Церковный календарь
Новости


2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
2017-03-20 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 16-я (1921)
2017-03-20 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 15-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
Юбилейный сборникъ, 1908-1958.

Дѣтство протоіерея о. Іоанна Кронштадтскаго.

Великій праведникъ нашего времени отецъ Іоаннъ Кронштадтскій происходилъ изъ стараго священническаго рода Сергіевыхъ, давшаго Россіи больше 12-ти поколѣній священнослужителей. Въ своей рѣчи при освященіи сурскаго храма о. Іоаннъ лично засвидѣтельствовалъ, что его родъ священствуетъ на русской землѣ свыше 350 лѣтъ.

Дѣдушка о. Іоанна, по имени Михаилъ, тоже былъ священникомъ. Отецъ же его Илья Михайловичъ по причинамъ, оставшимся намъ неизвестными, не могъ выйти въ священнослужители и занималъ скромную должность псаломщика при храмѣ святителя Николая въ маленькомъ сельцѣ Сура, Архангельской губерніи.

/с. 36/ Село Сура расположено при сліяніи рѣки Суры съ Пинегой, въ свою очередь впадающей въ Сѣверную Двину. Сурова, но величаво-прекрасна природа русскаго сѣвера. Живописенъ высокій берегъ Пинеги, на которомъ прилѣпились бѣдныя, но прочно сколоченныя деревянныя избушки сурянъ. За рѣкой широкіе зеленые луга, а за ними горы желѣзной руды краснаго цвѣта, ослѣпительно бѣлые утёсы алебастра и гипса съ причудливой формы обрывами и пещерами, увенчанные вѣчно зелёной шапкой хвойнаго лѣса.

Жить, однако, среди этой суровой красоты нелегко. Лютая студёная зима продолжается около восьми мѣсяцевъ. Весны и осени почти нѣтъ. Лѣто тоже очень короткое, но зато необыкновенно великолѣпное. Природа послѣ зимней спячки, какъ бы мгновенно просыпается и спѣшитъ пожить. Напряженно спѣшатъ взять, что можно отъ земли за этотъ краткій періодъ сѣвернаго лѣта и мѣстныя обитатели.

Въ этомъ-то холодномъ сѣверномъ сельцѣ Сурѣ 19 октября ст. ст. 1829 года, въ ночь съ пятницы на субботу, родился младенецъ Іоаннъ — будущее солнце Русской Церкви. 19 октября Православная Церковь празднуетъ память преподобнаго Іоанна Рыльскаго, наиболѣе чтимаго святого Болгарской Церкви. Въ Россіи въ тѣ стародавнія времена строго соблюдался древній церковный обычай давать новорожденнымъ имена не по собственному выбору, а тѣ, которыя они сами себѣ приносили, т. е. нарѣкать имя того святого, память котораго пришлась въ день рожденія ребенка.

Мать о. Іоанна, которую звали Ѳеодора, не чаяла, что младенецъ проживётъ до утра, а потому упросила мужа пригласить мѣстнаго священника совершить крещеніе ночью въ ихъ домѣ. Дитя при крещеніи было названо Іоанномъ въ честь пр. Іоанна Рыльскаго. Умереть, однако, Господь ему не судилъ. Онъ остался живъ, на радость своимъ благочестивымъ родителямъ, а, въ будущемъ, на радость всѣму вѣрующему русскому народу. Съ годами онъ нѣсколько окрѣпъ, хотя былъ въ дѣтствѣ, по собственному признанію, слабымъ и болѣзненнымъ мальчикомъ [1].

Согласно единодушному свидѣтельству всѣхъ біографовъ, о. Іоаннъ въ дѣтствѣ былъ кроткимъ, тихимъ, глубоко /с. 37/ религіознымъ ребенкомъ. Онъ былъ не по лѣтамъ задумчивъ, любилъ уединеніе, а вмѣстѣ съ тѣмъ былъ чрезвычайно отзывчивымъ на человѣческія страданія и скорби. Самъ о. Іоаннъ въ своей автобіографіи пишетъ о себѣ слѣдующее: «Съ самаго ранняго дѣтства, какъ только я помню себя, лѣтъ четырёхъ или пяти, а можетъ быть и менѣе, родители пріучили меня къ молитвѣ и своимъ религіознымъ настроеніемъ сдѣлали изъ меня религіозно-настроеннаго мальчика» [2].

Въ церкви маленькій Ваня бывалъ съ отцомъ ежедневно, не пропуская ни одного богослуженія. Особенно любилъ онъ молиться святителю Николаю, которому былъ посвященъ ихъ храмъ. Великому Угоднику и Чудотворцу видимо угодны были эти чистыя дѣтскія молитвы, и онъ излилъ на своего юнаго почитателя многіе изъ своихъ благодатныхъ даровъ. Недаромъ, впослѣдствіи отца Іоанна часто называли русскимъ Николаемъ Чудотворцемъ.

/с. 38/ Эту особую благодатность пятилѣтняго мальчика живо чувствовали его односельчане. Вотъ какъ вспоминаетъ о сёмъ одно лицо, помнившее дѣтскіе годы отца Іоанна: «Разболѣется ли кто, пропадётъ ли у кого изъ сурянъ лошадь, или какая другая бѣда приключится, идутъ они, бывало, къ дьячковскому мальцу, чтобы онъ помолился Богу, и по молитвѣ его бывало облегченіе въ скорбяхъ» [3].

Въ лѣтнюю рабочую страду маленькій Ваня охотно, съ любовію и усердіемъ помогалъ своимъ бѣднымъ родителямъ въ полевыхъ работахъ, а когда бывалъ свободенъ, любилъ уединяться на сельскомъ кладбищѣ, гдѣ проводилъ время въ молитвѣ и въ созерцаніи красоты Божьяго міра. По его собственнымъ словамъ, онъ съ ранняго дѣтства очень любилъ природу, тихій лѣсъ, величавую водную гладь родной Пинеги, полевые цвѣты. Часами онъ сиживалъ въ лѣсу, наблюдая за птичками и ихъ жизнью.

По навершеніи пяти лѣтъ Ваню начали обучать грамотѣ. Онъ такъ пишетъ о сёмъ въ своей автобіографіи: «На шестомъ году отецъ купилъ для меня букварь, и мать стала преподавать мнѣ азбуку; но грамота давалась мнѣ туго, что было причиной немалой моей скорби. Никакъ мнѣ не удавалось усвоить тождество между нашей рѣчью и письмомъ; въ мое время грамота преподавалась не такъ, какъ теперь. Насъ всѣхъ учили: «азъ», «буки», «вѣди» и т. д., какъ будто «а» — само по себѣ, а «азъ» — само по себѣ. Долго мнѣ не давалась эта мудрость, но, будучи пріученъ отцомъ и матерью къ молитвѣ, скорбя о неуспѣхахъ своего ученія, я горячо молился Богу, чтобы Онъ далъ мнѣ разумъ — и я помню, какъ вдругъ спала точно пелена съ моего ума, и я сталъ хорошо понимать ученіе. «Когда Ваня, такимъ образомъ, овладѣлъ грамотой, его благочестивый родитель, гдѣ только могъ, старался доставать для него книжки: житія святыхъ, разсказы объ Іисусѣ Христѣ и др. Особенно любилъ Ваня читать отцовское св. Евангеліе, съ двойнымъ церковно-славянскимъ и русскимъ текстомъ, которое онъ потомъ увёзъ въ школу и хранилъ до конца своей жизни. Ежедневное посѣщеніе богослуженій и чтеніе на клиросѣ также духовно питало мальчика. «Душа богослуженія», какъ онъ потомъ любилъ выра/с. 39/жаться взрослымъ, стала ему близкой и понятной, можно сказать — съ младенчества.

Когда Ваня болѣлъ, а это случалось съ нимъ въ дѣтствѣ часто, — онъ видѣлъ, какъ его благочестивая мать цѣлыя ночи со слезами молилась за него. Это располагало его самого къ ночной молитвѣ, которую онъ потомъ любилъ всю свою жизнь.

Однажды, во время ночной молитьы, когда Ванѣ было всего шесть лѣтъ, его осіялъ необычайный свѣтъ, онъ увидѣлъ приближающагося ангела. Отрокъ сильно испугался и смутился, но ангелъ промолвилъ: «Не бойся, я твой ангелъ-хранитель и невидимо тебя всегда охраняю». Послѣ этого ангелъ сталъ невидимъ. Такъ тихо и молитвенно прожилъ Ваня въ Сурѣ до десятилѣтняго возраста.

† Серафимъ, Епископъ Чикагскій и Детройтскій.       

Примѣчанія:
[1] Рѣчь о. Іоанна по случаю исполнившагося своего 70-лѣтія. «Церк. Вѣд.», 1909 г.
[2] Автобіографія о. Іоанна напечатанная впервые въ журналѣ «Сѣверъ» за 1888 г.
[3] «Православный Собесѣдникъ», 1909 г., I. 352.

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 35-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.