Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
ПОНЯТЬ — НЕПРОСТИТЬ.

Намъ необходимо вѣрно понять трагедію русской революціи. Но «понять» — развѣ не значитъ «простить»?

Здѣсь необходимо договориться до полной ясности.

Что значитъ «понять»? Это значитъ «простить»? Опасно и вредно рѣшать глубокіе и тонкіе вопросы совѣсти ходячими поговорками...

Трудно найти сейчасъ русскаго человѣка, который не пострадалъ бы отъ революціи. Есть, конечно, такіе, которые что-то «пріобрѣли», но и многое потеряли и, можетъ бытъ, — непоправимо. Въ чистомъ прибыткѣ — одни злодѣи.

Каждый потерявшій и пострадавшій переживаетъ это внутренно, какъ «обиду» и бываетъ такъ, что люди относятъ весь вопросъ о «пониманіи» и «прощеніи» именно къ этой «обидѣ» и только къ ней... Правильно ли это?.. Такъ или иначе, но это чувство «обиды» налицо и его надо какъ-нибудь преодолѣть.

Можно предаться ему, уйти въ него и сдѣлать изъ него свое главное настроеніе. «Я былъ тѣмъ-то, и сталъ вотъ-чѣмъ; и имѣлъ то-то, а теперь не имѣю ничего. Потерявъ любимыхъ и близкихъ, подъ угрозой смерти, нищій, больной, изгнанникъ, я низведенъ до грубой и тягостной работы, трепещу за завтрашній день и не вижу впереди просвѣта.. Виноватъ ли я самъ въ этой бѣдѣ? Нѣтъ; я всегда былъ порядочнымъ человѣкомъ и никому не вредилъ. За что же это на меня обрушилось? Кто же виноватъ въ этомъ? О, если бы мнѣ дали этихъ виновниковъ, ужъ я бы имъ показалъ!»...

Сравненіе личнаго — настоящаго съ личнымъ — прошлымъ бередитъ рану, питаетъ злобу, разжигаетъ ненависть и чувство мести. Какихъ озлобленныхъ людей видалъ я въ Россіи и за рубежомъ!... Ихъ немного, но жизнь ихъ ужасна. Душа ихъ насыщена лютой, постоянно подогрѣваемой и растравляемой злобой. Ихъ умственное око не можетъ оторваться отъ зрѣлища собственныхъ потерь и страданій. Ихъ воля ежеминутно предъявляетъ счетъ судьбѣ и людямъ. Ихъ чувство приковано къ непоправимому; и поэтому оно обречено на отчаяніе и безплодность. Они даже и не ищутъ виновныхъ: у нихъ всѣ виноваты, и всѣ «виноватые» — негодяи. Виноваты: революціонеры, евреи, нѣмцы, кадеты, французы, министры, масоны, крестьяне, англичане, профессора — и особенно ихъ собственные, личные враги...

Трудно помочь имъ въ этомъ завернувшемся въ себя ожесточеніи и самоглоданіи. Помните, у Чехова — старый гробовщикъ началъ подсчитывать всѣ убытки своей жизни и отъ горя умеръ...

Это тѣ, которые ничего не прощаютъ, ничего не понявъ.

Но есть и такіе, которые склонны все простить, ничего не понявъ.

Эти прежде всего напугались и устали. Обычно, это люди безвольные и добродушные. Сегодня тревога, озлобленіе и убійство; и завтра; и такъ годъ за годомъ.... безъ конца. «Нельзя же такъ; надо же это какъ-нибудь кончать»... Гражданственности у нихъ нѣтъ; патріотизмъ, если есть, то больше бытовой; чувство чести не очень развито; храбростью обыватель никогда не отличался. А тутъ семья, дѣти; потребности дня; не помирать же... Надо какъ-нибудь устраиваться. «Все равно выйдетъ все на среднюю линію! Вѣдь всегда такъ: всѣ всегда отчасти неправы и всѣ всегда отчасти правы. Къ тому же и въ Евангеліи сказано — не противься злому, отдай, уступи, помирись. Конечно, большевики свирѣпствуютъ, но вѣдь и старый режимъ свирѣпствовалъ. Да и какъ это судить и осуждать? Все на свѣтѣ фатально. Да и какъ бороться? Все равно изъ этого ничего не выйдетъ. И всѣ мы люди грѣшные — одни побольше, другіе поменьше»...

Трудно сдвинуть и этихъ съ ихъ «позиціи». И убѣждать нечего: не въ убѣжденіи тутъ дѣло. Любви у нихъ мало; и воли у нихъ нѣтъ. А все осталбное — обывательскія присказки...

Но гдѣ же вѣрный путь?

Вѣрный путь въ справедливости. А справедливость требуетъ, чтобы все было понято, но не все прощено.

Насколько позволяютъ личныя силы, надо стремиться все понять. «Понять» не значитъ одобрить, а значитъ объяснить себѣ: въ чемъ состоитъ это явленіе? какъ оно возникло? какіе источники и причины породили его? и куда оно ведетъ? Въ мірѣ нѣтъ случайностей и все совершающееся имѣетъ свои необходимыя причины: природныя, историческія, экономическія и психологическія (можетъ быть и психопатологическія). Тѣмъ болѣе имѣетъ свои необходимыя причины такой грандіозный процессъ, какъ революціонное крушеніе нашей родины. Каковы же эти причины, начиная отъ предрасполагающаго къ чему-то и затрудняющаго что-то климата и пространства, отъ вліянія лѣнивой, лукавой и свирѣпой азіатчины, и кончая экономическою первобытностью и дурными установками и навыками безсознательнаго?

Чтобы понять, надо не «искать виновныхъ», а спрашивать о причинахъ, не принимая поводовъ за причины. Кто будетъ искать виновныхъ, тотъ не дойдетъ до причинъ и будетъ пристрастенъ, близорукъ и поверхностенъ въ объясненіяхъ; и ничего не пойметъ; и ужъ конечно ничего не «проститъ»; а не понявъ, не сможетъ и повести борьбу за возрожденіе. Напротивъ, тотъ, кто спрашиваетъ о причинахъ, тотъ дѣйствительно идетъ къ пониманію и можетъ быть заранѣе увѣренъ, что именно откроетъ ему между прочимъ — и истинныхъ виновниковъ, и путь къ прощенію, и путь къ непрощенію.

Я говорю, конечно, не о религіозно-церковномъ прощеніи; это дѣло таинства и каноновъ. Я говорю и не о государственной «аболиціи» и «амнистіи»; это дѣло мудрости и милости будущей русской, національной власти. Наконецъ, я говорю и не о личномъ угашеніи гнѣва и мстительности; это внутреннее дѣло, обязательное для каждаго изъ насъ, очищающее и умудряющее душу, но распространяющееся только на личныхъ враговъ.

Помимо всего это есть еще одно «прощеніе» и «непрощеніе». Каждый изъ насъ какъ сынъ своей родины, какъ патріотъ, какъ гражданинъ своего государства, призванный строить и беречь его, и отвѣчающій за его бытіе и его судьбы, — не можетъ не судить тѣ дѣла и поступки людей, которыя имѣютъ отношеніе къ его родинѣ. Объ этихъ дѣлахъ каждый изъ насъ обязанъ имѣть свое сужденіе; онъ призванъ къ тому, чтобы видѣть, понимать и судить; судить, понимая; и, понимая, не только прощать, но и не прощать. Изъ этихъ-то личныхъ сужденій и выростаетъ незамѣтно общественное мнѣніе страны.

Въ этомъ смыслѣ «непростить» — не значитъ затаить злобу, отомстить, убить; но значитъ: неодобрить поступокъ; вмѣнить его совершившему («могъ не сдѣлать и все-таки сдѣлалъ»); признать совершителя виновнымъ («хотѣлъ вреднаго» или прямо «хотѣлъ зла»); обличить его; и сдѣлать съ своей стороны все необходимое для того, чтобы недопустить въ дальнѣйшемъ повторенія.

Такому суду, по мѣрилу патріотическаго правосознанія подлежитъ каждый изъ насъ и особенно тѣ, кто сами себя такъ не судятъ и не научаются ничему отъ злыхъ послѣдствій своихъ дѣяній.

И вотъ, каждый изъ насъ призванъ, прежде всего, къ тому, чтобы въ этомъ смыслѣ непростить своихъ ошибокъ себѣ самому. И это есть ключъ къ сужденію о чужихъ дѣлахъ...

Надо увидѣть свои собственныя политическія или гражданственныя ошибки; понять ихъ причины, — внутренно-личныя и внѣшне-общественныя; вмѣнить ихъ себѣ и перестроить по новому свои хотѣнія и дѣйствія. Надо увидѣть и признать мѣру своихъ личныхъ ошибокъ, своей личной совиновности въ революціи (хотя бы уже такъ: «я не все сдѣлалъ, что могъ, для того, чтобы ея не было»...) — и сдѣлать все, чтобы эти ошибки никогда не повторились. Революція и ея мерзости — жили въ насъ самихъ; и начать надо съ того, чтобы найти это въ себѣ, чтобы себѣ этого не простить и себя отъ нея очистить. И чѣмъ строже будетъ этотъ судъ надъ собою, тѣмъ спасительнѣе.

Тогда каждый изъ насъ пойметъ свое право и свою обязанность непростить еще и тѣмъ, кто въ этой бѣдѣ и въ этомъ крушеніи ничему не научились и доселѣ обвиниютъ всѣхъ, кромѣ себя самихъ. И еще тѣмъ, кто этого и понынѣ хотятъ и нынѣ еще дѣлаютъ.

Здѣсь понять — значитъ непростить. Ибо въ этихъ душахъ весь грузъ естественныхъ и общественныхъ, историческихъ и психологическихъ причинъ — сталъ живою злою волею, неисправляющеюся и можетъ быть, неисправимою. И, если мы поняли этоть грузъ, то мы поняли и то отвратительное качество революціонной болѣзни, которое порождено имъ въ этихъ душахъ и которое этими душами самодовольно усвоено. Эти люди стали живыми носителями и разсадниками исторически сложившейся болѣзни; они предались ей и она стала ихъ сущностью; и отъ этой сущности они не отказались и тогда, когда увидѣли порожденную ихъ дѣяніями бѣду. И увидѣвши, что они надѣлали, они сказали: «этого-то мы и хотѣли», или: «это лучше, чѣмъ было до революціи»...

Это не тѣ страдальцы, которыхъ гнетъ придавилъ или голодъ вынудилъ, и которые изживаютъ тамъ бремя вынужденнаго компромисса. Это и не тѣ обыватели которыхъ соблазнъ увлекъ и которые очистятся, изживъ позоръ соблазнившаго ихъ злодѣйства. Это вообще не «слабые въ добрѣ»; ибо они и во злѣ останутся всегда слабыми и первые покаянно распнутъ себя и возродятся.

Нѣтъ, это сильные во злѣ и упорные въ полу-злѣ. Это самодовольные отцы революціоннаго духа и создатели революціи.

Понять ихъ — значитъ непростить имъ.

И. Ильинъ.       

Источникъ: И. Ильинъ. Понять — непростить.// «Возрожденіе» («La Renaissance»). Ежедневная газета. № 115. — Пятница, 25 сентября 1925. — Paris, 1925. — С. 2.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.