Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ II. Постъ и Пасха.

Закхей.

Іисусъ вошелъ въ Іерихонъ, и проходилъ чрезъ него. И вотъ нѣкто Закхей, начальникъ мытарей и человѣкъ богатый, искалъ видѣть Іисуса, кто Онъ. Но не могъ за народомъ, потому что малъ былъ ростомъ. И забѣжавъ впередъ, влѣзъ на смоковницу, чтобы увидѣть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нея. Іисусъ, когда пришелъ на это мѣсто, взглянувъ, увидѣлъ его и сказалъ: «Закхей, сойди скорѣе, ибо сегодня надобно Мнѣ быть у тебя въ домѣ». И онъ поспѣшно сошелъ и принялъ Его съ радостію. И всѣ видя то, начали роптать и говорить, что Онъ зашелъ къ грѣшному человѣку. Закхей же ставъ, сказалъ Господу: «Господи, половину имѣнія моего я отдамъ нищимъ, и если кого чѣмъ обидѣлъ, воздамъ вчетверо». Іисусъ сказалъ: «Нынѣ пришло спасеніе дому сему, потому что и онъ — сынъ Авраама, ибо Сынъ Человѣческій пришелъ взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 1-10).

Кто такой Закхей?

Онъ начальникъ мытарей — «старѣйшина мытаремъ». Привычное противопоставленіе смиреннаго мытаря и гордаго фарисея часто заслоняетъ въ нашемъ сознаніи дѣйствительныя очертанія этихъ двухъ образовъ. Между тѣмъ, чтобы правильно понимать Евангеліе, надо ихъ ясно представлять.

Фарисеи дѣйствительно были праведниками. Если въ нашихъ устахъ наименованіе «фарисей» звучитъ какъ осужденіе, то во дни Христовы и въ первыя десятилѣтія христіанства это было не такъ. Наоборотъ, апостолъ Павелъ торжественно исповѣдуетъ себя предъ іудеями: «я — фарисей и сынъ фарисея» (Дѣян. 23, 6). А потомъ христіанамъ, своимъ чадамъ духовнымъ, онъ же пишетъ: «Я изъ рода Израилева, изъ колѣна Веніаминова, еврей изъ евреевъ, по ученію фарисей» (Флп. 3, 5). И кромѣ св. апостола Павла многіе фарисеи стали христіанами: Іосифъ, Никодимъ, Гамаліилъ.

Фарисеи (по древне-еврейски — перусимъ, по арамейски — ферисимъ, что значитъ «иные» — отдѣленные, иноки) были ревни/с. 75/телями Божіяго закона. Они «почили на Законѣ», т. е. непрестанно о немъ думали, любили его, стремились точно исполнять его, проповѣдывали, истолковывали его. И смыслъ Господнихъ обличеній противъ фарисеевъ заключается въ томъ, что Господь предупреждаетъ ихъ, что весь свой подвигъ, всѣ свои дѣйствительно добрыя старанія они обезцѣниваютъ въ Божіихъ глазахъ, обращаютъ въ ничто, и пріобрѣтаютъ себѣ отъ Господа осужденіе, а не благословеніе своимъ превозношеніемъ совершаемыми ими дѣлами праведности, гордымъ самовозвеличеніемъ, и главное, осужденіемъ ближнихъ, яркій примѣръ чего даетъ приточный фарисей, говорящій: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таковъ, какъ прочіе человѣки».

Наоборотъ, мытари это дѣйствительно грѣшники, нарушители основныхъ законовъ Господнихъ.

Мытари это сборщики податей съ евреевъ въ пользу римлянъ. Надо помнить, что евреи, хорошо сознававшіе свое исключительное положеніе Богоизбранничества, славились тѣмъ, что «мы — сѣмя Авраамово, и не были рабами никому никогда» (Іоан. 8, 33). А тутъ, въ результатѣ извѣстныхъ историческихъ событій, они оказались въ подчиненіи, въ порабощеніи у гордаго и грубаго «желѣзнаго» народа, язычниковъ, римлянъ. И ярмо этого порабощенія затягивалось все туже и туже и дѣлалось все болѣе и болѣе чувствительнымъ.

Самымъ ощутительнымъ, нагляднымъ знакомъ порабощенія и подчиненія евреевъ римлянамъ была уплата евреями своимъ поработителямъ всевозможныхъ видовъ налоговъ — дани. Принесеніе дани для евреевъ, какъ и для всѣхъ древнихъ народовъ было по преимуществу символомъ подчиненія. А римляне ни мало не стѣсняясь съ покореннымъ народомъ, грубо и рѣшительно взыскивали съ нихъ и положенные и дополнительные налоги. Конечно, евреи платили съ ненавистью и отвращеніемъ. Недаромъ, желая скомпрометировать Господа въ глазахъ своего народа, книжники спрашивали Его: «Позволительно ли давать дань Кесарю?». Они знали, что если Христосъ скажетъ, что давать дани Кесарю нельзя, то Его легко будетъ обвинить передъ римлянами, а если Онъ скажетъ, что платить /с. 76/ дань нужно, то Онъ будетъ безнадежно скомпрометированъ въ глазахъ народа.

Пока римляне правили Іудеей посредствомъ мѣстныхъ царьковъ, вродѣ Ирода, Архелая, Агриппы и др., эта порабощенность Риму, и въ частности необходимость платить налоги, смягчалась для іудеевъ тѣмъ, что они непосредственно подчинялись и платили дань своимъ царямъ, а уже тѣ подчинялись и платили Риму.

Но какъ разъ незадолго до начала проповѣди Христа Спасителя произошло измѣненіе въ системѣ управленія Іудеей. Связанная съ событіемъ Рождества Христова всеобщая перепись была первымъ шагомъ къ установленію подушнаго налога на всѣхъ римскихъ подданныхъ этой мѣстности. Въ 6 или 7 гг. по Р. Х. послѣ смѣщенія Архелая, когда введена была персональная подать на всѣхъ жителей Палестины, іудеи отвѣтили на это возстаніями фарисея Садока и Іуды Галилеянина (см. Дѣян. 5, 37), и лишь съ большимъ трудомъ удалось первосвященнику Іазару успокоить тогда народъ.

Взамѣнъ мѣстныхъ царьковъ, правителями Іудеи и смежныхъ областей были назначены римскіе прокураторы. Для болѣе успѣшнаго взиманія налоговъ римлянами былъ тогда же введенъ институтъ мытарей, существовавшій въ Римѣ уже съ давнихъ временъ. Но въ то время, какъ въ Римѣ и во всей Италіи мытари вербовались изъ почтеннаго всадническаго сословія, въ Іудеѣ римлянамъ приходилось набирать мытарей изъ моральныхъ отверженцевъ, изъ іудеевъ, согласившихся перейти на службу къ нимъ и принуждать своихъ собратьевъ къ уплатѣ дани.

Принятіе такой должности было связано съ глубочайшимъ нравственнымъ паденіемъ. Съ нимъ связывалось не только національное, но прежде всего религіозное предательство: чтобы стать орудіемъ порабощенія Богоизбраннаго народа грубыми язычниками, надо было отречься отъ надежды Израилевой, отъ его святынь, отъ его чаяній, тѣмъ болѣе что римляне съ душевными переживаніями своихъ агентовъ не считались: вступая на службу, мытари должны были приносить языческую клятву вѣрности императору и совершать языческое жертвоприношеніе его духу (генію императора).

/с. 77/ Конечно, не только интересы Рима соблюдали мытари, взимая налоги со своихъ соплеменниковъ. Но преслѣдуя свои корыстныя цѣли, обогащаясь за счетъ своихъ порабощенныхъ собратьевъ, они дѣлали ярмо римскаго гнета еще болѣе чувствительнымъ, еще болѣе непереносимо тяжелымъ.

Вотъ чѣмъ были мытари. Вотъ почему были они окружены обоснованными ненавистью и презрѣніемъ, какъ предатели своего народа, предавшіе не рядовую народность, но богоизбранную, Божіе орудіе въ мірѣ, тотъ народъ, черезъ который единственно могло придти человѣчеству возрожденіе и спасеніе.

Все сказанное относится къ Закхею въ сугубой степени, потому что онъ былъ не рядовымъ мытаремъ, но начальникомъ мытарей — архителонисъ. Безъ сомнѣнія все совершилъ онъ: принесъ языческую жертву и языческую клятву, безжалостно взималъ налоги со своихъ собратьевъ, увеличивая ихъ въ свою пользу. И сталъ онъ, какъ свидѣтельствуетъ Евангеліе, человѣкомъ богатымъ.

Конечно, Закхей ясно понималъ, что для него потеряны надежды Израилевы. Все провозглашенное пророками, съ дѣтства любимое, отъ чего радостно трепетала каждая «вѣдущая воскликновеніе» вѣрующая ветхозавѣтная душа — не для него. Онъ измѣнникъ, предатель, отверженный. Ему нѣтъ части въ Израилѣ.

И вотъ до него доходятъ слухи, что Святый Израилевъ, провозглашенный пророками Мессія, уже явился въ міръ и вмѣстѣ съ небольшой группой учениковъ проходитъ по полямъ Галлилеи и Іудеи, проповѣдуя евангеліе Царствія и совершая великія чудеса. Въ вѣрующихъ сердцахъ трепетно загораются радостныя надежды.

Какъ отнесется къ этому Закхей?

Для него лично пришествіе Мессіи — катастрофа. Власти римлянъ долженъ придти конецъ, и торжествующій Израиль, конечно, отомститъ ему за понесенный отъ него ущербъ, за причиненныя имъ обиды и притѣсненія. Но даже если это и не такъ, ибо Мессія, по свидѣтельству пророка, «идетъ праведный, спасающій — кроткій», то все же торжество Мессіи должно принести ему — Закхею, только величайшее посрамленіе и лишеніе всего того богатства и положенія, которыя пріобрѣлъ онъ страшной цѣной своей из/с. 78/мѣны Богу, родному народу и всѣмъ надеждамъ Израилевымъ.

Но можетъ быть это еще и не такъ. Можетъ быть, новый проповѣдникъ совсѣмъ не Мессія. Не всѣ вѣруютъ въ Него. Главные непріятели мытарей, и въ частности его — Закхея, фарисеи и книжники, не вѣрятъ Ему. Можетъ быть, все это — только пустая народная молва. Тогда можно продолжать спокойно жить, какъ доселѣ.

Но Закхей не хочетъ утверждаться въ такихъ мысляхъ. Онъ хочетъ видѣть Іисуса, чтобы узнать — твердо узнать: кто Онъ? И Закхей хочетъ, чтобы идущій мимо Проповѣдникъ былъ воистинну Мессія Христосъ. Ему хочется сказать съ пророками: «О, если бы Ты расторгъ небеса и сошелъ!», пусть это даже связано съ гибельной катастрофой для него — Закхея. Есть, оказывается, въ его душѣ такія глубины, которыхъ онъ и самъ въ себѣ доселѣ не ощущалъ, есть въ немъ горящая, пламенная, палящая, совершенно безкорыстная любовь къ «Чаянію языковъ», къ начертанному пророками образу кроткаго Мессіи, который «взялъ на Себя наши немощи и понесъ наши болѣзни». И при появленіи возможности увидѣть Его, Закхей не мыслитъ о себѣ.

Въ торжествѣ Мессіи для него лично, для Закхея — катастрофа и гибель. Но онъ не думаетъ объ этомъ. Онъ хочетъ только хоть краемъ глаза увидѣть Того, о Комъ предвозвѣстили Моисей и пророки. И вотъ Христосъ проходитъ мимо. Онъ окруженъ толпой. Закхей не можетъ Его увидѣть, такъ какъ малъ ростомъ. Но жажда, совершенно безкорыстная, предѣльно самоотверженная жажда Закхея, хоть издалека увидѣть Христа, такъ безгранична, такъ непреодолима, что онъ — человѣкъ богатый, облеченный положеніемъ, чиновникъ Римской имперіи, среди враждебной, ненавидящей и презирающей его толпы, ни на что не обращая вниманія, поглощенный только горячимъ желаніемъ видѣть Христа, нарушаетъ для того всѣ условности, всѣ внѣшнія приличія, и залѣзаетъ на дерево, на смоковницу — сикомору, растущую при пути.

И глаза тяжкаго грѣшника — начальника измѣнниковъ и предателей, встрѣтились съ глазами Святаго Израилева — Христа-Мессіи — Сына Божія.

Любовь видитъ то, что недоступно равнодушному или враж/с. 79/дебному взгляду. Самоотверженно любя образъ Мессіи, Закхей смогъ тотчасъ же узнать въ проходящемъ Галилейскомъ Учителѣ Христа Господа, а Господь, полный Божественной и человѣческой любовью, увидѣлъ въ этомъ смотрящемъ на Него съ вѣтвей сикоморы Закхеѣ тѣ душевныя глубины, которыя были невѣдомы дотолѣ и самому Закхею: Господь увидѣлъ, что ни мало не затемненная какой-либо корыстностью, горящая любовь къ Святому Израилеву въ этомъ сердцѣ измѣнника можетъ его возродить и обновить.

Прозвучалъ Божественный голосъ: «Закхее, потщався слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти».

И нравственное возрожденіе, спасеніе, обновленіе пришло къ Закхею и ко всему его дому.

Сынъ Человѣческій воистину пришелъ взыскать и спасти погибшее.

Господи, Господи, и мы, какъ нѣкогда Закхей, измѣнили Тебѣ и дѣлу Твоему, лишили себя части въ Израилѣ, предали свое упованіе! Но пусть, хотя бы и въ посрамленіе намъ и подобнымъ намъ, да пріидетъ Царствіе Твое, Твоя побѣда и Твое торжество! Да не глумятся враги Твои надъ наслѣдіемъ Твоимъ! Даже, если заслуженно, по грѣхамъ нашимъ, Твое пришествіе принесетъ намъ гибель и осужденіе, гряди Господи, гряди скорѣе! Но дай намъ, хотя издали, увидѣть торжество Твоей правды, даже если мы не сможемъ быть его участниками. И помилуй насъ, паче надежды, какъ помиловалъ нѣкогда Закхея!

(Святой Климентъ Римскій свидѣтельствуетъ, что Закхей впослѣдствіи сталъ спутникомъ св. апостола Петра, и вмѣстѣ со святымъ Первоверховнымъ апостоломъ проповѣдывалъ въ Римѣ, гдѣ и принялъ при Неронѣ мученическую кончину за Христа. По-христіански: величайшимъ добромъ заплатилъ онъ римлянамъ за чуть-чуть было не совершенное ими ему величайшее зло. Въ гордую столицу нѣкогда соблазнившихъ и поработившихъ его римлянъ, заставившихъ его отречься отъ всей святыни души своей приходитъ онъ, освобожденный и возрожденный благодатью Человѣколюбца Господа нашего, и приноситъ Риму не проклятіе, а благовѣствованіе, отдавая за то и самую жизнь свою.).

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 74-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.