Церковный календарь
Новости


2019-01-22 / russportal
Слово (3-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-22 / russportal
Слово (2-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-22 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Книга 1-я противъ іудеевъ (1879)
2019-01-22 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Книга о суетѣ идоловъ (1879)
2019-01-21 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля 7-ая по Пасхѣ (одно слово) (1985)
2019-01-21 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля 6-ая по Пасхѣ (два слова) (1985)
2019-01-21 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Слово къ жившимъ вмѣстѣ съ дѣвами (1898)
2019-01-21 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 3-е (1898)
2019-01-20 / russportal
Свт. Кириллъ Александрійскій. О Святой и Животворящей Троицѣ (1847)
2019-01-20 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день св. Іоанна Крестителя (1840)
2019-01-19 / russportal
Блаж. Іеронимъ. О дѣйствіи крещенія и признакахъ христіанина (1821)
2019-01-19 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Слово о Крещеніи Спасителя (1841)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ день Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ навечеріе Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 4-я (1849)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 3-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 22 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

Гл. V.
СВЯТАЯ И ВЕЛИКАЯ СРЕДА.

Два событія вспоминаются въ этотъ день и составляють содержаніе богослужебныхъ текстовъ: покаяніе блудной жены, возлившей мѵро на ноги Господа, и замыселъ злочестиваго Іуды предать своего Учителя; равно какъ и зарожденіе богоубійственнаго замысла у противниковъ Христа.

Здѣсь уже какъ бы прообразована и предуготована быстро приближающаяся Голгоѳа. Посреди — Христосъ, невинная жертва. У ногъ Его — кающаяся блудница, получающая отпущеніе грѣховъ, подобно благоразумному разбойнику. Возлѣ — хульный Іуда, осуждающій покаянно молитвенный и жертвенный порывъ грѣшницы. Пока она плачетъ у ногъ простившаго ее Господа, Іуда задумываетъ нечестивую продажу на смерть своего Избавителя.

Грѣшница покрываетъ лобзаніемъ тѣ ноги, которыя будутъ пронзены гвоздями, жестокими и безпощадными, какъ ея грѣхи. Прощаетъ Тотъ, Кто остріе вѣчныхъ послѣдствій грѣха, готовыхъ пасть на виновнаго, заслоняетъ Своимъ собственнымъ безгрѣшнымъ и не знающимъ скверны тѣломъ. Чистоту Свою отдаетъ грѣшнику, а взамѣнъ беретъ его страданія. Вотъ что значитъ текстъ пророка: «наказаніе міра нашего на Немъ и Его ранами мы исцѣлились» (Исаія, 53, 5).

Предѣльный грѣхъ есть отверженіе, непріятіе божественной и жизнетворной чистоты, равно какъ и отверженіе любви, дающей ее въ обмѣнъ на страданіе. Самозамкнувшаяся и безлюбовная гордыня грѣха имѣетъ своимъ образомъ сухое, жестокое корыстолюбіе и жадность Іуды.

Со всей силой покаянное рыданіе грѣшной жены слышится въ «самогласнахъ» Кассіаны инокини на утрени (гласъ 8-й). Здѣсь же въ уста грѣшницы Церковь вкладываетъ исповѣданіе основного догмата христіанства: истощеніе (уничиженіе) всемогущаго Бога-Слова ради избавленія созданныхъ Имъ оть послѣдствій грѣховнаго удаленія оть Него:

/с. 30/ «Господи, во многія грѣхи впадшая жена, Твое ощутивши Божество, мѵроносицы вземши чинъ, рыдающи мѵро Тебѣ прежде погребенія приноситъ, глаголющи: увы мнѣ, яко нощь мнѣ есть разжженіе блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное раченіе грѣха. Пріими моя источники слезъ, облаки изводяй отъ моря воду; приклонися къ моимъ стенаніямъ сердечнымъ, преклонивый небеса неизрѣченнымъ Твоимъ истощаніемъ: да облобыжу пречистыя Твои нозѣ и паки главы моея власы отру сія, ихже шумъ въ раи по полудни уши огласивши, Ева во страсѣ скрыся. Грѣховъ моихъ множество и судебъ Твоихъ бездны кто изслѣдитъ? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презреши, безмѣрную имѣяй милость».

Переводъ: «Господи, впадшая въ многіе грѣхи жена, почувствовавъ Твое Божество, и принявъ званіе мѵроносицы, приноситъ Тебѣ мѵро прежде погребенія, говоря: увы мнѣ, разженіе блуда невоздержаннаго, мрачное стремленіе къ грѣху стало для меня ночью безлунной. Пріими потоки моихъ слезъ, облаками изводящій воду изъ моря; приклонись къ моимъ стенаніямъ сердечнымъ, приклонившій небеса несказаннымъ Твоимъ уничиженіемъ; да облобызаю пречистыя Твои ноги, и отру ихъ волосами главы моей, тѣ ноги, которыхъ шумъ въ раю по полудни, огласилъ уши въ страхѣ скрывшейся Евы. Грѣховъ моихъ множество и судебъ Твоихъ бездну кто изслѣдуетъ? Душеспасче, Спаситель Мой, имѣющій безмѣрную милость, не презри меня, рабу Твою».

Эта же стихира поется въ В. Среду Вечерни, на соединенной съ Литургіей преждеосвященныхъ Даровъ — на «Господи воззвахъ». Въ лицѣ блудной жены здѣсь взьшаетъ въ покаянныхъ слезахъ все грѣшное человѣчество, своимъ блудомъ грѣховнымъ посылающее на крестную смерть безгрѣшнлго, чистаго и вѣрнаго Жениха. Ибо всякій грѣхъ есть измѣна Христу, и слѣдовательно, блудъ, острымъ жаломъ желѣзныхъ гвоздей вонзающійся въ пречистыя руки и ноги Его. «Рабу согрѣшившу, Владыка біенъ бываеть неповиненъ».

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 29-30.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.