Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

КЪ ИЗБРАНІЮ ПАТРІАРХА АЛЕКСІЯ II.
(Проектъ Посланія).

Не безъ волненія и безпокойства мы ожидали избранія новаго Всероссійскаго Патріарха.

Въ преддверіи этого событія мы читали сообщенія прессы и пропагандистовъ о якобы коренномъ измѣненіи положенія Россійской Православной Церкви при новой политикѣ и такъ называемой «перестройкѣ». Мы не знали, можно ли надѣяться на то, что на Всероссійскомъ Соборѣ появятся новыя церковныя силы и смѣнится ведущій составъ сотрудничавшихъ съ коммунистическимъ правительствомъ епископовъ.

Многіе вѣрующіе у насъ начинали думать, что коренная перемѣна уже наступила. Нѣкоторые выраженія въ началѣ посланія Собора, созваннаго для избранія новаго Патріарха, какъ будто могли насъ въ этомъ обнадеживать. «Церковь наша и весь народъ, — вѣщаетъ новый Патріархъ, — вступили въ эпоху большихъ перемѣнъ, отмѣченную новыми возможностями и новой отвѣтственностью». Посланіе справедливо говоритъ: «И нынѣ, какъ можетъ быть никогда раньше, намъ необходимо критически осмыслить свое прошлое и свое нынѣшнее состояніе, осудить въ себѣ не только тѣ внутреннія болѣзни, которыя порождались стѣсненіями и внѣшними условіями церковнаго бытія, но и то, что происходило отъ нашей слабости и несовершенства, дабы всѣмъ намъ "ходить въ обновленной жизни" (Рим. 6, 4)».

Однако далѣе посланіе не останавливается на сути упомя/с. 114/нутыхъ въ немъ «внутреннихъ болѣзней», а переходитъ къ необходимости устраненія нѣкоторыхъ пастырскихъ и административныхъ недостатковъ текущей церковной жизни, не касаясь корней ихъ происхожденія. Тѣмъ болѣе, не можетъ оно устранить тревоги, вызываемой самой личностью новоизбраннаго Патріарха.

Отводя много мѣста въ Посланіи вопросу объ отношеніи къ Русской Православной Церкви Заграницей, Патріархія ставитъ его только въ плоскость «раздора», и потому возможнаго примиренія, вынося за скобки подлинную глубокую принципіальную причину нашего раздѣленія: вопроса о служеніи истинѣ или лжи. «Мы ничего такъ горячо не желаемъ и не желали, какъ примиренія съ нашими братьями и сестрами», — пишетъ новый Патріархъ Алексій.

Христіанамъ легко «мириться», когда дѣло заключено только въ области личныхъ обидъ, устраняемыхъ взаимной любовью и взаимной просьбой о прощеніи. Но, какъ сказать «Христосъ посреди насъ», когда съ одной стороны дорогая сердцу истина, составляющая основу Церкви Христовой, а съ другой — чуждая ей ложь?

Мы вынуждены напомнить, что путь Московской Патріархіи, несшей эту ложь, обозначенъ съ 1927 года Митрополитомъ, впослѣдствіи Патріархомъ Сергіемъ, когда онъ ради сохраненія внѣшней церковной организаціи провозгласилъ, что радости и скорби враждебной Церкви власти являются также радостью и скорбью возглавленной имъ Русской Церкви. Не согласившіеся съ этой кощунствѣ иной ложью Митрополиты Петръ и Кириллъ вмѣстѣ съ ихъ безчисленными послѣдователями составили украшающій Русскую Церковь ликъ мучениковъ и исповѣдниковъ.

Тогдашній возглавитель зарубежной части Русской Церкви, Блаженнѣйшій Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Антоній, будучи личнымъ другомъ Митрополита Сергія, съ великой скорбью обличилъ его новый путь лжи.

6 мая 1933 года Митрополитъ Антоній писалъ ему: «Умоляю Васъ, какъ бывшаго ученика и друга своего: освободитесь отъ соблазна, отрекитесь во всеуслышаніе отъ всей той лжи, которую вложили въ Ваши уста Тучковъ и другіе враги Церкви, не остановитесь передъ вѣроятными мученіями. Если сподобитесь мученическаго вѣнца, то Церковь земная и небесная соль/с. 115/ются въ прославленіи Вашего мужества и укрѣпившаго Васъ Господа, а если останетесь на томъ пространномъ пути, ведущимъ въ погибель (Мѳ. 7, 13), на которомъ стоите нынѣ, то онъ, безусловно, приведетъ Васъ во дно адово, и Церковь до конца своихъ дней не забудетъ Вашего предательства».

Однако, возглавленная Митрополитомъ Антоніемъ іерархія ничего не могла дѣлать, кромѣ такого обличенія ложности пути Патріарха Сергія и его послѣдователей, а также открытія всему міру истинныхъ свѣдѣній о преслѣдованіи Вѣры въ Россіи. Епископовъ, независимыхъ отъ атеистическихъ правителей, тамъ на свободѣ уже не было. А когда къ подчиненію Церкви управленію атеистовъ прибавилась ради совѣтской политики измѣна православному ученію о единствѣ Церкви и вовлеченіе ея въ Міровой Совѣтъ Церквей, наше раздѣленіе еще больше углубилось. Московская Патріархія оказалась вовлеченной въ новую для исторіи Церкви ересь, отрицающую ученіе Сѵмвола Вѣры, Святыхъ Апостоловъ и Вселенскихъ Соборовъ о томъ, что на землѣ спасителемъ основана только одна истинная Церковь (Еф. 4, 5). Внѣ ея остаются разнообразные еретики и различныя религіи. Съ ними представители Московской Патріархіи совершаютъ совмѣстныя молитвы, называемыя «экуменическими».

Каноны Вселенскихъ Соборовъ и Святыхъ Отцовъ рѣшительно огораживаютъ православныхъ христіанъ отъ всякаго молитвеннаго общенія съ еретиками. Такихъ каноновъ въ Книгѣ Правилъ больше двѣнадцати. Въ канонахъ и вообще въ Церковномъ Преданіи отношенія вѣрующихъ съ еретиками ограничиваются проповѣдью имъ Православія. Сношеній съ ними по дѣламъ общественнымъ или экономическимъ это, конечно, не касается. Только въ двадцатомъ вѣкѣ на Западѣ появилась практика «діалога», т. е. обсужденія съ еретиками на равныхъ началахъ церковной истины въ поискахъ компромисса. Даже послѣ раздѣленія съ Зарубежной Церковью въ 1927 г. Московская Патріархія въ 1947 г. держалась этого принципа на Совѣщаніи въ Москвѣ съ представителями Восточныхъ Православныхъ Церквей. Только послѣ этихъ лѣтъ, вступивъ въ угоду гражданской власти въ служеніе потребному ея политикѣ «миротворчеству», Московская Патріархія окончательно предала забвенію ученіе о Церкви Святыхъ Отцовъ и соскользнула на путь широкаго экуменизма. /с. 116/ Подобный грѣхъ теперь уже всѣхъ Восточныхъ Церквей для насъ, Русской Церкви, не указъ. Особенно яркимъ проявленіемъ такого безчинія было участіе двухъ епископовъ Патріархіи въ возглавленной Римскимъ Папой общей молитвѣ съ всевозможными еретиками и даже язычниками въ Ассизи.

Новоизбранный Патріархъ участвовалъ во многихъ экуменическихъ конференціяхъ, и уже 22 года состоитъ Предсѣдателемъ Конференціи Европейскихъ Церквей. Какимъ образомъ вовлекли Русскую Церковь на этотъ путь, мы узнаемъ отъ вѣдавшихъ церковными дѣлами Фурова и Харчева.

Въ докладѣ Фурова значится: «Постоянный и непреклонный контроль дѣятельности Сѵнода ведется чинами Совѣта по Религіознымъ Дѣламъ, которыя ведутъ систематическую воспитательную работу съ членами Сѵнода, заключая довѣрительные договоры съ ними и оформляя ихъ патріотическія позиціи и взгляды. Черезъ членовъ Сѵнода такимъ образомъ и съ ихъ помощью мы могли оказывать необходимое вліяніе на весь епископатъ».

Далѣе въ докладѣ Фурова дается оцѣнка степени надежности разныхъ членовъ епископата съ коммунистической точки зрѣнія. На первое мѣсто онъ поставилъ Патріарха Пимена, а на второе — нынѣ избраннаго Патріархомъ Ленинградскаго Митрополита Алексія.

Харчевъ тоже докладывалъ совсѣмъ недавно объ успѣшной «воспитательной» работѣ по подготовкѣ духовенства Московской Патріархіи къ сотрудничеству съ коммунистами и усвоеніе ими новыхъ взглядовъ.

О томъ, что коммунистическая партія, независимо отъ «перестройки», не оставляетъ Московскую Патріархію внѣ своего вниманія, недавно повѣдалъ журналистамъ генералъ КГБ Олегъ Калугинъ. Онъ сообщилъ имъ, что несмотря на кампанію по ликвидаціи прежняго соціально-психологическаго образа дѣйствій его вѣдомства, оно продолжаетъ внѣдрять свою агентуру въ отечественныя организаціи, причемъ діапазонъ этой дѣятельности огроменъ: «отъ бастующихъ шахтеровъ до Сѵнода Русской Православной Церкви» («Новое Русское Слово» № 16-17, 1 іюня 1990 г.). Можетъ ли все это служить для насъ свидѣтельствомъ господства подлинно церковныхъ началъ при избраніи Ленинградскаго Митрополита Алексія Московскимъ Патріархомъ? Конечно, нѣтъ. Меньше всего можетъ насъ къ этому /с. 117/ расположить похвальный отзывъ о немъ Фурова, поставившаго его на одно изъ первыхъ мѣстъ среди іерарховъ, которые «доказали свою лойяльность не только на словахъ, но и на дѣлѣ» и «соблюдая законы о религіозныхъ обрядахъ, наставляютъ настоятелей приходовъ и прихожанъ въ томъ же духѣ. Они знаютъ о правительственной линіи не расширять религію и роль Церкви въ обществѣ и поэтому не стремятся распространить вліяніе религіи на народъ». Этого ли ждутъ вѣрующіе отъ Патріарха?

Такой человѣкъ, что бы онъ ни писалъ въ измѣнившихся условіяхъ, не можетъ заслуживать довѣрія паствы. И когда онъ старается заклеймить насъ именемъ «раскольниковъ», когда старается приписать намъ якобы нарушеніе данной при хиротоніи вѣрности Московскому священоначалію, мы прежде всего должны напомнить ему, что въ нашей средѣ нѣтъ ни одного епископа, давшаго такую клятву на вѣрность нынѣшней Московской Патріархіи.

А что касается «раскола», да будетъ извѣстно, что экуменическія вольности Московской Патріархіи, и, въ частности, ея новаго Патріарха, будучи погрѣшностями догматическими, даютъ намъ полное каноническое основаніе не вступать съ нимъ въ молитвенное общеніе.

Мы руководствуемся тутъ пятнадцатымъ правиломъ Двукратнаго Константинопольскаго Собора. Оно сначала напоминаетъ объ обычномъ порядкѣ подчиненія священноначалію, но потомъ переходитъ къ особымъ условіямъ, когда это священноначаліе впадаетъ въ ересь, какъ это случилось съ Московской Патріархіей, принявшей экуменизмъ. Тутъ перестаютъ дѣйствовать обычныя правила каноническаго порядка. «Ибо отдѣляющійся отъ общенія съ предстоятелемъ, ради нѣкія ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, онъ проповѣдуетъ ересь всенародно, и учитъ оной открыто въ Церкви, таковые аще и оградятъ себя отъ общенія съ глаголемымъ епископомъ, прежде Соборнаго разсмотрѣнія, не токмо не подлежатъ положенной правилами епитиміи, но и достойны чести, подобающей православнымъ. Ибо они осудили не епископовъ, а лжеепископовъ и лжеучителей, и не расколомъ пресѣкли единство Церкви, но потщились охранити Церковь отъ расколовъ и раздѣленій».

Если новоизбранный Патріархъ дѣйствительно хочетъ объединиться съ нами, пусть покажетъ, что дѣйствительно теперь /с. 118/ освобождается отъ указаній уполномоченныхъ гражданскихъ властей, что заботится о православномъ просвѣщеніи и вѣрности святоотеческому ученію о единствѣ Церкви и борется съ растущей въ Россіи пропагандой безнравственности. Но, поскольку ему трудно пріобрѣсти довѣріе глубоко вѣрующихъ людей вслѣдствіе прежняго сотрудничества съ КГБ, лучше ему найти въ себѣ смѣлость и рѣшимость, чтобы признать, что онъ слишкомъ скомпрометированъ, чтобы получить общее довѣріе вѣрующихъ чадъ Церкви.

Мы съ горечью видимъ, что направленіе, принятое Московской Патріархіей по указаніямъ Совѣта по дѣламъ религіи, привело къ тому, что не только новый Патріархъ, но и покорно избравшіе его іерархи, привыкли во всемъ своемъ проявленіи не столько заботиться о распространеніи и укрѣпленіи Вѣры, сколько о послушаніи уполномоченному атеистическихъ и гражданскихъ властей. А они направляли всѣ свои силы къ скорѣйшему искорененію вѣры и благочестія. Въ результатѣ вѣрующіе не видятъ въ составѣ Московской Патріархіи архипастырей, которые могли бы вести ихъ по пути подлиннаго духовнаго возрожденія. Они поэтому обращаются за помощью къ Зарубежной Церкви, какъ сохранившей каноническую іерархію и церковныя начала, насаждавшіяся съ такимъ трудомъ Патріархомъ Тихономъ и его вѣрными послѣдователями.

Исполненные любви къ подвижникамъ Вѣры въ Россіи, мы не можемъ оставаться безучастными къ ихъ нынѣшнимъ духовнымъ нуждамъ. Мы съ любовію отзываемся на этотъ зовъ и хотимъ, насколько мы въ силахъ, способствовать возрожденію дорогой намъ Церкви, подлинно православныхъ приходовъ, превозмогающихъ искушенія вѣка сего.

Намъ надлежитъ помнить, что наступившее по милости Божіей облегченіе ограниченій для религіозной жизни въ Россіи ставитъ передъ намъ вопросъ: приносимъ ли мы за это благодареніе Богу и готовы ли мы усердно пользоваться новыми условіями для оживленія своего участія въ церковной жизни?

Вспомнимъ тѣхъ подвижниковъ, которые въ прошломъ вели такую жизнь, пренебрегая всѣми опасностями. Каждый вѣрующій долженъ слѣдовать примѣру нашихъ отцовъ и матерей, строя нашу семейную и общественную жизнь на церковныхъ началахъ.

Церковная жизнь, свободная отъ неправославныхъ соблазновъ, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ въ Россіи можетъ быть теперь только въ зачаткѣ. Тѣмъ болѣе требуется отъ насъ жертвенное усердіе /с. 119/ для ея возрожденія въ этотъ періодъ наступившей свободы. Надо много усердія и жертвенности для возстановленія православнаго быта въ нашей жизни, особенно приходской и семейной.

Учитесь же сему, братіе и сестры. Узнавайте отъ искусныхъ, какъ создавался онъ нашими благочестивыми предками и слѣдуйте ихъ примѣру, который доступенъ намъ при любыхъ политическихъ условіяхъ у васъ. Начинайте все молитвою и помните, что Богъ далъ намъ жизнь для того, чтобы съ помощью Церкви каждый изъ насъ берегся отъ распространенныхъ нынѣ нравственныхъ соблазновъ и готовился къ озаренной воскресеніемъ будущей жизни въ райскихъ чертогахъ.

Въ этомъ, по молитвамъ всѣхъ святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ, Господь да поможетъ всѣмъ намъ.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 113-119.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.