Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

ОТВѢТЪ АРХІЕПИСКОПУ ІОАННУ ШАХОВСКОМУ И О. ІОСИФУ ПИШТЕЮ.

По старой русской поговоркѣ — «нѣтъ худа безъ добра». Добро отъ «худа» въ спорѣ объ американской автокефаліи заключается въ томъ, что передъ русскими православными людьми выпукло сталъ вопросъ о сущности Московской Патріархіи и ея направленія.

Къ сожалѣнію, о. протопр. І. Пиштей, подписавшій оффиціальное объясненіе Американской Митрополіи въ «Новомъ Русскомъ Словѣ» 8 января, и Архіепископъ Іоаннъ Шаховской въ томъ же номерѣ перешли отъ принципіальнаго характера убѣжденія къ личнымъ выпадамъ, которые не прибавляютъ убѣдительности ихъ аргументамъ. Мы не будемъ ни переходить на эту плоскость, ни реагировать на нее въ томъ же духѣ.

По существу дѣла можно сказать слѣдующее:

1. «Совѣщаніе Каноническихъ Епископовъ въ Америкѣ», которому о. І.Пиштей придаетъ такое значеніе, ставя намъ въ укоризну непринадлежность ему, на самомъ дѣлѣ отнюдь не является каноническимъ органомъ уже по той причинѣ, что одни члены его отрицаютъ каноничность другихъ и съ ними не имѣютъ /с. 218/ каноническаго общенія. Русская Зарубежная Церковь была приглашена участвовать въ этихъ совѣщаніяхъ, и я лично бывалъ на нихъ. Однако, наша Церковь отказалась посылать туда своего представителя съ тѣхъ поръ, какъ были туда приглашены представители Московской Патріархіи. Съ ними мы никогда за одинъ столъ не садимся.

2. Восточныя Церкви обычно понимали, что въ Русской Церкви вслѣдствіе коммунистическаго владычества существуетъ особая проблема. Поэтому, за исключеніемъ одного случая, онѣ не ставили вопроса въ плоскость строгаго слѣдованія принципу, что заявленіе Московской Патріархіи о нашемъ запрещеніи якобы обязываетъ ихъ тоже не имѣть съ нами общенія. Несмотря на признаніе этими Церквами Московской Патріархіи, наши общины на Востокѣ продолжали и продолжаютъ пользоваться добрымъ отношеніемъ мѣстныхъ церковныхъ властей. Наши священники замѣняли уѣзжавшихъ греческихъ священниковъ, а греческіе священники не разъ помогали въ обслуживаніи нашихъ общинъ. За время существованія Зарубежной Церкви наши архіереи неоднократно участвовали въ хиротоніяхъ епископовъ другихъ Церквей, а ихъ епископы участвовали въ нашихъ хиротоніяхъ. Въ 1955 г. Александрійскій Патріархъ просилъ Митрополита Анастасія участвовать въ хиротоніи епископа для его Церкви. Въ 1964 г. греческій епископъ Діонисій участвовалъ въ чинѣ нареченія Митрополита Филарета во епископа Брисбенскаго, а въ позапрошломъ году Митрополитъ Антіохійской Церкви Игнатій участвовалъ въ хиротоніи Епископа Никандра. Тогда еще экуменическое движеніе всѣмъ представлялось только какъ возможность для Православныхъ свидѣтельствовать передъ еретиками о неповрежденномъ ученіи Церкви.

3. До 1922 г. Зарубежная Церковь, вопреки неточно справкѣ о. І.Пиштея, управлялась не Архіерейскимъ Сѵнодомъ, а Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ. Это управленіе и было закрыто во исполненіе Указа Патріарха Тихона, хотя всѣ архіереи, включая Митрополитовъ Евлогія и Платона, признавали, что онъ былъ вынужденнымъ. Они также признали, что съ прекращеніемъ возможности нормальныхъ сношеній съ Москвой и разстройствомъ Патріаршаго Управленія для Зарубежной Церкви наступили приведенныя въ Постановленіи 7/20 ноября 1920 г. условія, требующія особой соборно управляемой организа/с. 219/ціи. Но каноническія единицы не строятся съ правомъ самовольнаго выхода изъ нихъ каждаго іерарха по своему усмотрѣнію въ любое время. Если считать, что Митрополиты Платонъ и Евлогій были вправѣ не входить въ составъ Зарубежнаго Собора и Сѵнода, то, уже состоя въ этой юрисдикціи, они не могла самовольно выйти изъ Зарубежной Церкви безъ нарушенія основныхъ каноническихъ началъ.

4. На Совѣщаніи въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1935 г. Митрополитъ Ѳеофилъ сразу заявилъ, что признаётъ дѣйствіе Постановленія 7/20 ноября 1920 г., и потому Митрополиту Анастасію легко было съ нимъ договориться. По возвращеніи съ Совѣщанія въ Америку Митрополитъ Ѳеофилъ сказалъ сотруднику «Новой Зари»: «Наша церковная жизнь налажена, подъ нее подведенъ теперь прочный каноническій фундаментъ». Въ Кливлендѣ Митрополія отказалась отъ этого фундамента и стала проигрывать Москвѣ процессы, о которыхъ упоминаетъ Архіепископъ Іоаннъ. Послѣдній процессъ въ Филадельфіи проигранъ во время переговоровъ объ автокефаліи въ концѣ прошлаго года. Признавъ Московскую Патріархію нормальной церковной властью, Митрополія стала передъ ней безсильной. Наша Церковь имѣла успѣхъ на процессахъ въ Германіи и Аргентинѣ именно на основаніи отрицанія этого положенія. Длительность же нашего особаго положенія не имѣетъ того значенія, о которомъ говоритъ Архіепископъ Іоаннъ. Выработанное въ 1935 г. Положеніе объ управленіи и судѣ было названо Временнымъ, но не въ смыслѣ своей предопредѣленной недолговѣчности, а имѣя въ виду надежду на возстановленіе въ будущемъ нормальной церковной власти въ Россіи. Временное особое каноническое положеніе можетъ длиться долго, какъ это было, напримѣръ, съ нахожденіемъ Кипрской Церкви на территоріи Константинопольскаго Патріархата вслѣдствіе варварскаго нашествія при Императорѣ Юстиніанѣ II, что вызвало къ жизни 39 Правило VI Вселенскаго Собора. Сербская Церковь на этомъ правилѣ основывала предоставленіе нашей Церкви правъ особой юрисдикціи на своей территоріи.

5. Церковная жизнь въ СССР представляется очень сложной, и примѣнять одну мѣрку въ сужденіи о всѣхъ епископахъ и священникахъ намъ, за границей, не представляется возможнымъ. Мы можемъ судить только о вопросахъ принципіальныхъ и отдѣльныхъ, болѣе ярко проявляющихъ себя личностяхъ. Что каса/с. 220/ется Дальняго Востока, то тамъ, послѣ занятія Китая Совѣтами, привыкшіе къ независимости русскіе іерархи были скоро устранены путемъ ихъ вывоза оттуда. Нашъ нынѣшній Первоіерархъ, тогда архимандритъ, перенесъ много притѣсненій и даже покушеній на его жизнь, вслѣдствіе его смѣлыхъ проповѣдей и рѣшительнаго отказа принять совѣтскій паспортъ. При первой же возможности онъ вступилъ въ переписку съ нами, свидѣтельствуя свою неизмѣнную преданность Митрополиту Анастасію. Архіереи на Дальнемъ Востокѣ были вовлечены въ юрисдикцію Патріарха Алексія путемъ обмана о якобы коренной перемѣнѣ положенія религіи въ Россіи, смерти Митрополита Анастасія и ликвидаціи Зарубежной Церкви.

6. Зарубежная Церковь, не желая имѣть никакого общенія съ іерархами, которыхъ есть всѣ основанія считать въ полномъ послушаніи у совѣтскихъ безбожниковъ, все же никогда не выносила опредѣленій съ судомъ надъ всѣми священнослужителями въ СССР, какъ это безосновательно приписываетъ ей Архіепископъ Іоаннъ и о. протпресв. І. Пиштей, очевидно, опираясь только на статьи отдѣльныхъ лицъ, высказывавшихъ свое личное мнѣніе. Мы знаемъ, однако, что строгій контроль церковныхъ назначеній создаетъ искусственный подборъ, и что съ каждымъ годомъ въ Московской Патріархіи должно было становиться все меньше и меньше сохраняющихъ свою независимость священнослужителей. Такъ, только одинъ Архіепископъ Гермогенъ изъ числа немногихъ несогласныхъ съ введенными по велѣнію гражданской власти антиканоническихъ измѣненій въ Положеніе объ управленіи Патріархіи, остался вѣренъ своей позиціи и до сихъ поръ лишенъ епархіи. Совершившій героическій актъ крещенія Свѣтланы Аллилуевой, какъ видно изъ ея словъ, выдающійся священникъ, не былъ въ чести у Патріархіи. «Московскія церковныя власти относились къ нему плохо», — пишетъ она («Только одинъ годъ», стр. 257). Не потому ли она перестала посѣщать храмъ послѣ его смерти, что не видѣла, кому она могла бы довѣрить свою жизнь?

7. Архіепископъ Іоаннъ и о. І. Пиштей, ослѣпленные всеобщимъ признаніемъ Московской Патріархіи, забываютъ о пути исповѣдниковъ внѣ Московской Патріархіи. Ихъ голоса до насъ доходили, но, по понятнымъ причинамъ, не опубликовывались. Наше духовное единеніе съ ними свидѣтельствуется нашимъ поминовеніемъ «Православнаго Епископства гонимыя Церкве /с. 221/ Россійскія». Автокефалисты, напротивъ, зовутъ насъ къ общенію не съ гонимой или катакомбной іерархіей, а съ поддающейся использованію безбожниками іерархіей Московской Патріархіи.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 217-221.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.