Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

Гл. II.
СУББОТА СВ. ЛАЗАРЯ И ВХОДЪ ГОСПОДЕНЬ ВЪ ІЕРУСАЛИМЪ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНІЕ).

Въ Страстную Седмицу вводятъ два особыхъ праздничныхъ дня: 1) Суббота святого и праведнаго Лазаря, въ которую воспоминается его воскрешеніе Господомъ Іисусомъ Христомъ и 2) Недѣля Ваій (Вербное Воскресеніе), посвященное прославленію входа Господня въ Іерусалимъ на вольныя страданія и смерть.

Эти два дня составляютъ одно цѣлое, и дѣйствительно, въ вечеръ Субботы св. Лазаря и на утрени Ваій воспоминаются и прославляются одновременно оба событія, легшія въ основаніе этихъ праздниковъ.

Характеръ названныхъ празднествъ торжественный, свѣтлый; они на время преодолѣваютъ сосредоточенно-скорбное настроеніе Великаго Поста и предваряютъ радость св. Пасхи. Въ нихъ ярко загорается слава Христа, какъ Всемогущаго Бога, воскресшаго изъ мертвыхъ, и какъ Царя сына Давидова, Владыки и Вождя, привѣтствуемаго избраннымъ народомъ Божіимъ. Въ этой литургической двоицѣ господствуетъ праздникъ Ваій (Вербное Воскресеніе), которымъ именуется вся шестая недѣля Великой Четыредесятницы. Эта недѣля такъ и называется недѣлей Ваій, а дни ея получаютъ соотвѣтствующее наименованіе: понедѣльникъ Ваій, вторникъ Ваій и т. д., службы которыхъ являются какъ бы предпразднествами самой недѣли (Воскресенія) Ваій, т. е. Вербнаго Воскресенія. Суббота же называется одновременно какъ «субботой Ваій», такъ и «Субботой святаго и праведнаго Лазаря».

Какъ Всецѣлящій Врачъ души и тѣла идетъ Христосъ ко гробу «спящаго» Лазаря какъ и раньше къ одру «спящей» дѣвицы, дочери Іаира и пробуждаетъ его. Это чудо Любви есть вмѣстѣ съ тѣмъ и знаменіе. Ибо полнота воскресенія наступитъ въ послѣдній день. Знаменіемъ Каны Галилейской началъ Господь свое служеніе и знаменіемъ Лазаря закончилъ его, для того, /с. 20/ чтобы послѣ этого отдать Самого Себя въ жертву, и осуществить во всей полнотѣ и бракъ свой съ Церковью и блаженство Воскресенія, соединивъ ихъ въ одно.

Поэтому Церковь и привѣтствуетъ воскресеніе Лазаря тропаремъ, поющимся въ Субботу св. Лазаря:

«Общее воскресеніе прежде Твоея страсти увѣряя, изъ мертвыхъ воздвигъ еси Лазаря, Христе Боже. Тѣмъ же и мы яко отроцы побѣды знаменіе носяще, Тебѣ побѣдителю смерти вопіемъ: Осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне».

Переводъ: «Удостовѣряя общее воскресеніе, Ты воздвигъ изъ мертвыхъ Лазаря, Христе Боже. Посему и мы, какъ дѣти, несущіе знаменіе побѣды, вопіемъ Тебѣ, побѣдителю смерти: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядущій во имя Господне».

Основная мысль Богослуженія субботы св. Лазаря идетъ по двумъ направленіямъ: изображаются детали этого таинственнаго событія и утверждается Богочеловѣчество Іисуса Христа. Печаль и слезы Христа суть какъ проявленіе человѣческой природы; прозрѣніе Лазаревой болѣзни, смерти и воскрешеніе четверодневнаго, смердящаго мертвеца — проявленіе Божеской природы, Божескаго всезнанія и всемогущества. Приводимъ соотвѣтствующій текстъ.

Переводъ: «Прежде приведшій всякую тварь изъ небытія въ бытіе и знающій сокровенное въ сердцѣ, Ты предсказываешь ученикамъ, какъ Владыка, смерть Лазаря».

На утрени праздника Входа Господня въ Іерусалимъ освящаются и раздаются «ваія» т. е. финиковыя или пальмовыя вѣтви, у насъ замѣняемыя вербой, какъ ранѣе другихъ деревьевъ, развивающей свою почку.

Стояніе съ этими вѣтвями и съ зажженными свѣчами есть воспоминаніе торжественнаго входа Царя Славы на вольныя страданія и таинственное участіе въ этой встрѣчѣ. Упоминаніе /с. 21/ о праздникѣ Ваій мы находимъ уже въ бесѣдахъ и поученіяхъ св. Амвросія Медіоланскаго, св. Іоанна Златоуста и св. Епифанія Кипрскаго.

Въ воскресеніе вечеромъ Богослужебные тексты свидѣтельствуютъ о наступленіи Страстной или Великой Седмицы. «Начиная съ вечерни недѣли Ваій — говоритъ К. Никольскій, всѣ пѣсни Тріоди Постной ведутъ насъ по слѣдамъ Господа, грядущаго на вольную смерть».

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 19-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.