Церковный календарь
Новости


2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Литература Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
О ЗАВОЕВАНІИ МІРА.

Когда я слышу о современномъ имперіализмѣ, то невольно обращаюсь мыслью къ прошлымъ вѣкамъ и спрашиваю себя, почему современники не учатся у исторіи ея великимъ урокамъ? Развѣ исторія не лучшая учительница для политика и полководца? Но если современные политики и полководцы склонны воображать, будто исторія начинается именно съ нихъ, ибо до нихъ было «одно недоразумѣніе», — то мы должны поступать иначе.

Міровая исторія не разъ видѣла, какъ одно какое-нибудь государство поднималось и принималось «завоевывать міръ». Судьба всѣхъ такихъ государствъ была довольно однородна. Въ страшныхъ напряженіяхъ государство сосредоточивало всѣ свои внутреннія силы и бросалось на сосѣдей. Казалось, что это государство охвачено лютымъ голодомъ, — оно жаждетъ пространства, оно торопится захватить какъ можно больше земли поднебесной, оно желаетъ всѣхъ подмять и все покорить. Никакое завоеваніе не удовлетворяло его; всѣ успѣхи казались ему недостаточными. Внутреннее напряженіе должно было изжиться, излиться, исчерпаться. Руководящей группѣ лицъ, или персональному предводителю казалось, что силы его страны безконечны, неисчерпаемы. Лозунгъ — «все или ничего» — казался единственно пріемлемымъ. И повидимому весь міръ былъ обреченъ на жертву и завоеваніе... Сопротивляться было повидимому немыслимо: все равно все будетъ смято и разбито. Мобилизація слѣдовала за мобилизаціей. Финансы страны напрягались, высасывались, исчерпывались. Народное хозяйство приносилось въ жертву оружію. Способность народа къ служенію и къ жертвѣ выпивалась до конца. Начиналось какъ бы повсемѣстное военное и политическое землетрясеніе. Кровь текла рѣкою. Страхъ, неувѣренность, мука — поселились въ сердцахъ на года...

А потомъ наступало крушеніе. Наступала расплата за перенапряженіе. Растрата силъ таила въ себѣ свою собственную кару. Жажда завоеванія была изжита; лютый голодъ, требовавшій объема, пространства и покоряющихся народовъ, исчезалъ. Опьяненіе и гордыня оставляли послѣ себя одну напыщенную словесность. А завоеванныя территоріи и покоренные народы успѣшно вели борьбу за свою самостоятельность. Эти народы возставали и предъявляли свои права съ такою беззавѣтною увѣренностью въ своей правотѣ, съ такою волею къ свободѣ, что «побѣдителю» оставалось только ретироваться. Воинственный народъ возвращался къ себѣ домой и принимался считать черепки и убытки; а убытковъ хватало на долгіе годы и даже на десятилѣтія. Силы были растрачены, цѣлыя поколѣнія легли на поляхъ сраженій въ цвѣтущемъ возрастѣ, народное здоровье подорвано, хозяйство потрясено до корня. Землетрясеніе бывало окончено и оставалось только извлечь изъ него уроки..., которые однако не извлекались.

Вспомнимъ о прогремѣвшихъ «міровыхъ имперіяхъ» въ исторіи, изъ коихъ ни одна, даже самая большая не достигла и одной двадцатой мірового пространства, большая же часть ограничивалась объемомъ совершенно не мірового масштаба. Вспомнимъ фараона Тутмеса, Александра Великаго, Римъ императорскаго періода, Чингисъ-Хана, Карла Великаго, Наполеона. И попытаемся извлечь изъ всего этого кое-какіе полезные уроки. Вотъ они.

Прочныя и длительныя имперіи не создаются военными завоеваніями. Изъ такихъ завоеваній возникаютъ лишь рыхлыя, быстропреходящія военныя диктатуры, которыя обычно распадаются или тотчасъ вслѣдъ за смертью полководца или еще при его жизни (Наполеонъ!).

Здоровое, прочное государство создается не завоеваніями, но въ результатѣ долгой совмѣстной жизни, въ результатѣ духовно-культурнаго взаимопріятія народовъ и ихъ уравновѣшаннаго хозяйственнаго сотрудничества. Стараются [собраться] воедино народы, родственные по духу, способные имѣть единую народную волю, единую культуру, способные сживаться въ единство интересовъ, въ единство исторической судьбы.

Кулачное право потрясаетъ всѣ политическія окрестности, но создаетъ только кратковременное порабощеніе. Исторія вообще не есть царство грубой силы, какъ думаютъ иные поверхностные наблюдатели, затвердившіе съ дѣтства хронологію войнъ. Исторіей правятъ незримыя силы народной души: любовь, вѣра, характеръ, нравы, національное чувство, патріотизмъ, ведущій борьбу на жизнь и на смерть.

Легко было въ прежнія времена завоевывать пустынныя пространства, — вспомнимъ монголовъ и турокъ. Но культурный народъ, живущій въ значительной густотѣ и сплоченный національнымъ чувствомъ, можетъ начать серьезную оборону. И такой народъ всегда оказывался твердымъ орѣхомъ. Вспомнимъ исторію завоеванія Нидерландовъ. Вспомнимъ судьбу Наполеона въ Испаніи и Россіи.

Далѣе. Занять территорію воинской силой — совсѣмъ еще не значитъ завоевать ее. Завоевать какую-нибудь страну — совсѣмъ еще не значитъ удержать ее политически или ассимилировать ее духовно. Захватъ извѣстнаго пространства можетъ оказаться стратегически фатальнымъ для «завоевателя»: именно захватъ территоріи можетъ погубить его; оккупація бываетъ иногда прямымъ предвѣстникомъ крушенія.

Вспомнимъ хотя бы — Карла XII въ глубинѣ Россіи, Наполеона въ Смоленскѣ и Москвѣ, оккупацію Малороссіи германцами въ 1918 году.

Національная самостоятельность и свобода народовъ имѣютъ мощнаго союзника въ лицѣ пространства: вспомнимъ походы Александра Великаго, вспомнимъ Золотую Орду. Чѣмъ протяженнѣе страна, тѣмъ труднѣе связать ее во едино, да еще постороннему, насильственному завоевателю. Вотъ почему «завоеваніе міра» и «міровая диктатура» суть ложныя задачи, дурныя химеры, болѣзненныя выдумки. Онѣ противоестественны, неосуществимы и свидѣтельствуютъ лишь о томъ, что кто-то страдаетъ маніей величія.

Итакъ, бываетъ въ исторіи, что народъ, выигравшій войну и завоевавшій страну, стоитъ наканунѣ крушенія. И обратно: народъ можетъ проиграть войну по внѣшней видимости и въ то же время, стоя надъ развалинами, готовиться къ быстрому творческому возрожденію. Таково было положеніе Бельгіи и Сербіи во время послѣдней [первой міровой] войны. Мало того, именно пораженіе и кратковременное завоеваніе можетъ прямо пробудить народъ къ жизни (судьба Пруссіи подъ Наполеономъ).

/с. 40/ Оружіе не создаетъ побѣдителя. Нельзя ослѣпляться временнымъ успѣхомъ той или другой арміи. Кто будетъ побѣдителемъ въ конечномъ счетѣ — это рѣшается иными, высшими силами.

Народъ побѣжденъ только тогда, когда онъ утратилъ духъ, мужество и волю къ самостоятельной, самобытной жизни. Но и тогда онъ не побѣжденъ еще окончательно: малодушіе исчезаетъ, силы соберутся вновь, воля къ независимости проснется. Въ жизни здороваго народа военное пораженіе всегда подобно пробуждающему колоколу. Такъ было, такъ и будетъ.

Есть на Рейнѣ германскій городъ Кобленцъ. И въ немъ стоитъ памятникъ. На этомъ памятникѣ доселѣ начертаны двѣ французскія надписи. Одна отъ 1812 года. Префектомъ города былъ въ то время французъ Жюль Доазанъ; и когда Наполеонъ «съ дванадесятью языками» собирался въ Россію, увлекая съ собою и нѣмцевъ, то префектъ начерталъ на камнѣ надпись:

«Въ память кампаніи противъ Россіи, подъ префектурой Жюля Доазана. MDCCCXII».

А черезъ два года, когда Европа поднялась на Бонапарта, появилась вторая надпись, начертанная русскимъ комендантомъ города Кобленца, надпись сдержанная, тактичная, умная и полная затаенной историчеcкой ироніи:

«Сіе видѣно и одобрено нами, русскимъ комендантомъ города Кобленца. 1 января 1814 года».

И вотъ намъ, видѣвшимъ столь многое въ исторіи и преданнымъ Россіи до конца, надлежитъ хранить нынѣ нѣкое высшее, на вѣрѣ и знаніи основанное, спокойствіе духа. Ибо придетъ часъ и снова начертается на многихъ памятникахъ вѣчное и священное слово «Россія»...

Будемъ помнить: страшенъ сонъ, да милостивъ Богъ!

Источникъ: И. А. Ильинъ. О завоеваніи міра. // «Часовой» («La Sentinelle»). Органъ связи русскаго воинства и національнаго движенія за рубежемъ. № 238-239. — 5-го Іюля 1939 г. — Paris, 1939. — С. 39-40.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.