Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
ПУТЬ ДУХОВНАГО ОБНОВЛЕНІЯ.
(Изд. 2-е. Мюнхенъ: Типографія Обители преп. Іова Почаевскаго, 1962).

ПРЕДИСЛОВІЕ.

«Хоть убей, слѣда не видно / Сбились мы. Что дѣлать намъ!..» (Пушкинъ).

Эта книга написана для ищущихъ; для тѣхъ, кто еще не «имѣетъ», но хочетъ «имѣть»; хочетъ — глубоко и искренно. Эта книга написана для сомнѣвающихся; — не ироническимъ, разъѣдающимъ и, въ сущности говоря, уже отрицающимъ сомнѣніемъ, но вопрошающимъ, творческимъ сомнѣніемъ, идущимъ изъ глубины сердца. Такимъ сомнѣніемъ въ свое время сомнѣвались Сократъ, Блаженный Августинъ и Декартъ; и сомнѣніе ихъ нашло себѣ творческое преображеніе и привело ихъ къ очевидности.

Наше время ни въ чемъ такъ не нуждается, какъ въ духовной очевидности. Ибо «сбились мы» и «слѣда» намъ не видно. Но слѣдъ, ведущій къ духовному обновленію и возрожденію, найти необходимо и возможно. И мы найдемъ его.

Какимъ способомъ?

Единственнымъ, который вообще данъ человѣку: углубленіемъ въ себя. Не въ свою личную, чисто субъективную жизнь; не въ свои колеблющіяся, безпредметныя «настроенія»; не въ праздную, гложущую и разлагающую рефлексію. Но въ свое сверхличное, предметно-насыщенное, духовное достояніе. Пусть оно будетъ невелико; пусть оно будетъ подобно искрѣ. Но въ искрѣ есть уже сила искренности; ибо искра есть пылинка вѣчнаго, божественнаго пламени...

Нельзя сомнѣваться «во всемъ», даже въ самомъ сомнѣніи своемъ. Это уже смерть и тлѣніе. Сомнѣніе, если оно есть, — испытывается остро и мучительно; оно подлинно; оно несомнѣнно; оно есть воля къ истинѣ, рожденная любовью и жаждою увѣренности. Кто такъ сомнѣвается въ Богѣ и въ правдѣ, тотъ уже любитъ Бога и правду; и любовью онъ ихъ найдетъ; ибо ихъ вообще можно найти только любовью. Такое сомнѣніе — духовно; оно уже есть живой духъ; и человѣку, который такъ сомнѣвается, духовный опытъ уже открытъ и доступенъ.

Итакъ, эта книга написана для сомнѣвающихся; для тѣхъ, въ комъ живетъ такое сомнѣніе. Она пытается ука/с. 14/ зать имъ путь. Не пройти этотъ путь за нихъ или съ ними; а лишь указать. Итти человѣкъ можетъ только самъ, въ своемъ внутреннемъ духовномъ опытѣ, который неизбѣжно приведетъ его и къ внѣшнимъ поступкахмъ; ибо настоящій и зрѣлый духовный опытъ всегда выражается и заканчивается въ цѣлостныхъ и творческихъ дѣлахъ. Ни жить, ни творить «за другихъ» нельзя. Жить и творить долженъ каждый самъ. И это удастся ему тѣмъ больше и тѣхмъ лучше, чѣмъ глубже онъ укоренится въ своемъ собственномъ, выстраданномъ и вымоленномъ духовномъ опытѣ...

Эта книга пытается указать только путь. Она скромна по своимъ задачамъ. Она ни по одному вопросу не высказываетъ всего, что хотѣлось бы высказать; и каждая глава ея таитъ въ себѣ цѣлое изслѣдованіе, иногда даже не одно; опытный и зоркій глазъ увидитъ это сразу. Здѣсь изложено только то необходимое, путеводное, безъ чего нельзя начинать, что прежде всего надо довести въ себѣ до очевидности, до полной и окончательной, непоколебимой и не угасающей увѣренности; — только тѣ основы духовности, безъ которыхъ нельзя начинать самую борьбу за родину. Это первые, фундаментальные вопросы, вопросы бытія. Мало прочесть «о нихъ», прочтя, надо рѣшить ихъ для себя. Они выдвинуты здѣсь въ противовѣсъ и въ отпоръ міровому соблазну нашего времени. Не рѣшивъ ихъ съ силою очевидности, нельзя надѣяться на свои силы при встрѣчѣ съ этимъ соблазномъ.

Этотъ соблазнъ данъ намъ нашей эпохой. Но «человѣкъ не долженъ жаловаться на свое время: изъ этого ничего не выйдетъ; время плохое, ну что же, на то человѣкъ живетъ, чтобы сдѣлать его лучше»... «Начинай же! Только этимъ ты сдѣлаешь невозможное возможнымъ» (Карлейль).

Современный міръ переживаетъ глубокій кризисъ, — религіозный, духовный и національный. Изъ него необходимо найти выходъ. Этотъ выходъ надо каждому изъ насъ найти прежде всего въ самомъ себѣ; творчески создать его; убѣдиться и удостовѣриться въ его вѣрности. И только потомъ можно будетъ указать его другимъ. Надо самому начать быть по новому. Обновленные люди, одолѣвшіе соблазнъ, найдутъ другъ друга. Найдя, они заткутъ новую ткань духовнаго бытія. Это единственный путь. Иного нѣтъ.

Задача моей книги — указать на этотъ путь и утвердить его вѣрность.

АВТОРЪ.       

1932-1935.

Источникъ: И. А. Ильинъ. Путь духовнаго обновленія. — Мюнхенъ: Типографія Обители преп. Іова Почаевскаго въ Мюнхенѣ-Оберменцингѣ, 1962. — С. 13-14.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.