Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Благословеніе митр. Анастасія, Первоіерарха РПЦЗ († 1965 г.)

Богъ благословитъ изученіе настоящаго Сборника въ ознаменованіе 50-лѣтія со дня блаженной кончины приснопамятнаго о. Протоіерея Іоанна Кронштадтскаго во славу этаго Великаго праведника Русской земли въ поученіе пастырямъ и въ назиданіе и духовное утѣшеніе вѣрующимъ благоговѣйно почитающихъ его свѣтлую благословенную память.

† Митрополитъ Анастасій.       

1958. 13/26 августа. Нью-Іоркъ.

Юбилейный Сборникъ ко дню 50-лѣтія со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго (1908-1958)

50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.
ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИКЪ, 1908-1958.

Пророчества о Россіи приснопамятнаго пастыря о. Іоанна Кронштадтскаго.

Во дни пятидесятилѣтія со времени преставленія приснопамятнаго пастыря отца Іоанна Кронштадтскаго слава его сіяетъ, какъ лучезарное солнце.

Все новые и новые лучи отъ этого солнца, въ видѣ постоянно открывающихся извѣстій о безчисленныхъ чудесахъ исцѣленій, происходившихъ по одному его слову или даже телеграммѣ, озаряютъ насъ. При воспоминаніи его имени чувствуется какъ бы бездонное море божественной благодати, посителемъ которой онъ былъ.

Что можетъ бытъ славнѣе и богаче дара чудотворенія?

Когда у людей испробованы всѣ естественныя силы, когда нѣтъ уже никакихъ надеждъ на человѣческую помощь, тогда, почти уже отчаявшаяся, душа взываетъ къ угоднику Божію и по его слову получаетъ исцѣленіе.

Съ чѣмъ сравнить этотъ даръ?

Если сравнивать даръ чудотворенія съ чѣмъ-либо земнымъ, то въ немъ какъ бы соединяются и богатство и власть и премудрость и въ тоже время даръ чудотворенія всѣхъ ихъ превосходитъ.

Кто богаче того, кто имѣетъ даръ чудотворенія и что значатъ передъ этимъ благодатнымъ богатствомъ земныя богатства?

Чья власть выше того, кто имѣетъ этотъ божественный даръ? Какой повелитель или диктаторъ или царь можетъ сравняться съ тѣмъ, кто повелѣваетъ законами природы?

Чья земная мудрость можетъ сравняться съ тѣмъ, кто носитъ въ себѣ премудрость Божію?

/с. 155/ И вотъ такой сверхчеловѣкъ былъ на нашей Родинѣ, въ русскомъ народѣ и былъ нашимъ старшимъ современникомъ.

За этотъ великій и свѣтлый даръ чудотворенія русскіе люди главнымъ образомъ и почитаютъ о. Іоанна Кронштадтскаго.

Однако, слава о. Іоанна Кронштадтскаго однимъ даромъ чудотворенія далеко не исчерпывается.

Есть еще другая, къ сожалѣнію менѣе извѣстная сторона его дѣятельности, — это его даръ пророчества.

Эту сторону его дѣятельность мы и постараемся изобразить своими блѣдными строками.

Звучитъ парадоксально, увы! современное состояніе нашей поверженной и плѣненной Родины является славой о. Іоанна Кронштадтскаго. Если бы, послѣ о. Іоанна и его пророчествъ, Россія превратилась бы въ какую-либо сѣренькую безбожную европейскую республику и прозябала бы въ мѣщанскомъ благополучіи, то это было бы посрамленеімъ о. Іоанна. Но вотъ то, что Россія сорокъ лѣтъ страдаетъ — это является славой великаго пастыря, потому что о наступленіи этихъ страданій онъ горячо пророчествовалъ, но былъ «гласомъ вопіющаго въ пустынѣ».

Онъ былъ вѣрный сынъ своей священной Родины, онъ горячо, какъ мало кто, любилъ дорогую Россію со всей безпредѣльной красотой русской жизни, но еще больше онъ любилъ Церковь Божію и Пресвятую Троицу, въ благодатныхъ лучахъ которой онъ жилъ. За то, что Россія въ лицѣ своихъ руководящихъ, преимущественно образованныхъ и интеллигентныхъ круговъ, отступила отъ Св. Церкви, онъ не только пророчествовалъ о карахъ Божіихъ, но и призывалъ ихъ.

«Богъ поругаемъ не бываетъ, — говорилъ о. Іоаннъ. — Какое прискорбіе, — продолжалъ онъ, — что служители Твои и сотрапезники Твоей Божественной трапезы нынѣ въ пренебреженіи и въ поношеніи у людей вѣка сего. Какъ они поносятъ священниковъ Твоихъ и Церковь Твою и святое слово Твое, которое изрекъ Духъ Святый. И доколѣ Ты терпишь ихъ, доколѣ не уничтожишь ихъ, уничижающихъ Тебя, Бога нашего, и не изгладишь имени ихъ изъ числа живыхъ. Да погибнетъ память ихъ съ шумомъ».

И дѣйствительно по слову этому случилось съ Россіей. Но это не былъ злой голосъ, накликающій бѣды на свою /с. 156/ Родину. Нѣтъ, это былъ голосъ горячо любящаго сердца, голосъ предостереженія и обличенія, это былъ воистину — «голосъ вопіющаго въ пустынѣ».

«Смотрю на Россію, — говоритъ о. Іоаннъ, — и ужасаюсь и скорблю видя, какъ она страдаетъ и еще пострадаетъ, если не обратится всѣмъ сердцемъ къ Вѣрѣ Отечественной, къ Церкви Православной».

«Россія, — говоритъ онъ въ другомъ случаѣ, — мятется, страдаетъ, мучается отъ кровавой внутренней борьбы, отъ не уражая земли и голода, отъ страшной во всемъ дороговизны, отъ безбожія, крайняго упадка нравовъ. Судьба печальная, наводящая на мрачныя думы».

«Злыя времена — люди обратились въ звѣрей, даже въ злыхъ духовъ. Ослабѣла власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умомъ и народу не дала яснаго пониманія свободы».

«Зло усилилось въ Россіи до чудовищныхъ размѣровъ и поправить его невозможно или крайне трудно».

Такъ говорилъ о. Іоаннъ въ періодъ 1904-1908 годовъ и при этомъ объяснялъ почему все это случилось.

«Нравы всѣхъ сословій русскаго народа, — говорилъ онъ, — нынѣ крайне разслабѣли, кто этого не знаетъ и не замѣчаетъ. Жизнь обыденная возсмердѣла всякими грѣхами — вѣроотступничество, невѣдѣніе Бога, богохульство, особенно въ ученомъ сословіи, сдѣлались какъ бы повальными, общими, развратъ вошелъ въ ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазномъ. Всѣ такъ или иначе измѣнили и измѣняютъ Богу, оставили Господа и праведный гнѣвъ Его возгорѣлся».

«Общественныя бѣдствія насъ постигаютъ за всенародныя тяжкіе грѣхи и беззаконія».

Въ такомъ духѣ обличалъ общенародные пороки Россіи великій пастырь, но его голосъ заглушала такъ называемая прогрессивная и лже-либеральная печать, которая дружно поносила его, какъ крайняго реакціонера, черносотенца и ретрограднаго отсталаго отъ просвѣщеннаго XX вѣка человѣка.

Но отецъ Іоаннъ ясно понималъ, откуда все это произошло на Русской землѣ.

/с. 157/ «Нынѣшніе переучившіеся интеллигенты, отчуждившіеся отъ своей матери Церкви пренебрегаютъ дивнымъ домостроительствомъ Божіимъ о нашемъ спасеніи и самыми священными изображеніями дѣлъ Божіихъ и святыхъ Его, но зато интересуются до безумія декадентской блазненной живописью и скульптурой, глумясь надъ женщиной, этимъ нерукотвореннымъ храмомъ, въ которомъ мы получаемъ свой человѣческій образъ съ человѣческой душой. Иные бросаютъ въ эти образы сладострастія большія суммы, но зато съ брезгливостью и съ отвращеніемъ относятся къ бѣднымъ обоего пола, жалѣя для нихъ и копѣекъ».

«Какъ люди измельчали, принизились, развратились, утративъ совершенно духъ христіанскій и стали язычниками, а иногда и гораздо хуже ихъ по животному образу жизни».

«Къ такому состоянію нравовъ привела нашу интеллигенцію и отчасти простой народъ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы и, наконецъ, достучалась. Такъ или иначе этотъ серпъ пожнетъ и насъ. И потомъ куда пойдетъ это жниво?... Страшный Судъ ждетъ человѣчество».

Горячо любя Россію, о. Іоаннъ указывалъ, что фундаментомъ, на которомъ держится Россія является Православное Самодержавіе.

«Чѣмъ бы вы стали Россіяне безъ Царя? Враги наши постарались уничтожить и самое имя Россіи, такъ какъ носитель и хранитель Россіи послѣ Бога есть Государь Россіи, Царь Самодержавный и безъ него Россія не Россія».

Какое удивительное пророчество. Какъ будто бы видѣлъ великій пастырь эти четыре зловѣщія буквы СССР.

Власть Православнаго Самодержца о. Іоаннъ неразрывно соединялъ съ Божественнымъ Промысломъ. «Только Богъ можетъ уполномочить избраннаго человѣка на царство и вручить ему самодержавную власть, облекая его славою, величіемъ и силой».

Обличалъ о. Іоаннъ тѣхъ политическихъ дѣятелей, которые разрушали Россію.

«Нынѣшніе безпокойные и непризнанные политики, — говорилъ онъ, — питаютъ вождѣленія конституціоннаго или республиканскаго правленія и въ Россіи, но они не понимаютъ /с. 158/ исторіи и характера Русскаго народа, который не можетъ быть безъ Царя Самодержавнаго, который живетъ имъ и въ немъ и въ благополучіи и въ злополучіи и на него одного, послѣ Бога и Царицы небесной, возлагаетъ свои надежды. Итакъ будемъ благоговѣть передъ Царемъ, какъ даннымъ отъ Бога самодержцемъ для блага Россіи».

Обличая Россію, о. Іоаннъ указывалъ и практическій путь для спасенія отъ грядущихъ бѣдъ.

«Да приблизятся къ престолу достойные помощники, имѣющіе Божію правую совѣсть, имѣющіе страхъ Божій, любящіе Бога и Церковь Его, которую Онъ основалъ на землѣ и да бѣжатъ отъ Престола всѣ, въ комъ сожжена совѣсть, въ комъ нѣтъ совѣта праваго и мудраго, благонамѣреннаго, какъ это недавно было съ первымъ министромъ-предателемъ. Особенно вы, — продолжалъ онъ, — собирающіеся въ 3-ую Государственную Думу и готовящіеся быть совѣтниками Царю, котораго держава занимаетъ 6-ую часть свѣта, изучите всесторонне ея потребности и нужды, болѣзни и раны Родины, ея безчисленные сокровища земли и воды, коими такъ много пользуются иностранцы по непредпріимчивости русскихъ. Будьте правой рукой его, очами его искренними и вѣрными, дѣятельными доброжелателями и совѣтниками его, при этомъ богобоязненными, неизмѣнными вѣрѣ и отечеству».

Обличая Россію и горячо ее любя, о. Іоаннъ вѣрилъ въ свѣтлое будущее Россіи.

«Россію куютъ бѣды и напасти. Крѣпись Россія! — восклицалъ онъ. — Кайся и молись. Плачь горькими слезами передъ твоимъ Небеснымъ Отцомъ, Котораго ты безмѣрно прогнѣвала. Господь, какъ искуссный врачъ, подвергаетъ насъ разнымъ искушеніямъ, скорбямъ, болѣзнямъ и бѣдамъ, чтобы очистить, какъ золото въ горнилѣ. Вотъ цѣль бѣдъ и скорбей, посылаемыхъ намъ Богомъ въ этой жизни».

Исполнились всѣ пророчества о. Іоанна Кронштадтскаго въ полнѣйшей силѣ. Воистину онъ былъ не только великій чудотворецъ, но и великій пророкъ.

Куда намъ теперь идти? Всѣ кумиры революціи разбиты. Все, что казалось внѣшне спасительнымъ и привлекательнымъ повержено долу. Вмѣсто розовыхъ надеждъ на быстрое возрожденіе нашей Родины надъ нами виситъ грозная атомная бомба полнаго уничтоженія.

/с. 159/ Намъ ничего болѣе не остается, какъ только приникнуть къ лучезарной славѣ великаго чудотворца и пророка, возжечь въ нашихъ сердцахъ память о немъ и просить и умолять его о томъ, о чемъ мы не просили его раньше, чтобы онъ совершилъ великое чудо надъ его горячо любимой Родиной — чудо исцѣленія Россіи.

О! великій пастырь, соверши сіе чудо, если не ради насъ, грѣшныхъ, то ради исполненія Твоего пророчества объ очищеніи золота русской души въ горнилѣ огненныхъ испытаній, ради славы имени твоего, ради славы Божіей на Святой Руси.

† Епископъ Никонъ.       

Источникъ: 50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958. — Изданіе Благотворительнаго Фонда имени о. Іоанна Кронштадтскаго въ г. Ютика (N.Y., U.S.A). — Нью Іоркъ: Въ типографіи Всеславянскаго Издательства, 1958. — С. 154-159.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.