Церковный календарь
Новости


2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
2018-09-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ, соборность и современность (1970)
2018-09-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 58-е (2 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. А. Ильинъ († 1954 г.)

Иванъ Александровичъ Ильинъ (1883-1954), знаменитый русскій философъ, писатель и публицистъ, сторонникъ Бѣлаго движенія и послѣдовательный критикъ коммунистической власти въ Россіи, идеологъ Русскаго Обще-Воинскаго Союза (РОВС). Родился 28 марта (10 апрѣля) въ Москвѣ, въ религіозной дворянской семьѣ. Окончилъ Московскій университетъ по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приватъ-доцентъ (1909) и профессоръ философіи (1918-1922) Московскаго университета. Въ силу своихъ православно-монархическихъ убѣжденій не принялъ февральскую революцію и категорически отвергъ октябрьскій переворотъ, ставъ активнымъ противникомъ большевицкаго режима. По подозрѣнію въ антиправительственной дѣятельности И. А. Ильина шесть разъ арестовывали. Послѣ послѣдняго, шестого, ареста онъ съ группой ученыхъ, философовъ и литераторовъ въ 1922 г. былъ высланъ изъ совѣтской Россіи въ Германію. Съ 1922 по 1938 гг. проживалъ въ Берлинѣ. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (1922-1934). Редакторъ-издатель журнала «Русскій колоколъ» (1927-1930). Съ 1938 г. до смерти въ 1954 г. проживалъ въ Швейцаріи. Авторъ болѣе 40 книгъ и 300 статей на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Нѣкоторые свои труды И. А. Ильинъ публиковалъ подъ псевдонимами: Н. Ивановъ, Н. Костомаровъ, И. Л. Юстусъ, Иверъ, С. П., Старый Политикъ, К. П., Ослябя, Пересвѣтъ, Помѣщикъ, д-ръ Альфредъ Нормани, Юліусъ Швейкертъ. Въ теченіе всего зарубежнаго періода жизни И. А. Ильинъ былъ вѣрнымъ чадомъ РПЦЗ. Имѣлъ тѣсныя и добрыя отношенія съ митрополитами Антоніемъ (Храповицкимъ) и Анастасіемъ (Грибановскимъ), архим. Константиномъ (Зайцевымъ), проф. И. М. Андреевымъ. Скончался 8 (21) декабря 1954 г. въ Цюрихѣ, былъ отпѣтъ въ Русской Зарубежной Церкви и похороненъ на кладбищѣ въ Цолликонѣ (Швейцарія). Осенью 2005 г. останки И. А. Ильина были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. А. Ильина

И. А. Ильинъ († 1954 г.)
ПУТЬ ДУХОВНАГО ОБНОВЛЕНІЯ.
(Изд. 2-е. Мюнхенъ: Типографія Обители преп. Іова Почаевскаго, 1962).

ГЛАВА ВТОРАЯ.
О ЛЮБВИ.

3. Любовь и вѣра.

Въ этомъ описаніи нѣтъ никакихъ отвлеченныхъ выдумокъ или произвольныхъ построеній. И въ томъ, что здѣсь изложено, нѣтъ безотвѣтственнаго фантазированія или темнаго суевѣрія. Здѣсь свѣтъ разума не меркнетъ; здѣсь только устранены сумерки плоскаго разсудка и предоставлена свобода опыту сердца. Здѣсь все покоится на живомъ, подлинномъ, духовномъ опытѣ. И было бы хорошо, скромно и разумно, если бы тотъ, кто не пережилъ этого духовнаго опыта, и не хочетъ пріобрѣсти и пережить его, — воздержался бы отъ сужденій и отказался бы отъ праздной, иронической критики. Человѣкъ, не воспринявшій Іисуса Христа духомъ и любовію, поступилъ бы лучше всего, если бы судилъ о Христѣ и христіанствѣ съ чрезвычайной осторожностью и отнюдь не причислялъ бы себя къ врагамъ христіанства. Часто, слишкомъ часто безбожникъ является безбожникомъ только потому, что онъ еще не выработалъ въ себѣ духовнаго созерцанія и держится невѣрнаго мнѣнія, будто такой душевной способности нѣтъ и не можетъ быть. Если я не знаю, гдѣ дорога въ Іерусалимъ, — могу ли я заключать изъ своего незнанія, что ни Іерусалима, ни дороги къ нему вообще не существуетъ? Или, если знающій эту дорогу, затрудняется описать ее другому, то можно ли отсюда дѣлать выводъ, что онъ этой дороги совсѣмъ не знаетъ, или что онъ просто обманщикъ? Не всякій, живущій духовнымъ опытомъ и духовной любовью, можетъ научить другихъ этому опыту и этой любви или описать ихъ, обосновать ихъ и раскрыть ихъ сущность; для этого нужны особыя способности и дары. Но кто беретъ на себя эту задачу, тотъ долженъ быть въ самомъ дѣлѣ мастеромъ духовнаго опыта; онъ долженъ умѣть жить, воспринимать и созерцать въ духовной любви; ибо, если онъ этого не умѣетъ, то онъ не можетъ быть ни учителемъ, ни духовнымъ воспитателемъ.

Итакъ, духовный опытъ, этотъ живой источникъ вѣры и религіи — не есть ни выдумка, ни суевѣріе. Онъ есть подлинная реальность; и каждый можетъ и призванъ пережить его, удостовѣриться въ немъ и усвоить его (конечно, каждый по-своему и въ своихъ предѣлахъ). И тогда онъ увидитъ, что изъ этого источника дѣйствительно проистекаетъ благодатный потокъ въ человѣческую жизнь и во всю человѣческую культуру.

/с. 60/ Въ строеніи и осуществленіи духовнаго опыта отдѣльные люди и народы не похожи другъ на друга [1]. Такъ напримѣръ, исторія знаетъ цѣлые народы, которые искали «совершенства» прежде всего и больше всего въ чувственномъ созерцаніи (греки); вслѣдствіе этого они создали религію образной красоты и боги ихъ остались пластическими, человѣкообразными индивидуальностями, носителями силы, духовно- и нравственно-несовершенными существами, несмотря на завершонность ихъ красоты и величія. Наряду съ этимъ исторія отмѣчаетъ такіе народы, которые искали «совершенства» въ соблюденіи законовъ и обрядовъ, предписанныхъ имъ высшимъ авторитетомъ (іудеи); вслѣдствіе этого они создали религію строжайшей обрядности; и даже глубокія нравственныя прозрѣнія ихъ позднѣйшихъ пророковъ не могли ни измѣнить, ни отмѣнить выработанное ими національное пониманіе религіи...

Еще гораздо многообразнѣе духовные пути отдѣльныхъ людей. Есть люди, которые ухватываютъ край ризы Божіей въ искусствѣ и черезъ искусство; они понимаютъ и осуществляютъ искусство, какъ особый способъ видѣть и изображать божественную сущность міра и человѣка. Наряду съ ними есть другіе люди, которымъ вдохновеніе благороднаго искусства говоритъ очень мало; но зато сердце ихъ расцвѣтаетъ въ живой любви къ ближнему, такъ, что они приходятъ къ духовному опыту и созерцанію Бога именно на этомъ пути. Есть люди, которымъ свѣтъ Божій дается въ созерцаніи справедливости и права, въ мудромъ, неподкупномъ, художественно-чуткомъ правосудіи; другіе находятъ тотъ же лучъ Божій въ мужественномъ и терпѣливомъ несеніи страданій [2]; иные созерцаютъ мудрость Божію въ природѣ и ея таинственно-прекрасной жизни [3]; иные вступаютъ съ Богомъ въ непосредственное общеніе въ изліяніи простой, одинокой, искренней молитвы... Ни одинъ изъ этихъ путей не подлежитъ отверженію; каждый изъ нихъ можетъ и долженъ привести человѣка въ священное средоточіе вѣры, къ Богу, Отцу всяческихъ. Евангеліе объемлетъ всѣ эти пути, и всякіе иные пути, говоря: «возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душою твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ; и всею крѣпостью твоею»; и затѣмъ: «возлюби ближняго твоего, какъ самого себя» (Матѳея 22, 37. Марка 12, 29-30. Луки 10, 26-28).

Итакъ, не подлежитъ сомнѣнію, что духовная любовь и духовный опытъ даются не всѣмъ людямъ въ одинаковой мѣрѣ и въ одинаковомъ видѣ. Они сами (и любовь, и опытъ) суть дары благодати, и кому они даются «сами собой», какъ бы «отъ природы», тотъ не имѣетъ заслуги. Однако возможно и необходимо беречь этотъ даръ, растить его, открывать ему до/с. 61/ступъ во всѣ внутреннія пространства души и предоставлять ему водительство въ жизни. И подобно этому возможно и необходимо передавать этотъ духовный свѣтъ другимъ людямъ, никогда не думая о томъ, что можетъ быть есть на свѣтѣ такіе, которые на вѣки лишены благодати: ибо, если бы даже существовали на свѣтѣ такіе люди, то кто же изъ насъ знаетъ этихъ несчастныхъ? А опытъ свидѣтельствуетъ о томъ, что огонь духа, проникая въ сердце зачерствѣлаго человѣка, способенъ зажечь его и притомъ именно потому, что подъ ста дурными слоями таинственно тлѣла Божія искра.

А разъ живая и подлинная вѣра возникнетъ изъ духовной любви и укрѣпится въ духовномъ созерцаніи, то она непремѣнно захватитъ послѣднюю глубину человѣческаго существа и проникнетъ изъ нея во всѣ сферы личной жизни. Духовная вѣра какъ бы отверзаетъ у человѣка новыя очи; или натягиваетъ въ его душѣ новыя струны и заставляетъ ихъ звучать; возникаютъ новыя, болѣе благородныя утонченныя потребности; онъ начинаетъ видѣть и постигать то, что остается скрытымъ отъ невѣрующихъ людей — стихію священнаго въ человѣческихъ душахъ и въ мірѣ вещественной природы. Само собой разумѣется, что духовно вѣрующій человѣкъ видитъ и все то, что умѣетъ наблюдать невѣрующій; но наряду съ этимъ и сверхъ этого онъ видитъ въ мірѣ и въ человѣческой исторіи нѣкій высшій смыслъ, другіе, высшіе и могущественнѣйшіе законы, правящіе міромъ: законы Провидѣнія, Духа и божественныхъ цѣлей, а также законы человѣческой свободы, подвига, правоты и грѣха...; въ общемъ и цѣломъ — особый міръ, таинственно скрытый въ видимомъ мірозданіи; міръ въ который духовно живой человѣкъ всю жизнь всматривается, какъ сквозь завѣсу, и къ которому онъ прислушивается, какъ бы издали. Изъ этого вниманія, изъ этого зрѣнія и слуха и возникло все великое, созданное людьми въ ихъ исторіи.

Вотъ почему мы утверждаемъ, что изъ этой области текутъ благодатныя, творческія струи въ человѣческую жизнь и во всю человѣческую культуру. Въ этомъ потокѣ, который изнутри проникаетъ, облагороживаетъ и освящаетъ всѣ человѣческія дѣла и созданія, — все раждается какъ бы заново: все получаетъ священное значеніе, глубокій смыслъ, внутреннюю, неколеблющуюся опору, духовную вѣрность и побѣждающую силу. Именно къ этому зоветъ нашъ ясновидящій Тютчевъ:

«Приди, струей его эѳирной
Омой страдальческую грудь
И жизни божески-всемірной
Хотя на мигъ причастенъ будь!»

Но если этотъ мигъ придетъ, то онъ навѣрное повторится и упрочится. А если онъ овладѣетъ душой, тогда вся несостоятельность безбожнаго искусства, богоотрицающей науки, противодуховной политики и черствой, антисоціальной обществен/с. 62/ности — обнаружится воочію и покажется сущимъ мракомъ и крушеніемъ по сравненію съ культурой, религіозно овѣянной и освященной.

Итакъ, человѣкъ не можетъ жить безъ вѣры. Но безъ вѣры въ Бога жизнь человѣческая становится безплодной, пошлой и разрушительной, — мнимой жизнью, ведущей къ безчисленнымъ страданіямъ и всеобщему разложенію.

Путь же къ вѣрѣ и къ Богу именуется духовной любовью. И первое, что она можетъ и должна дать, — есть свобода.

Примѣчанія:
[1] См. объ этомъ въ главѣ седьмой.
[2] Срв. «Живыя мощи» Тургенева.
[3] Срв. напр. у Гете: «Неужели ты не видишь Бога? У каждаго тихаго родника, подъ каждымъ цвѣтущимъ деревомъ я нахожу Его со всею теплотою Его любви». См. также особенно безсмертную книгу Фехнера: «Нанна или жизнь растеній».

Источникъ: И. А. Ильинъ. Путь духовнаго обновленія. — Мюнхенъ: Типографія Обители преп. Іова Почаевскаго въ Мюнхенѣ-Оберменцингѣ, 1962. — С. 59-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.