Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

В. Н. Ильинъ († 1974 г.)
ЗАПЕЧАТАННЫЙ ГРОБЪ. ПАСХА НЕТЛѢНІЯ.
(Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. Парижъ, 1926).

ВВЕДЕНІЕ.

Службы Страстной недѣли и Пасхи соединены съ разрѣшеніемъ самыхъ великихъ и важныхъ вопросовъ: о сущности страданія и смерти, объ избавленіи отъ нихъ, объ искупленіи (спасеніе) о воскресеніи и вѣчной жизни. Литургическое разрѣшеніе этихъ проблемъ даетъ прямой отвѣтъ на вопросъ: въ чемъ сущностьХристіанства. Въ представленіи положительно вѣрующихъ христіанъ, равно какъ и въ церковно-литургической практикѣ Православной Церкви Христіанство символизируется Крестомъ, Евангеліемъ и Евхаристической Чашей. Эти священные предметы-символы являютъ въ видимой конкретной формѣ сущность христіанства какъ полной и всесовершенной религіи искупленія, спасенія и обоженія. Всякая попытка выдѣлить какое-нибудь одно изъ названныхъ орудій спасенія въ ущербъ другимъ приводитъ къ существенному искаженію всего смысла христіанства. Тѣмъ болѣе всякая попытка устранить образъ Воскресшаго Христа приводитъ къ потемнѣнію или обезсиливанію Его дѣла. Оно оказывается лишнимъ — ибо много было и будетъ проповѣдниковъ «возвышенной» морали — и среди нихъ самъ антихристъ; «Если Христосъ не воскресъ, то проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра ваша» (1 Кор. 15, 14).

«И если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ» (1 Кор. 15, 19).

Ибо воскресеніе Христа есть воскресеніе и вѣчная жизнь всѣхъ вѣрующихъ въ Него и живущихъ въ Его Церкви людей. Какъ Христосъ «смертью смерть попралъ» — такъ попираютъ смерть «смертью во Христѣ» и всѣ съ Нимъ умирающіе, т. е. исполняющіе Его Слово, какъ Онъ исполнилъ слово Отца.

/с. 4/ Въ противномъ случаѣ, какъ только что было сказано, исполненіе ученія Христова, требующее жертвъ, отъ легкихъ и до тягчайшихъ — вплоть до жертвы жизнью, превращается въ безсмысленное самоистязаніе, ибо, оказывается, всѣмъ уготованъ одинъ конецъ. И выгода осталась на сторонѣ не исполнявшихъ ученіе Христово, т. е. пожившихъ во всѣхъ смыслахъ «блудно». Поэтому исполненіе ученія Христа безъ вѣры въ Воскресеніе есть какъ бы двойная гибель, двойная смерть: и для радостей земной жизни и для вѣчности. Въ такомъ случаѣ, какъ говоритъ св. Ап. Павелъ, «умершіе во Христѣ погибли» (1 Кор. 15, 18).

На основаніи сказаннаго приходится рѣшительно утверждать: вѣра во Христа, т. е. истинное христіанство состоитъ въ утвержденіи Воскресенія Христова. Отсюда ясно, что «христіанская» мораль, выдуманная Л. Н. Толстымъ, мало имѣетъ общаго съ существомъ подлиннаго христіанства.

Всегда глубокое, и неизмѣнно благотворное воздѣйствіе производитъ на душу скорбно-торжественная сосредоточенность службъ Страстной недѣли и свѣтлая, святая радость Пасхальной ночи — въ томъ видѣ, какъ эти дни празднуетъ Русская Православная Церковь.Для тѣхъ же, кто живетъ въ кругѣ Церковнаго года и навыкъ мѣрить его времена священными воспоминаніями праздниковъ, Страстная седмица и Пасха являются смысломъ и счастьемъ личной жизни, ея полнотой и лучшимъ украшеніемъ, тѣмъ, ради чего стóитъ жить на свѣтѣ и нести бремя мірскихъ скорбей.

Единство страданія и воскресенія особенно подчеркивалось древне-церковнымъ словоупотребленіемъ самаго термина «Пасха». Пасхой именовался Страстной Пятокъ, въ частности, и вся Страстная седмица (Пасха распятія, πάσχα σταυρόσιμον pascha crucificationis). Пасхой же именовался праздникъ Воскресенія Господня (Пасха воскресенія, πάσχα ἀναστάσιμον, pascha resurrectionis) и вообще вся Свѣтлая седмица. Свѣдѣнія о соединеніи двухъ седмицъ восходятъ до II вѣка, но есть всѣ основанія /с. 5/ полагать, что праздничное чествованіе этихъ дней, какъ пріуроченныхъ къ величайшимъ событіямъ въ Жизни Христа и Его Церкви, восходятъ къ временамъ апостольскимъ.

Если проникнуться въ достаточной степени образомъ Христа Воскресшаго, принять въ свою душу лучи Его славы, то тогда и образъ Христа Распятаго и Униженнаго обрѣтаетъ высшій смыслъ, Крестъ дѣлается сладкимъ, сладчайшимъ, евангельское ученіе — глаголомъ вѣчной жизни, пробуждающимъ мертвецовъ, а евхаристическая Чаша — символомъ непрекращающагося наслажденія на брачной вечери Христа и Его Невѣсты Церкви. Ибо она есть всеединство искупленныхъ и напоенныхъ Его кровью, пребывающихъ въ любвй къ Нему.

Служба Страстной недѣли и Пасхи есть отвѣтный голосъ любви Невѣсты-Церкви на искупительную и жертвенную любовь Ея Жениха-Христа, торжественное пріятіе Креста, Евангелія, Евхаристической Чаши, и осіявшей ихъ Славы Воскресенія.

Источникъ: В. Н. Ильинъ. Запечатанный гробъ. Пасха нетлѣнія: Объясненіе службъ Страстной недѣли и Пасхи. — Парижъ: YMCA-PRESS, 1926. — С. 3-5.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.