Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

МИТРОПОЛИТЪ АНТОНІЙ.
(Рѣчь по случаю исполнившагося 50-лѣтія со дня его кончины).

Блаженнѣйшій Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Антоній, основатель и возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, тихо почилъ въ своей келіи 50 лѣтъ тому назадъ, на 73-емъ году жизни. Всѣ Православныя Церкви, даже тѣ, которыя казались отдаленными отъ него, почувствовали утрату и выражали сочувствіе преемнику усопшаго по возглавленію Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополиту Анастасію.

Выдающаяся личность почившаго іерарха уже въ дѣтствѣ обращала на себя вниманіе многихъ пастырей, которые видѣли въ немъ всѣ данныя для того, чтобы вырасти выдающимся церковнымъ дѣятелемъ.

Когда въ раннемъ возрастѣ онъ со своею матерью посѣщалъ святыни Новгорода, многіе иноки и пастыри невольно останавливали свое вниманіе на его живости, вѣрѣ и горячемъ интересѣ къ житіямъ святыхъ и исторіи святынь, къ которымъ мать приводила его поклоняться. Съ переѣздомъ семьи въ Петербургъ интересы мальчика Алеши Храповицкаго постепенно расходились съ интересами его семьи, семьи культурной и образованной, вѣрующей, но съ культурой болѣе свѣтской, чѣмъ церковной. А благочестивый юноша Алеша Храповицкій, постоянно участвуя въ службахъ Исаакіевскаго собора, все больше пріобрѣталъ церковныхъ знаній и все больше заинтересовывалъ собою архіереевъ и духовенство.

Многіе молодые тогда архіереи сохранили симпатію къ /с. 32/ заинтересовавшему ихъ юношѣ и впослѣдствіи способствовали его дальнѣйшему продвиженію.

Не безъ большого противодѣйствія родныхъ юный Храповицкій послѣ окончанія гимназіи поступилъ по конкурсу въ Петербургскую Духовную Академію, которую окончилъ блестяще.

Своимъ энтузіазмомъ онъ еще въ Академіи пріобрѣлъ вліяніе прежде всего въ томъ, что внесъ новую струю въ ея богослужебную жизнь. Онъ съ юныхъ лѣтъ сознательно началъ трудиться надъ укрѣпленіемъ православныхъ церковныхъ убѣжденій съ мечтою о возстановленіи въ Русской Церкви Патріаршества. Уже тогда у него выработалось опредѣленное міровоззрѣніе, которое черезъ его любовь къ людямъ и личную привлекательность всегда распространялось вслѣдъ за нимъ, все болѣе и болѣе пріобрѣтая характеръ движенія.

Не всѣмъ оно было по вкусу. Такъ, Московскій Митрополитъ Сергій (Ляпидевскій) сразу по назначеніи невзлюбилъ молодого ректора Академіи, видя въ его дѣятельности элементы якобы сомнительнаго либерализма, далекаго отъ традиціоннаго формализма, который Митрополиту Сергію представлялся въ утрированномъ видѣ, несогласномъ и съ тѣмъ добрымъ и подлиннымъ благочестіемъ, которое въ дѣйствительности насаждалъ въ своей епархіи Митрополитъ Филаретъ Московскій.

Устраненіе молодого, ревностнаго ректора Академіи изъ Москвы въ Казань въ то время могло казаться его друзьямъ и почитателямъ нѣкоей катастрофой, но теперь мы видимъ, что это было скорѣе благодѣтельнымъ актомъ, ибо открывало ему новые пути работы.

Переводъ архим. Антонія послѣ его обученія и служенія въ Петербургской Духовной Академіи, а затѣмъ его ректорства въ Московской, казался большимъ пониженіемъ. Служебно это такъ и было. Но, съ другой стороны, пріобрѣтя уже прочный кругъ почитателей и друзей въ двухъ Академіяхъ, онъ теперь переносилъ свое вліяніе еще и на Казанскую Академію. И тамъ тоже онъ скоро былъ утѣшенъ появленіемъ новаго круга послѣдователей. Нѣкоторое уныніе въ нихъ всѣхъ вызвалъ переводъ Епископа Антонія въ 1901 г. на Уфимскую епархію, которая сравнительно была захолустной, тѣмъ болѣе, что православные русскіе люди на ея территоріи были въ меньшинствѣ.

Однако, и здѣсь Преосвященный Антоній все оживилъ и /с. 33/ привязался къ своей паствѣ такъ, что когда его въ 1902 году перевели на большую и отвѣтственную Волынскую епархію, онъ уѣзжалъ не безъ сожалѣнія.

Переходя къ возглавленію Волынской епархіи, Преосвященный Антоній оставилъ Уфимскую епархію несравненно болѣе живой, чѣмъ она была, когда онъ ее принялъ незадолго до того. Но и новая для него Волынская епархія сразу перешла отъ прозябанія къ бурной жизни во всѣхъ ея областяхъ. На Волыни онъ съ первыхъ же дней повелъ церковную жизнь самымъ энергичнымъ образомъ, въ особенности пользуясь Почаевской Лаврой какъ духовнымъ центромъ. Тамъ его ближайшимъ помощникомъ и близкимъ къ простому народу вождемъ былъ архимандритъ Виталій (Максименко), впослѣдствіи Восточно-Американскій Архіепископъ.

Волынь помнила своего удивительнаго Архіерея вплоть до самой его блаженной кончины за границей. Извѣстно, что когда пронесся слухъ, что изъ Югославіи на Волынь, возможно, пріѣдетъ Митрополитъ Антоній, то волыняки просили передать ему, что только бы онъ доѣхалъ до границы, а тамъ они уже на рукахъ донесутъ его до Почаева. Нерѣдко старые священники отказывались мѣнять обветшавшіе свои антиминсы только потому, что они были подписаны Архіепископомъ Антоніемъ.

Довольно скоро поле дѣятельности Архіепископа Антонія еще расширилось ввиду назначенія его членомъ Сѵнода. Это дало ему возможность шире распространять свои живительныя православныя идеи. Въ частности, онъ смогъ выдвинуть на первый планъ проектъ возстановленія Патріаршества.

Этотъ проектъ тогда не осуществился, но онъ былъ поставленъ передъ Русской Церковью съ такой силой, что послѣ переворота 1917 г. ничто уже не могло его остановить, несмотря на противодѣйствіе лѣвыхъ обновленческихъ круговъ и Временнаго Правительства.

Въ томъ же предреволюціонномъ періодѣ надо отмѣтить проведенную Архіеп. Антоніемъ въ Кіевской Духовной Академіи ревизію, которая остановила начинавшееся уже подъ вліяніемъ революціи 1905 г. разложеніе нашихъ духовныхъ учебныхъ заведеній.

Архіепископъ Антоній былъ самымъ яркимъ представителемъ людей, вѣрныхъ началамъ Православной Руси. Не удивительно поэтому, что новое правительство поторопилось устранить та/с. 34/кихъ людей отъ всякаго управленія. Однимъ изъ первыхъ указовъ новой власти было увольненіе ряда архіереевъ, начиная съ трехъ Митрополитовъ. Одновременно съ ними былъ лишенъ каѳедры и Архіепископъ Антоній. Онъ не сталъ бороться за ея сохраненіе, а безропотно направился въ Валаамскій монастырь, куда его привлекала монашеская жизнь. Но если устраненіе другихъ епископовъ проходило безпрепятственно, подобно прочимъ революціоннымъ перемѣнамъ, то тутъ планы убрать Архіепископа Антонія не оправдались. Опираясь на новый законъ объ избраніи народомъ епархіальныхъ епископовъ, Харьковская епархія подавляющимъ большинствомъ голосовъ избрала своимъ архіереемъ Архіепископа Антонія. Революціонная власть не смогла ничего сдѣлать, чтобы воспрепятствовать его возвращенію къ управленію епархіей.

Между тѣмъ, онъ уже прибылъ на Всероссійскій Соборъ, но еще не въ качествѣ епархіальнаго архіерея, а въ качествѣ представителя ученаго монашества. Возвращеніе его въ Харьковъ было тріумфальнымъ и такимъ многолюднымъ, что и правительству пришлось съ этимъ мириться. Архіепископъ Антоній естественнымъ образомъ оказался самымъ вліятельнымъ членомъ Собора, такъ сказать, его вождемъ, конечно, направляя его прежде всего къ возстановленію Патріаршества. Какъ извѣстно, Митрополитъ Антоній и получилъ при выборахъ Патріарха громадное большинство голосовъ, но меньше ⅔, и, такимъ образомъ, не могъ считаться избраннымъ безъ жребія, а жребій палъ на Московскаго Митрополита Тихона.

Вскорѣ послѣ этого Соборъ разъѣхался на каникулы. Вмѣстѣ съ тѣмъ, наступили смутные дни для Юга Россіи. Тамъ захватывали власть то коммунисты, то петлюровцы; въ Кіевѣ они смѣнились гетманомъ, который могъ править болѣе или менѣе спокойно при нѣмецкой оккупаціи.

Въ Кіевѣ уже осенью 1917 г. образовалась украинская церковная Рада во главѣ съ заштатнымъ епископомъ Алексѣемъ Дородницынымъ. Но имъ противостали вѣрные Православію элементы. Однако, положеніе значительно ухудшилось съ занятіемъ Кіева большевиками. Сразу же начались кощунства и насилія. 25 января ст. стиля въ Лаврѣ былъ арестованъ и около нея убитъ Митрополитъ Владиміръ. Митрополитъ Антоній въ тѣ дни находился въ Житомирѣ, а въ Кіевъ пріѣхалъ послѣ его убійства. Начавшійся было украинскій Соборъ прервался, и Митропо/с. 35/литъ вернулся въ Москву для участія въ Соборѣ. Онъ смогъ вернуться въ Харьковъ къ Пасхѣ, когда Югъ Россіи былъ освобожденъ отъ большевиковъ и оккупированъ нѣмцами.

Вскорѣ въ Кіевѣ былъ собранъ окружной Соборъ, который избралъ Владыку Антонія своимъ Митрополитомъ. Выборы были немедленно утверждены Патріархомъ, и Митрополитъ вступилъ въ управленіе Митрополіей, несмотря на попытки украинскихъ шовинистовъ этому воспрепятствовать.

Въ декабрѣ 1918 г. Кіевомъ завладѣлъ Петлюра. 4/17 декабря Митрополитъ Антоній и Архіепископъ Евлогій были арестованы. Передъ самымъ арестомъ Митрополитъ успѣлъ собрать всѣхъ Епископовъ только что закончившагося Собора и съ ними подписать обязательство вѣрности Русской Церкви.

Арестованныхъ архіереевъ держали въ самыхъ тяжелыхъ и оскорбительныхъ условіяхъ и отправили въ Галицію, гдѣ помѣстили въ маленькихъ кельяхъ въ уніатскомъ монастырѣ въ Бучачѣ, гдѣ черезъ нѣкоторое время удалось ихъ достигнуть посланцамъ изъ Кіево-Печерской Лавры. Обращеніе базиліанскихъ монаховъ съ узниками было неплохимъ. Митрополитъ Антоній не терялъ времени и писалъ разныя статьи и руководства, въ частности, и «Опытъ Православнаго Катехизиса».

Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ петлюровцы были разбиты, и Митрополитъ съ Архіеп. Евлогіемъ оказались въ рукахъ поляковъ, нисколько не лучшихъ. Положеніе нѣсколько улучшилось, когда ихъ привезли во Львовъ къ уніатскому Митрополиту Шептицкому.

Тѣмъ временемъ о Митрополитѣ Антоніи шли хлопоты въ Парижѣ, и по настоянію французовъ поляки его освободили. Онъ и Архіеп. Евлогій, сначала черезъ Румынію, были доставлены въ Константинополь, гдѣ были у Патріаршаго Мѣстоблюстителя Архіепископа Дороѳея, а затѣмъ возвращены въ Россію, въ Новороссійскъ. Въ сентябрѣ 1919 г. Митрополитъ Антоній былъ радостно встрѣченъ въ Кіевѣ.

Однако, пребываніе тамъ Добровольческой Арміи было непрочно, и во время одного налета большевиковъ Митрополитъ чуть не попалъ къ нимъ въ руки. Въ октябрѣ Митрополитъ Антоній поѣхалъ въ Новочеркасскъ и Ставрополь, гдѣ происходилъ Соборъ съ участіемъ Высшаго Церковнаго Управленія Юга Россіи. Тѣмъ временемъ Добровольческая Армія стала терпѣть пораженія, и вмѣстѣ съ ея отступленіемъ Митрополитъ Антоній дви/с. 36/гался къ Югу. Онъ задержался немного въ Екатеринодарѣ, а затѣмъ Новороссійскѣ, откуда при общей эвакуаціи былъ на греческомъ миноносцѣ вывезенъ въ Константинополь. Владыка покидать Россію не хотѣлъ, но, стараясь спасти его жизнь, въ договорѣ съ греческимъ капитаномъ, его келейникъ сообщилъ ему, что греки празднуютъ освобожденіе отъ турокъ Константинополя и просятъ Митрополита отслужить имъ молебенъ. Во время молебна миноносецъ развелъ пары и отошелъ отъ русскихъ береговъ.

Послѣ краткаго пребыванія въ Константинополѣ Митрополитъ прибылъ на Аѳонъ, гдѣ находился до укрѣпленія арміи Врангеля въ Крыму, когда отправился туда и возглавилъ тамъ Высшее Церковное Управленіе до его эвакуаціи въ Константинополь вмѣстѣ съ бѣженцами на кораблѣ «Великій Князь Александръ Михайловичъ».

Сначала Митрополитъ Антоній думалъ, что, прибывъ за границу, онъ сможетъ передать попеченіе о множествѣ бѣженцевъ и Арміи мѣстнымъ Церквамъ; но когда стали обсуждать всѣ связанные съ этимъ вопросы, то и онъ самъ, и члены Высшаго Церковнаго Управленія увидѣли, что это практически невозможно, съ чѣмъ согласилась и Вселенская Патріархія. Немалое вліяніе въ пониманіи этого дѣла оказало уваженіе къ Митрополиту Антонію и увѣренность, что онъ не допуститъ ничего неканоническаго. Впослѣдствіи почти всѣ Православныя Помѣстныя Церкви тоже предоставили ему автономное управленіе русскими бѣженцами на своей территоріи, а Сербскій Патріархъ Димитрій, Король и правительство предоставили гостепріимство Высшему Церковному Управленію во главѣ съ Митрополитомъ Антоніемъ, которому вскорѣ были отведены покои въ патріаршей резиденціи въ Сремскихъ Карловцахъ. Этимъ открывалась возможность прочной организаціи Русской Церкви за рубежомъ. Однако, очень скоро у нея обнаружились сильные внутренніе и внѣшніе враги. Съ одной стороны сыпались доносы Патріарху на Высшее Церковное Управленіе, вовлекавшіе его въ русскія зарубежныя дѣла, а съ другой стороны Митрополиты Евлогій и Платонъ создавали мѣстные расколы. Также и правительства пограничныхъ новообразованныхъ послѣ Міровой Войны государствъ препятствовали русскимъ епархіямъ на своихъ территоріяхъ находиться въ общеніи съ другими частями Русской Церкви. Личной трагедіей для Митрополита Антонія была необходимость борьбы съ его бывшими уче/с. 37/никами — Митрополитомъ Сергіемъ въ Москвѣ и Митрополитомъ Евлогіемъ въ Парижѣ.

До конца своей жизни Митрополитъ Антоній былъ угнетаемъ этой борьбой, которая была такъ противна его миролюбивому характеру. Въ послѣдніе годы своей жизни онъ еще участвовалъ въ попыткахъ возстановить единство Церкви за рубежомъ, всегда отстаивая убѣжденіе, что это единство должно покоиться на твердыхъ началахъ каноническаго строя.

У него было глубокое убѣжденіе, что за границей должна существовать сильная своимъ единствомъ Русская Церковь, обличающая антихристову сущность коммунизма и твердо исповѣдующая Православіе передъ лицомъ уклоненія отъ него подъ вліяніемъ модернизма и экуменизма. Отвергая любые компромиссы, Митрополитъ Антоній высоко держалъ знамя Святой Руси и началъ православнаго Царства.

Когда въ послѣдній годъ своей жизни Митрополитъ почувствовалъ упадокъ силъ, препятствующій ему съ прежней энергіей вести дѣло возглавленія Зарубежной Церкви, онъ предложилъ Сѵноду избрать ему полномочнаго Намѣстника въ лицѣ Митрополита Анастасія. Его же въ свое время онъ рекомендовалъ какъ своего преемника, когда самъ онъ переходилъ съ Харьковской каѳедры въ Кіевъ.

Кончина Митрополита Антонія наступила послѣ нѣсколькихъ дней изнурительной болѣзни. У одра его находился Патріархъ Варнава, Митрополитъ Анастасій, читавшій отходную, Управляющій Сѵнодальной Канцеляріей гр. Ю. П. Граббе, келейникъ архим. Ѳеодосій, Н. П. Рклицкій (впослѣдствіи Архіеп. Никонъ) и другіе.

Весь православный міръ откликнулся на это событіе, отмѣчая значеніе для Вселенской Церкви свѣтлой личности усопшаго іерарха. Хочется вѣрить, что Русская Зарубежная Церковь, совершая молитвенную о немъ память, будетъ хранить и вѣрность его завѣтамъ.

1985 г.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 31-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.