Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИКЪ, 1908-1958.

Слово въ день исполнившагося сорокапятилѣтія священническаго служенія протоіерея Кронштадтскаго Андреевскаго собора Іоанна Сергіева, 12 декабря 1900 г.

Іисусу Христу, возлюбившему насъ и омывшему насъ отъ грѣховъ нашихъ Кровію Своею и содѣлавшему насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во вѣки вѣковъ, аминь (Апок. 1, 5-6).

Высшія званія изъ всѣхъ званій на землѣ, которыми облекла людей благость Божія, есть званія царское и священническое: тому дана полная, высочайшая власть на землѣ, /с. 126/ — а этому — власть небесная — отворять и затворять небо, рѣшить и вязать грѣхи человѣковъ (Матѳ. 18, 18); возраждать въ новую жизнь — изъ тлѣнной въ нетлѣнную, изъ нечистой въ чистую, переводить изъ временной въ вѣчную, освящать и обоготворять.

Выступая передъ вами, отцы, братія и сестры, съ моимъ скромнымъ и простымъ словомъ въ знаменательный для меня день исполнившагося сорокапятилѣтія моего священническаго служенія Богу и людямъ, Создателю и созданію Его, — я, прежде всего, считаю святымъ долгомъ воздать славу и благодареніе, честь и поклоненіе Вседержавной Троицѣ, избравшей меня недостойнаго на это великое пастырское ходатайственное и священнодѣйственное служеніе: ибо за всё, что было добраго и назидательнаго во мнѣ за это время, я долженъ Ему, Тріѵпостасному Богу моему, Его благодати, въ немощахъ моихъ совершавшейся, мои же были только немощи и преткновенія, которыя Онъ же милостиво покрывалъ Своею благодатію за покаяніе мое; во-вторыхъ, я долженъ дать отчетъ въ томъ, что сдѣлалъ въ продолженіе моего священствованія въ жизни церковно-общественной. Не восхвалять себя хочу я съ этого святого мѣста, — какъ принято въ мірѣ хвалить и только хвалить дѣятелей на разныхъ поприщахъ общественнаго служенія, не льстить себѣ или кому-либо, а говорить чистую правду, — говорить о своихъ немощахъ и бореніяхъ, — ибо и Апостолъ Павелъ, таинственный небошественникъ, восхищенный до третьяго неба, хвалился не добродѣтелями, а немощами своими, да вселится въ него сила Христова (2 Кор. 12, 2-9). Итакъ, даю себѣ и вамъ отчетъ: что я сдѣлалъ, ставши священникомъ, и что сдѣлалъ въ этомъ санѣ?

Рукоположенный во священника и пастыря (это было 12 декабря 1855 г.), я вскорѣ на опытѣ позналъ, съ кѣмъ я вступаю въ борьбу на моемъ духовномъ поприщѣ, именно — съ сильнымъ, недремлющимъ и дышущимъ злобою и погибелью и адскимъ огнемъ геенны княземъ міра сего и съ духами злобы поднебесными, какъ говоритъ Апостолъ: «наша брань не противъ плоти и крови, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ» (Ефес. 6, 12): начались искушенія, обнаружились пакости вражіи, немощи, уязвленія, преткновенія; враги, какъ разбойники, стали преслѣдовать меня /с. 127/ въ духовномъ шествіи моемъ и въ служеніи Богу моему. Это значило, что Господь, Пастырь добрый, ввёлъ меня въ искусъ и въ опытное духовное обрученіе, чтобы я позналъ, съ какими врагами имѣю дѣло, принявъ на себя иго Христова священства, съ кѣмъ долженъ бороться, отъ кого хранить словесныхъ овецъ, какъ ограждать ихъ отъ змія всей бездны, отъ льва рыкающаго и ищущаго всякій день кого бы поглотить (1 Петр. 5, 8), и низринуть въ адъ, — какъ вооружаться противъ него и побѣждать его съ помощью единаго Христа-Бога, Который Самъ побѣдилъ его за насъ и ради насъ Крестомъ Своимъ и смертію Своею, сломивъ его силу и давъ намъ въ оружіе спасительное знаменіе Креста. Эта борьба съ сильнымъ и хитрымъ невидимымъ врагомъ воочію показала мнѣ, какъ много во мнѣ немощей, слабостей и грѣховныхъ страстей, какъ много имѣетъ во мнѣ князь вѣка сего, и какъ я долженъ много бороться съ собою, со своими грѣховными наклонностями и привычками и побѣдить ихъ, чтобы быть, по возможности, неуязвимымъ отъ стрѣлъ вражіихъ.

Началась духовная брань, самоблюденіе, изощреніе духовнаго зрѣнія, обученіе себя непрестанной, тайной молитвѣ и призыванію всеспасительнаго имени Христова; какъ псалмопѣвецъ царь-пророкъ Давидъ, я постоянно сталъ возводить сердечныя очи на небо, откуда приходила ко мнѣ явная, скорая, державная помощь (Псал. 120, 1-3), и враги мои сильные обращались въ бѣгство, а я получалъ свободу и миръ душевный... Доселѣ продолжается во мнѣ эта брань; и долгое время духовной брани научило меня многому и особенно — опытному познанію всѣхъ тонкостей духовной брани, всѣхъ безчисленныхъ козней невидимыхъ враговъ и твердому, всегда увѣренному призыванію имени Господа Іисуса, предъ Которымъ они стоять не могутъ; въ этой невидимой всегдашней брани я позналъ всегдашнюю ко мнѣ близость Господа, Его безмѣрную благость, скоропослушливость, Его безконечную правду и милость, безконечную святость Его существа, для которой «противенъ и гнусенъ одинъ помыслъ неправедный» (Притч. 15, 26) и одно мгновенное изволеніе на грѣхъ или услажденіе грѣхомъ, — которая неотмѣнно, непреложно ищетъ и требуетъ отъ всѣхъ насъ святости въ помыслахъ, святой горячности въ чувствахъ, святости во всѣхъ движеніяхъ нашей воли, въ словахъ и дѣлахъ. Въ этой духовной брани я позналъ бездну долготерпѣнія къ намъ Божія; ибо /с. 128/ Онъ единъ вѣдаетъ всю немощь нашей падшей природы, которую Онъ милостивно Самъ принялъ на Себя, кромѣ грѣха (1 Петр. 2, 22; Исаіи 53, 9; 1 Іоан. 3, 5; 4, 10), и потому повелѣлъ «семью семьдесятъ разъ прощать грѣхи» (Матѳ. 18, 22) падающимъ въ нихъ; и Онъ окружалъ и окружаетъ меня всякій день радостями избавленія отъ нихъ и миромъ и пространствомъ сердечнымъ. Испытанное мною безмѣрное милосердіе Божіе и близость ко мнѣ всегдашняя Господа увѣряетъ меня въ надеждѣ вѣчнаго моего спасенія и всѣхъ руководствуемыхъ и послушающихъ меня во спасеніе, по слову Писанія: «се азъ и дѣти, яже ми далъ есть Богъ» (Евр. 2, 13; Исаіи 8, 18).

Въ чемъ еще было мое дѣланіе, по воспріятіи мною священнаго сана? Въ совершеніи Богослуженія, спасительныхъ таинствъ и въ проповѣди слова Божія... При совершеніи Таинствъ я часто размышлялъ о томъ, въ какомъ достоинствѣ былъ сотворенъ Богомъ въ началѣ человѣкъ, и какъ легкомысленно и неблагодарно [онъ] утратилъ его, и какимъ ужаснымъ бѣдствіямъ онъ подвергъ себя и все потомство; какъ благостно, мудро, предупредительно былъ огражденъ человѣкъ Творцомъ отъ паденія и какъ легко было сохранить себя и весь родъ отъ пагубы; сколь человѣколюбиво Господь взыскиваетъ вольною-волею падшій родъ человѣческій; какое дивное человѣколюбивое средство изобрѣлъ ко спасенію, сдѣлавшись Самъ Ходатаемъ предъ Богомъ Отцемъ и создавъ на землѣ для общаго спасенія единую Церковь Свою при Своемъ личномъ Главенствѣ и руководствѣ ею, съ чудными спасительными таинствами возрожденія, очищенія, освященія, обновленія, усыновленія и самаго общенія съ Божественнымъ естествомъ въ Тайнѣ причащенія Пречистаго Тѣла и Крови Сына Божія — съ постояннымъ проповѣданіемъ слова Божія и руководствомъ освященныхъ Духомъ Святымъ и полномочныхъ благодатію пастырей. Служа во всеоружіи благодати Божественныя дивныя службы, я часто удивлялся неизреченной милости Божіей, облекшей немощнаго, бреннаго человѣка благодатію священства и даровавшей ему власть и полномочіе приносить молитвы Творцу за весь міръ, за всѣхъ людей, за всѣ званія и сословія, за Царя и за всѣхъ сущихъ во власти, за Святѣйшій Синодъ и за освященный Соборъ, за вся люди, и ходатайствовать предъ Нимъ о дарованіи всѣхъ благъ небесныхъ и земныхъ. Совершая Божествен/с. 129/ную литургію почти ежедневно, я приходилъ каждый разъ въ умиленіе и часто проливалъ слезы, вспоминая о неизмѣримо великомъ снисхожденіи къ намъ Божіемъ, о Его воплощеніи, житіи на землѣ Бога съ человѣками, Его кротости, смиреніи, ученіи, чудесахъ безчисленныхъ въ людяхъ, путешествіяхъ по градамъ и вѣсямъ, о зависти и ненависти къ Нему людей, коихъ Онъ пришёлъ спасать и примирять съ Отцемъ небеснымъ, о Его страданіяхъ и смерти по навѣтамъ враговъ Его, — о славномъ воскресеніи и побѣдѣ надъ смертію и дарованіи всѣмъ воскресенія, о вознесеніи на небо и сидѣніи одесную Бога Отца, — и, наконецъ, о второмъ, славномъ и страшномъ Его пришествіи на землю.

Совершая ежедневно страшныя и животворящія Тайны Тѣла и Крови Христовыхъ, за насъ и за весь міръ, страдальчески принесенныхъ въ жертву за насъ Богу и Отцу Своему, — я поражался величіемъ Божіей къ намъ благодати, снисхожденію, истощанію Христову, милости, долготерпѣнію, правдѣ и премудрости Божіей, проявившихся въ этой всемірной и премирной Жертвѣ. Причащаясь ежедневно этого святѣйшаго и животворящаго Таинства и ощущая въ себѣ всегда животворность его для души и тѣла, побѣду его во мнѣ надъ грѣхомъ и смертію, оправданіе, миръ, свободу и дерзновеніе духа моего, — я исполнялся радости и благодаренія Богу за причащеніе столь великой, спасительной Тайны.

Видя предъ собою сердечными очами Бога во плоти, я исполнялся дерзновенія молить Бога о всёмъ мірѣ, о святой церкви во всѣхъ концахъ земли и во всѣхъ народахъ и племенахъ, о умиротвореніи, распространеніи и защищеніи ея, о Царѣ и царствующемъ Домѣ, о всѣхъ властяхъ — духовныхъ и гражданскихъ, о всѣхъ сословіяхъ государства. Видя предъ собою въ святыхъ Тайнахъ Самого таящагося Господа, Творца и Вседержителя, я помышлялъ: вотъ сѣмя свято, которымъ держится весь міръ. «Сѣмя Свято стояніе его» (Исаіи 6, 13). Вотъ Тотъ, Который есть прежде всѣхъ и Которымъ стоитъ все, вся вселенная: «Той есть прежде всѣхъ и всяческая въ Немъ состоятся» (Колос. 1, 17). Но довольно слова.

Благодарю Господа, удостоившаго меня видѣть этотъ день сорокапятилѣтняго служенія моего въ санѣ священника — день, въ который святая церковь празднуетъ память [святителя Спиридона Тримифунтскаго, современника] /с. 130/ святителя Николая Чудотворца, также бывшаго на первомъ вселенскомъ соборѣ и также прославленнаго чудесами. Съ этого дня солнце дѣлаетъ поворотъ къ востоку, — свѣтъ начинаетъ прибывать и день возрастаетъ, а тьма и ночи умаляться. Желаю отъ души и молю Господа, чтобы и во мнѣ и во всѣхъ моихъ духовныхъ чадахъ и во всѣхъ людяхъ тьма грѣховъ умалялась и совсѣмъ исчезла, и во всѣхъ сердцахъ возсіялъ свѣтъ вѣры и благихъ дѣлъ, чтобы я могъ сказать съ Апостоломъ: «тма мимоходитъ и свѣтъ истинный уже сіяетъ» (1 Іоан. 2, 8). Аминь.

† Протоіерей Іоаннъ Сергіевъ.       

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 125-130.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.