Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ I. Праздники.

Христосъ раждается — славите!

«Тайно родился еси въ вертепѣ, но небо Тя всѣмъ проповѣда, яко уста, звѣзду предлагая, Спасе».

Тихо, безшумно сошелъ на землю и воплотился Сынъ Божій. Какъ капля росы падаетъ на землю, такъ Сила Вышняго осѣнила Пречистую Дѣву, и родился отъ Нея Спаситель міра.

Но міръ не замѣтилъ великаго дѣла, совершеннаго Богомъ. Люди были заняты каждый своими заботами, вниманіе ихъ было направлено на дѣла житейскія и на громкія мірскія событія.

Римъ укрѣплялъ свою власть надъ народами и свою государственную мощь. Греція развивала искусства и предавалась утонченному служенію плоти. Восточные народы пытались въ явленіяхъ природы найти отвѣты на всѣ запросы духа.

Іудеи горячо жаждали освобожденія отъ чужеземной власти и ждали избавителя въ лицѣ Мессіи — земного царя.

Однако, житейскія дѣла не давали удовлетворенія людямъ, даже когда они были успѣшны. Все сильнѣе чувствовалось «томленіе духа» по правдѣ и ощущалось, что міръ, погрязая въ суетѣ и порокахъ, грядетъ къ гибели.

Не только іудеи ждали избавителя; но лучшіе изъ язычниковъ находились въ ожиданіи Нѣкоего, Который спасетъ человѣчество отъ гибели.

Но каждый по своему представлялъ себѣ Его пришествіе, и, будучи самъ плотскимъ, не могъ помыслить о духовномъ. «Іудеи знаменія просятъ, и Еллины премудрости ищутъ» (1 Кор. 1, 22).

И никто не ждалъ Спасителя кроткаго и смиреннаго сердцемъ, облеченнаго не земной, а небесной славой.

А такимъ именно былъ «хотяй всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити».

Не внѣшней силой или кичливой мудростью пришелъ Онъ воцариться надъ народами, не «привидѣніе устрашая» (молитва водосвятія), а въ зракѣ раба пришелъ Спаситель поднять на Себя грѣхъ Адамовъ, понести на Себѣ тяжесть человѣческую, бывъ доступенъ каждому.

«Сынъ человѣчь не пріиде, да послужатъ Ему, но да послужитъ и дастъ душу Свою избавленіе за многихъ» (Марк. 10, 45; Матѳ. 20, 28).

Соотвѣтственно сему рождается Онъ въ вертепѣ, въ маломъ градѣ, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродѣтелями семейство бѣднаго плотника праведнаго Іосифа.

Никто изъ живущихъ на землѣ не представлялъ себѣ, что въ такомъ убожествѣ появится Избавитель и придетъ къ людямъ Царствующій надъ всѣми тварями.

И даже самъ князь тогдашняго міра сего, годрый противникъ Божій — дьяволъ, оказался обманутымъ и не узналъ въ Родившемся Того, Кому позавидовалъ, когда еще былъ ангеломъ. Сокровенная отъ его власти предвѣчная тайна о спасеніи рода человѣческаго могла познаться лишь тѣми, кто внимаютъ голосу съ неба и туда устремляютъ свои взоры.

Услышали пастыри ангеловъ, поющихъ плотское Христово пришествіе, тѣ бѣдные Виѳлеемскіе пастухи, единственнымъ источникомъ мудрости коихъ была открытая книга премудрости Божіей, явленной въ красотѣ Его твореній, не тронутыхъ грѣшной рукой человѣческой.

А не услышавшему ангельскаго пѣнія всему остальному человѣчеству небо яркимъ свѣтомъ возсіявшей на немъ звѣзды словно устами возвѣстило, что «во своя пріиде Свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ» (Іоан. 1, 9. 11).

Ко всѣмъ обращалосъ небо, повѣдающее славу Божію. Но лишь цари-волхвы, искавшіе въ немъ откровенія судебъ Божіихъ и готовые всюду пойти, чтобъ найти истину, уразумѣли голосъ неба. Собравши свои сокровища, чтобы принести въ даръ новорожденному Царю, они оставили свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, слѣдуя лишь теченію звѣзды, возвѣщавшей имъ путь къ Царству вѣчному.

Тяжелъ былъ путь, но свѣтъ звѣзды Виѳлеемской освѣщалъ его. И мудрецы-волхвы, преодолѣвая всѣ препятствія, шли по стезямъ, указываемымъ небомъ, отрѣшившись отъ своей воли. Звѣзда привела ихъ въ Іерусалимъ, гдѣ они услышали писанное слово Божіе, а затѣмъ въ Виѳлеемъ, гдѣ они узрѣли воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды.

Міръ продолжалъ бушевать своими страстями.

Иродъ, узнавъ о рожденіи вѣчнаго Царя, искалъ убить Его; не нашедши Его, онъ умертвилъ множество младенцевъ, но такъ и не смогъ убить тайно Рожденнаго въ вертепѣ.

Тайна сія для живущихъ по стихіямъ міра сего оставалась тайной. Онъ стоялъ посреди людей, а они Его не знали (Іоан. 1, 31).

Лишь постепенно открывался Онъ чистымъ сердцемъ, искавшимъ правды, готовымъ стоять за истину, открываясь и тѣмъ, кто желалъ очищенія сердца, кто готовъ былъ свою волю покорить волѣ Небесной.

И настало время — свѣтъ Виѳлеемскій озарилъ всѣ концы вселенной.

Нынѣ опятъ бушуетъ міръ! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другіе словно Его не замѣчаютъ. Но посреди насъ стоитъ Онъ, открываясь тѣмъ, кто «испытуетъ свидѣнія Его и всѣмъ сердцемъ взыщетъ Его». «Всуе шатаются языцы и людіе поучаются тщетнымъ! Жезломъ желѣзнымъ, яко сосуди скудельничи, сокрушитъ Онъ прогнѣвающихъ Его».

А звѣзда Виѳлеемская вновь незримо сіяетъ надъ міромъ, призывая всѣ народы и каждаго человѣка устремить свой взоръ къ небу, горѣ имѣть сердце, припасть къ Новорожденному и возрадоватъся радостъю веліей, ибо съ нами Богъ! «Съ нами Богъ, разумѣйте, языцы, и покоряйтеся: яко съ нами Богъ!».

Христосъ родися!

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 56-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.