Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
КТО МЫ?

Мы не «правые» и не «лѣвые»; мы — русскіе патріоты. И все, что спасительно и хорошо для нашей родины — все это мы пріемлемъ и отстаиваемъ. И все, что гибельно и вредоносно для нашей родины — все это мы отвергаемъ.

Можетъ ли быть иначе? Должно ли быть иначе? Смѣетъ ли вообще кто-нибудь иначе чувствовать, и думать, и дѣйствовать? Если смѣетъ, — то онъ самъ не патріотъ и самъ подлежитъ отверженію...

Если бы ангелъ Божій взялъ человѣка, — все равно «лѣваго» или «праваго», но только съ русскимъ сердцемъ и съ честною волею, — и понесъ его въ Россію, и пронесъ бы его надъ Россіей, и показалъ ему, что съ нею сдѣлали духовно и во что превратили ея красоту и богатство, — то видѣвшій почувствовалъ бы и понялъ бы, что обезсмысливаются и отпадаютъ всѣ дѣленія и предразсудки прежней русской общественности и политики. Онъ увидѣлъ бы брошенныя поля и разросшіяся, явныя и тайныя, кладбища; онъ увидѣлъ бы, что Россія полна людьми обнищавшими и безработными, людьми изстрадавшимися и потерявшими духовное обличіе; людьми, изнемогающими отъ общенія съ дьяволомъ и мечтающими о смерти; онъ увидѣлъ бы царство лжи, жадности и свирѣпости; онъ увидѣлъ бы, что русскіе въ Россіи порабощены и унижены, и еще хуже, — что ихъ постепенно пріучаютъ творить свое собственное порабощеніе и униженіе; онъ увидѣлъ бы правящихъ злодѣевъ и понялъ бы, что имъ поставлена прямая задача заразить Россію болѣзнями тѣла и духа и низвести ее до гибели. И еще понялъ бы онъ, что передъ лицомъ этой бѣды и этой трагедіи всѣ прежнія дѣленія и предразсудки русской «общественности» обезсмыслились и отпали.

Всюду, гдѣ жива любовь къ Россіи и гдѣ жива непорабощенная трафаретомъ мысль, — всюду люди должны понять и поймутъ, что для спасенія нашей родины нужны новые подходы, новыя постиженія, новые замыслы, новыя слова. И не въ смыслѣ новопридуманной оригинальности, и не въ смыслѣ испуганно-покорнаго «пріятія» революціи, или демагогическаго прислушиванія къ вожделѣніямъ растерявшейся или развращенной толпы... Нѣтъ. Самый предметъ, именуемый Россія — родина, Россія — государство, открылся намъ по новому, началъ жить новою, ужасною жизнью, началъ болѣть по неслыханному и гибнуть такъ, какъ никто и никогда не могъ себѣ этого представить. И передъ лицомъ этой непредвидѣнной и небывалой трагедіи — безсмысленно бормотать старыя слова и носиться со старыми призывами и программами. Безсмысленны нынѣ программы «кадетовъ», «эс-эровъ», «соціалъ-демократовъ», «октябристовъ» и «черносотенниковъ». Все это архивъ, исторія, и, притомъ, — исторія болѣзни.

Что значитъ теперь «звать налѣво»? «Налѣво» — считая отъ чего? Отъ большевиковъ? Или отъ того, что было раньше и чего теперь нѣтъ? Подумайте: въ Россіи уже дана, уже осуществлена самая лѣвая лѣвизна, лѣвѣе которой ничего нѣтъ и не можетъ быть. Если вы хотите этого, то будьте честны и идите къ коммунистамъ... Если же вы хотите меньшей «лѣвизны», то вы должны тянуть «направо». Но вы боитесь тянуть направо, чтобы волна опять не перекатилась черезъ вашу голову, — и потому вы фактически тянете налѣво, къ большевикамъ, стараясь облечь эту лѣвую тягу въ болѣе правыя слова. Не двусмысленно ли это? Умно ли это? Не большевикамъ ли вы служите? И думаете ли вы, что такая «политика», объективно говоря, заслуживаетъ уваженія?

Что значитъ теперь «звать направо»? «Направо» — считая отъ чего? Отъ большевиковъ? Такъ, вѣдь, соціалисты тоже «правѣе» ихъ... Или «направо» отъ того, что было раньше и чего теперь нѣтъ? Правѣе той политики, которая не воспитывала русское простонародье, а держала его въ состояніи черни, и тѣмъ дѣлала бунтъ этой черни неотвратимымъ? Что же, вернуть невозвратимое и усилить гибельное? И вы думаете, что такая политика, объективно говоря, заслуживала бы уваженія?

Нѣтъ, мы не «правые» и не «лѣвые». Эти слова для насъ безсмысленны и мертвы. Ибо мы считаемъ, что необходима такая «правизна», которая была бы государственно здоровою и мудрою и которая впитала бы въ себя всю жизненную силу «лѣвизны»; и необходима такая «лѣвизна», которая была бы абсолютно-свободна отъ разрушительности и яда, и которая влила бы всю свою преобразующую силу въ древніе, здоровые корни и въ исконныя формы національно-правой Россіи. Умерли трафареты старой партійности; надо похоронить ихъ въ нашихъ душахъ и объективное изслѣдованіе ихъ предоставить историку.

Здоровая, мудрая, спасительная политика всегда консервативна, ибо, она охраняетъ, оберегаетъ, поддерживаетъ все историческое наслѣдіе страны; охраняетъ и тогда, когда совершенствуетъ; оберегаетъ и тогда, когда видоизмѣняетъ; поддерживаетъ и тогда, когда приспособляетъ и обновяетъ. «Лѣвая» партія, не умѣющая быть консервативной, — есть политическое уродство и государственная опасность...

Спасительная, мудрая, здоровая политика всегда прогрессивна, ибо она совершенствуетъ, видоизмѣняетъ, приспособляетъ и обновляетъ историческое наслѣдіе страны, именно ради его поддержанія и огражденія. «Правая» партія, не умѣющая быть прогрессивной, — есть явленіе нелѣпое, обреченное, опасное...

Необходимо быть «правымъ» съ тѣмъ, чтобы вмѣстить въ свою волю всю органически-необходимую моей родинѣ «лѣвизну»; и необходимо быть «лѣвымъ» съ тѣмъ, чтобы покрывать своимъ чувствомъ и блюсти своимъ разумомъ и своимъ поступкомъ всю, органически-необходимую моей родинѣ, «правизну».

Но это значитъ, что теперь необходимо перестать пользоваться этими понятіями и злоупотреблять ими; надо погасить въ себѣ самомъ умственную и волевую оглядку на эти масштабы: «а что я — правый или лѣвый?». А не значитъ ли это «забрать слишкомъ вправо? или слишкомъ влѣво?». Кто идетъ по канату и оглядывается, и самъ себя наблюдаетъ и пугаетъ, тотъ не доходитъ и падаетъ. Надо предоставить мертвымъ хоронить своихъ мертвецовъ и обратиться къ живой родинѣ, къ живой Россіи, униженной и страдающей.

Чего же мы хотимъ? Чего ищемъ? Кто же мы такіе?

Мы — русскіе патріоты. Мы хотимъ предметно и честно уразумѣть трагедію русской революціи и найти изъ нея государственно-мудрый, спасительный исходъ. Мы признаемъ все, что въ Россіи совершилось; но признаемъ, какъ фактъ, какъ отвратительный, позорный, гибельнй фактъ; и этому факту мы не поклоняемся, а изучаемъ его разумомъ, осуждаемъ его чувствомъ и отвергаемъ его волею. Мы считаемъ необхочимымъ исходить отъ этого изучаемаго факта, но исходить такъ, какъ врачъ исходитъ отъ заразной болѣзни, охватившей больного: чтобы помочь больному организму побороть болѣзнь и выздоровѣть.

Надо именно помочь организму, чтобы онъ выздоровѣлъ самъ; не одобрить его болѣзнь, не помириться съ нею и не восхвалить ея симптомы, — это было бы глупо до подлости; но и не пришить больному механически новую голову, — эта затѣя была бы глупа до подлости; не навязать ему здоровье — это было бы безсмысленно и нелѣпо.... Мудрый врачъ не стремится замѣнить или оттѣснить силу самого организма; а предметно понять болѣзнь и вѣрно помочь борющейся природѣ.

Надо помочь Россіи переболѣть и выправиться; помочь вѣрнѣе и скорѣе; помочь ей выздоровѣть.

Это не значитъ тянуть ее «направо» или «налѣво». Она сама найдетъ свою «лѣвую правизну» и сама совмѣститъ ее съ необходимою ей «правою лѣвизною». И всѣ увидятъ тогда, что для этого новаго состоянія — нужны новыя имена, ибо старыя слова сгорѣли въ, русскихъ душахъ.

Вотъ почему мы не «правые» и не «лѣвые». Мы — русскіе патріоты.

И. Ильинъ.       

Источникъ: И. Ильинъ. Кто мы?// «Возрожденіе» («La Renaissance»). Ежедневная газета. № 2. — Четвергъ, 4 іюня 1925. — Paris, 1925. — С. 1.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.