Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

О ТРЕХЪ СОБОРАХЪ.

Каждый церковный Соборъ, отражая вопросы, выдвигаемые его временемъ, пріобрѣтаетъ тотъ или иной характеръ. Если это можно сказать объ Архіерейскихъ Соборахъ, то еще въ большей степени это относится къ Соборамъ съ участіемъ клира и мірянъ. До сихъ поръ за рубежомъ было два такихъ Собора. Теперь мы ожидаемъ третьяго. Чѣмъ онъ можетъ отличаться отъ двухъ предыдущихъ?

Первый Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ ноябрѣ 1921 г. Русская Церковь тогда еще только начинала организовываться за границей. Высшее Церковное Управленіе до того прибыло въ Сремскіе Карловцы изъ Константинополя, гдѣ шла первая часть его организаціонной работы. Константинополь былъ еще въ то время наполненъ бѣженцами и чинами Арміи ген. Врангеля. Ихъ разселеніе по разнымъ странамъ только начиналось. Сначала предполагалось, что и Соборъ состоится тамъ же, на что уже имѣлось согласіе Константинопольской Патріархіи. Послѣ полученія Митрополитомъ Антоніемъ приглашенія со стороны Сербской Церкви перенести свой церковный центръ въ Сремскіе Карловцы планы перемѣнились.

Между прочимъ, надо имѣть въ виду, что этотъ маленькій городокъ на короткое время сталъ тогда не только русскимъ церковнымъ, но и политическимъ центромъ, ибо въ немъ же обосновался и штабъ ген. Врангеля.

Всѣ эти обстоятельства, конечно, не могли оставаться безъ нѣкотораго вліянія на Соборъ. Однако, совершенно ошибочно такъ часто встрѣчающееся представленіе о Соборѣ 1921 г. какъ собраніи почти преимущественно политическаго характера. Въ большой мѣрѣ мы обязаны этимъ какъ совѣтской пропагандѣ, такъ и тенденціознымъ статьямъ въ лѣвой зарубежной печати двадцатыхъ годовъ. Главнымъ образомъ, поводомъ для такого обвиненія послужило выраженіе въ одномъ посланіи Собора, въ которомъ въ числѣ прочихъ сужденій о духовномъ возрожденіи въ Россіи /с. 92/ высказывалось пожеланіе о возстановленіи въ Россіи Монархіи во главѣ съ законнымъ Царемъ изъ Дома Романовыхъ. Никто изъ противниковъ такого уточненія не возражалъ въ принципѣ противъ упоминанія Монархіи, но они хотѣли, чтобы оно было сдѣлано только въ общей формѣ. Именно въ этомъ смыслѣ объясняли несогласіе части членовъ Собора съ большинствомъ Архіепископъ Евлогій и Предсѣдатель Отдѣла, Архіепископъ Анастасій.

Но вѣдь это былъ только одинъ изъ вопросовъ, обсуждавшихся Соборомъ. Дѣятельность его этимъ далеко не исчерпывалась. Тамъ были вынесены рѣшенія по ряду важныхъ принципіальныхъ и практическихъ вопросовъ.

Помимо постановленій пастырско-миссіонерскаго характера, было принято Положеніе о Высшемъ Церковномъ Управленіи, объ епархіальномъ управленіи, о церковно-хозяйственныхъ дѣлахъ, объ обслуживаніи еще существовавшихъ частей Арміи, объ обслуживаніи разнообразныхъ группъ бѣженцевъ и т. п. Однимъ словомъ, Соборъ заложилъ фундаментъ организаціи Русской Православной Церкви Заграницей и поставилъ ее на опредѣленный и очень православный путь, по которому она продолжаетъ идти до сихъ поръ. Эту сторону работы какъ-то забываютъ, а въ большинствѣ случаевъ о ней просто и не знаютъ. Къ сожалѣнію, по часто свойственному намъ недостатку любознательности, этого и не изучаютъ, а составляютъ себѣ понятіе о всемъ Соборѣ главнымъ образомъ по полемикѣ объ одномъ изъ многихъ его постановленій.

Соборъ 1938 г. былъ другого характера. Организація Церкви къ тому времени уже вполнѣ опредѣлилась. За два года до Собора уже было выработано Временное Положеніе объ Управленіи Русской Православной Церкви Заграницей. Поэтому задачей Собора явилась не столько организація церковнаго управленія, какъ это было въ 1921 г., а укрѣпленіе уже существующаго внутренняго и идеологическаго единства зарубежной части Русской Церкви и уясненіе ея идеологическихъ началъ въ новыхъ условіяхъ ея жизни.

Подготовка этого Собора была болѣе длительной и тщательной, чѣмъ въ 1921 г. На этомъ второмъ Соборѣ было представлено больше очень глубокихъ и богатыхъ по содержанію докладовъ. Помимо вопросовъ, относящихся къ общему положенію Русской Церкви какъ на Родинѣ, такъ и за рубежомъ, было /с. 93/ освѣщено много интересныхъ и важныхъ вопросовъ. Нѣкоторые доклады (Еп. Серафима Вѣнскаго, потомъ Митрополита, и Н. Ф. Степанова) подготовили насъ къ наступленію нынѣшней эры экуменизма, уже тогда ясно раскрывая представляемую имъ опасность для Церкви. Соборъ живо ощущалъ, что онъ представляетъ неотдѣлимую часть Русской Церкви. Онъ далъ какъ бы новый импульсъ нашей церковной жизни, который благопріятно отразился даже и на финансовомъ положеніи Архіерейскаго Сѵнода. Благодаря Собору ко времени начала Второй Міровой войны связь съ Дальнимъ Востокомъ и Америкой оживилась, какъ никогда передъ тѣмъ. Война остановила это развитіе.

По сравненію съ предыдущими Соборами, Соборъ 1974 г. получаетъ новыя задачи, отвѣчающія современному положенію въ мірѣ и измѣнившемуся составу зарубежной части Русской Церкви.

Изъ тѣхъ Епископовъ, которые участвовали на Соборѣ 1938 г., нѣтъ въ живыхъ уже ни одного. Нѣтъ больше и бывшихъ тогда въ живыхъ членовъ Всероссійскаго Церковнаго Собора, дѣлившихся съ нами своимъ опытомъ. Нѣтъ болѣе священнослужителей со старымъ дореволюціоннымъ опытомъ. На Соборѣ 1938 г. еще не было ни священниковъ, ни мірянъ, родившихся внѣ Россіи. Теперь перемѣнилось и это, и весь окружающій насъ міръ.

Новые церковные дѣятели въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ не имѣютъ опыта членовъ Собора 1938 г. У нихъ та же любовь къ Церкви и къ Россіи, но меньше непосредственной связи съ ея бытомъ и культурой, хотя они и блюдутъ принципіальныя начала Святой Руси. Съ другой стороны, какъ выросшіе за границей, они часто имѣютъ тотъ практическій опытъ, котораго въ 1921 и 1938 годахъ не доставало иногда ихъ отцамъ и дѣдамъ. Но эта смѣна поколѣній мѣстами вызываетъ въ церковной жизни и такія новыя проблемы, какъ незнаніе многими прихожанами не только церковно-славянскаго, но и русскаго языка. Этимъ, впрочемъ, не ослабляется ихъ преданность родной Церкви. Они чувствуютъ себя неотдѣлимой частью Русской Церкви; они болѣютъ ея болѣзнями и радуются ея радостямъ. Къ сожалѣнію, мало радостнаго приходится слышать изъ Россіи, за исключеніемъ свѣдѣній о твердости многихъ въ исповѣданіи вѣры.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, новый составъ нашей Церкви Заграницей менѣе изолированъ отъ внѣшнихъ связей съ инославнымъ міромъ, чѣмъ это было до Второй Міровой войны. Кризисъ католичест/с. 94/ва и протестантизма поэтому въ какой-то мѣрѣ затрагиваетъ и русское общество. Проникновеніе модернизма въ другія Православныя Церкви вызываетъ тамъ реакцію со стороны элементовъ, желающихъ сохранить чистое православіе. Иногда они ищутъ его въ нашей Церкви и становятся ея членами.

Въ связи со всѣмъ этимъ и съ ростомъ экуменизма и модернизма въ окружающей насъ средѣ, передъ нами становится рядъ бытовыхъ и даже догматическихъ вопросовъ. Прибавляются проблемы, вызываемыя активностью за границей со стороны Московской Патріархіи. Она по указанію совѣтскихъ властей умножаетъ свою іерархію на Западѣ и старается вторгаться въ нашу жизнь.

Наша Церковь Заграницей никогда не отдѣляла себя отъ Русской Церкви вообще. Поэтому она высказывала свое сужденіе о событіяхъ въ Россіи не какъ сторонній наблюдатель, а какъ свободная часть Русской Церкви, могущая открыто высказывать то, что никто не можетъ объявить во всеуслышаніе на Родинѣ. Вслѣдствіе этого, болѣзни церковной жизни въ СССР всегда такъ или иначе отражались и на церковной жизни за рубежомъ. Обновленчество, сергіанскій компромиссъ — все это получало свой откликъ въ нашихъ зарубежныхъ проблемахъ. Теперь къ принципіальной сторонѣ, которая являлась передъ нами уже при Блаженнѣйшемъ Митрополитѣ Антоніи, прибавилось активное участіе Московской Патріархіи въ экуменическомъ движеніи.

Въ такой сложной обстановкѣ по-новому становится передъ нами цѣлый комплексъ принципіальныхъ, догматическихъ и бытовыхъ вопросовъ, отвѣты на которые особенно важны для нашихъ растущихъ поколѣній.

Вѣрится, что съ Божіей помощью нашъ новый Церковный Соборъ съ участіемъ клира и мірянъ дастъ отвѣтъ на эти вопросы и послужитъ весьма важнымъ шагомъ для дальнѣйшаго, подлинно православнаго развитія нашей церковной жизни.

1974 г.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 91-94.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.