Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИКЪ, 1908-1958.

Спасеніе наше, Россіи и всего міра — «Жизнь во Христѣ».

Въ жизни Русскаго народа, той его вѣтви, которая носитъ названіе великороссовъ, ведущей вѣтви русскаго народа, обращаетъ на себя вниманіе внѣшняя «бѣдность селеній», какъ бы равнодушіе и безразличіе русскаго народа къ своему дому, къ своей избѣ, къ внѣшнимъ формамъ своей жизни.

И, это при томъ обстоятельствѣ, что русскій народъ одаренъ совершенно исключительной способностью пониманія красоты и стремленія къ ней.

Русскія сказки — это шедевръ блеска и сіянія. Жаръ-птица — главный элементъ мечтаній героевъ русской сказки — это по истинѣ — «жаръ птица», горящая всѣми красками и сіяющая блескомъ, на который только способно воображеніе мечтательнаго русскаго человѣка.

Сказочный Иванъ Царевичъ, нѣжный красавецъ, одѣтъ въ изумительныя красочныя одежды, еще красочнѣе, свѣтлѣе и лучезарнѣе одежды раскрасавицы царевны, такой красавицы, что красивѣе и быть не можетъ. И все, что окружаетъ эту замѣчательную по красотѣ сказочную пару — все ярко и красиво.

Объ этой красотѣ грезилъ русскій народъ съ самаго начала своей жизни, грезитъ и по сей день, грезитъ среди всей /с. 135/ своей скудости. Красивы и чисты старинныя одежды русской женщины — бѣлыя и въ нихъ она «лебедка», чище и бѣлѣе птицы, какъ лебедь, русское воображеніе не знаетъ.

Посмотрите какіе красавцы русскіе богатыри, на какихъ коняхъ они сидятъ, какое богатое и какъ украшено ихъ вооруженіе.

Чувство красоты вложено въ русскій многоликій характеръ.

А, вотъ жилище, «чёрная изба» — непривѣтлива и часто мрачна, въ ней, правда, есть красный уголъ, гдѣ иконы, подъ иконами чистый столъ, на немъ каравай хлѣба, какъ благословеніе Божіе, покрытый полотенцемъ, за нимъ совершаютъ трапезу, молчаливо, степенио, какъ это совершаетъ русскій человѣкъ.

Русскій человѣкъ, въ средней полосѣ Россіи, окруженъ неказистой природой, перелѣски, луга, мелководныя рѣчушки. Есть, правда, Брянскіе лѣса, есть царица Волга, есть мощныя и величественныя рѣки Сѣвера, есть и тайга, и Уралъ и, все есть, но повседневная окружающая природа — какая-то тихая, шелестятъ вѣчно безпокойныя листья осины, съ ней связано жуткое сказаніе о гибели предателя Іуды, орѣшника и нашей душевной березки.

Въ этой обстановкѣ, съ перваго часа Святого Крещенія въ водахъ Борисфена, судьбы котораго не предвидѣлъ Геродотъ — затеплилась въ славянской русской душѣ Христова лампадка, теплится по сей день и будетъ теплиться и до скончанія вѣка сего.

Самое теплое человѣческое чувство, дающее самую большую радость и удовлетвореніе, — это смиреніе предъ Богомъ, предъ людьми, предъ самимъ собой. Какъ же не быть смиреннымъ предъ лицомъ не постижимой природы. Всѣ хозяйственныя надежды русскаго пахаря въ рукахъ Божіихъ. Возрастающая и веселящая взоръ нива въ одинъ краткій мигъ, можетъ быть градомъ обращена въ ничто, засуха часто губитъ всѣ труды пахаря. И вмѣстѣ съ тѣмъ, таинственно, по слову Спасителя, зерно падающее въ землю и какъ бы умирающее, и только потому, что оно умираетъ, раждается къ жизни и даетъ жизнь человѣку.

Опора русскаго человѣка — Господь, свой Русскій Спасъ, Божія Матерь, такъ близко принимающая къ Своему сердцу людское и особенно бабье горе и печали. Царица Небесная /с. 136/ всегда съ грѣшнымъ народомъ, всегда на землѣ, Она утѣшеніе въ скорбяхъ, какъ Мать, Она все понимаетъ, все переживаетъ и объ этомъ такъ замѣчательно поется въ Акаѳистахъ «Радуйся» и радостью Богородицы и мы всѣ радуемся, ибо необозримо богатство того, чѣмъ въ Богородицѣ радуется весь міръ.

Во внѣ жизни русскаго народа, храмы Божіи, монастыри за бѣлыми стѣнами. Вся земля была покрыта и вновь будетъ покрыта храмами Божіей Славы. Храмъ — то образъ величія Божія — здѣсь золото, порфиръ, здѣсь драгоцѣнные камни, переливающіеся радостнымъ блескомъ. Одежды Св. Престола и одежды служителей у Престола — это парча, — пурпуровый виссонъ.

И когда окончена страда, когда собранъ урожай и наступилъ благостный отдыхъ, тогда вся крещеная Русь приходитъ въ движеніе, идетъ на поклоненіе святынямъ, отъ храма къ храму, отъ монастыря къ монастырю, идетъ налегкѣ, освободившись отъ заботъ и отъ вещей.

Черезъ плечо котомка съ перемѣной бѣлья, на плечахъ старенькая сермяжка, въ рукахъ посошокъ. Легкій сонъ подъ ракиткой, пополаскался въ теплой рѣчкѣ, гдѣ какъ шаловливыя дѣти носятоя пискарики, помолился на Востокъ, размочилъ хлѣбецъ въ водѣ, да еще если прибавить зеленаго луку, — вотъ тебѣ и пища Божія, хлѣбъ насущный, что у Господа нужно просить только на сей день.

Чудесная діэтическая пища — какіе зубы, какіе бороды, какой цвѣтъ лица, гибокъ и строенъ русскій человѣкъ, съ ласковой улыбкой въ синихъ глазахъ, съ посадкой головы — великодержавенъ.

Богу хвала, Богу слава, Ему жилище славы и хвалы и на бѣдной русской землѣ, среди темныхъ срубовъ избъ, высятся храмы, издали сверкающіе своими золотыми куполами.

«Не намъ, не намъ, а Имени Твоему», въ Твоемъ Имени и Держава и Царство отъ вѣка и до вѣка.



«Никто не можетъ служить двумъ господамъ: ибо или одного будетъ ненавидѣть, а другого любить; или одному станетъ усердствовать, а о другомъ не радѣть. Не можетъ служить Богу и мамонѣ» (Матѳ. 6, 24).

/с. 137/ Такъ вотъ русскій народъ, не отдавая себѣ часто отчета, непосредственно воспринялъ эти слова Спасителя и въ теченіи всѣхъ вѣковъ своей жизни мамонѣ не служилъ и сейчасъ не служитъ, а съ мамоной дьявола борется. Русскій народъ служилъ Богу и искалъ царства Божія и правды Его особенно правды Его ищетъ и по сей день и этого никто отрицать не можетъ. По слову Евангельскому — все приложилось ему.

Развѣ безъ помощи Божьей Россія, окруженная со всѣхъ сторонъ недругами и завистниками, могла стать тѣмъ, чѣмъ она была и будетъ — Домомъ Пресвятыя Богородицы съ Успенскимъ, что въ Московскомъ Кремлѣ, всея Руси Каѳедральнымъ Соборомъ, въ восполненіи храма Св. Премудрости Божіей, что сооруженъ царемъ Юстиніаномъ въ Цареградѣ.

Ощущеніе царя Юстиніана прекрасно предаетъ поэтъ Н. Гумилевъ:

                             Этотъ Римъ,
Гордясь своей языческой славой,
Понять не хочетъ, что отнынѣ солнце
Для всѣй земли — одинъ Константинополь.
А что соборъ святой Софіи...
                           Нынче
           Еще одна воздвигнута колонна,
           И главный мастеръ слышалъ серафимовъ,
           Ликующихъ и сладостно поющихъ.

Современный свободный міръ, гордясь своей языческой славой, понять не хочетъ, что спасеніе міра не въ новомъ образованіи на Св. Руси, носящей кличку СССР, не въ безуміи временной совѣтской власти, мучащей и убивающей и тѣло и духъ русскаго народа, а въ вѣчной истинѣ Святой Руси, которая вернется на отнятое у нея мѣсто.

Посмотрите на жилище приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, въ которомъ онъ родился. Что можетъ быть бѣднѣе и скромнѣе? И посмотрите на Кронштадтскій Соборъ и на многое иное, имъ созданное.

Онъ служилъ только Богу, и Богъ далъ ему даръ молитвы, даръ чудотворенія, даръ пророческій и все остальное и въ какой мѣрѣ приложилось.

/с. 138/ Его жизнь во Христѣ — должна быть нашей жизнью и тогда все приложится, приложится и возстаніе Святой Руси изъ мрака нечестія.

К. Н. Николаевъ.       

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 134-138.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.