Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Епископъ Григорій (Граббе) († 1995 г.)
ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ.
(Собраніе сочиненій, томъ 4-й: ЗАВѢТЪ СВЯТОГО ПАТРІАРХА. М., 1996).

«О СЕМИ ДІАКОНАХЪ» (ДѢЯНІЯ 6, 2-7).
Суббота 23-го іюня 1962 г. «Русская Жизнь».

Неуважительный ироническій тонъ въ отношеніи меня М. Любимова въ его замѣткѣ о Приходскомъ Уставѣ, напечатанной въ «Русской Жизни» 9 іюня сего года, какъ будто освобождаетъ меня отъ необходимости отвѣчать ему. Къ тому же, отвѣтомъ на его замѣтку могла въ значительной степени служить моя статья, напечатанная въ «Русской Жизни» 12 іюня подъ названіемъ «Іерархичность или демократія въ Церкви».

Однако, смѣлая ссылка г-на Любимова на книгу Дѣяній Апостоловъ, сопровожденная не менѣе смѣлымъ толкованіемъ его, располагающимъ читателей увидѣть въ избраніи семи діаконовъ свидѣтельство демократическаго управленія въ Церкви, заставляетъ меня объяснять этотъ вопросъ съ демократической точки зрѣнія.

Послѣ революціи на Всероссійскомъ Соборѣ сторонники демократіи приводили много разныхъ несостоятельныхъ доводовъ въ пользу демократическаго устройства Церкви, но мнѣ неизвѣстно, чтобы кто-либо изъ нихъ счелъ возможнымъ пользоваться тѣмъ, который привелъ г. Любимовъ. Такимъ образомъ, объ избраніи діаконовъ при Апостолахъ, какъ о нѣкоемъ доводѣ противъ іерархичности въ Церкви, умолчалъ не только я одинъ, но умолчали и ученые враги ея.

Чѣмъ же можно это объяснить? Очевидно, тѣмъ, что послѣдніе были достаточно богословски образованны, чтобы понимать, насколько приведенный г. Любимовымъ священный текстъ не имѣетъ силы для защиты демократической точки зрѣнія. Только въ прошломъ году этотъ текстъ, при отсутствіи всякаго благовиднаго основанія для оправданія совѣтской реформы, /с. 295/ совершенно отстранившей священниковъ отъ руководства въ хозяйственной жизни приходовъ, былъ очень некстати приведенъ въ Москвѣ. Не изъ журнала ли Московской Патріархіи почерпнулъ свой неудачный аргументъ г. Любимовъ?

Впрочемъ, некомпетентные толкователи Св. Писанія часто дѣлаютъ ошибочныя «открытія», выхватывая отдѣльныя фразы и не согласуя ихъ съ содержаніемъ Слова Божія. Въ данномъ случаѣ г. Любимовъ не замѣтилъ весьма существенныхъ словъ даже въ самомъ приводимомъ текстѣ. Въ 3 стихѣ 6-ой главы кн. Дѣяній Апостоловъ мы читаемъ: «Итакъ, братія, выберите изъ среды себя семь человѣкъ извѣданныхъ, исполненныхъ Святаго Духа и мудрости, ихъ поставимъ на эту службу».

Обратимъ вниманіе на слѣдующія слова: вы, говорятъ Апостолы, выберите, а мы поставимъ. По-гречески это выражено словомъ «катастисоменъ», означающимъ: «которыхъ мы можемъ поставить».

Итакъ, народу было предоставлено только избраніе кандидатовъ, а назначеніе ихъ Апостолы оставили за собой. Иначе говоря, они могли поставить избранныхъ и могли ихъ не поставить, если бы нашли, что народъ избралъ людей, не «исполненныхъ Святаго Духа и мудрости». Выражаясь по-современному, Апостолы сохраняли за собой право «вето».

Далѣе г. Любимовъ упустилъ одинъ стихъ, завершающій все повѣствованіе объ избраніи діаконовъ: «Ихъ (избранныхъ) поставили передъ Апостолами; и сіи, помолившись, возложили на нихъ руки» (Дѣянія 6, 6). Такимъ образомъ, избранные народомъ кандидаты, одобренные Апостолами, получили отъ нихъ назначеніе на должность въ актѣ возложенія рукъ. Членовъ же Приходскаго Совѣта епископы не рукополагаютъ, а только утверждаютъ въ должности.

Но, кромѣ того, нельзя сравнивать должность первыхъ діаконовъ съ существующими нынѣ въ Церкви чинами, ибо въ то время не были еще развиты разные чины церковнаго служенія. Въ 16-мъ правилѣ VI Вселенскаго Собора приводятся объ этомъ слова Св. Іоанна Златоуста: «Но должно вѣдати, какое достоинство имѣли сіи мужи, и какое пріяли рукоположеніе: въ степень ли діаконовъ? но оныхъ не было въ церквахъ; въ должность ли пресвитера? но еще не было никакого епископа, а токмо были одни Апостолы».

Итакъ, должность первыхъ діаконовъ столь же своеобразна, /с. 296/ какъ неповторимы всѣ условія жизни членовъ первохристіанской Іерусалимской общины, когда «не было между ними никого нуждающагося, ибо всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго, и полагали къ ногамъ Апостоловъ; и каждому давалось въ чемъ кто имѣлъ нужду» (Дѣянія 4, 34-35).

Когда же Церковь стала разрастаться, тогда стала развиваться и церковная іерархія. Уже ученикъ Апостоловъ, поставленный Апостоломъ Петромъ во Епископа Антіохіи Св. Игнатій Богоносецъ, различаетъ епископовъ, пресвитеровъ и діаконовъ, которые уже явно признаются членами клира. Въ посланіи къ Траллійцамъ онъ писалъ: «Посему необходимо, какъ вы и поступаете, ничего не дѣлать безъ епископа. Повинуйтесь также и пресвитеру, какъ Апостоламъ Іисуса Христа — надежды нашей, въ которой дай Богъ жить намъ. И діаконамъ, служителямъ таинствъ Іисуса Христа, всѣ должны всячески угождать, ибо они не служители яствъ и питій, но слуги Церкви Божіей»...

Всѣ памятники церковной письменности, начиная съ древнѣйшихъ, какъ напримѣръ, Апостольскія Постановленія, Апостольскія Правила и т. п., уже опредѣленно указываютъ на высшую власть епископа во всѣхъ дѣлахъ его епархіи, какъ въ отношеніи пастырства и учительства, такъ и въ отношеніи церковнаго хозяйства. Постановленія Всероссійскаго Собора и Зарубежной Церкви ясно формулируютъ, какъ надо примѣнять этотъ принципъ въ сотрудничествѣ съ церковнымъ народомъ въ современныхъ условіяхъ. Да и одного изъ семи діаконовъ книга Дѣяній Апостоловъ въ другомъ мѣстѣ отмѣчаетъ не какъ занимающагося хозяйствомъ, а какъ «благовѣстника».

Итакъ, я не привелъ въ своемъ отвѣтѣ Н. М. Неклюдову текстъ изъ 6-й главы кн. Дѣяній не случайно, а намѣренно вслѣдствіе того, что этотъ текстъ не имѣетъ прямого отношенія къ обсуждаемому въ нашихъ статьяхъ вопросу. И напрасно г. Любимовъ старался тутъ иронизировать на мой счетъ.

Само собой разумѣется, что для епископа и священника важнѣе всего «пребывать въ молитвѣ и служенія слова», но, какъ видимъ, имъ приходится нести и другія заботы, ибо различно можетъ быть настроеніе, въ которомъ ведется церковное хозяйство. Находясь внѣ контроля іерархіи, оно легко пріобрѣтаетъ важное мѣсто въ жизни прихода, отстраняя богослужеб/с. 297/ную часть на второй планъ, а на первый ставя матеріальный успѣхъ.

О томъ же, что пишетъ католическій монсеньоръ касательно авторитета своего духовенства, говорить не буду: для насъ это не имѣетъ значенія. Я коснулся осуществленія правъ католическихъ епископовъ въ Америкѣ только для иллюстраціи того, что нѣтъ основанія ссылаться на американскій законъ, какъ на якобы препятствующій сохранить намъ свой православный строй церковнаго управленія и взамѣнъ его навязывающій-де намъ демократію. Не надо преуменьшать существующую въ Соединенныхъ Штатахъ свободу.

И еще одинъ совѣтъ г. Любимову: если онъ хочетъ упражняться въ полемикѣ, то ему надо прежде всего научиться понимать аргументацію другой стороны, ибо иронія не можетъ замѣнить отвѣта по существу трактуемаго вопроса. Вообще же, лучше не касаться богословскихъ вопросовъ тѣмъ, кто ихъ не изучалъ и къ нимъ не подготовленъ.

Источникъ: Епископъ Григорій (Граббе). Церковь и ея ученіе въ жизни. (Собраніе сочиненій). [Томъ четвертый]: Завѣтъ Святого Патріарха. — М., 1996. — С. 294-297.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.