Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

Гл. VII.
СВЯТОЙ И ВЕЛИКІЙ ЧЕТВЕРТОКЪ. ВЕЧЕРНЯ И ЛИТУРГІЯ.

Въ страстной Четвергъ днемъ отправляется Литургія Св. Василія Великаго въ соединеніи съ предшествующей ей вечерней.

На этой службѣ Господь дѣлаетъ насъ свидѣтелями великой встрѣчи прообраза съ самимъ Образуемымъ. Но углубляться въ эту тайну можно лишь цѣной богоугоднаго подвига покаянія и доброй жизни во Христѣ. Ибо, кто осмѣлится съ нечистой совѣстью, съ отягченнымъ земной суетой и страстной скверной умомъ приблизиться къ мѣсту, гдѣ произошло это событіе?

На самой Тайной Вечерѣ произошло событіе, неповторяемое и имѣвшее мѣсто только въ эти священнѣйшія мгновенія: причащались не только ученики, хотя святые, но все же люди. Причащался и Сынъ Божій, Богочеловѣкъ, безсмертный Учитель ихъ. Что это значитъ и какъ понять происходившее тогда?

Для этого необходимо обратиться къ словамъ Самого Причащавшаго: «Ядущій Мою плоть — говоритъ Онъ — и піющій Мою Кровь пребываетъ во мнѣ и Я въ немъ» (Іоан. 6, 56).

Обратимъ вниманіе на то, что Господь говоритъ сначала «во Мнѣ» — а потомъ «и Я въ немъ». Оба выраженія вовсе не синонимы, ибо слова Господни не литература. Каждое изъ нихъ имѣетъ самостоятельный смыслъ.

«Во Мнѣ» означаетъ присутствіе во Христѣ причащающихся. Присутствіе именно съ плотію и кровію. Какъ это возможно ? — Отвѣтъ можетъ быть только одинъ: черезъ принятіе Христомъ плоти и крови причащающихся въ свою Плоть и Кровь. Но такое пріятіе есть именно воплощеніе Христа и воплощеніе въ плоть причащающагося. Господь затѣмъ принялъ плоть человѣчества, чтобы ее спасти и обожить. «Тѣла ваши суть члены Христовы» (1 Кор. 6, 15). Обоженная черезъ соединеніе со Христомъ плоть дѣлается «Храмомъ Святого Духа» (1 Кор. 6, 19).

/с. 39/ Сіе происходитъ потому, что Христосъ принялъ не схематическую, абстрактную плоть фиктивнаго «общечеловѣка», а реально, конкретно и индивидуально плоть каждаго изъ насъ. Это принятіе осуществляется, совершаясь индивидуально въ Евхаристіи, Которая есть нерасторгаемый элементъ воплощенія и его сущностная сердцевина. Безъ Евхаристіи нѣтъ плодовъ воплощенія. Въ не принимающаго Евхаристіи какъ бы не воплощается Христосъ. Поэтому онъ остается и внѣ спасенія — внѣ жизни, внѣ обоженія, которые только во Христѣ и черезъ Христа.

«Вотъ Я и дѣти, которыхъ далъ Мнѣ Богъ» (Исаіа 8, 17-18). А такъ какъ дѣти причастны плоти и крови, то Онъ также воспринялъ оныя, дабы смертію лишить силы имѣющаго державу смерти, то есть діавола (Евр. II, 13-14). Толкуя этотъ текстъ въ единственномъ возможномъ евхаристическомъ смыслѣ, арх. Иннокентій Таврическій говоритъ: «Спаситель и Господь нашъ пріобщился плоти и крови всего человѣчества принятіемъ на Себя естества нашего» (Слово въ Великій Четвертокъ, op. cit. стр. 306).

Но какую чистоту надо имѣть, чтобы быть вполнѣ достойнымъ причастіемъ для Господа Силъ! Страшно подумать. Но нашелся такой Человѣкъ. Имъ была Божья Матерь. Черезъ Нее причастился Господь нашей плоти. Поэтому Ею и черезъ Нее совершается причащеніе, внѣ Ея совершено невозможное. Отсюда и благодарственныя молитвы послѣ причащенія, не только обращенныя ко Христу, но и къ Божьей Матери: «благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго причастника быти пречистаго Тѣла и честныя Крове Сына Твоего»... «и сподоби мя, до послѣдняго издыханія, неосужденно пріимати пречистыхъ Тайнъ освященіе во исцѣленіе души и тѣла».

Закланіе Его тѣла и пролитіе Его крови есть въ то же время закланіе Тѣла и пролитіе Крови Божіей Матери, давшей Свою плоть для воплощенія Слова.

Святая Чаша, Честный Потиръ, безъ котораго нѣтъ причащенія, таинственно изображаетъ Божію Матерь. «Радуйся /с. 40/ стамно златая»! И лобзая его край, лобзая тѣмъ самымъ ребро Господа, источившаго намъ Кровь спасенія, мы лобзаемъ и раны Божьей Матери, уязвленной орудіемъ Креста. Вотъ какія тайны, и многія другія, сосредоточены вокругъ Вечерни и Литургіи Великаго Четвертока, дня Вечери Господней.

Переходимъ къ изложенію самой службы.

По уставу полагается начинать Вечерню въ 8 час. утра. Начинается она, какъ обычно, благословеніемъ предстоятеля, затѣмъ слѣдуетъ: «Пріидите поклонимся» и предначинательный (103-й) псаломъ. Потомъ великая ектенія и по ней «Господи воззвахъ» (на гласъ 2-й). Послѣ кажденія совершается проскомидія, ликъ же поетъ стихиры самогласны на гласъ 2-й. Онѣ въ точности являются повтореніемъ стихиръ утрени. За симъ совершается малый входъ съ Евангеліемъ и поется пѣснь «Свѣте Тихій».

Слѣдующіе за (входомъ прокименъ и стихъ (изъ 139 пс.) указываютъ на лукавыхъ противниковъ Христа, хотя еще въ прикровенномъ, особенномъ видѣ.

«Изми мя Господи отъ человѣка лукаваго, отъ мужа неправедна избави мя».

Стихъ: «Иже помыслиша неправду въ сердцѣ своемъ весь день».

За прокимномъ читается паремія Исхода (гл. 19, ст. 10-19). Въ этой пареміи мы слышимъ повелѣніе Божіе, данное черезъ Моисея сынамъ Израильскимъ очиститься въ виду предстоящаго явленія Бога на горѣ Синаѣ; а затѣмъ описаны грозныя знаменія, сопровождавшія Божіе явленіе — огонь, дымъ, землетрясеніе и трубные звуки.

Смыслъ этой пареміи — необходимость очиститься для предстоящаго явленія Господа въ таинствѣ Евхаристіи.

За этимъ слѣдуетъ прокименъ изъ псалма 8, гласъ 7-й.

«Изми мя отъ врагъ моихъ, Боже, и отъ возстающихъ на мя, избави мя» и стихъ:

«Избави мя отъ дѣлающихъ беззаконіе».

/с. 41/ Объ этомъ прокимнѣ слѣдуетъ сдѣлать то же замѣчаніе, что и о предыдущемъ. За прокимномъ слѣдуютъ еще двѣ пареміи: изъ книги Іова (гл. 38, ст. 1-28; гл. 40, ст. 1-5); и изъ книги пророка Исаіи (гл. 50, ст. 4). Въ пареміи изъ кн. Іова «содержится обращенная къ Іову рѣчь Господа Бога о дѣлахъ всемогущества и премудрости Его въ видимомъ мірѣ, превышающихъ разумѣніе Іова и смиренный отвѣтъ его на слова Господни» (Виссаріонъ, op. cit. стр. 581).

Значеніе настоящей пареміи выясняется изъ того, что праведный Іовъ страдалецъ есть прообразъ Христа.

Что же касается пареміи изъ пятидесятой книги пр. Исаіи, которая читается вслѣдъ за пареміей изъ Іова, то въ ней «содержится рѣчь Мессіи о злостраданіяхъ, понесенныхъ Имъ со стороны тѣхъ, которыхъ Онъ пришелъ просвѣтить и о печальной судьбѣ ихъ» (см. Виссаріонъ op. cit. томъ II, стр. 493). Эта паремія «читается въ четвергъ и пятницу Страстной Седмицы, потому что она содержитъ пророчество о страданіяхъ Христа, испытанныхъ Имъ въ дни сіи отъ враговъ Его, и навлекшихъ на нихъ гнѣвъ Божій» (тамъ же стр. 496).

Послѣ приведенныхъ паремій бываетъ малая ектенія, а за ней слѣдуетъ Трисвятое. Этимъ начинается Литургія св. Василія Великаго.

За Трисвятымъ, возглашается прокименъ Апостола на гласъ 7-й, гдѣ уже со всей печальной открытостью изображается картина происходящаго.

«Князи людстіи собрашася вкупѣ на Господа и на Христа Его» (Пс. 2, 2). Господь Іисусъ и Богъ Отецъ — одно. И собирающееся соборище беззаконныхъ есть воистину богоборческое: воюя Сына, воюютъ Отца.

Далѣе слѣдуетъ стихъ:

«Вскую шаташася языцы и людіе поучишася тщетнымъ».

Переводъ: «Зачѣмъ мятутся народы, и племена замышляютъ тщетное» (Пс. 2, 1).

Здѣсь обличается тщета заговора, который завершится лишь принятіемъ заговорщиками тягчайшаго грѣха на свою душу, но не приведетъ къ желанной для нихъ цѣли.

/с. 42/ Послѣ возглашенія прокимна и стиха читается 1-ое посланіе св. Ап. Павла къ коринѳянамъ (зачало 149, т. е. гл. 11, ст. 23-32). Въ этомъ посланіи повѣствуется образъ установленія таинства Евхаристіи, какъ истиннаго Тѣла и Истинной Крови Господа Іисуса, что и есть средоточіе богослужебно воспоминаемыхъ нынѣ событій.

Послѣ чтенія апостола поются, какъ обыкновенно аллилуія (на гласъ 6-й) и стихъ «аллилуарій»:

«Блаженъ разумѣваяй на нища и убога, въ день лютъ избавитъ его Господь» (Пс. 10, 2).

Переводъ: «Блаженъ, кто помышляетъ о нищемъ и убогомъ. Въ день бѣдствія избавитъ его Господь», и стихъ 1-й:

«Врази мои рѣша ми злая: когда умретъ и погибнетъ имя его» (Пс. 10, 6).

Переводъ: «Враги мои говорятъ обо мнѣ злое: когда онъ умретъ и погибнетъ имя его». Стихъ 2-й:

«Ядый хлѣбы моя возвеличи на Мя запинаніе» (Ис. 40, 10).

Переводъ: «Ѣвшій хлѣбъ Мой поднялъ на Меня пяту».

Въ аллилуаріи какъ бы дается содержаніе всего ученія Христова, повелѣвающаго быть милостивымъ и сострадательнымъ и за это обѣщающаго избавленіе въ «день бѣдствія» («день лютый»), т. е. въ день смерти (dies irae), который таинственно связанъ съ днемъ Страшнаго Суда.

Въ стихахъ же (1-мъ и 2-мъ), слѣдующихъ за аллилуаріемъ, изображается заговоръ беззаконниковъ противъ Учителя и предательство ученика. Аллилуарій — какъ бы икона Спасителя. Въ двухъ стихахъ къ нему — изображеніе Его враговъ.

Затѣмъ слѣдуетъ чтеніе Евангелія (отъ Матѳея, зачало 107). Это чтеніе составлено изъ нѣсколькихъ евангелистовъ и изображаетъ тайную Вечерю.

Далѣе идетъ Литургія св. Василія Великаго по уставу. Но вмѣсто Херувимской пѣсни поется часть молитвы передъ Причащеніемъ: «Вечери Твоея Тайныя днесь Сыне Божій, /с. 43/ причастника мя пріими: не бо врагомъ Твоимъ тайну повѣмъ, ни лобзанія Ти дамъ, яко Іуда, но яко разбойникъ исповѣдую Тя: помяни мя, Господи, во царствіи Твоемъ».

Переводъ: «Вечери Твоей Тайной, меня причастника пріими сегодня, Сыне Божій: ибо я не скажу тайны Твоей врагамъ и не дамъ Тебѣ лобзаній, какъ Іуда, но какъ разбойникъ исповѣдаю Тебя: помяни меня Господи во царствіи Твоемъ».

Пѣніе этого фрагмента вполнѣ умѣстно въ данномъ случаѣ, когда празднуется учрежденіе самаго Таинства и прославляется легшая въ Его основу Тайная Вечеря Господа Іисуса.

Въ каѳедральныхъ соборахъ на архіерейской службѣ совершается послѣ литургіи особый «Чинъ омовенія ногъ». Онъ бываетъ послѣ заамвонной молитвы. Въ Великій же Четвертокъ на литургіи въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ и Кіево-Печерской Лаврѣ въ опредѣленные года совершалось освященіе мѵра, составленіе котораго начинается съ Крестопоклонной недѣли Великаго Поста. Освященіе происходить послѣ пресуществленія св. Даровъ — именно послѣ возгласа: «И да будутъ милости великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа со всѣми Вами».

Величайшая милость Господа Іисуса Христа есть это ниспосланіе Духа Святого, Духа Безсмертія и жизни Вѣчной. Мѵро и есть «печать Дара Духа Святаго». Оно освящается въ тѣ дни, событія которыхъ послужили низведенію Даровъ Утѣшителя.

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 38-43.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.