Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

КЪ СЕМИДЕСЯТИПЯТИЛѢТІЮ ЦАРЕУБІЙСТВА.

Мы только что отмѣтили самый трагическій день русской исторіи — день убіенія Царской Семьи во главѣ со Святымъ Царемъ Николаемъ Вторымъ.

День этотъ завершаетъ страданія и паденіе въ Россіи власти послѣдняго Православнаго Царя, по мѣрѣ своихъ силъ удерживавшаго ростъ антихристіанскихъ движеній въ мірѣ.

Государь съ самаго начала своего царствованія отдавалъ въ дѣлахъ правленія сердце свое въ руки Божіи. Извѣстно, что ни одного рѣшительнаго шага въ своей политикѣ Онъ не предпринималъ безъ молитвы. Онъ никогда не забывалъ этой необходимости для православнаго Царя, сознавая всегда, что, царствуя по милости Божіей, онъ долженъ всѣ государственныя проблемы рѣшать въ соотвѣтствіи съ волей Божіей, ученіемъ Св. Христовой Церкви и съ духовной пользой для своихъ подданныхъ, а не только въ соотвѣтствіи съ потребностями политической обстановки.

При подготовкѣ реформъ, въ связи съ начавшимися въ 1905 г. безпорядками, Государь очень скоро столкнулся съ тѣмъ, что многіе его сотрудники въ Правительствѣ этого не понимаютъ.

Недоброжелательный къ Царю авторъ предисловія къ изданному въ Россіи дневнику Государя, говоря о совѣщаніи по вопросу о томъ, какъ противодѣйствовать начавшейся въ 1905 г. смутѣ, сѣтуетъ, что изъ царскаго дневника мы узнаемъ только, что кто-то Имъ былъ принятъ, обѣдалъ и пилъ чай, но въ немъ нѣтъ свѣдѣній о государственныхъ совѣщаніяхъ. Вмѣсто того, чтобы /с. 78/ понимать, что въ положеніи Царя было бы неосторожно откровенничать въ дневникѣ, — враждебный Государю авторъ истолковываетъ это какъ Его равнодушіе къ существенному вопросу. Но какъ разъ въ вопросѣ о реакціи на начавшуюся смуту Государь проявилъ большую активность, защищая принципы русской православной монархіи.

На первомъ совѣщаніи государственныхъ дѣятелей взгляды, согласные съ Царемъ, высказалъ только оберъ-прокуроръ Сѵнода К. П. Побѣдоносцевъ. Другіе преимущественно склонялись къ самымъ разнымъ видамъ политическихъ преобразованій и компромиссовъ. Государь былъ этимъ огорченъ. Онъ созвалъ и подготовилъ второе совѣщаніе, на которомъ проявилось уже больше пониманія царской мысли.

Рядъ членовъ Императорской Фамиліи были привлечены въ составъ Совѣщанія и поддержали Государя. Путь государственнаго корабля былъ выправленъ, государство было укрѣплено безъ нарушенія основныхъ принциповъ православной государственности. Потребовалось почти три года изнурительной войны и измѣна высшихъ чиновъ военнаго командованія, чтобы совершить государственный переворотъ.

2 марта, послѣ записи о подписаніи отреченія отъ престола, находимъ въ Царскомъ дневникѣ горькія слова: «Кругомъ измѣна, трусость и обманъ».

Съ тѣхъ поръ начались страданія плѣненной Царской Семьи, постепенно усиливавшіяся, особенно послѣ замѣны караула, полюбившаго Царственныхъ Узниковъ, коммунистами и убійцами во главѣ съ Бѣлобородовымъ. Одновременно изъ года въ годъ росли въ Россіи народныя бѣды, которыя не кончились и до сего дня.

Болѣе семидесяти лѣтъ ужасно страдаетъ русскій народъ вслѣдствіе того, что онъ не отвергъ зачинщиковъ измѣны присяги своему Царю. Божіе наказаніе не замедлило. На смѣну благостному православному Царю пришла жесточайшая безбожная совѣтская власть. Революція, начавшаяся съ измѣны генераловъ, вскорѣ стала всенародной и проникла даже и въ Русскую Церковь въ формѣ обновленчества.

То противодѣйствіе ей, которое мы начинаемъ наблюдать въ народѣ сейчасъ, еще далеко не всенародно и не побѣждаетъ остатковъ зла, насажденнаго безбожнымъ КГБ.

А между тѣмъ, крайне ослабленному въ Россіи Православію /с. 79/ угрожаютъ все новыя опасности, и даже самому большому оптимисту сейчасъ трудно надѣяться на такое возстановленіе русскаго Православнаго Царства, которое могло бы стать силою мірового значенія.

Намъ приходится считаться съ міровымъ положеніемъ. Міръ вокругъ насъ все быстрѣе и быстрѣе разлагается. Тѣ признаки ужаснаго конца его, которые указаны въ Евангеліи, быстро умножаются, проявляясь въ разныхъ концахъ міра почти одновременно. По своимъ послѣдствіямъ самымъ важнымъ міровымъ явленіемъ было убіеніе въ Россіи св. мученика Царя Николая II, ибо изъ нашей среды былъ взятъ «Удерживающій». Ими были наши послѣдніе Цари. Не напрасно Царя Александра III въ иностранномъ мірѣ прозвали Миротворцемъ. Императоръ Николай II тоже пошелъ по стопамъ своего отца, предложивъ всѣмъ странамъ разоружиться и создать миротворческій органъ.

Послѣ многолѣтнихъ гоненій на Церковь въ Россіи мы съ удовлетвореніемъ можемъ отмѣтить нѣкоторыя положительныя явленія, проявившіяся въ новомъ законѣ о религіи. Его оффиціальное названіе — «Законъ Россійской Федераціи о свободѣ совѣсти и вѣроисповѣданій». Законъ этотъ является очень важнымъ своимъ опредѣленнымъ отверженіемъ антирелигіознаго законодательства Совѣтскаго Союза.

Новый законъ имѣетъ цѣлью защиту вѣрующихъ отъ упорныхъ и злостныхъ враговъ вѣры.

Въ ст. 19 читаемъ: «Не допускается проведеніе атеистическихъ, культурно-зрѣлищныхъ и иныхъ мѣропріятій, оскорбляющихъ религіозныя чувства вѣрующихъ вблизи мѣстъ, традиціонно используемыхъ ими въ соотвѣтствіи съ настоящимъ закономъ для совершенія религіозныхъ обрядовъ». Такая деталь обращаетъ на себя вниманіе.

Очевидно, въ связи съ такимъ направленіемъ Правительства измѣнились къ лучшему и высказыванія Патріарха Алексія, проявившіяся въ его посланіи по поводу 75-лѣтія убіенія Царской Семьи.

Въ 1991 г. вопросъ о прославленіи Царственныхъ Новомучениковъ онъ еще связывалъ съ какой-то ихъ «реабилитаціей». Теперь же, въ нарочитомъ посланіи, онъ приводитъ смѣлыя обличительныя слова Патріарха Тихона изъ его проповѣди передъ панихидой, сказанныя имъ сразу по полученіи извѣстія о совершившемся цареубійствѣ. «Мы должны, — сказалъ Патріархъ-/с. 80/ исповѣдникъ, — повинуясь ученію слова Божія, осудить это дѣло, иначе кровь разстрѣляннаго падетъ и на насъ, а не только на тѣхъ, кто совершилъ это».

Нынѣшній Патріархъ Алексій теперь даже готовъ ставить вопросъ о канонизаціи Царственныхъ Новомучениковъ, поддаваясь народному движенію. Однако, онъ думаетъ, что этого уже довольно для того, чтобы создалось нѣчто общее между нимъ и Зарубежной Церковью. Мы все же должны напомнить ему, что этого далеко не достаточно. Вѣдь и въ послѣдніе годы, при самомъ дѣятельномъ участіи Патріарха Алексія, несовмѣстимое съ Православіемъ экуменическое движеніе продолжаетъ оказывать вліяніе на внутреннюю жизнь Церкви. Его экуменизмъ идетъ такъ далеко, что Патріархъ не останавливается даже и передъ діалогомъ съ іудеями.

Къ сожалѣнію, нѣкоторыя постепенно проявляющіяся положительныя стороны жизни въ Россіи не настолько еще вліятельны, чтобы ими можно было замѣнить значеніе для міра убіеннаго «Удерживающаго».

Своими молитвами св. Царь-Мученикъ да поможетъ своему народу пережить наступившіе для нашего Отечества тяжелые дни.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 77-80.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.