Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ I. Праздники.

«Премудрость созда Себѣ домъ».
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

«Яко возвеличишася дѣла Твоя Господи! Вся Премудростію сотворилъ еси!» (Псал. 103, 24), возглашалъ еще древле Псалмопѣвецъ.

Что же есть та премудрость (или по-гречески Софія), Которой сотворено все?

Въ другомъ псалмѣ говорится — «Словомъ Господнимъ небеса утвердишася и Духомъ устъ Его вся сила ихъ» (Псал. 32, 6).

А святой Евангелистъ Іоаннъ Богословъ возглашаетъ: «Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово... вся тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть» (Іоан. 1, 1. 3).

Премудрость Божія или Слово Божіе, Которымъ все сотворено Богомъ, не есть только отвлеченное понятіе свойства Божіяго.

Тотъ же Евангелистъ дальше говоритъ: «И Слово плоть бысть и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца» (Іоан. 1, 14).

Итакъ, Слово, черезъ которое все сотворено, есть Единородный Сынъ Божій, Второе Лицо Святой Троицы. Онъ именуется также «Премудростію Божіею», какъ говоритъ въ посланіи своемъ апостолъ Павелъ — «Іудеи знаменія просятъ и Еллини премудрости ищутъ, мы же проповѣдуемъ Христа распята... Божію силу и Божію Премудрость» (1 Кор. 1, 22-24).

Сынъ Божій называется Словомъ и Премудростію Божіей потому, что Богъ Отецъ все творитъ черезъ Своего Сына. Такимъ образомъ, черезъ Сына Божіяго Своими дѣлами вѣщаетъ Отецъ, и черезъ Него проявилась многоразличная премудрость Божія (Ефес. 3, 10).

Божія премудрость проявилась сначала въ сотвореніи видимаго и невидимаго міра. Мы нынѣ видимъ міръ уже въ грѣховномъ его состояніи, уже утратившимъ свою первоначальную доброту, но и поврежденный грѣхомъ, какъ дивенъ міръ и отражаетъ премудрость Творца.

Взглянемъ ли мы на небо, тамъ стройныя движенія небесныхъ свѣтилъ, все движется по вѣчнымъ законамъ, даннымъ Творцомъ природѣ при ея созданіи. Ничто не нарушаетъ ихъ теченіе, все происходитъ согласно, не препятствуя одно другому.

Посмотримъ ли мы кругомъ себя, въ каждомъ растеніи, въ каждомъ животномъ, въ каждомъ даже камешкѣ мы видимъ премудрость Сотворшаго!

Каждое животное до мельчайшихъ насѣкомыхъ имѣетъ необходимыя приспособленія для сохраненія, защиты и развитія своей жизни и размноженія своей породы.

Каждое одушевленное и неодушевленное тѣло въ природѣ состоитъ изъ мельчайшихъ тѣлъ, стройно расположенныхъ, и представляетъ дивное строеніе, изящную ткань, великаго Строителя и Художника.

Всмотримся въ себя самихъ, какое чудное и мудрое сочетаніе невидимаго и видимаго міра представляемъ мы сами! Тѣломъ своимъ принадлежа къ вещественному міру, мы представляемъ искуснѣйшее созданіе, въ которомъ каждая клѣть имѣетъ свое назначеніе.

Чѣмъ глубже проникаетъ наука въ тайны природы, тѣмъ яснѣе становится, что она является твореніемъ величайшей Мудрости, и тѣмъ выше устремляется нашъ умственный взоръ, познавая своего Создателя. Самая способность наша познавать, размышлять, использовать открытія, созидать, поступать разумно показываетъ, что мы возникли не самослучайно, а носимъ въ себѣ самихъ печать Мудрѣйшаго Творца.

Особенно же свидѣтельствуетъ о Премудромъ Богѣ нашъ богоподобный духъ, возвышающій человѣка высоко надъ землей и житейскимъ моремъ и дающій намъ даже въ нынѣшней жизни общаться съ горними силами.

Все то мы имѣемъ даже нынѣ, въ грѣховномъ нашемъ состояніи падшаго человѣка и подвергнутой тлѣнію природы. Какова же была красота и доброта міра при его созданіи!

Засмотрѣвшись на свою красоту, первый изъ ангеловъ, Денница, возгордился и, восхотѣвъ стать равнымъ Всевышнему, отпалъ отъ Бога. Низверженный съ неба, онъ позавидовалъ созданному человѣку и соблазнилъ его на нарушеніе заповѣди Божіей.

Согрѣшивъ, первозданный Адамъ, а съ нимъ и все человѣчество, лишились своей первоначальной славы и чести. Помрачился умъ человѣка, ослабѣла воля, загрязнилось чувство. Лишился человѣкъ благодатнаго общенія съ Богомъ, Источникомъ жизни, и сталъ смертнымъ.

Съ паденіемъ вѣнца творенія, человѣка, произошло измѣненіе во всемъ мірѣ, ибо грѣхъ положилъ на все свои послѣдствія. Весь міръ сталъ тлѣннымъ и грѣшнымъ. Природа, начиная отъ животныхъ, стала вредить человѣку, а самъ онъ внутренно изнывалъ отъ разобщенія съ Богомъ.

Однако, Премудрый Богъ еще прежде сотворенія міра не только предвидѣлъ грѣхопаденіе имѣющаго имъ быть созданнымъ человѣка, но и предрѣшилъ, какъ его исправить. Прежде чѣмъ міръ получилъ начало, уже въ Совѣтѣ Пресвятой Троицы было предначертано, что Второе Лицо Святой Троицы, Сынъ Божій, станетъ человѣкомъ и возьметъ на Себя грѣхи міра, загладивъ преступленіе Адамово.

Никому не было явлено уготованное врачевство язвы человѣческой, рѣшеніе Совѣта Пресвятой Троицы оставалось тайной для всего сотвореннаго міра. Нужно было пріуготовить на землѣ достойное пріятелище имѣющаго воплотиться Сына Божія. Среди растленнаго грѣхомъ рода человѣческаго должно было найти неоскверненный сосудъ, въ который бы снишло все сотворшее Слово Божіе и съ воспріятой плотію вселилось между человѣками, Само ставъ человѣкомъ. Много вѣковъ потребовалось, чтобы подготовилось исполненіе премудраго Божіяго домостроительства и появилась чистая Дѣва, достойная стать Матерью по плоти Того, черезъ Котораго сотворены небо и земля и черезъ Котораго должно было исполниться предначертаніе Премудрой Троицы о спасеніи міра.

«Егда же пріиде кончина лѣта» (Гал. 4, 4), и настало время воплотиться на землѣ Сыну Божію, тайна дивнаго Совѣта Пресвятой Троицы была открыта Богомъ архангелу Гавріилу, и онъ былъ посланъ въ Назаретъ благовѣстить Дѣвѣ Маріи о имѣющимъ быть отъ Нея рожденіи Спасителя міра.

«Совѣтъ превѣчный открывая Отроковицѣ Гавріилъ предста» Пречистой Дѣвѣ, вѣщая Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою! Благословенна Ты въ женахъ... Родиши Сына и наречеши имя Ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется» (Лук. 1, 28. 31-32). Смутилась смиренная Отроковица, слыша сіе привѣтствіе. Съ трехлѣтняго возраста она находилась при храмѣ, будучи отдана туда родителями и постоянно пребывая тамъ въ молитвѣ, воспиталась Она во Святое Святыхъ, гдѣ слышала глаголы небожителей, однако не могла Она помыслить быть Матерію Искупителя, давъ къ тому же и обѣтъ пребывать Дѣвой.

«Духъ Святый найдетъ на Тя и Сила Вышняго осѣнитъ Тя, тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій», изрекъ Ангелъ отвѣчая Ей на вопросъ «како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю». «Се, раба Господня; буди Мнѣ по глаголу твоему», съ смиреніемъ и покорностью волѣ Божіей отвѣтила Марія (Лук. 1, 34-38). Тогда Слово Божіе, Единородный Сынъ Божій, вселился въ Марію. Тотъ, Которому «не довлѣютъ небо и небо небесе» (3 Цар. 8, 27; 2 Пар. 6, 18), Которому «небо — престолъ, земля же — подножіе ногъ Его» (Ис. 66, 11; Дѣян. 7, 43) жилищемъ Своимъ избралъ Дѣву, ложесна Ея престолъ сотворивъ, и чрево Ея пространнѣе небесъ содѣлавъ. «Ширшая небесъ» явилась Дѣва Марія.

Черезъ девять мѣсяцевъ Она родила Сына, Бога явльшася во плоти. «Еже отъ вѣка утаенное и ангеломъ несвѣдомое таинство» Богородицею «сущимъ на земли явися, Богъ въ неслитномъ соединеніи воплощаемь».

Дѣвство Маріи и воплощеніе чрезъ Нее Сына Божія оставались, однако, тайной для діавола, пока Господь не совершилъ дѣло нашего спасенія. «Крестъ насъ ради волею воспріимъ», претерпѣвъ смерть и воскресши изъ мертвыхъ, Господь Іисусъ Христосъ даровалъ жизнь роду человѣческому и отверзъ заключенный для него рай.

Воплотившимся изъ Богородицы Дѣвы «Адамъ воззвася, Ева свободися, клятва потребися, смерть умертвися и мы ожихомъ». Вмѣстѣ съ человѣкомъ и весь міръ избавляется отъ тлѣнія, пріуготовляясь нынѣ къ тому дню, когда огнемъ очистится вселенная, вся тварь освободится отъ рабства тлѣнію и новыя небо и земля явятъ во всей красотѣ и добротѣ твореніе Божіе.

Такъ разрушенъ замыслъ злобы діавольской, и Творецъ міра премудро все направляетъ по Своей волѣ на благо всему творенію. Какъ Богъ первоначально сотворилъ міръ Своимъ Словомъ, то есть черезъ Своего Сына, такъ черезъ Сына Божія возрождается міръ послѣ грѣхопаденія. Черезъ Кого проявилась Премудрость Божія въ твореніи, черезъ Того же Премудрость Божія открылась въ возстановленіи разрушеннаго грѣхми міра и возвращеніи ему благоволенія Божія.

Премудростію Божіей посему именуется Сынъ Божій, или по-гречески Софіею, ибо черезъ Него познали и познаемъ мы Премудраго Бога. Іисусъ Христосъ «бысть намъ премудрость отъ Бога, правда и освященіе и избавленіе» (1 Кор. 1, 30).

Пречистая Дѣва, черезъ Которую воплотился Христосъ, Сынъ Божій, Творецъ нашъ и Спаситель, дабы даровать намъ жизнь вѣчную, была лѣствицею, по которой Богъ сошелъ на землю и стала для насъ мостомъ, по которому мы восходимъ на небо.

Задолго до воплощенія Христа предрекали о Ней пророки, предсказывавшіе пришествіе Мессіи. Пророкъ Іезекіиль видитъ Ее, какъ врата затворенная на востокѣ, черезъ которыя проходитъ Господь, и которыя остаются затворенны, что означаетъ, что Марія до рождества, въ рождествѣ и по рождествѣ пребываетъ Дѣвою. Пророкъ Даніилъ, разъясняя таинственный сонъ Навуходоносора, провидитъ Ее, какъ гору дѣвственную, отъ которой самъ собой, безъ участія руки человѣческой, отвалился камень, наполнившій землю, что также означаетъ безсѣменное и непорочное рожденіе Христово отъ Дѣвы. «Се, Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ: еже есть сказаемо, съ нами Богъ!», восклицаетъ пророкъ Исаія (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23).

Праотецъ Іаковъ древле видѣлъ во снѣ лѣствицу, утвержденную на землѣ, верхъ которой досязалъ до небесъ, прообразовавшую Ту, черезъ Которую снизшелъ на землю Сынъ Божій. Псалмопѣвецъ царь Давидъ воспѣваетъ Ее, какъ Царицу представшую одесную Царя въ ризы златы одѣяну и преукрашену, вся слава Которой внутрь Ея. А премудрый Соломонъ говоритъ о Ней въ книгѣ Притчей, какъ о Домѣ Премудрости: «Премудрость созда Себѣ домъ и утверди столповъ седмь» (Прит. 9, 1). Домомъ, въ которомъ обитала Превѣчная Премудрость при воплощеніи и явилась Пречистая Дѣва Марія. Столпы сего Дома суть Ея добродѣтели. Число семь у древнихъ восточныхъ народовъ обозначало совершенство, и семь столповъ у Дома обозначаетъ совершенство въ добрѣ Матери Божіей. Посему на иконахъ изображается Премудрость Божія, Сынъ Божій, на престолѣ, какъ бы въ зданіи на семи столпахъ, обозначающемъ Его Пречистую Матерь. Наверху семь архангеловъ, съ обѣихъ сторонъ семь пророковъ съ свитками, исписанными предсказаніями о Богородицѣ, а внизу наименованіе семи добродѣтелей. Седмеричное число, многажды повторенное означаетъ духовное совершенство Пресвятой Дѣвы.

Нынѣ, когда воспѣвается «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй», устрояется земной домъ для вѣчной Премудрости, пріуготовляется жилище для Сына Божіяго, грядущаго съ небесъ на спасеніе рода человѣческаго.

«Христосъ съ небесъ — срящите!» Для срѣтенія Его созидается одушевленная Палата, освященный Храмъ, въ который вселится снизшедшее съ неба Превѣчное Слово Божіе, чтобы оттуда начать возсозданіе міра, соединить вновь небо и землю.

Возрадуемся же и возвеселимся о рожденіи Богоизбранной Отроковицы Маріи, восхвалимъ Честнѣйшую Горнихъ воинствъ Дѣву Пречистую Богородицу, Домъ Премудрости Божіей, воздадимъ достойную честь Ея праведнымъ Родителямъ, Царю же вѣковъ, Нетлѣнному, Невидимому, Единому Премудрому Богу, Іисусомъ Христомъ, честь и слава во вѣки вѣковъ, аминь (1 Тим. 1, 17; Рим. 14, 25).

Циндао, 1948 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 26-31.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.