное преемство. Ибо первые отступившіе получили посвященіе отъ отцовъ, и черезъ возложеніе рукъ ихъ, имѣли дарованіе духовное. Но отторженные, содѣлавшись мірянами, не имѣли власти ни /с. 154/ крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другимъ благодать Святаго Духа, отъ которой сами отпали». Такимъ образомъ, если лишенный сана или запрещенный совершить дѣйствіе, даже и по всѣмъ правиламъ, оно останется безблагодатнымъ, какъ совершенное міряниномъ.

Поэтому у насъ, нигдѣ не указано и никогда не совершалось напр. условное рукоположеніе. Таковое недавно имѣло мѣсто въ Германіи при принятіи въ Католическую Церковь англиканскаго священника, ранѣе рукоположеннаго старо-католиками. Не зная, какъ разсматривать его первое рукоположеніе — дѣйствительнымъ или нѣтъ, Епископъ на всякій случай совершилъ рукоположеніе условно. У насъ условно совершается только крещеніе и при томъ, въ случаѣ, когда есть сомнѣніе, что оно ранѣе могло имѣть мѣсто въ Православной Церкви.

Равнымъ образомъ невозможно себѣ представить, чтобы Отцы Вселенскихъ Соборовъ договаривались съ еретиками о взаимномъ признаніи таинствъ другъ у друга. Когда въ Карѳагенской Церкви рядомъ правилъ устанавливались условія пріема донатистовъ, то это не было договоромъ на паритетныхъ началахъ, а было предписаніемъ Собора о порядкѣ административнаго проведенія въ жизнь возсоединенія общинъ, полностью вернувшихся къ Православію.

Православные каноны также рѣшительно запрещаютъ совмѣстную молитву съ еретиками, ибо они отторглись отъ Церкви и къ нимъ относится заповѣдь, что они «якоже язычникъ или мытарь» (Матѳ. 18, 17). Молитвенное общеніе съ ними есть духовное отдѣленіе отъ истинной Церкви.

Съ католической же точки зрѣнія, какъ сказано выше, люди разныхъ исповѣданій все-таки соединены между собою общностью крещенія, ибо всѣ они, независимо отъ своей ереси, какъ-то принадлежатъ къ Церкви и являются духовными чадами Папы. Поэтому вопросъ объ совмѣстной молитвѣ съ инославными и участіи ихъ въ таинствахъ, рѣшается Папой съ точки зрѣнія дисциплины или усвоенной имъ политики.

Вотъ почему Ватиканская экуменическая инструкція (ст. 27) ставитъ рѣшеніе каждаго частнаго вопроса въ этомъ отношеніи въ зависимость отъ обоюднаго согласія на паритетныхъ началахъ, или, какъ тамъ говорится, «нѣкотораго дай — дамъ».

Параграфы 38-54 Инструкціи преимущественно касаются подробныхъ указаній о допустимыхъ формахъ совмѣстной богослужебной молитвы съ представителями Восточныхъ Церквей. Въ пар. 39 о послѣднихъ говорится: «Хотя эти (Восточныя) Церкви и отдѣлены отъ насъ, онѣ все же обладаютъ истинными таинствами, пре/с. 155/жде всего апостольскимъ преемствомъ, священствомъ и Евхаристіей, вслѣдствіе чего онѣ все еще соединены съ нами ближайшимъ образомъ. Поэтому нѣкоторое участіе въ богослужебной молитвѣ (communicatio in sacris) при соотвѣтствующихъ обстоятельствахъ и съ одобренія Церковной Власти, не только допустимо, но и поощряется».

Пар. 41 по 46 говорятъ объ условіяхъ, при которыхъ возможно полное литургическое общеніе. Въ принципѣ допускается исповѣдь и причастіе въ Православной Церкви для отдѣльныхъ католиковъ, но по соглашенію мѣстныхъ представителей и на паритетныхъ началахъ. Пар. 44, 45 и 46 допускаютъ возможность исповѣди и причащенія католиковъ у православныхъ, не только въ случаѣ смертной опасности, но и тогда, когда нѣтъ у нихъ своей церкви въ достаточной досягаемости. Пар. 48 разрѣшаетъ православнымъ быть воспріемниками при католическомъ крещеніи дѣтей. Осуществленіе всѣхъ этихъ мѣропріятій постепенно и незамѣтно вводило бы унію.

Интересенъ пар. 55, касающійся уже не православныхъ, а лицъ другихъ исповѣданій.

Начиная съ объясненія, что за отсутствіемъ съ ними единства вѣры, молитвы и общей жизни они не могутъ быть допускаемы къ литургическому общенію, исповѣди и таинству елеосвященія, правило это послѣдующими словами сводитъ всѣ эти положенія на нѣтъ. «Тѣмъ не менѣе, — говорится тамъ, — посколько таинства суть не только знаменіе единства, но и источникъ благодати (Декретъ объ Экуменизмѣ, п. 8), Церковь можетъ при достаточныхъ основаніяхъ допускать отдѣленныхъ братьевъ къ этимъ таинствамъ, если отдѣленный братъ не имѣетъ доступа къ священнику своего исповѣданія и искренно проситъ этихъ таинствъ у католическаго священника.»

Пар. 46 разрѣшаетъ католикамъ исповѣдываться у православнаго священника, а православнымъ у католическаго, съ оговоркой, что это должно дѣлаться такъ, чтобы не вызывать подозрѣній въ прозелитизмѣ.

Вопросъ о смѣшанныхъ бракахъ, какъ ни странно, совсѣмъ не затронутъ въ Инструкціи. Въ октябрѣ 1967 г. онъ разбирался на засѣданіяхъ Ватиканскаго Синода, который принялъ рядъ разъяснительныхъ постановленій. Синодъ, какъ извѣстно, есть совѣщательный органъ при Папѣ и т. о. его опредѣленія не являются еще закономъ. Синодъ рекомендуетъ нѣкоторую децентрализацію, предоставляя Епископамъ на мѣстахъ рѣшать браки, на которые прежде требовалось разрѣшеніе Папы. Синодъ призналъ достаточнымъ нравственное обязательство въ смѣшанныхъ бракахъ относительно /с. 156/ воспитанія дѣтей въ католичествѣ, не требуя для этого письменнаго обязательства. Было также признано возможнымъ совершеніе бракосочетанія безъ мессы, т. е. безъ причастія. Ни въ одномъ изъ этихъ постановленій, ни Собора, ни Синода, нѣтъ указанія на признаніе законности брака католиковъ и православныхъ, совершенныхъ православнымъ священникомъ.

Между тѣмъ, въ № 5 журнала Московской Патріархіи напечатано опредѣленіе Синода отъ 4 апрѣля 1967 г., на которомъ слушали докладъ Митрополита Никодима о письмѣ кардинала Беа отъ 22 февраля 1967 г. о рѣшеніи Папы Павла VI относительно законности браковъ между католиками и восточными христіанами, совершенныхъ канонически рукоположенными священниками. Синодъ выразилъ удовлетвореніе по поводу этого рѣшенія и постановилъ: «Признавать законность таинства брака между православными и католиками, совершаемаго римско-католическими священниками и въ тѣхъ случаяхъ, когда этотъ бракъ совершается съ благословенія и согласія православнаго епископа». Сербскій Соборъ 31 мая вынесъ почти дословно такое же постановленіе. Практически можетъ быть случаевъ такихъ браковъ почти не будетъ, но принципіально экуменизмъ тутъ сдѣлалъ большой шагъ впередъ, ибо это есть признаніе законнымъ и благодатнымъ католическаго богослуженія, совершеннаго надъ православнымъ. Въ данномъ случаѣ мы также видимъ, что осуществляется принятый Ватиканомъ принципъ паритета.

Но насколько такое рѣшеніе согласно съ римо-католическимъ догматомъ о Церкви, какъ это показано выше, ибо Ватиканъ полностью признаетъ дѣйствительность православныхъ священнодѣйствій, настолько Московское и Бѣлградское опредѣленія расходятся въ рѣшительномъ противорѣчіи съ православной экклезіологіей.

Мы не знаемъ ни одного святоотеческаго примѣра, чтобы Православная Церковь признавала дѣйствительность и допустимость еретическаго священнодѣйствія надъ своими чадами.

Іеромонахъ Даніилъ, состоящій въ братіи греческаго Преображенскаго монастыря, по этому поводу высказалъ свое смущеніе въ очень основательномъ письмѣ одному очень почтенному Сербскому Епископу. Тотъ отвѣтилъ ему не совсѣмъ на тему, можетъ быть, подъ нѣкоторымъ вліяніемъ западной экклезіологіи, проникшей въ нашу богословскую науку. Прежде всего онъ, однако, подходитъ къ вопросу съ точки зрѣнія возможнаго католическаго прозелитизма и не видитъ такой опасности. Она для него вѣтренная мельница. Онъ видитъ у Церкви большихъ враговъ и болѣе серьезныя заботы. Люди уходятъ по его словамъ не въ католичество, а въ сектанты и /с. 157/ всего больше въ безбожники. За этими практическими заботами догматическая сторона остается у Сербскаго Владыки безъ вниманія. Экуменизмъ для сербовъ сейчасъ еще слишкомъ далекъ отъ ихъ жизни. Съ другой стороны тотъ же Епископъ въ рѣшеніи Собора не видитъ ничего новаго со стороны православныхъ. Католики отлучали своихъ чадъ, вступившихъ въ смѣшанный бракъ, а мы, де, признавали бракъ, заключенный въ Католической Церкви.

На неосновательности послѣдняго утвержденія нѣтъ надобности останавливаться: оно давно разъяснено Хомяковымъ, Митрополитомъ Антоніемъ и особенно подробно Архіепископомъ Иларіономъ. Не думаю, чтобы правъ былъ Сербскій Епископъ въ вопросѣ о законности такихъ браковъ согласно Сербскому церковному законодательству. Русская Церковь всегда признавала ихъ недѣйствительными, что вошло и въ Россійское Императорское законодательство (Уставъ Духовн. Консисторій, ст. 26; Зак. о Состояніи, Т. X., ст. 72).

Во всякомъ случаѣ, Московское и Бѣлградское опредѣленія рѣшительно противорѣчатъ правиламъ: Апост. 10 и 45 и Лаод. 32 и 33. Запрещеніе всякаго молитвеннаго общенія съ еретиками и раскольниками, исключающее допустимость совершенія ихъ священникомъ брака для православнаго христіанина, встрѣчается и въ нѣкоторыхъ другихъ правилахъ (Лаод. 6 и 9, Св. Тимоѳея Алекс. 9).

Епископъ Никодимъ отмѣчаетъ, что подъ запрещеніемъ молитвеннаго общенія по толкованію Вальсамона «нужно разумѣть не только воспрещеніе епископу и остальнымъ клирикамъ молиться въ церкви вмѣстѣ съ еретиками, такъ какъ за это они уже подлежатъ изверженію по 46 Ап. прав., какъ и за допущеніе еретиковъ къ совершенію чего-либо въ качествѣ клириковъ; но слова «синевхаменосъ мононъ» нужно разумѣть въ смыслѣ имѣющаго просто общеніе и снисходительно смотрящаго на молитву еретиковъ». Онъ далѣе соглашается съ Еп. Іоанномъ Смоленскимъ, что эти правила «стремятся не только къ охраненію православныхъ отъ заразы еретическимъ духомъ, но и къ охраненію ихъ отъ индиферентизма».

Признаніе законности вѣнчанія православнаго человѣка въ католической Церкви подразумѣвало бы вообще признаніе ряда ея священнодѣйствій, которыя всегда предшествуютъ таинству брака, т. е. крещенія, мѵропомазанія, священства лица, совершающаго вѣнчаніи и т. д., иначе говоря, означало бы признаніе ихъ благодатной равноцѣнности съ таинствами Православной Церкви.

Ограниченіе такихъ случаевъ требованіемъ нарочитаго каждый разъ разрѣшенія епископа не мѣняетъ дѣла по существу, ибо это сторона уже не принципіальная, а практически дисциплинарная.

/с. 158/ Мы можемъ ожидать, что на основаніи подобнаго рода соглашеній римо-католиковъ съ нѣкоторыми другими Православными Церквами могутъ участиться уже имѣвшія мѣсто обращенія католиковъ за исповѣдью и причастіемъ къ нашимъ пастырямъ и, въ особенности предложенія нашимъ больнымъ въ госпиталяхъ принимать причастіе у католическихъ священниковъ.

Имѣя въ виду вышеизложенное, для огражденія нашей паствы отъ экуменической заразы кромѣ разъясненія догматической сущности дѣла, представлялось бы полезнымъ дать нашимъ пастырямъ нѣкоторыя практическія указанія въ духѣ того, что было опредѣлено Соборомъ Епископовъ 14/27 октября 1953 года.

Архіерейскаго Синода нижайшій послушникъ

Протопресвитеръ Георгій Граббе       

13/26 февраля 1968 г.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). Томъ третій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1992. — С. 149-158.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.