Церковный календарь
Новости


2019-01-22 / russportal
Слово (3-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-22 / russportal
Слово (2-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-22 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Книга 1-я противъ іудеевъ (1879)
2019-01-22 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Книга о суетѣ идоловъ (1879)
2019-01-21 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля 7-ая по Пасхѣ (одно слово) (1985)
2019-01-21 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля 6-ая по Пасхѣ (два слова) (1985)
2019-01-21 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Слово къ жившимъ вмѣстѣ съ дѣвами (1898)
2019-01-21 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 3-е (1898)
2019-01-20 / russportal
Свт. Кириллъ Александрійскій. О Святой и Животворящей Троицѣ (1847)
2019-01-20 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день св. Іоанна Крестителя (1840)
2019-01-19 / russportal
Блаж. Іеронимъ. О дѣйствіи крещенія и признакахъ христіанина (1821)
2019-01-19 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Слово о Крещеніи Спасителя (1841)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ день Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ навечеріе Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 4-я (1849)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 3-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 23 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

Гл. IV.
СВЯТОЙ И ВЕЛИКІЙ ВТОРНИКЪ.

Этотъ день Великой Седмицы посвященъ воспоминанію притчи о десяти дѣвахъ (Мѳ. 25, 1-13), лежащей въ основѣ тропаря «Се женихъ».

На утрени послѣ чтенія Евангелія и малой ектеніи, слѣдуетъ кондакъ въ еще болѣе подчеркнутой формѣ напоминающій о судѣ надъ безплодной смоковницей.

Переводъ: «Помысливъ о часѣ конца и устрашившись посѣченія безплодной смоковницы, данный тебѣ таланть воздѣлывай съ трудолюбіемъ, злосчастная душа, бодрствуя и взывая: да не останемся внѣ чертога Христова».

Здѣсь для изображенія судьбы нераскаяннаго грѣшника взятъ другой образъ безплодной смоковницы, именно данный у евангелиста Луки (гл. 13, 6-9).

Образъ чертога Христова и таланта взятъ изъ Евангелія, которое въ этотъ день читается на Литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ (Мѳ. 25, 1-46, 26, 1), гдѣ молящимся предлагается три грозныхъ символа: притча о десяти дѣвахъ, притча о талантахъ и пророчество о Страшномъ Судѣ. Евангеліе настоящаго дня оканчивается словами Господа, предсказывающаго Себѣ крестную смерть черезъ два дня: «по двою дню пасха будетъ и Сынъ Человѣческій преданъ будетъ на пропятіе» (Матѳ. 26, 1).

Всѣ три символа, предлагаемые евангеліемъ, относятся къ Страшному Суду, въ основу котораго положено уничиженіе Господа, Его учительское слово на землѣ и Его крестная смерть. Основа ученія Христова — любовь, милосердіе, состраданіе; «Таланты» — это тѣ возможности, предоставленіемъ которыхъ Господь открываетъ путь къ исполненію Его заповѣдей. А возможности эти всегда есть, хотя онѣ, въ зависимости отъ обстоятельствъ, различны и многообразны: «Судъ безъ милости не оказавшему милости» (Іак. 2, 13). «Да будетъ извѣстно, что Христосъ тогда взыщетъ не поста или наготы или чудесъ — это /с. 28/ хорошо — но взыщетъ во много разъ лучшее этого: то есть милостыню и состраданіе» [1].

На этомъ основаніи авторъ приведенныхъ строкъ и его устами сама Церковь, толкуя притчу о десяти дѣвахъ и пользуясь созвучіемъ двухъ греческихъ словъ: елей (ἔλαιον) и милостыня (ἔλεος) по рейхлиновскому произношенію (принятому Церковью) звучащихъ почти тождественно — утверждаетъ, что елей, взятый мудрыми дѣвами и забытый немудрыми, символизируетъ добрыя дѣла, именно милостыню.

Церковь, объясняя притчу о десяти дѣвахъ, утверждаетъ чрезвычайно важную истину: отсутствіе милосердія (т. е. сердечной доброты), сводитъ на нѣтъ всѣ другія качества; и дѣвы (дѣвственницы), не имѣющія милосердія передъ лицомъ Небеснаго Жениха, «ничѣмъ не отличаются отъ блудницъ» [2]. Послѣднее вполнѣ понятно, ибо милосердіе, оказываемое «одному отъ малыхъ сихъ» есть дѣло любви, дѣлаемое ради Самого Христа. А безсердечное отношеніе къ ближнимъ — есть измѣна Христу, т. е. какъ бы худшій видъ блуда.

Слово Божіе о спасеніи милостыней и другими добродѣтелями требуетъ реализаціи ихъ, несоблюденіе чего грозитъ пребываніемъ во тьмѣ кромѣшной. См. стихиру:

Переводъ: «Слыша объ осужденіи скрывшаго таланты, о душа, не скрывай слова Божія, возвѣщай чудеса Его, чтобы умножая дарованіе войдти тебѣ въ радость Господа твоего». (Самогласная стихира «на хвалитехъ»). Это значитъ, что не только нужно быть добродѣтельнымъ, но и само добро дѣлать о имени Господнемъ — тогда только возможность добраго дѣла умножается, и даетъ плодъ для вѣчности.

Примѣчанія:
[1] Синаксарій въ недѣлю о Страшномъ Судѣ. Тріодь Постная, листъ 32.
[2] Синаксарій въ Великій Вторникъ. Тріодь Постная, листъ 410.

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 27-28.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.