Церковный календарь
Новости


2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 12-е)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 11-е)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
Юбилейный сборникъ, 1908-1958.

О. Іоаннъ Кронштадтскій — величайшій правѣдникъ нашей эпохи.

«Русскій Николай Чудотворецъ». «Пасхальный батюшка». «Всероссійскій молитвенникъ». «Солнце Русской Церкви». «Святой провидецъ». «Великій праведникъ». «Гость райской стороны».

Вотъ какими любовными наименованіями наградила благочестивая православная Русь своего любимѣйшаго пастыря батюшку отца Іоанна Кронштадтскаго!

/с. 61/ Даже изъ прославленныхъ русскихъ угодниковъ мало кто былъ такъ почитаемъ на Руси, какъ отецъ Іоаннъ. Развѣ преподобный Серафимъ Саровскій — тоже пасхальный, тоже весь сіяющій отраженнымъ райскимъ свѣтомъ.

Міръ во злѣ лежитъ. И удѣлъ земныхъ человѣковъ претерпѣвать великія скорби въ сей земной юдоли. «Многи скорби (даже) правѣдникамъ» — глаголетъ св. Псалмопѣвецъ. То же свидѣтельствуетъ и Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Вопомнимъ Его Заповѣди Блаженства. Въ нихъ какъ бы два плана. Первая половина каждой заповѣди — земной удѣлъ человѣка: смиряться, плакать о грѣхахъ, быть кроткимъ, /с. 62/ алкать и жаждать правды, быть гонимымъ. Вторая половина — небесный планъ. Царствіе Божіе. Тамъ — радость и утешѣніе, тамъ — зрѣніе Бога, тамъ на небесахъ сыны Божіи великую мзду обрѣтутъ.

«Да обрѣтутъ ли?» — вопрошаетъ съ сомнѣніемъ, съ головой во тьму грѣха погрязшее человѣчество.

Всемилостивый Господь отвѣтствуетъ ему... Пасхой. Пасха — прообразъ райскаго житія воскрешенной и преображенной плоти человѣческой. Пасхальное настроеніе — небесное настроеніе. Пасхальные человѣки — небожители. Мало такихъ, но были и есть. Первый среди нихъ Николай Чудотворецъ, скорый помощникъ, побѣдный, радостно-торжественно ходящій предъ Богомъ, преизбыточествующій великой сострадательной любовію ко всѣмъ страждущимъ. Бѣлый, радостный, пасхальный. Св. Николай и поможетъ, часто въ мелочахъ, и утѣшитъ, и согрѣетъ, и возлюбитъ, какъ родное дитя, даже закоренѣлаго грѣшника. Какъ такого милостивца не возлюбить отвѣтно?

Пасхальнымъ духомъ радостнаго прославленія Господа святителя Николая преисполненъ и отецъ Іоаннъ Кронштадтскій. Потому-то и прозвали его русскимъ Николаемъ Чудотворцемъ и пасхальнымъ батюшкой.

Свѣтловолосый, голубоглазый, съ любовной свѣтлой улыбкой на устахъ, весь свѣтящійся причастной радостью (почти полвѣка ежедневно причащался), — онъ поистине являлъ собой земного ангела и небеснаго человѣка. Самому себѣ не принадлежалъ совсѣмъ, особенно во вторую половину своего житія. Только Богу и людямъ.

Его можно, конечно, назвать и богоносцемъ. Господь Іисусъ Христосъ даровалъ христіанамъ Свое Пречистое Тѣло и Свою Святѣйшую Кровь, чтобы какъ бы сроднить ихъ съ Собой, обожить, сотворить причастниками Пакибытія. Отецъ Іоаннъ, чрезъ ежедневное причащеніе Св. Таинъ полностью воспріялъ въ себя благодатныя Божія дары, сдѣлался роднымъ, приснымъ Христу Спасителю, подлиннымъ Богоносцемъ, храмомъ Бога Живаго (1 Кор. 3, 16).

«Сыне, даждь мнѣ твое сердце» — говоритъ Господь (Пр. 23, 26)... и «Отецъ Мой возлюбитъ тя, и Мы пріидемъ къ тебѣ, и Обитель въ тебѣ сотворимъ» (Іоан. 14, 23).

/с. 63/ Видѣть такого Богоносца, слышать его вдохновенныя молитвы и соучаствовать въ нихъ составляло великое духовное наслажденіе для русскаго народа. Отецъ Іоаннъ проходилъ въ своей жизни передъ нимъ, какъ носитель вѣры побѣждающей, торжествующей, ликующей. Потому-то такъ неудержимо тянулись къ нему люди, такъ жаждали его. Они говорили въ себѣ: «Пусть мы нѣмощны и грѣшны, но, вотъ, есть въ мірѣ правѣдникъ; который препобѣждаетъ грѣховную человѣческую природу. Есть такая душа христіанская, которая преодолѣла грѣхъ и получила благодатную силу великаго молитвеннаго дерзновенія, которая только и торжествуетъ о красотѣ сладчайшаго Іисуса».

О такой вѣрѣ русскаго народа въ правѣдника на землѣ прекрасно сказано въ «Братьяхъ Карамазовыхъ» Ѳ. М. Достоевскаго. Эту вѣру имѣлъ даже Смердяковъ — искалеченный жизнью безбожникъ, одинъ изъ прообразовъ современнаго большевизма.

Кто изъ насъ не стремился хотя бы только мысленно повидать правѣдника, святого человѣка? И какую неизреченную радость испытывали тѣ, кому посчастливилось, часто послѣ долгихъ и нелегкихъ поисковъ, обрѣсти правѣдника и насытить свою алчущую душу отъ его пира вѣры...

Но, вернёмся къ отцу Іоанну.

Какую истину христіанскую паче иныхъ возлюбилъ отецъ Іоаннъ? О чемъ наипаче онъ любилъ проповѣдывать? — На это хорошо отвѣчаетъ Блаженнѣйшій митрополитъ Антоній въ рѣчи, сказанной въ Петербургѣ въ сороковой день кончины великаго кронштадтскаго пастыря.

«Излюбленная мысль отца Іоанна, которая главенствуетъ въ его проповѣдяхъ и дневникахъ» — говоритъ владыка Антоній — «есть та дорогая для православнаго сознанія истина, что всѣ мы въ Богѣ составляемъ одно: ангелы, святые угодники и христіане, совершающіе свое спасеніе, живые и умершіе. Ближайшими способами этаго единенія являются: возношеніе души нашей къ Богу въ молитвѣ и теснѣйшее соединеніе со Христомъ Богомъ въ святѣйшемъ Таинствѣ Евхаристіи...»

Отецъ Іоаннъ, какъ извѣстно, не отличался какими-либо геніальными способностями. Говорилъ онъ просто, безъ всякаго витійства. Тѣмъ поразительней было вліяніе его словъ /с. 64/ на народъ, который часто всей церковью рыдалъ и громко каялся во время его проповѣдей.

Разгадку сего удивительно дивнаго явленія даетъ намъ, въ молодыхъ годахъ скончавшійся, Таврическій епископъ Преосвященный Михаилъ (Грибановскій). Онъ такъ выразился про отца Іоанна:

«Это человѣкъ, который говоритъ Богу и людямъ только то, что говоритъ ему его сердце: столько онъ проявляетъ въ своёмъ голосѣ чувства, столько оказываетъ людямъ участія и ласки, сколько ощутитъ ихъ въ своёмъ сердцѣ; и никогда въ устахъ своихъ не прибавитъ сверхъ того, что имѣетъ внутри своей души. Это есть высшая степень духовной правды, которая приближаетъ человѣка къ Богу».

И дѣйствительно, отецъ Іоаннъ былъ во всёмъ сама искренность, сама правда. Это сказывалось у него особенно во время молитвы; нѣкоторые возгласы онъ произносилъ, слѣдуя своему возвышенному душевному настроенію, громко и восторженно, а другіе тихо и спокойно. Въ служеніи его Богу все было проникнуто этой высшей искренностью. Ничего отъ позы. Ни одного фальшиваго тона.

Черезъ эту свою искренность, черезъ непрестанное алканіе и жажданіе правды Божіей отецъ Іоаннъ стяжалъ чистоту сердечную, которая открыла его духовному взору лицезрѣніе самого Божества.

Другой характерной особенностью отца Іоанна, какъ и святителя Николая, о чемъ упоминали выше, была его великая сострадательная любовь къ людямъ. Это поистине сверхчеловѣческій подвигъ. Легко любить близкихъ, родныхъ, друзей. Когда кто-либо изъ нихъ заболѣетъ, молитва сама просится въ душу. Можно помолиться за посторонняго, когда просятъ, что и дѣлаетъ наше духовенство. Но, сумѣть помолиться за посторонняго, какъ за своего родного и близкаго, какъ за своего отца или мать, за сына или дочь, когда они въ бѣдѣ, — это дано немногимъ. А молиться такимъ образомъ ежедневно и за сотни людей — это уже вышеестественно, это особый чудесный даръ Божій. И симъ даромъ вполнѣ обладалъ отецъ Іоаннъ, тѣмъ самымъ уподобляясь самому Дародавцу Христу Спасителю.

Потому-то стали находиться люди, почитавшіе отца Іоанна за вторично воплотившагося Іисуса Христа. Возникла /с. 65/ цѣлая секта іоаннитовъ, рѣшительно осужденная какъ Церковью, такъ и самимъ отцом Іоанномъ.

Итакъ, отецъ Іоаннъ былъ великой любви человѣкъ, былъ онъ великій молитвенникъ и чудотворецъ. Но этого мало. Господь надѣлилъ его еще даромъ прозорливости, даромъ прозренія будущаго, даромъ пророческимъ. Онъ поистине былъ посланъ Богомъ къ русскому народу какъ бы небеснымъ вѣстникомъ предупредить его о грозныхъ грядущихъ испытаніяхъ, если онъ не опомнится, не покается и не возвратится на Божіи стези, по которымъ онъ шествовалъ безъ малаго тысячу лѣтъ и съ которыхъ такъ легкомысленно и преступно сталъ сходить въ послѣднія дѣсятилетія передъ революціей. Не вина отца Іоанна, что народъ не внялъ его пророческому голосу.

Отецъ Іоаннъ сподобился также исповѣдническаго вѣнца и даже какъ бы мученичества. Всякъ золъ глаголъ изрыгали на него почти всѣ либеральныя газеты, а ихъ, увы, тогда было большинство въ Россіи. Съ репертуара столичныхъ и провинціальныхъ театровъ въ послѣдніе годы его жизни не сходила пьеса «Черные вороны», въ которой одинъ изъ персонажей былъ злой и пасквильной каррикатурой на отца Іоанна. Наконецъ, онъ былъ однажды и физически избитъ до полусмерти и изувѣченъ изувѣрами отъ революціи — предтечами большевизма. До конца своей жизни ему не удалось оправиться отъ послѣдствій этаго ужаснаго избіенія. Можетъ быть, онъ и не хотѣлъ избавиться отъ сего соучастія крестному подвигу Спасителя.

Такова была жизнь во Христѣ этаго великаго правѣдника нашего времени.

Намъ надо углубляться всё болѣе и болѣе въ эту святую и великую жизнь, правильнѣе сказать житіе. Надобно изучать съ любовію каждый даже мелкій штрихъ его. Съ тихимъ умиленіемъ выслушивать простыя безыскуственныя повѣствованія исцѣлённыхъ отцомъ Іоанномъ или ихъ сродниковъ. Многія изъ этихъ повѣствованій похожи одно на другое, но вѣдь это живая правда, подлинныя свидѣтельства. Это быль. А простая неприкрашенная быль безконечно цѣннѣе самой красивой фантазіи.

Очень душеполезно черпать чистую живую воду изъ бездоннаго кладезя его Духомъ Святымъ просвѣтленнаго бого/с. 66/мудрія. Какъ бы съ нимъ самимъ бесѣдовать, читая его творенія.

Нашъ Архіерейскій Соборъ 1953 года единодушно призналъ, что отецъ Іоаннъ есть истинный угодникъ и правѣдникъ Божій, стяжавшій великую благодать и милость у Господа. Соборъ пока не рѣшился взять на себя починъ въ устроеніи всѣнароднаго торжества прославленія, предоставляя это дѣло особому указанію воли Божіей. Въ тоже время онъ постановилъ обратиться къ почитателямъ отца Іоанна съ предложеніемъ усугубить молитвы о приближеніи часа прославленія сего великаго угодника Божія.

Откликнемся же, братіе, на сей архипастырскій зовъ и въ молитвахъ своихъ, утренней зорькою ранней или позднимъ тихимъ вечеромъ, въ каждодневіи воздохнёмъ молитвенно отъ всего сердца о приближеніи вожделеннаго времени всенароднаго прославленія отца Іоанна.

Его же самого, какъ живого, станемъ слезно умолять, съ сокрушеннымъ сердцемъ о предстательствѣ за насъ грѣшныхъ, въ общенуждіи нашемъ, и за многострадальную, истерзанную, измученную Родину — мать нашу — Россію.

† Епископъ Серафимъ Чикагскій и Детройтскій.       

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 60-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.