Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
Юбилейный сборникъ, 1908-1958.

Воспоминаніе бывшаго пѣвчаго Кронштадтскаго Андреевскаго Собора.

Въ текущемъ 1958 году, 20-го декабря, а по новому стилю уже 2-го января 1959 года, исполняется 50 лѣтъ со дня блаженной кончины Приснопамятнаго Батюшки о. Протоіерея Іоанна Сергіева, прославленнаго не только на Святой Руси, но и, смело можно сказать, почти на весь міръ своею святостью, пророчествомъ и чудесами.

Многіе считали за великое счастье побывать въ г. Кронштадтѣ въ Соборѣ Св. Апостола Андрея Первозваннаго, гдѣ Батюшка служилъ, видѣть его и получить благословеніе. И мнѣ ли грѣшному человѣку, и можетъ быть послѣднему изъ могиканъ, проведшему свою жизнь до самой его кончины около него, въ торжественный день 50-лѣтняго Юбилея его со дня смерти, смолчать, не подѣлившись съ читателемъ тѣмъ, что такъ ярко осталось въ моей памяти!

Родился я въ г. Кронштадтѣ въ 1883 году, 17 марта, въ день Св. Праведнаго Алѣксія Человѣка Божія, каковое имя я /с. 40/ и ношу. 25 марта, на восьмой день, въ великій праздникъ Благовѣщенія, я былъ крещенъ въ томъ-же Соборѣ.

Родители мои были вѣрующіе люди и Соборъ Св. Апостола Андрея Перзозваннаго былъ ихъ утѣшеніемъ въ скорбяхъ и печаляхъ. Семья наша была многочисленна и какъ-то по родительской традиціи, всѣ рождающіеся дѣти получали Св. Крещеніе именно въ этомъ Соборѣ, а не дома, какъ это у нѣкоторыхъ признавалось необходимымъ, притомъ получали имя того святого, который поминался въ день ихъ рожденія. Моя мать брала меня всегда къ Обѣднѣ къ началу Богослуженія, и я, по ея разсказамъ, пребывалъ въ Соборѣ всю Службу, а когда, будучи младенцемъ уставалъ, то и засыпалъ тамъ, послѣ чего она относила меня направо къ колоннамъ, клала на деревянный полъ, гдѣ я и почивалъ до конца Службы.

Будучи 8 лѣтъ я возымѣлъ желаніе пѣть въ хорѣ, и вотъ, въ одинъ прекрасный день, послѣ Литургіи, я подошелъ къ регенту хора Ивану Николаевичу Кусову и попросилъ его взять меня къ себѣ пѣть, на что онъ согласился, поставивъ меня въ группу дискантовъ, заставивъ на первыхъ порахъ держать ноты и прислушиваться къ поющимъ мальчикамъ.

Въ 10 лѣтъ, я уже ознакомился съ обиходнымъ пѣніемъ, зная почти наизусть, на гласы, тропари, кондаки, стихиры на Господи воззвахъ и каноны.

Помню торжественный день для меня, когда впервые, въ 11 лѣтъ я одѣлъ кунтушъ съ золотыми кистями и весь въ позументахъ. И какъ-же гордо, хотя и непривычно стоялъ я въ нёмъ, и какой неземной радостью исполнялось мое сердце, горя любовью ко всему Божественному! А когда дорогой Батюшка о. Іоаннъ, выйдя на клиросъ произнёсъ, какъ сейчасъ слышится: «ахъ, какіе красавцы!», то тутъ и передать трудно, что было на душѣ, ибо такая похвала была наилучшей для насъ наградой. Но надо сознаться, что красавцы въ кунтушахъ бывали и большими озорниками, что и заставляло добраго Пастыря насъ и пожурить.

Чистый воскъ, изъ котораго въ тѣ времена выливались свѣчи, гнулся очень охотно въ нашихъ рукахъ, выявляя неуместный талантъ вылѣплять разныя фигурки вродѣ кошекъ, птичекъ и т. п., вызывая тѣмъ смѣшки мальчиковъ. Тутъ появлялся Батюшка со строгимъ замѣчаніемъ: «дѣти, вникай/с. 41/те въ Богослуженіе, то что вы дѣлаете есть великій грѣхъ». И станетъ намъ такъ стыдно вдругъ, что мы какъ-то всѣ непроизвольно произносимъ: «простите, Батюшка», а онъ, со своей чарующей улыбкой положитъ, кому-нибудь изъ насъ, руку на голову и уже станетъ легко на душѣ.

О. Іоаннъ всегда служилъ раннюю Литургію, позднюю-же изрѣдка, по большимъ праздникамъ. Вначалѣ я былъ принятъ въ большой хоръ изъ 60-ти человѣкъ пѣвшій позднюю Литургію, а потомъ Господь поставилъ меня пѣть раннюю, гдѣ регентомъ былъ Адамъ Моисеевичъ Мигицкій, хоръ котораго носилъ названіе «Батюшкинаго хора», въ нёмъ я и оставался до конца.

Кронштадтскій Андреевскій Соборъ имѣлъ двѣ достопримѣчательности, о которыхъ я хочу разсказать въ своёмъ скромномъ повѣствованіи. Первая, это замѣчательный, пудовъ 600, а можетъ быть и больше, колоколъ, пожертвованный странникомъ Антоніемъ, на собранные по грошамъ деньги.

Когда его привезли, мнѣ выпало счастье участвовать въ поднятіи его на колокольню, для чего были вызваны воинскія части и народъ. Поднимали его на толстыхъ канатахъ про/с. 42/тянутыхъ во всю Андреевскую улицу вплоть до Батюшкинаго дома. Впоследствіе мнѣ приходилось и благовѣстить, раскачивая тяжелый языкъ. Густой звукъ колокола раздавался такъ, что даже содрогался воздухъ не только около, но и за 7 верстъ въ г. Ораніенбаумѣ.

Вторая достопримѣчательность, это часы установленные надъ колокольней, которые, мало того что показывали время, но и играли всегда въ 9 час. утра «Коль славенъ», въ 12 ч. дня «Боже Царя храни», и в 12 ч. ночи «Се женихъ грядеть въ полунощи». Выйдешь, другой разъ, на улицу въ 12 ч. ночи и умиляешься слушая эти мелодіи.

Андреевскій Соборъ былъ окруженъ садомъ имѣвшимъ нѣсколько желѣзныхъ воротъ, которые къ окончанію Службы закрывались. За оградой, о. Іоанна ждала всегда коляска запряженная воронымъ ретивымъ конёмъ управляемымъ кучеромъ Мотинымъ. Народъ старался узнать съ какой стороны поѣдетъ Батюшка, на что «Ѳедосеичъ», какъ называли сторожа сада, сейчасъ-же намѣренно указывалъ не ту сторону, гдѣ онъ долженъ былъ выходить, и такимъ образомъ отсылалъ народъ ожидать въ другой конецъ. Заставляло его такъ поступать полное безуміе людей готовыхъ жертвовать жизнью, чтобы только увидать Батюшку.

Въ коляскѣ, или зимою въ саняхъ, сидѣлъ о. Іоаннъ обыкновенно со своимъ псаломщикомъ И. П. Киселевымъ.

Если случайно обнаруживалось кѣмъ-либо, гдѣ поѣдетъ Батюшка, женщины преимущественно совершенно теряли разумъ, бросаясь подъ копыта лошади со словами: «слава Тебѣ, Господи, пострадала за Христа!» Для того чтобы онѣ отстали И. П. Киселевъ раскидывалъ по сторонамъ деньги.

Велико было милосердіе дорогого Батюшки! Сколько разъ я былъ очевидцемъ, какъ онъ принимая отъ жертвователя конвертъ съ деньгами, не раскрывалъ его, а тотчасъ передавалъ псаломщику говоря: «Иванъ Павловичъ, возьми» но тутъ появлялся кто-нибудь вродѣ бѣднаго студента, просящаго о помощи, я самъ это видѣлъ, какъ уже раздавалось около: «Иванъ Павловичъ, дай», не имѣя понятія о суммѣ въ пакетѣ. Щедрость его была настолько велика, безгранична, что каждое утро у Петербургскихъ воротъ, раздавались безъ разбора деньги, одинаково со всѣми — и пропойцамъ, также /с. 43/ женщинамъ съ дѣтьми, да и вообще каждому просящему помощи.

По указанію о. Іоанна раздавалъ эти деньги мѣстный житель нѣкто Корневъ.

Очень многіе обманывали Батюшку, но онъ это какъ-бы не замѣчалъ и, когда ему указывали кто этимъ промышляетъ, онъ отвѣчалъ: «Богъ ему Судья», а когда совѣтовали взять другого изъ служащихъ, онъ говорилъ: «пусть уже грѣшитъ одинъ, а то еще и другой будетъ впадать въ грѣхъ».

Возвращаясь мысленно въ Соборъ и къ особенной, исключительной въ нёмъ службѣ о. Іоанна, я долженъ сказать, что невозможно забыть совершаемой Батюшкой Проскомидіи. Онъ весь трепеталъ и слёзы неудержимо лились изъ его глазъ.

Строго относился онъ къ прихожанамъ приступающимъ къ Святому Таинству Причащенія, не допуская растрёпанныхъ или неаккуратно одѣтыхъ. Помню еще, и какъ бы слышу голосъ дорогого Батюшки къ одному парню со всклокоченной головой: «Стёпка, растрёпка, отойди отъ Святой Чаши, причешись вперёдъ». Женщинъ съ непокрытой головой также не допускалъ къ Св. Причастію.

Однажды, по окончаніи Службы, когда о. Іоаннъ вышелъ на амвонъ, къ нему подошелъ рослый мужчина съ черной бородой, прося благословенія. О. Іоаннъ отступилъ отъ него простерши правую руку ладонью къ нему и грозно вокричалъ: «Нѣтъ тебѣ моего благословенія, ибо и жизнь твоя будетъ по твоей фамиліи». Недоуменіе видѣвшихъ и слышавшихъ это скоро выяснилось: это оказался Распутинъ.

Въ лѣтнее время Батюшка о. Іоаннъ ѣздилъ часто изъ Кронштадта въ Ораніенбаумъ на пароходѣ и былъ такой случай: параходъ «Утро», на капитанскомъ мостикѣ котораго онъ находился, огласился руганью и споромъ. Въ 3-емъ классѣ, внизу, ѣхалъ разный людъ, позволявшій себѣ всякія непристойности. Однако, когда капитанъ крикнулъ: «прекратите шумъ, ѣдетъ съ нами о. Іоаннъ», сразу настала гробовая тишина, притомъ многіе поснимали шапки и раздалось: «дорогой нашъ кормилецъ, благослови». Батюшка осѣнилъ ихъ широкимъ крестомъ и ругань болѣе не возобновлялась. Такъ любилъ народъ своего Пастыря. Даже въ «Татарскихъ рядахъ» въ г. Кронштадтѣ, гдѣ татары торговали всякимъ хламомъ, уважали и любили его, не иначе называя, какъ «Бáта /с. 44/ Иванъ». Свои же русскіе, особенно женщины, переходили въ своей любви къ нему всякія границы, истерично выкрикивая, что онъ Іисусъ Христосъ, чего о. Іоаннъ совершенно не переносилъ, гнѣваясь на нихъ и крича имъ въ свою очередь: «не смейте меня такъ называть!»

Не можетъ быть и рѣчи, что Батюшка не обладалъ силой изгонять нечистыхъ духовъ.

Однажды въ Соборъ одинъ сибирскій купецъ привёзъ свою одержимую жену, которая увидавъ о. Іоанна сразу закричала: «Что тебѣ до меня, что тебѣ нужно отъ меня». Въ отвѣтъ на это Батюшка о. Іоаннъ спокойно сказалъ: «мнѣ нужно, чтобы ты вышелъ изъ сей рабы Божіей». Женщина грубымъ голосомъ, подстрекаемая бѣсомъ, говоритъ: «она моя раба, не выйду». Приложенный крестъ къ устамъ страждущей и слова: «Именемъ Господа нашего Іисуса Христа, выйди», заставили женщину наконецъ сказать: «оставь, не мучь, выйду». Содроганіе всего тѣла, пѣна и полное омертвеніе положили на полъ несчастную, а Батюшка накрывъ ее эпитрахилью причастилъ Св. Таинъ, поднявъ её уже здоровой.

Много чудесъ творилъ о. Іоаннъ, всего не упомнишь.

Его любили всѣ, можетъ быть, за исключеніемъ только немногихъ, а главнымъ образомъ любила бѣднота за его великую любовь къ обездоленнымъ и несчастнымъ.

Передъ концомъ своего повѣствованія я хочу разсказать еще одну исторію, касающуюся такого человѣка, котораго я, живя въ его домѣ, разумѣется отлично зналъ. Это былъ извѣстный своимъ богатствомъ дворянинъ Владиміръ Дмитріевичъ Никитинъ. Его собственный 5-ти этажный домъ, былъ на Соборной улицѣ г. Кронштадта вблизи Андреевскаго Собора. Жили они вдвоемъ съ женой и были почитаемы всѣми въ городѣ. Главной его добродѣтелью была помощь бѣднымъ. Простой и искренній въ обращеніи со всѣми безъ разбора и крайнѣ добросердечный, это была его выдающаяся черта. Бывало въ квартиру его придётъ дворникъ, а на дворѣ распутица, прямо въ гостинную или столовую и жена увидя заволнуется: «что ты, Сидоръ, въ грязныхъ сапогахъ ввалился», но тутъ Владиміръ Дмитріевичъ скажетъ ей: «Липочка, ну что-же что сапоги грязные, душа его можетъ быть чистая».

/с. 45/ Деньги свои онъ почти всѣ раздавалъ и на замѣчаніе супруги, что они станутъ нищими, отвѣчалъ ей, что если и такъ, — богатство за то ждётъ на небесахъ. И дѣйствительно, такой щедростью онъ дошёлъ до нищеты полной, когда остался одинъ схоронивъ свою жену. Ходилъ онъ въ плохой одеждѣ, несмотря на то, что его не разъ избирали на высокій постъ Городского Головы.

Приснопамятный Батюшка о. Іоаннъ его очень любилъ и помогалъ ему. Года черезъ два послѣ смерти жены умеръ и онъ и былъ, при многочисленномъ стеченіи народа, отпѣтъ о. Іанномъ съ сонмомъ духовенства. При прощаніи Батюшка сказалъ прочувственное слово объ усопшемъ, выставляя его добродѣтель, и въ заключеніе слѣдующіе слова: «вотъ Праведникъ рабъ Божій Владиміръ, переселяется отъ насъ на Небо, на главѣ его сіяетъ вѣнецъ Царствія Небеснаго».

Провожала его вся знать города во главѣ съ военнымъ губернаторомъ Вице-Адмираломъ Кознаковымъ, а гробъ на рукахъ несли до самаго Троицкаго Кладбища оборванные и грязные нищіе.

Въ 1904 году мнѣ пришлось временно оставить Кронштадтъ и по Божіему веленію, вернувшись домой въ 1908 /с. 46/ году я былъ освѣдомленъ о болѣзни дорогого Пастыря, а 20-го декабря, проснувшись утромъ, я услыхалъ на улицѣ вопли и рыданія. Это отошелъ великій нашъ Заступникъ, Правѣдникъ и Пророкъ, Небесный Покровитель, Приснопамятный о. Іоаннъ Ильичъ Сергіевъ.

Господь сподобилъ меня послѣдній разъ отдать ему, уже мертвому, земной поклонъ, прося молитвеннаго заступленія за долголѣтняго его пѣвчаго, грѣшнаго раба Божія Алѣксія.

Я очень счастливъ, что въ связи съ событіемъ 50-ти лѣтняго Юбилея со дня кончины дорогого Батюшки, мнѣ привелось возстановить въ памяти свѣтлые моменты его святой жизни.

Алѣксій Макушинскій.       

15 мая 1958 г.

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 39-46.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.