Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

Гл. III.
СВЯТОЙ И ВЕЛИКІЙ ПОНЕДѢЛЬНИКЪ.

Первые три дня Страстной Седмицы (понедѣльникъ, вторникъ, среда) посвящены воспоминаніямъ о заключительныхъ событіяхъ жизни еще не взятаго на смерть Спасителя, и вступленію Его на крестный путь. Послѣдніе три дня посвящены послѣдовательно тремъ ступенямъ крестнаго пути Господа Іисуса Христа: предательству Іуды (четвергъ), осужденію, распятію и смерти (пятница), погребенію и пребыванію душой во адѣ и первой вѣсти о Воскресеніи (суббота).

Первые три дня характеризуются слѣдующими важнѣйшими особенностями богослуженія: 1) въ нихъ совершается Преждеосвященная литургія; 2) на часахъ передъ литургіей прочитывается все Евангеліе; [1] 3) на утрени вмѣсто обычнаго канона, состоящаго, какъ извѣстно, изъ девяти пѣсней, поется т. наз. трипѣснецъ — канонъ о трехъ пѣсняхъ, отъ котораго получила названіе и сама богослужебная книга (Тріодь Постная), регулирующая службу этого времени; 4) Великое повечеріе совершается на вторникъ и среду; на прочіе дни — малое. На утрени послѣ великой ектиніи, вслѣдъ за великопостной аллилуіей (вмѣсто обычнаго «Богъ Господь и явися намъ») поется тропарь: «Се женихъ грядетъ въ полунощи»; 5) На отпускѣ говорится «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасенія». Помимо указаннаго — рядъ другихъ деталей, на важнѣйшія ихъ которыхъ будетъ указано на своемъ мѣстѣ.

/с. 23/ Приведенныя особенности не ломаютъ обычнаго плана соотвѣтствующихъ богослуженій, какъ-то: повечерія, часовъ, вечерни, Преждеосвященной Литургіи. Планъ остается прежнимъ и такъ же легко распознается, какъ и планъ Богослуженія въ обычное время. Лишь тексты вносятъ необычное, соотвѣтствующее каждому дню, а также всѣмъ днямъ въ ихъ совокупности.

Великій (страстной) Понедѣльникъ посвященъ прообразовательному прославленію страстей Христовыхъ въ образѣ униженія и возвеличенія древняго Іосифа, сына Іакова. Кромѣ того, служба этого дня посвящена знаменательному евангельскому событію, проклятію и изсушенію безплодной смоковницы. Воспоминаніе этихъ событій вытекаетъ изъ глубокой внутренней связи каждаго изъ нихъ съ сущностью воспоминаемыхъ и прославляемыхъ Страстной Седмицей событій.

На утрени Великаго Понедѣльника послѣ шестопсалмія, великой ектеніи и великопостной аллилуіи трижды поется тропарь:

«Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ его же обрящетъ бдяща: недостоинъ же паки его же обрящетъ унывающа. Блюди убо, душе моя, не сномъ отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствія внѣ затворишися, но воспряни зовущи: святъ; святъ, святъ, еси, Боже, Богородицею помилуй насъ».

Переводъ: «Вотъ Женихъ грядетъ въ полуночи и блаженъ тотъ рабъ, котораго Онъ встрѣтитъ бодрствующимъ. Но недостоинъ тотъ, котораго Онъ найдетъ дремлющимъ (ῥαθυμοῦντα). Смотри, душе моя, не впадай въ сонъ, чтобы не быть тебѣ преданной смерти и не остаться исключенной, внѣ царствія; но воспрянь и взывай: святъ, святъ, святъ еси Боже, Богородицею помилуй насъ».

Господь Іисусъ Христосъ неоднократно въ св. Писаніи именуется Женихомъ: и прямо (Матѳ. 11, 15; Іоан. 3, 29) и косвенно (Мѳ. 25, ст. 1, 5, 6, 10); Царствіе же Свое Божіе называетъ бракомъ (Мѳ. 25, 1-10; Лук. 12, 36; 14, 8; Откров. 19, 7). /с. 24/ Мистической невѣстой-супругой Христа является Его Святая Церковь въ ея всеединствѣ — почему Христосъ есть Женихъ-Супругъ каждой человѣческой души. Что это такъ, видно изъ того, что св. Ап. Павелъ приводитъ любовь Христа къ Церкви, какъ идеалъ брачной любви (Еф. 5, 25), а св. Григорій Нисскій выдвинулъ принятое Церковью пониманіе Пѣсни Пѣсней, какъ таинственное изображеніе любви Христа и Церкви подъ символами любви жениха къ невѣстѣ. Обрученіе совершилось на Голгоѳѣ, гдѣ жертвенная любовь засвидѣтельствована крестной смертью. За обрученіемъ слѣдуетъ бракъ, т. е. вѣчная и блаженная жизнь будущаго вѣка, въ преддверіи которой предстоитъ совершиться Страшному Суду. А на Страшномъ Судѣ раскроется тайна души христіанской, т. е. тайна ея любви и вѣрности своему Жениху, отдавшему ей все. Любовь же эта можетъ проявиться только дѣятельно, въ исполненіи Его завѣтовъ, въ «бодрствованіи», что неразрывно связано съ вѣрой и благочестіемъ.

Пришествіе Господа, Его жертвенная смерть, неразрывно связаны съ Страшнымъ Судомъ. «Судъ же состоитъ въ томъ, что свѣтъ пришелъ въ міръ; но люди больше возлюбили тьму, нежели свѣтъ, потому что дѣла ихъ были злы». (Іоан. 3, 19). Больше любить тьму, нежели свѣтъ — это и есть измѣна души свому Вѣчному Жениху-Христу, Солнцу Правды, а значитъ и лишеніе вѣчной жизни Ибо у Него Одного «источникъ живота». На голгоѳскомъ пути Солнце Правды вѣнчается терніями страданія. На голову Жениха возлагается терновый вѣнецъ. И обрученная Ему душа должна тоже стоять въ терновомъ вѣнцѣ подвига и крестоношенія передъ лицемъ Бога и Отца, чтобы осуществился бракъ ея съ Агнцемъ. Ибо страданія Христа и невѣсты Его есть слава Ихъ. Она должна явиться въ преддверіи брака на Страшномъ Судѣ. Но тамъ же произойдетъ неизглаголанное осужденіе души, измѣнившей своему Жениху и снявшей терновый вѣнецъ животворящаго страданія. Таковъ смыслъ тропаря «се Женихъ грядетъ». Еще болѣе раскрывается онъ въ Великій Вторникъ.

/с. 25/ Никто не можетъ считать себя достойнымъ вѣчнаго блаженства на брачной вечери Агнца. Брачную одежду даетъ Самъ Агнецъ любящимъ Его. Эта мысль проведена въ текстѣ экзапостилларія «Чертогь Твой».

Переводъ: «Вижу чертогъ Твой украшеннымъ, Спаситель мой, и не имѣю одежды, чтобы войдти въ него. Просвѣти одежду души моей, Податель свѣта, и спаси меня».

Въ этомъ экзапостилларіи, который поется до Великаго Четверга, сосредоточенъ какъ бы весь спасительный и въ то же время грозный смыслъ страстного пути Господа Іисуса.

Страсть Господа есть Его слава, «Лобное мѣсто было раемъ» («Мѣсто рай бысть лобное»), какъ гласитъ бездонно глубокая смысломъ надпись на старинныхъ (нынѣ старообрядческихъ) осьмиконечныхъ крестахъ. Украшенъ чертогъ Господа — Имъ Самимъ, приготовившимъ Себя къ жертвѣ любви. И никто не можетъ отвѣтить Ему той же мѣрой любви, которую Онъ даетъ въ безконечномъ изобиліи, чтобы навѣки насытить алчущихъ ея. блаженства Остается только молитва, покаяніе и посильное дѣло. Въ противномъ случаѣ грозитъ участь вошедшаго на вечерю не въ брачной одеждѣ (Мѳ. 22, 1-14).

Въ понедѣльникъ, вторникъ и среду Страстной Седмицы (передъ Литургіей Преждеосвященныхъ Даровъ) читается пророчество Іезекіиля (гл. 1, 1-28; 2, 1). Въ этомъ пророчествѣ говорится о видѣніи пророкомъ Іезекіилемъ Славы Господней и четырехъ животныхъ (орла, льва, тельца и человѣка) — херувимовъ, поддерживающихъ блистающій престолъ Господа.

Означенное чтеніе (паремія — прообразъ) символизируетъ четырехъ евангелистовъ, которыхъ полагается прочесть въ теченіе трехъ первыхъ дней Страстной Седмицы, и является пророчествомъ о нихъ. Это объясняется тѣмъ, что съ древнихъ поръ, въ силу особыхъ внутреннихъ и внѣшнихъ свойствъ благовѣстителей, ихъ принято изображать на иконахъ слѣдующимъ образомъ: Матѳея съ человѣкомъ, Марка — со львомъ, Луку — съ тельцомъ и Іоанна — съ орломъ. Блаженный Іеронимъ говоритъ по этому поводу слѣдующее:

/с. 26/ «Нѣкоторые, которымъ также мы послѣдовали во введеніи толкованій на Матѳея, думаютъ, что именами этихъ четырехъ животныхъ обозначаются четыре Евангелія» (ср. Еп. Виссаріонъ: «Толкованіе на пареміи» СПБ. 1894, томъ II, стр. 603).

Въ связи со сказаннымъ выше о Славѣ Страстей Господнихъ, слѣдуетъ здѣсь сдѣлать указаніе на то, что въ ветхозавѣтномъ пророчествѣ о четырехъ евангелистахъ, повѣствующихъ объ уничиженіи Сына Божія, является и та огненная, нестерпимо великолѣпная Слава Господня, которую Слово имѣло у Отца прежде бытія міра и среди блеска Которой явится нѣкогда Оно «судити живымъ и мертвымъ». Судить на основаніи того, что сказано было ангелами четырехъ благовѣстителей: «Отвергающій Меня и не принимающій словъ Моихъ, имѣетъ судью себѣ: слово, которое Я говорилъ, оно будетъ судить его въ послѣдній день» (Іоан. 12, 48).

Примѣчаніе:
[1] Въ понедѣльникъ, вторникъ и среду положено на часахъ 3-мъ, 6-мъ и 9-мъ чтеніе четырехъ енангелистовъ — Матѳея, Марка, Луки и Іоанна, до 14-ой главы, до словъ: Нынѣ прославляется Сынъ Человѣческій. (Тѵпикопъ, послѣдов. [въ] велик. понедѣльникъ). Въ приходскихъ церквахъ обыкновенно чтеніе Евангелистовъ Матѳея, Марка и Луки, бываетъ въ седмицу, предшествующую Страстной Седмицѣ. (К. Ннкольскій. Пособіе къ изученію Устава Богослуженій Православной Церкви, С.П.Б. 1894, стр. 592).

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 22-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.