Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
О сопротивленіи злу силою.

«И сдѣлавъ бичъ изъ веревокъ, выгналъ изъ храма всѣхъ, также и овецъ, и воловъ, и деньги у мѣновщиковъ разсыпалъ, а столы ихъ опрокинулъ» (Іоан. II, 15).

2. О самопреданіи злу.

Въ самомъ преддверіи проблемы необходимо установить съ очевидностью, что о несопротивленіи злу въ буквальномъ смыслѣ этого слова никто изъ честныхъ людей и не думаетъ; что одна склонность къ такому несопротивленію превращаетъ человѣка изъ нравственнаго врача и духовнаго субъекта — въ нравственнаго паціента и въ объектъ духовнаго воспитанія. А это значитъ, что не онъ будетъ обсуждать проблему непротивленія, а уже про него будетъ идти споръ, чтó именно съ нимъ дѣлать и какъ именно слѣдуетъ противиться ему или чему-то, что есть въ немъ.

Въ самомъ дѣлѣ, что означало бы «непротивленіе» въ смыслѣ отсутствія всякаго сопротивленія? Это означало бы пріятіе зла: допущеніе его въ себя и предоставленіе ему свободы, объема и власти. Если бы, при такихъ условіяхъ, возстаніе зла произошло, а несопротивленіе продолжалось, то это означало бы подчиненіе ему, самопреданіе ему, участіе въ немъ, и наконецъ, превращеніе себя въ его орудіе, въ его органъ, въ его разсадникъ, — наслажденіе имъ и поглощеніе имъ. Это было бы, вначалѣ, добровольное саморастлѣніе и самозараженіе, это было бы въ концѣ, — активное распространеніе заразы среди другихъ людей и вовлеченіе ихъ въ сопогибель. Но тотъ, кто совсѣмъ не сопротивляется злу, тотъ воздерживается и отъ порицанія его; ибо порицаніе, хотя бы вполнѣ внутреннее и молчаливое (если бы таковое было возможно!) — есть уже внутреннее сопротивленіе, чреватое практическими выводами и напряженіями, борьбой и сопротивленіемъ. Мало того, пока живо въ душѣ неодобреніе или хотя бы смутное отвращеніе, до тѣхъ поръ человѣкъ еще сопротивляется: онъ, можетъ быть, возстаетъ нецѣльно, но онъ все-таки раздвоенъ, онъ борется внутри себя, и вслѣдствіе этого самое пріятіе зла не удается ему; даже совсѣмъ пассивный вовнѣ, онъ сопротивляется злу внутренно, осуждаетъ его, возмущается, разоблачаетъ его передъ самимъ собою, не поддается его страхамъ и соблазнамъ; и, даже поддаваясь отчасти, коритъ себя за это, собирается съ духомъ, негодуетъ на себя, отвращается отъ него и очищается въ покаяніи; даже захлебываясь, сопротивляется и не тонетъ. Но именно поэтому полное отсутствіе всякаго сопротивленія, и внѣшняго и внутренняго, требуетъ, чтобы прекратилось осужденіе, чтобы стихло порицаніе, чтобы возобладало одобреніе зла. Поэтому несопротивляющійся злу рано или поздно приходитъ къ необходимости увѣрить себя, что зло — не совсѣмъ плохо и не такъ уже безусловно есть зло; что въ немъ есть нѣкоторыя положительныя черты, что ихъ притомъ не мало, что онѣ, можетъ быть, даже преобладаютъ. И лишь по мѣрѣ того, какъ ему удается уговорить себя, заговорить свое здоровое отвращеніе и увѣрить себя въ бѣлизнѣ черноты, — угасаютъ остатки сопротивленія и осуществляется самопреданіе. И когда отвращеніе стихаетъ и зло уже не переживается, какъ зло, тогда пріятіе незамѣтно становится цѣльнымъ: душа начинаетъ вѣрить, что черное — бѣло, приспособляется и уподобляется, становится сама черною, и вотъ, уже одобряетъ и наслаждается, и, естественно, восхваляетъ то, что даетъ ей наслажденіе.

Таковъ духовный законъ: несопротивляющійся злу поглощается имъ и становится одержимымъ. Ибо «зло» — не пустое слово, не отвлеченное понятіе, не логическая возможность и не «результатъ субъективной оцѣнки». Зло есть, прежде всего, душевная склонность человѣка, присущая каждому изъ насъ; какъ бы нѣкоторое, живущее въ насъ страстное тяготѣніе къ разнузданію звѣря, тяготѣніе, всегда стремящееся къ расширенію своей власти и къ полнотѣ захвата. Встрѣчая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкія пресѣченія, поддерживающія духовныя и моральныя грани личнаго и общественнаго бытія, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совѣсти и правосознанія, ослабить силу стыда и отвращенія, принять пріемлемое обличіе, и, если возможно, то расшатать и разложить эти живыя грани, эти зиждущія формы личнаго духа, какъ бы опрокинуть и разсыпать волевыя стѣны индивидуальнаго Кремля. Духовное воспитаніе человѣка состоитъ въ построеніи этихъ стѣнъ и, что еще важнѣе, въ сообщеніи человѣку потребности и умѣнія самостоятельно строить, поддерживать и отстаивать эти стѣны. Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совѣсти и правосознанія, потребность въ красотѣ и въ духовномъ сорадованіи живущему, любовь къ Богу и родинѣ — всѣ эти истоки живой духовности, въ единой и совмѣстной работѣ, создаютъ въ человѣкѣ тѣ духовныя необходимости и невозможности, которымъ сознаніе придаетъ форму убѣжденій, а безсознательное — форму благороднаго характера. И вотъ, эти духовныя необходимости поступать «такъ-то», и невозможности поступить «иначе», — сообщаютъ единство и опредѣленность личному бытію; они слагаютъ нѣкій духовный укладъ, какъ бы живой костякъ личнаго духа, поддерживающій его строеніе, его оформленное бытіе, сообщающій ему его мощь и державу. Размягченіе этого духовнаго костяка, распаденіе этого духовнаго уклада означало бы духовный конецъ личности, превращеніе ея въ жертву дурныхъ страстей и внѣшнихъ воздѣйствій, возвращеніе ея въ то хаотически-разрѣшенное состояніе, гдѣ духовныхъ необходимостей нѣтъ, а душевныя возможности неисчислимы.

Понятно, что чѣмъ безхарактернѣе и безпринципнѣе человѣкъ, тѣмъ ближе онъ къ этому состоянію и тѣмъ естественнѣе для него совсѣмъ не сопротивляться злу. И обратно, чѣмъ менѣе человѣкъ сопротивляется злу, тѣмъ болѣе онъ приближается къ этому состоянію, попирая самъ свои «убѣжденія» и расшатывая самъ свой «характеръ». Несопротивляющійся самъ разламываетъ стѣны своего духовнаго Кремля; самъ принимаетъ тотъ ядъ, отъ дѣйствія котораго размягчаются кости въ организмѣ [1]. И естественно, что отъ несопротивленія злу — злая страсть расширяетъ свое господство до полноты: куски страсти, уже облагороженные, совлекаютъ съ себя ризы своего благородства и вливаются въ общій мятежъ; они уже не держатъ грань и предѣлъ, но сами предаются бывшему врагу и вскипаютъ зломъ. Злая одержимость становится цѣльною и влечетъ душу на своихъ путяхъ, по своимъ законамъ. Одержимый злою страстью, несопротивляющійся буйствуетъ потому, что самъ отвергъ все удерживающее, направляющее и оформляющее: вся сопротивлявшаяся сила стала силою самого буреносящаго зла, и дыханіе гибели питается ожесточеніемъ самого погибающаго. Вотъ почему конецъ его неистовства есть конецъ его душевно-тѣлеснаго бытія: безуміе или смерть.

Такое разложеніе духовности въ душѣ можетъ наступить у слабаго человѣка въ зрѣломъ возрастѣ; но оно можетъ вести свое начало отъ дѣтства и, притомъ, или такъ, что первоначальное зерно духовности, потенціально имѣющееся у каждаго человѣка, совсѣмъ не было вызвано къ живой самодѣятельности или же оно оказалось, въ результатѣ внутренней слабости и внѣшнихъ соблазновъ, творчески нежизнеспособнымъ и безплоднымъ. Во всѣхъ случаяхъ слагается картина внутренняго недуга, имѣющая чрезвычайное психопатологическое значеніе и интересъ. Человѣкъ, духовно дефективный съ дѣтства, можетъ выработать въ себѣ даже особый душевный укладъ, который при поверхностномъ наблюденіи можетъ быть принятъ за «характеръ», и особыя воззрѣнія, которыя по ошибкѣ принимаются за «убѣжденія». На самомъ же дѣлѣ, онъ, безпринципный и безхарактерный, остается всегда рабомъ своихъ дурныхъ страстей, плѣнникомъ выработавшихся душевныхъ механизмовъ, одержащихъ его и всесильныхъ въ его жизни, лишенныхъ духовнаго измѣренія и слагающихъ кривую его отвратительнаго поведенія. Онъ не сопротивляется имъ, но изворотливо наслаждается ихъ игрой, заставляя наивныхъ людей принимать его злую одержимость за «волю», его инстинктивную хитрость за «умъ», порывы его злыхъ страстей за «чувства». Влачась въ противодуховныхъ страстяхъ, онъ выговариваетъ свою природу въ соотвѣтствующей противодуховной «идеологіи», въ которой радикальное и всестороннее безбожіе, сливается воедино съ немучительной для него самого душевной болѣзнью и законченнымъ нравственнымъ идіотизмомъ. Естественно, что духовно здоровые люди вызываютъ у такого человѣка лишь раздраженіе и злобу, и разжигаютъ въ немъ больное властолюбіе, въ проявленіяхъ котораго вспышки маніи величія неизбѣжно чередуются съ вспышками маніи преслѣдованія.

Послѣ духовныхъ бѣдъ, разразившихся надъ міромъ въ первую четверть двадцатаго вѣка, нетрудно представить себѣ, чтó можетъ создать кадръ такихъ, одержимыхъ злобою, агрессивно изувѣрствующихъ людей.

Въ противоположность этому всякая зрѣлая религія не только открываетъ природу «блага», но и научаетъ борьбѣ со зломъ. Вся дохристіанская восточная аскетика имѣетъ два уклона: отрицательный — поборающій, и положительный — возводящій. Это есть то самое «не во плоти воинствованіе» («стратейя»), о которомъ разъясняетъ Коринѳянамъ апостолъ Павелъ [2]. Однако нигдѣ, кажется, это внутреннее сопротивленіе злу не разработано съ такою глубиною и мудростью, какъ у аскетическихъ учителей восточнаго православія. Объективируя начало зла въ образъ невещественныхъ демоновъ [3], Антоній Великій, Макарій Великій, Маркъ Подвижникъ, Ефремъ Сиріанинъ, Іоаннъ Лѣствичникъ и другіе учатъ неутомимой внутренней «брани» съ «непримѣчаемыми» и «ненасилующими» «прираженіями злыхъ помысловъ», а Іоаннъ Кассіанъ прямо указываетъ на то, что «никто не можетъ быть прельщенъ діаволомъ, кромѣ того, кто «самъ восхощетъ дать ему своей воли согласіе» [4]. Духовный опытъ человѣчества свидѣтельствуетъ о томъ, что несопротивляющійся злу не сопротивляется ему именно постольку, поскольку онъ самъ уже золъ, поскольку онъ внутренно принялъ его и сталъ имъ. И потому предложеніе, всплывающее иногда въ періоды остраго искушенія, — «предаться злу, чтобы изжить его и обновиться имъ», — исходитъ всегда отъ тѣхъ слоевъ души или, соотвѣтственно, отъ тѣхъ людей, которые уже сдались и жаждутъ дальнѣйшаго паденія: это прикровенный голосъ самого зла.

Нѣтъ сомнѣнія, что графъ Л. Н. Толстой и примыкающіе къ нему моралисты совсѣмъ не призываютъ къ такому полному несопротивленію, которое было бы равносильно добровольному нравственному саморазвращенію. И неправъ былъ бы тотъ, кто попытался бы понять ихъ въ этомъ смыслѣ. Напротивъ, ихъ идея состоитъ именно въ томъ, что борьба со зломъ необходима, но что ее цѣликомъ слѣдуетъ перенести во внутренній міръ человѣка, и притомъ именно того человѣка, который самъ въ себѣ эту борьбу ведетъ; такой борецъ со зломъ можетъ найти въ ихъ писаніяхъ даже цѣлый рядъ полезныхъ совѣтовъ. «Непротивленіе», о которомъ они пишутъ и говорятъ, не означаетъ внутреннюю сдачу и присоединеніе ко злу; наоборотъ, оно есть особый видъ сопротивленія, т. е. непріятія, осужденія, отверженія и противодѣйствія. Ихъ «непротивленіе» означаетъ противленіе и борьбу, однако лишь нѣкоторыми, излюбленными средствами. Они пріемлютъ цѣль: преодолѣніе зла [5]; но дѣлаютъ своеобразный выборъ въ путяхъ и средствахъ. Ихъ ученіе есть ученіе не столько о злѣ, сколько о томъ, какъ именно не слѣдуетъ его преодолѣвать.

Само собою разумѣется, что только такая борющаяся природа ихъ «непротивленія» даетъ основаніе философически обсуждать ихъ утвержденія. Однако такое обсужденіе не можетъ принять ни выдвинутую ими постановку вопроса, ни, тѣмъ болѣе, даваемый ими отвѣтъ.

Примѣчанія:
[1] Слѣдуетъ замѣтить, что такому внутреннему «несопротивленію» до извѣстной степени сродни практика «хлыстовства», отнюдь не являющаяся специфическимъ созданіемъ русскаго сектантства, а наблюдавшаяся въ самыя различныя времена и у разныхъ народовъ. Однако хлыстовская практика сознательно организуетъ и ограничиваетъ несопротивленіе страстямъ для извѣстнаго использованія ихъ и освобожденія отъ нихъ. Формула православнаго аскетизма гласитъ «томлю томящаго мя ради духовнаго очищенія». Формула хлыстовства: «предаюсь томящему мя ради душевнаго облегченія». Несопротивляющійся хлыстъ имѣетъ вмѣсто идеи — малодушіе, вмѣсто духовной цѣли — душевную причину, вмѣсто достиженія — гибель.
[2] Коринѳянамъ, X, 3-5. Срв. также у Климента Римскаго Epist. ad Cor., cp. 37 о томъ, что пороки побѣждаются только черезъ «агонидзестай» и «стратеуэстай».
[3] У Марка Подвижника и Іоанна Кассіана можно найти, однако, прямыя указанія на то, что злое начало остается имманентнымъ человѣческой душѣ.
[4] Курсивъ мой.
[5] Впрочемъ, у Толстого можно найти и такую непростительную формулу: «не противьтесь злу»; такъ онъ считаетъ возможнымъ передавать слова Христа, Матѳ. V, 39 (по-гречески: «то понэрó», т. е. дурному человѣку). Срв. «Въ чемъ моя вѣра?», стр. 12, 13, 14, 16 и 43; иногда онъ добавляетъ «или злому», стр. 14, 15, такъ, какъ если бы это было равнозначно.

Источникъ: И. Ильинъ. О сопротивленіи злу силою. — Берлинъ: Типографія Об-ва «Presse», 1925. — С. 11-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.