Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
Юбилейный сборникъ, 1908-1958.

Надгробная рѣчь о. протоіерея Философа Орнатскаго при погребеніи о. Іоанна Кронштадтскаго,
произнесенная въ соборѣ Іоанновскаго монастыря въ С.-Петербургѣ, 23 декабря 1908 года.

Дорогіе братья.

Умеръ дорогой нашъ батюшка отецъ Іоаннъ.

А мы-то думали, что еще долго-долго будетъ онъ жить. Ведь, кого любимъ, тому желаемъ долгой жизни. Тѣмъ болѣе, что мы не привыкли его видѣть старымъ, больнымъ. Онъ и въ 75 лѣтъ всегда бодръ и юнъ духомъ.

Вотъ онъ, бывало, быстро всходитъ по лѣстницѣ и еще въ дверяхъ дома громко привѣтствуетъ всѣхъ своимъ свѣжимъ, рѣзкимъ голосомъ: «Здравствуйте, друзья мои; здравствуй, мамочка; здравствуйте, дѣтушки; няня, здравствуй».

И входя во внутреннія комнаты, одного погладитъ, другого потреплетъ, иного поцѣлуетъ и всѣхъ благословитъ.

А потомъ подходитъ къ заранѣе приготовленному столику для молитвы и освященія воды, и когда молится, не только проситъ Господа, а иногда требуетъ объ исполненіи просьбы, ради великой Голгоѳской жертвы Сына Божія, и молится часто своими словами.

Когда же кончитъ молитву, то начинаютъ подходить къ нему присутствующіе, чтобы повѣдать ему, и непремѣнно наушко, о чемъ-то важномъ, чего вслухъ и сказать нельзя. И на кого онъ взглянетъ строго, другому улыбнется, иного побьетъ по больному мѣсту, кому и денегъ дастъ, не считая ихъ. И всѣ отходятъ отъ него ободренные, успокоенные, обласканные.

/с. 27/ И дни, мѣсяцы счастливая семья вспоминаетъ потомъ о посѣщеніи отца Іоанна, — о томъ, что и кому онъ сказалъ, какъ посмотрѣлъ, что сдѣлалъ.

И вотъ умеръ о. Іоаннъ. И вездѣ, гдѣ ни скажутъ эти три слова — «умеръ отецъ Іоаннъ» вездѣ поймутъ, кто умеръ. Умеръ вотъ онъ, бездыханно предлежащій предъ нами пастырь о. Іоаннъ Кронштадтскій. Ибо вездѣ знали его и всюду чтилось имя его, и въ городахъ, и въ селахъ, и въ столицахъ, и въ самыхъ глухихъ углахъ нашей родины. Даже за-границей знали нашего великаго пастыря и почитали его. Когда смертельно болѣлъ въ Крыму Государь Императоръ Александръ III-ій и о. Іоаннъ былъ вызванъ къ нему, тогда всѣ газеты міра писали и о нашемъ знаменитомъ молитвенникѣ и чудотворцѣ. Потомъ о. Іоаннъ получалъ много писемъ на всѣхъ языкахъ изъ разныхъ государствъ Европы и даже Америки. Вотъ писалъ ему одинъ мальчикъ изъ Швеціи. «Я слышалъ, что ты лечишь людей — молитвою; моя мама сошла съ ума и лежитъ въ больницѣ; мнѣ скучно безъ мамы. Помолись, чтобы мама выздоровѣла». Молодые изъ Америки писали, что они очень счастливы и просятъ о. Іоанна помолиться, чтобы и впредь имъ жить также счастливо. Изъ /с. 28/ Германіи просили прислать освященной о. Іоанномъ воды или масла, просили и денегъ. Присылали свои волосы, прося благословить ихъ, и выражали вѣру, что его благословеніе распространится и на всё ихъ существо...

Что же это за явленіе — о. Іоаннъ въ концѣ девятнацатаго и началѣ двадцатаго вѣка, во времена безбожія и невѣрія? Какъ объяснить его происхожденіе и дивный подвигъ всей его жизни?

Для вѣрующихъ отвѣтъ на эти вопросы такъ же простъ, какъ объясненіе Пресвятою Дѣвою Маріей Ея величія: «Призрѣлъ Господь на смиреніе рабы Своея» и «сотворилъ Мнѣ величіе Сильный». Такъ же точно и величіе о. Іоанна есть дѣло Божьей благодати, пребывавшей на немъ со дня его рожденія.

Вспомните нѣкоторые случаи изъ его жизни. Вотъ онъ родился болѣзненнымъ, хилымъ. Его наскоро окрестили, опасаясь, что умретъ, а онъ дожилъ до 80 лѣтъ.

Вотъ онъ въ духовномъ училищѣ захворалъ смертельно. Врачъ совѣтовалъ ему въ постъ ѣсть скоромное. Но мать не согласилась и онъ не нарушилъ закона церковнаго о постѣ. Нынѣ этому случаю не придадутъ значенія; но вопомните, не такъ ли строго блюли законъ о постѣ и пророкъ Даніилъ, сохраненный Богомъ отъ челюстей львиныхъ и его три друга, спасенные въ разженной печи вавилонской.

Вотъ онъ въ Академіи, юноша богобоязненный, скромный, чистый, самоуглубленный. Первая книга, которую онъ пріобрѣтаетъ на заработанныя имъ первыя деньги, были Бесѣды св. Златоуста на Евангеліе отъ Матѳея. И онъ, уединившись въ аудиторіи, читаетъ ихъ съ восторгомъ, какъ бы живого представляетъ себя великаго христіанскаго проповѣдника и рукоплещетъ ему.

Вотъ онъ окончилъ курсъ и рѣшается принять священный санъ. И ему, никогда ранѣе не видавшему Кронштадтскаго Андреевскаго собора, представляется онъ въ видѣніи, въ ясныхъ очертаніяхъ. Въ этотъ соборъ поставляется онъ пастыремъ, съ нимъ не разлучается въ теченіи 53-хъ лѣтъ, здѣсь совершаетъ онъ свой трудный пастырский подвигъ.

Какими началами руководится въ своемъ пастырскомъ служеніи о. Іоаннъ. Прежде всего, живой пламенной вѣрой въ Бога. Его вѣра не есть лишь дѣло ума, нѣтъ, она переполняетъ его сердце, объемлетъ всё его существо, онъ живетъ /с. 29/ ею, каждый мигъ, во всякомъ положеніи. Онъ зритъ предъ собою, въ себѣ и въ людяхъ Бога Благого, Милосерднаго, Спасающаго. Вотъ Онъ подаетъ тебѣ спасающую десницу, наказуетъ тебя и милуетъ, питаетъ, одѣваетъ, животворитъ. Не можетъ Онъ, — думалъ и вѣрилъ горячо о. Іоаннъ, — не отозваться на моленіе Своихъ нѣжно любимыхъ дѣтей.

Этою вѣрою жилъ, дышалъ о. Іоаннъ, въ особенности при совершеніи имъ «міроспасительной», какъ онъ выражался, литургіи. Тутъ онъ преображался, дѣлался свѣтлымъ, радостнымъ. Онъ сознавалъ и чувствовалъ, что совершаетъ Жертву, спасительную для всего міра. Когда пѣли — «Распныйся, Христе Боже, смертію смерть поправый», онъ стремительно бралъ съ престола св. Крестъ и многократно лобызалъ его. Передъ произнесеніемъ словъ — «пріимите, ядите» и «пійте отъ нея вси», какъ бы слыша ихъ изъ устъ Самого Господа, онъ предварялъ ихъ словами; «о, любезнаго, о, сладчайшаго Твоего гласа». Когда совершался моментъ пресуществленія Святыхъ Даровъ, онъ торжественно произносилъ вслухъ, падая на колѣни: «велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти» и другое: «Слово плоть бысть и вселися въ ны»... При этомъ одушевленномъ возгласѣ пастыря-молитвенника чувствовалось всѣми, что, да, действительно, здѣсь на престолѣ возлежитъ истинное Тѣло Христово. И /с. 30/ когда затѣмъ о. Іоаннъ обѣими руками, съ глазами полными слёзъ, съ величайшимъ умиленіемъ бралъ то святой дискосъ, то потиръ и какъ бы восторженно любовался содержимымъ въ нихъ, то думалось: да, онъ во-истину причащается какъ бы изъ рукъ Самого Господа, пьетъ животворящую Кровь какъ бы изъ Его пречистыхъ жилъ. Этою пламенною вѣрою въ животворность Святыхъ Таинъ Тѣла и Крови Господа объясняется то, что о. Іоаннъ такъ любилъ причащать людей и, будучи 75-лѣтнимъ старцемъ, бывало простаивалъ по 3-4 часа, чтобы причастить тысячи богомольцевъ. Это онъ называлъ — прививать безплодныя вѣтви къ плодоносной маслинѣ — Христу.

Живая вѣра въ Бога толкала о. Іоанна въ міръ, въ среду тѣхъ несчастныхъ людей, которыхъ Господь благоволилъ именовать Своими меньшими братьями. По принятіи священнаго сана, о. Іоаннъ входитъ въ среду такъ называемыхъ «посадскихъ», босяковъ, бывшихъ людей, пьянствомъ и пороками лишившихъ себя образа Божія. Изъ пастырскаго сожаленія къ нимъ, онъ учитъ ихъ и благотворитъ имъ: кому дастъ сапоги, кому пальто, кому денегъ, каждому по нуждѣ его. Онъ не руководится расчетами холодной филантропіи и не разбираетъ, чтó привело человѣка къ пропасти, онъ помогаетъ всякому нуждающемуся въ кускѣ хлѣба, но онъ же полагаетъ начало и разумнѣйшему способу христіанской благотворительности: устраиваетъ въ Кронштадтѣ Домъ трудолюбія, послужившій прототипомъ теперь нерѣдкихъ повсюду въ Россіи домовъ трудолюбія и работныхъ домовъ.

Его подвигъ не ограничивался молитвою и служениемъ слова. Возвращаясь къ себѣ домой, часто послѣ цѣлодневнаго труда среди множества людей, когда казалось бы естественнымъ дать себѣ отдыхъ, онъ садился за перо и изливалъ свои задушевнѣйшія мысли и чувствованія о Богѣ и правдѣ, о Церкви святой и таинствахъ, о грѣхѣ и благодати, объ искупленіи рода человѣческаго. Это — дневники о. Іоанна — дневники не въ смыслѣ ежедневныхъ записей внѣшнихъ событій его жизни, но показатели его внутренняго роста; его бореній съ внѣшнимъ человѣкомъ, его устремленій къ Богу. Это — «Богопознаніе и самосознаніе о. Іоанна, пріобрѣтаемыя изъ опыта», какъ онъ самъ выразился о своихъ дневникахъ. Изъ нихъ составилось впослѣдствіи знаменитое сочиненіе о. Іоанна: «Моя жизнь во Христѣ». Она должна быть настольною /с. 31/ книгою каждаго христіанина, не только почитателя приснопамятнаго батюшки. Изъ черновыхъ ежедневныхъ записей о. Іоанна можно видѣтъ еще одну черту его подвига: это постоянное бодрствованіе надъ собою, держаніе себя на виду, — Энохово «хожденіе предъ Богомъ». Замѣтивъ за собою малейшее паденіе, онъ тотчасъ же бичуетъ себя, оплакиваетъ свой грѣхъ и кается предъ очами Всевидящаго Господа.

Непрерывное горѣніе о. Іоанна вѣрою, какъ горѣніе свѣчи предъ иконой, постоянный самосудъ надъ собою, жизнь во Христѣ, принесеніе всего себя въ жертву меньшей братіи, всё это и создало о. Іоанна. Его дѣла — плоды духа. Представьте ихъ себѣ не какъ слова, не какъ даже качества, но въ живомъ воплощеніи, и Вы поймете Кронштадтскаго пастыря.

Это — любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, вѣра, кротость, воздержаніе. Былъ ли о. Іоаннъ чудотворецъ? «Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ, творяй чудеса единъ». Чудо можетъ творить только Богъ. Но о. Іоаннъ, былъ то же, что чудотворная икона: её прославилъ Господь, предъ нею люди верующіе горячо молятся и отъ нея получаютъ исцѣленія. Такъ и о. Іоаннъ: самъ — пламенѣющій вѣрою, онъ со всѣхъ сторонъ получаетъ мольбы о предстательствѣ предъ Богомъ. На нёмъ встрѣчались благоволеніе Божіе и людское горе, воздыхающее о Божьей помощи, и милосердіе Божіе обильно изливалось чрезъ него на людей. Самъ о. Іоаннъ былъ чудо, какъ кто-то хорошо сказалъ о немъ.

/с. 32/ На самомъ дѣлѣ, не чудо ли собирать къ себѣ въ наше маловѣрное время тысячи людей со всѣхъ концовъ Россіи, заставлять ихъ каяться, плакать о своихъ грѣхахъ, молить Бога о помилованіи?!

Не чудо ли однимъ появленіемъ вызывать радость, восхищеніе и надежды тысячъ людей, гдѣ бы онъ не появлялся!

Не чудо ли основать четыре обители, не говоря о многихъ другихъ, получавшихъ помощь отъ о. Іоанна, молитвенную и матеріальную, тогда какъ основаніе и одной обители считается лучшимъ камнемъ въ вѣнцѣ преподобныхъ отцовъ, основателей монастырей!

Не чудо ли получать по 500-600 тысячъ въ годъ отъ людей, считавшихъ за счастье жертвовать руками о. Іоанна, на храмоздательство, на расширеніе религіозно-просвѣтительной и благотворительной дѣятельносги, въ пользу бѣдныхъ!

Вотъ какого пастыря, дорогіе братья и сестры, мы потеряли въ лицѣ о. Іоанна, потеряли и горько оплакиваемъ свою потерю.

Но не будемъ плакать. Онъ не умеръ, но живъ. Живъ Богъ, жива душа почившаго. Онъ пересилился къ Источнику благодати и, стоя у Престола Господня, будетъ дѣйственнѣе ходатайствовать за насъ предъ Богомъ.

Нынѣ день печали только по внѣшнему человѣку, по духу же великій праздникъ, праздникъ вѣры и святой Церкви православной. И я скажу, хотѣлъ бы сказать черезъ ваши головы на всю Русь:

Вы, хулители святой Церкви, говорящіе, что Церковь отжила свой вѣкъ и должна быть замѣнена иными руководящими началами жизни.

Вы, имеющіе очи, чтобы не видѣть, и уши, чтобы не слышать, вы одебелѣвшіе сердцемъ.

Вы были вчера въ Кронштадтѣ, чтобы видѣть проводы того, кто въ морской крѣпости Россіи былъ ея крѣпостью духовной. Вы видѣли вчера встрѣчу бездыханнаго пастыря, какую уготовала ему столица? Нѣтъ, вы смежили очи свои! Такъ пріидите же къ гробу сему и по нашимъ увлажненнымъ слезами очамъ, по нашимъ разрывающимся сердцамъ узнайте, чтó дала намъ мать-Церковь, какое дитя породила и воспитала она.

/с. 33/ Братья-сопастыри мои. Это — нашъ праздникъ, праздникъ пастырства. О. Іоаннъ былъ наиболѣе полнымъ и совершеннымъ воплощеніемъ идеала добраго пастыря, душу свою полагающаго за овцы, подъ которымъ Господь Іисусъ разумѣлъ Себя Самого. И если мы хотимъ быть солію земли и свѣтомъ міра, если хотимъ вести людей къ совершенству, быть духовными вождями народа, мы должны идти путемъ о. Іоанна, изучать его творенія, подражать ему и въ вѣрѣ, и въ благочестіи, и въ трудѣ, и въ терпѣніи, и во всёмъ.

Дорогія сестры обители сей. Вы плачете, потому что лишились своего отца и благодѣтеля, — считаете себя осиротѣвшими.

Не плачьте. Теперь онъ ближе къ вамъ и никогда уже не уйдетъ отъ васъ. Въ нёмъ вы пріобрѣли себѣ игумена. Съ вами будутъ его честные останки; вмѣстѣ съ останками его здѣсь будетъ витать и его безсмертный духъ. Ходите на его могилку молиться, плакать, каяться въ своихъ грѣхахъ, просить его совѣта и наставленія. Водите къ нему и паломниковъ, которые непрерывной чредой пойдутъ къ нему. Сюда не заростётъ народная тропа.

Дорогіе братья. Мы должны почитать себя счастливыми что присутствуемъ при его погребеніи. Будемъ [же] помнить его наставленія, подражать его вѣрѣ глубокой и жизни святой!

/с. 34/ А нынѣ соединимся всѣ въ одной молитвѣ, чтобы Господь Богъ очистилъ отца Іоанна отъ всякой пылинки грѣха, убѣлилъ его бѣлѣе снѣга и принялъ его въ сонмъ небожителей, ближайшихъ къ Престолу Своему, да ходатайствуетъ отецъ Іоаннъ у Престола Царя Небеснаго за Русь святую, за Церковь православную, за Царя-Помазанника Божія, котораго онъ такъ горячо любилъ, за всѣхъ насъ, да славится и чрезъ отца Іоанна и чрезъ насъ пречестное и великолѣпное имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 26-34.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.