Церковный календарь
Новости


2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (54-е) къ Флоренцію Пупіану о поносителяхъ (1879)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (53-е) къ епископамъ о выкупѣ плѣнныхъ (1879)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 10-я (1943)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 9-я (1943)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (2-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (1-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (52-е) къ исповѣдникамъ, заключ. въ темницѣ (1879)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (51-е) къ Луцію, папѣ Римскому (1879)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 8-я (1943)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 7-я (1943)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Два принципа въ юрисдикціи (1964)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Канон. основаніе Русской Зарубежной Церкви (1964)
2017-08-15 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Діонисія Александрійскаго (1974)
2017-08-15 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Собора, бывш. въ храмѣ Премудрости Слова Божія (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
Юбилейный сборникъ, 1908-1958.

Единственность книги «Моя жизнь во Христѣ» о. Іоанна Кронштадтскаго.

Дневникомъ привыкли мы называть книгу о. Іоанна Кронштадтскаго «Моя жизнь во Христѣ». Только формально правы мы, дѣлая такъ. Это отнюдь не дневникъ, если придавать этому понятію привычный для него смыслъ. Объ этомъ свидѣтельствуетъ и то краткое вступленіе, которое счёлъ нужнымъ о. Іоаннъ предпослать этому своему изданію. «Всё содержащееся въ нёмъ, — пишетъ о. Іоаннъ, есть не что иное, какъ благодатное озареніе души, котораго я удостоился отъ всепросвѣщающаго Духа Божія въ минуты глубокаго къ себѣ вниманія и самоиспытанія, особенно во время молитвы». Изъ этихъ словъ ясно, что «дневникъ» о. Іоанна, (остающійся формально таковымъ, поскольку записи дѣлаются по-дневно), въ своемъ содержаніи исчерпывается чѣмъ? Въ него заносится одинъ лишь благодатный итогъ дня. Въ этомъ «дневникѣ», слѣдовательно, нѣтъ, по самому его заданію, ничего изъ того, что обычно составляетъ непремѣнное содержаніе дневника; въ нёмъ нѣтъ ничего, что авторъ говорилъ бы о себѣ, въ нёмъ нѣтъ ничего «личнаго». Ибо тотъ духовный «опытъ», на наличіе котораго о. Іоаннъ иногда нарочито указываетъ, не есть что-то «личное».

Да, все это лично пережито, — въ этомъ смыслѣ всё записанное въ дневникѣ о. Іоанна глубоко и проникновенно «лично», и въ этомъ особенная убѣдительность всего, имъ на бумагу положеннаго. Но оно не только пережито, но и изжито. Вотъ что существенно! Когда, въ какой моментъ тянется рука о. Іоанна къ перу и бумагѣ? Только въ тотъ моментъ, когда всё въ данный моментъ переживаемое преодолѣно въ своей житейскости, въ своей плотяности, въ своей душевности. Этотъ благодатный результатъ, только онъ одинъ и оказыается содержаніемъ «дневника». Пастырь добрый дѣлится «опытомъ» духовнаго просвѣтлѣнія со своей /с. 124/ паствой, которой проспективно является весь русскій народъ и даже всё человѣчество.

Если бы то было иначе — какъ бы могъ о. Іоаннъ наименовать свой дневникъ «Моя жизнь во Христѣ»? Вѣдь если бы то былъ обычный дневникъ, пусть и глубоко христіанскаго писателя, то было бы это описаніемъ личнаго его «пути ко Христу». И въ тотъ моментъ, въ какой начинается писаніе о. Іоанна, должны были бы замкнуться уста пишущаго. Ибо, если бы то былъ обычный дневникъ, то-есть литературная исповѣдь, повѣсть о себѣ, о своихъ личныхъ переживаніяхъ, то что еще можно сказать, если авторъ сподобился того, чтобы «облещись во Христа». Нужно было быть о. Іоанномъ, чтобы написать такой «дневникъ», въ которомъ въ формѣ подневныхъ записей, дѣлаемыхъ подъ свѣжимъ впечатлѣніемъ пережитаго, перечувствованнаго, передуманнаго — давался бы не, такъ сказать, духовный полуфабрикатъ своего внутренняго міра, имѣющій цѣнность и значеніе лишь какъ свидѣтельство объ укрѣпляющейся доброй направленности ко Христу, а осуществляемый на протяженіи цѣлой жизни нѣкій «охватъ во Христѣ» всевозможныхъ конкретныхъ жизненныхъ содержаній, рождаемыхъ даннымъ днёмъ, данной минутой.

Единственность этой благодатной книги въ томъ именно и заключается, что въ тотъ моментъ, когда обычно у людей должны были бы замкнуться уста, чтобы дать душѣ возможность «жить во Христѣ» въ молчаніи и, если открываться впредь, то только въ личномъ обращеніи съ человѣками, которыхъ Господь приводилъ бы къ такому ихъ со-человѣку, озбранному Имъ для учительства и душепопеченія, — именно въ этотъ моментъ рождается у о. Іоанна неудержимая потребность универсальнаго общенія съ людьми. Пусть оно выражается въ записяхъ келейныхъ — эти записи являютъ собой разговоръ со всѣмъ человѣчествомъ — поученіемъ ему, вытекшимъ изъ только что «лично» пережитаго.

Нѣтъ другой такой книги, потому что нѣтъ другого такого человѣка, какъ о. Іоаннъ. Публичное явленіе святости — въ этой публичности обрѣтающее свой нарочитый смыслъ, свое особое призваніе, свое истинное назначеніе, какъ бы отъ Бога промыслительно назначенное послушаніе — этого не бы/с. 125/ло отъ вѣка. Публичная жизнь во Христѣ, публичное подражаніе Христу — не искусственное и надуманное, а дѣйствительное воспроизведеніе въ себѣ «опытное» Христа — этого не было еще въ мірѣ. И это явлено о. Іоанномъ не только потокомъ чудотвореній, но и этимъ благодатнымъ дневникомъ, задача котораго живой «опытъ» обрѣтеннаго «во-Христѣ-бытія» сдѣлать доступнымъ каждому.

Неисчислимы чудеса, явленныя и являемыя о. Іоанномъ. Но величайшимъ изъ чудесъ его не надо ли признать самую его «Жизнь во Христѣ» чудодѣйственно воплощенную и въ его благодатномъ дневникѣ? Блаженъ тотъ, кто прикасается къ этому чуду, открывая свою душу благодатному его воздействію. Попавъ въ руки христіанина, эта книга становится всежизненнымъ спутникомъ на пути ко Христу — незамѣнимымъ. Это — путь спасенія. Онъ становится таковымъ для отдѣльныхъ людей. Онъ не можетъ не стать и общенародной тропой, если Россія ко Христу обратится. Онъ открытъ и всѣму человѣчеству, поскольку оно ко Христу, ко Христу истинному, устремится, отвращаясь отъ лже-христовъ и лже-пророковъ.

† Архимандритъ Константинъ.       

1958 г.

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 123-125.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.