Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
ИДЕЯ КОРНИЛОВА.
(Изъ рѣчи, произнесенной въ Прагѣ, Берлинѣ и Парижѣ.)

Сегодня мы обращаемъ наши помыслы къ русскому національному герою Лавру Георгіевичу Корнилову.

Пока живы люди и пока они вѣруютъ въ Бога, до тѣхъ поръ изъ ихъ среды будутъ возставать герои, чтобы поднимать и нести на себѣ бремя ихъ жизни. И пока живъ народъ, породившій такого героя, пока онъ живъ и несетъ въ своей душѣ вѣру въ Бога, до тѣхъ поръ онъ будетъ обращаться мыслью и волею къ своимъ героямъ, любя ихъ и почитая ихъ, осмысливая ихъ подвиги разумомъ и пріемля ихъ волею для подражанія и продолженія.

Въ дѣяніяхъ національнаго героя жизнь народа находитъ себѣ сосредоточенное и зрѣлое выраженіе.

Герой не есть безгрѣшный или безошибочный человѣкъ; онъ грѣшенъ, какъ и всѣ люди; и въ жизни его могутъ быть неудачные шаги и ошибки. Но ошибки его, какъ и его подвиги, суть ошибки его народа и подвиги его народа. Въ нихъ — онъ со своимъ народомъ одно. И если онъ совершитъ ошибку вмѣстѣ со своимъ народомъ, то потомъ онъ первый отходитъ отъ нея, отвергаетъ ее, ищетъ новыхъ путей, путей спасенія, и первый принимаетъ на свои плечи бремя бѣды и бремя искупленія...

И народъ понимаетъ это и идетъ за нимъ. И, если идетъ не весь и не сразу, а сначала въ лицѣ своихъ лучшихъ сыновъ, то потомъ идетъ весь, идетъ по путямъ своего героя, вспоминая его обликъ, произнося его имя и славя его дѣла.

Герой подъемлетъ бремя своего народа, бремя его несчастія, его борьбы, его исканія; и поднявъ это бремя, онъ побѣждаетъ, — побѣждаетъ уже однимъ этимъ, что указываетъ всѣмъ путь ко спасенію. И побѣда его становится, какъ прообразъ и какъ маякъ, какъ достиженіе и какъ призывъ, источникомъ побѣды и началомъ побѣды для всѣхъ, связанныхъ съ нимъ въ одно цѣлое патріотическою любовью. Вотъ почему онъ остается для своего народа живымъ источникомъ бодрости и радости; и самое имя его звучитъ, какъ побѣда.

Не поставленъ еще національный памятникъ отъ лица Россіи — Лавру Георгіевичу Корнилову. Но будетъ поставленъ наряду съ памятниками Минину и Пожарскому. Негдѣ намъ еще соорудить его изъ камня и металла. Но уже сооруженъ онъ въ нашихъ сердцахъ... И нынѣ у такого духовнаго памятника собрались мы, чтобы сосредоточить на его дѣяніи наши помыслы.

Но не о жизнеописаніи Корнилова хочу я говорить сегодня и не о личномъ характерѣ его; а глубже, труднѣе, священнѣе: о той идеѣ, носителемъ и воплотителемъ которой онъ былъ; о лучшемъ достояніи его геройскаго духа, о томъ, что онъ носилъ въ своемъ сердцѣ и къ чему онъ звалъ своею геройскою борьбою.

Эта идея больше, чѣмъ единичный человѣкъ, больше, чѣмъ подвигъ одного героя. Эта идея велика, какъ Россія, и священна, какъ ея религія. Это есть идея православнаго меча. Идея, забытая, въ качествѣ идеи, утраченная русскимъ сознаніемъ, поруганная русскимъ разсудкомъ; но сохранившаяся въ русскомъ сердцѣ и въ русской волѣ.

Эта идея подвигла и создала русскую бѣлую армію: она сверкала въ бѣлыхъ сердцахъ; она водила на смерть нашихъ бѣлыхъ героевъ: и умретъ она только тогда, когда Россія сойдетъ съ лица земли.

На ней я и хотѣлъ бы остановить сегодня ваше вниманіе.

*     *     *

Одна изъ причинъ той великой бѣды, которая постигла нашу родину — состоитъ въ невѣрномъ строеніи русскаго характера и русской идеологіи. Особенно въ широкихъ рядахъ русской интеллигенціи.

Эту невѣрность слѣдуетъ обозначить, прежде всего, какъ сентиментальность. Сентиментальность есть духовно-слѣпая жалостливость, преобладаніе чувства надъ волею и обывательскаго «настроенія» надъ религіозностью. Это есть безпредметная размягченность души, умѣющей предаваться своимъ чувствованьицамъ, но не умѣющей любить Божіе дѣло всею душою, не умѣющей рѣшать, принимать на себя отвѣтственность и вести волевую борьбу. Сентиментальная душа не понимаетъ, что Богъ больше человѣка и что «гуманность» не есть послѣднее слово человѣческой добродѣтели и мудрости...

И вотъ, въ своеобразномъ сочетаніи безвольной сентиментальности, духовнаго нигилизма и моральнаго педантизма — возникло и окрѣпло зловредное ученіе графа Льва Толстого «о непротивленіи злу силою»; ученіе, которое болѣе или менѣе успѣло отравить сердца нѣсколькихъ поколѣній въ Россіи и, незамѣтно разлившись по душамъ, ослабило ихъ въ дѣлѣ борьбы со злодѣями.

Придавая себѣ соблазнительную видимость единственно-вѣрнаго истолкованія Христова откровенія, это ученіе долгое время внушало и незамѣтно внушило слишкомъ многимъ, — что любовь есть гуманная жалостливость; что любовь исключаетъ мечъ; что всякое сопротивленіе злодѣю силою есть озлобленное и преступное насиліе; что любитъ не тотъ, кто борется, а тотъ, кто бѣжитъ отъ борьбы; что жизненное и патріотическое дезертирство есть проявленіе святости; что можно и должно предавать дѣло Божіе собственной моральной праведности...

Соблазняемые этимъ голосомъ сентиментальной морали, люди начинали вѣрить въ неприкосновенность злодѣевъ, извлекали свои силы изъ борьбы съ ними и полагали свою доблесть въ робкой уступчивости сатанѣ и его человѣческимъ полчищамъ; не вѣрили въ реальность зла и хоронились по щелямъ въ часъ гибели родины. И опомнились тогда, когда дыханіе гибели объяло ихъ жизнь отъ края до края.

Неужели въ страданіяхъ не умудрились и не умудрятся русскіе люди? Неужели не отличатъ, гдѣ откровеніе и гдѣ соблазнъ? И не призванъ ли каждый изъ насъ искать этого умудрѣнія?

Въ поискахъ этого умудрѣнія предпринялъ я написать изслѣдованіе о сопротивленіи злу силою, съ тѣмъ чтобы попытаться найти вѣрный исходъ и разрѣшеніе вопроса, перевернуть разъ навсегда эту «толстовскую» страницу русской нигилистической морали и возстановить древнее русское православное ученіе о мечѣ во всей его силѣ и славѣ... Нынѣ изслѣдованіе мое закончено и на дняхъ выйдетъ въ свѣтъ отдѣльною книгою, которую я посвящаю «русской бѣлой арміи и ея вождямъ»...

*     *     *

И вотъ, первое, что мнѣ пришлось установить въ этомъ изслѣдованіи, это истинное значеніе христіанской любви, непонятое и искаженное сентиментальными моралистами. Христіанство учитъ человѣколюбію. Но призывая любить человѣка, оно видитъ въ немъ не страдающее животное, а духовное существо, обращенное къ Богу какъ своему небесному Отцу. Евангеліе учитъ — прежде всего и всѣми силами любить Бога; и это есть первая, большая заповѣдь; любовь же къ человѣку выступаетъ лишь на второмъ мѣстѣ. И это не только потому, что Богъ выше человѣка, а еще и потому, что только въ Богѣ и черезъ Бога человѣкъ находитъ своего «ближняго», своего брата по единому небесному Отцу. Любить ближняго, какъ самого себя, можетъ только тотъ, кто нашелъ и утвердилъ въ себѣ самомъ сына Божія; и только черезъ это онъ можетъ усмотрѣть сына Божія и въ своемъ ближнемъ. И научившись любить Бога, онъ естественно и необходимо будетъ любить въ другихъ людяхъ — Его сыновъ и своихъ братьевъ.

Евангеліе учитъ не животной жалости, а боголюбивому человѣколюбію; оно учитъ одухотворенной любви. Но одухотворенная любовь есть нѣчто болѣе высокое, чѣмъ обычная сострадательная гуманность, разслабляющая и того, кто жалѣетъ, и того, кого жалѣютъ. Одухотворенная любовь есть сила воспитывающая. Она любитъ въ человѣкѣ его ликъ, обращенный къ Богу, а не злодѣйскіе побужденія и поступки. Любить зло, злодѣя, сатану, — сочувствовать имъ, содѣйствовать имъ, объединяться съ ними — противоестественно, отвратительно и гибельно. Напротивъ, злодѣй всегда нуждается въ твердомъ «нѣтъ», въ сопротивленіи, которое его воспитываетъ, понуждаетъ, и, если нужно, то и пресѣкаетъ.

Призывая любить враговъ, Христосъ имѣлъ въ виду личныхъ враговъ человѣка, а не враговъ Божіихъ, и не кощунствующихъ совратителей; для нихъ указано было утопленіе съ жерновомъ на шеѣ. Призывая прощать обиды, Христосъ имѣлъ въ виду личныя обиды человѣка, а не всѣ возможныя злодѣянія; никто не вправѣ прощать чужія обиды или предоставлять злодѣямъ обижать слабыхъ, развращать дѣтей, осквернять храмы и губить родину. И потому христіанинъ призванъ не только прощать обиды, но и бороться съ врагами дѣла Божьяго на землѣ. Евангельская заповѣдь о «непротивленіи злому» учитъ кротости и щедрости въ личныхъ дѣлахъ, а совсѣмъ не безволію, не трусости, не предательству и не покорности злодѣямъ.

Въ обращеніи къ злодѣямъ христіанинъ долженъ проявлять отрицающій ликъ любви: онъ не призванъ любить зло въ человѣкѣ или содѣйствовать этому злу. Онъ призванъ къ тому, чтобы желать каждому человѣку духовнаго преображенія и просвѣтлѣнія; но онъ не долженъ вымогать у своей души чувства слащаваго умиленія при видѣ злодѣйскихъ поступковъ. Ему достаточно вспомнить тотъ великій историческій моментъ, когда божественная любовь въ обличій гнѣва и бича изгнала изъ храма кощунственно-пошлую толпу; и вслѣдъ за тѣмъ ему надлежитъ понять, что всѣ пророки, государи, судьи, воспитатели и воины — должны имѣть передъ своими духовными очами образъ этого праведнаго гнѣва и не сомнѣваться въ правотѣ своего дѣла.

Безсмысленно и гибельно отстаивать свободу безпрепятственнаго злодѣйствованія. Напротивъ, съ злодѣями необходимо вести борьбу. Но не изъ личной вражды къ нимъ, а изъ любви къ Богу, къ святымъ, къ родинѣ и къ ближнимъ. Осужденію подлежитъ не мечъ, а злыя и своекорыстныя чувства въ душѣ воина. Любовь отвергаетъ не пресѣкающую борьбу со злодѣемъ, а только зложелательство въ этой борьбѣ. Никто не обязанъ, никто не призванъ поддерживать единеніе положительной любви со злодѣями; напротивъ, всѣ призваны и обязаны оторваться отъ сочувствія имъ и всякаго соучастія съ ними и противостать имъ на жизнь и на смерть. И горе тому народу, который утратитъ волю и способность къ этой борьбѣ: онъ или возродитъ въ себѣ эту волю, или погибнетъ, ибо злодѣи истребятъ его лучшихъ сыновъ, а оставшихся превратятъ въ своихъ покорныхъ рабовъ...

*     *     *

Да проснется же въ русскихъ сердцахъ воля къ этой борьбѣ! Да подвигнетъ она всѣхъ вѣрныхъ сыновъ Россіи такъ, какъ она подвигла, и повела, и донынѣ ведетъ русскую бѣлую армію!

Стягъ Корнилова есть стягъ героической любви къ родинѣ, любви, отдающей всѣ земныя блага за національные алтари и ставящей передъ взоромъ человѣка водительные образы Архангела Михаила и Георгія Побѣдоносца...

Именно такъ понимало идею любви и идею меча древнее русское православіе, выговорившее это устами св. Ѳеодосія Печерскаго: «живите мирно не только съ друзьями, но и съ врагами: однако только со своими врагами, а не съ врагами Божіими».

Именно этой любви учили насъ наши іерархи и угодники; такъ носили свой мечъ русскіе православные цари и ихъ вѣрные бояре; такъ служили и слагали свои головы православные воины.

Въ этомъ древнемъ православномъ духѣ — жилъ и боролся нашъ русскій національный герой Лавръ Георгіевичъ Корниловъ.

Этому духу пребудемъ вѣрны и мы. Въ немъ — наша побѣда; наша грядущая, вѣрная побѣда... Ибо, побѣдимъ мы тогда, когда нашъ мечъ станетъ какъ любовь и молитва, а молитва наша и любовь наша станетъ мечомъ!...

И. Ильинъ.       

Источникъ: И. Ильинъ. Идея Корнилова.// «Возрожденіе» («La Renaissance»). Ежедневная газета. № 15. — Среда, 17 іюня 1925. — Paris, 1925. — С. 2.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.