Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ I. Праздники.

Рождественское посланіе 1947 года.

«Въ вертепъ вселился еси, Христе Боже, ясли Тя воспріяша, пастыріе же и волсви поклонишася» (Стихира на стиховнѣ).

Видя гибнущій отъ грѣховъ родъ человѣческій, сходитъ на землю Сынъ Божій. «Егда пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго... да подзаконныя искупитъ» (Гал. 4, 4-5). Насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія сошелъ Онъ съ небесъ на землю. Воспріемлетъ Божій Сынъ человѣческое естество, чтобы человѣка возсоединить съ Богомъ. Приходитъ на землю, когда человѣчество пришло въ полный упадокъ нравственный, когда изнывали люди, не видя выхода.

Ждали обѣщаннаго Мессію іудеи. Находились въ ожиданіи чего-то необычнаго, что должно все измѣнить, язычники. «Или Богъ придетъ на землю, или міръ погибнетъ», говорилъ знаменитый тогдашній римскій философъ Сенека.

По пророчествамъ іудеи могли ясно видѣть, что настало время ихъ исполненія. Заканчивались семьдесятъ седминъ отъ возстановленія Іерусалима, возвѣщенныхъ архангеломъ Гавріиломъ пророку Даніилу, какъ время прихода Помазанника и прекращенія Ветхаго Завѣта. Но при всеобщемъ томленіи духа и ожиданіи необычнаго младенца, съ рожденіемъ котораго настанетъ «золотой вѣкъ» на землѣ, немногими былъ узнанъ и привѣтствованъ ожидаемый Младенецъ, когда Онъ родился.

Больше того, даже не нашлось мѣста для Него въ человѣческихъ жилищахъ. Марія «роди Сына Своего первенца и повитъ Его, и положи въ яслехъ, зане не бѣ имъ мѣста во обители» (Лук. 2, 7). И когда пастыри, слышавшіе ангельское пѣніе, пришли увидѣть Того, Кого прославляло небо, они «обрѣтоша Младенца лежаща во яслехъ».

Задолго до пришествія Христова провидѣлъ то духовными очами, стоя на божественной стражѣ, богоглаголивый Аввакумъ: «Господи, разумѣхъ дѣла Твоя и ужасохся. Посредѣ двою животну познанъ будеши» (Аввак. 3, 1-2). Посредѣ животныхъ лежалъ Царь міра, пришедшій спасти міръ, такъ какъ люди далеко отошли отъ Него.

«Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во адъ, тамо еси» (Псал. 138, 8), взывалъ нѣкогда Псалмопѣвецъ.

Не обитаетъ Богъ только въ людяхъ, предавшихся грѣху. «Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцехъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть», сказалъ Господь Богъ, когда растлѣлась земля и наполнилась неправды передъ потопомъ (Быт. 6, 3).

«Плотью» снова стало человѣчество къ приходу Спасителя на землю. Большая часть его «земная мудрствовала», — одни безудержно отдавшись угожденію плоти и другимъ порокамъ, а другіе даже въ лучшихъ своихъ стремленіяхъ ища лишь земного. Немного было искавшихъ Царствія Божіяго, уготованнаго людямъ отъ созданія міра.

Посему и не нашлось мѣста Царю небесъ въ жилищахъ человѣческихъ, а приняли Его безсловесныя животныя, которыя остались вѣрны своей природѣ. «Сынъ Человѣческій не имѣлъ гдѣ главы подклонити» и тогда, когда тысячи шли за Нимъ и весь народъ искалъ прикасатися Ему, «яко сила отъ Него исхождаше и исцѣляше вся», а Онъ нѣсколькими хлѣбами насыщалъ множество людей. Даже чтобы освятить люди Своею кровью, Іисусъ «внѣ вратъ пострадати изволилъ» (Евр. 13, 12), такъ какъ виноградари іудейскіе извели изъ града Сына Божія на пропятіе.

Но вознесенный отъ земли на крестъ вся привлекъ къ Себѣ Спаситель. Какъ Лежащаго въ ясляхъ узнали неиспорченные сердцемъ пастыри и готовые все отдать Истинѣ волхвы, такъ въ Распятомъ познали Бога всѣ ищущіе спасенія.

И какъ гонимъ былъ Младенецъ, рожденный въ Виѳлеемѣ Пренепорочной Дѣвой, такъ преслѣдуема была Непорочная Невѣста Его, Святая Его Церковь, во дни своего младенчества, и тѣ, кто покланялся Ему, принуждены были скрываться отъ правителей, какъ волхвы отъ Ирода. Нужно было новое знаменіе на небѣ, чтобы надъ гонителями восторжествовала Церковь, и вмѣсто звѣзды Виѳлеемской явился на небѣ крестъ, которымъ небо всѣмъ проповѣдовало Распятаго, и царей привела къ Христу, вѣрой покланяющихся Ему. «Вся земля наполнилась вѣдѣнія Божія» и уже не только «отъ всея Іудеи и Іерусалима и поморія Тирска и Сидонска», но и со всѣхъ концовъ земли множество многое людей стекалось слушать и исполнять Христово ученіе, исцѣляясь не столько отъ тѣлесныхъ, сколько отъ душевныхъ своихъ недуговъ, побѣждая духи нечистые и дѣлаясь страшными для нихъ.

Не желаетъ, однако, легко отказаться отъ власти князь міра сего и всѣ силы свои напрягаетъ, чтобы удержать за собой сыновъ человѣческихъ. Онъ сѣетъ всюду плевелы, чтобы заглушить ими Христову пшеницу, чтобы въ благочестивыхъ сердцахъ возбудить страсти грѣховныя, а, наипаче, себѣ покорныхъ побудить преслѣдовать все носящее имя Христово.

Борьба между Принесшимъ небесный миръ на землю и міродержателями тьмы вѣка сего духами злобы поднебесными, начавшаяся въ Виѳлеемѣ, ведется безъ перерыва и съ возрастающей силой. Она происходитъ во всемъ мірѣ, въ каждомъ мѣстѣ. Она дѣлитъ человѣчество, она раздѣляетъ людей, бывшихъ другъ другу близкими, она происходитъ внутри каждаго человѣка, пока въ немъ окончательно не побѣдитъ добро или зло.

Нынѣ больше чѣмъ когда-либо ощущается то раздѣленіе (Лук. 12, 51), о которомъ возвѣстилъ Прославляемый нынѣ ангельской пѣсней — «Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ; въ человѣцѣхъ благоволеніе» (Лук. 2, 14). Мечъ, воврещенный на землю лежащимъ въ яслехъ Младенцемъ (Матѳ. 11, 34), разлучаетъ и раздѣляетъ отца и сына, мать и дщерь, свекровь и невѣстку. Поистинѣ точно исполняются слова «врази человѣку — домашніе его» (Матѳ. 10, 36), предреченныя еще пророкомъ Михеемъ, предсказавшимъ о рожденіи Христа въ Виѳлеемѣ (Мих. 5, 2; 7, 6).

Не находятъ мира люди и въ себѣ самихъ, изнывая отъ внутренней борьбы не только между плотію и духомъ, но часто и въ стремленіяхъ своихъ ощущая раздвоеніе, и падаютъ, не имѣя внутри себя опоры.

И кажется подчасъ, что и нынѣ болѣе достойнымъ мѣстомъ для Христа Младенца явились бы ясли безсловесныхъ, еще сохранившихся отъ всѣхъ уничтожающихъ «достиженій» лукаваго вѣка сего, чѣмъ человѣческое общество!

Но не ради упокоенія Себя пришелъ на землю Сынъ Божій, а чтобы исцѣлить язву Адамову.

Поклонившись Христу, «возвратишася пастыріе, славяще и хваляще Бога» (Лук. 2, 20) и «возрадовашася радостію веліею зѣло» волхвы, нашедшіе Его. Радость духа и веселіе сердца наполнили пастырей и волхвовъ, къ Христу пришедшихъ. Только Онъ Единый есть миръ нашъ (Ефес. 2, 14), лишь Онъ есть «путь и истина, и животъ» (Іоан. 14, 4). Какъ каждый отдѣльный человѣкъ, такъ и все человѣчество лишь въ Свѣтѣ Его узрятъ свѣтъ.

Отторгшися отъ суеты земной, приникнемъ мысленно къ пещерѣ Виѳлеемской и душа наша ощутитъ неземную радость, а уста съ ангелы возопіютъ: — «Слава схожденію Твоему, Едине Человѣколюбче». Христосъ родися!

1947 г. Шанхай.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 36-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.