Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ II. Постъ и Пасха.

Бесѣда о Страшномъ Судѣ.

Сегодня недѣля о Страшномъ Судѣ и намъ естественно говорить о Страшномъ Судѣ и о признакахъ конца міра. Того дня никто не знаетъ, знаетъ только Богъ Отецъ, но признаки приближенія его даны и въ Евангеліи и въ Откровеніи св. ап. Іоанна Богослова. Откровеніе говоритъ о событіяхъ конца міра и о Страшномъ Судѣ по преимуществу въ образахъ и сокровенно, но св. отцы объясняли его и есть подлинное церковное преданіе, какое говоритъ намъ и о признакахъ приближенія конца свѣта и о Страшномъ Судѣ.

Передъ концомъ земной жизни въ ней будетъ смятеніе, войны, междоусобицы, голодъ, землетрясенія.

Люди будутъ страдать отъ страха, будутъ издыхать отъ ожиданія бѣдствій. Будетъ не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояніе отпаденія отъ жизни. Но будетъ отпаденіе не только отъ жизни, но и отъ вѣры, и Сынъ Человѣческій прійдя — найдетъ ли вѣру на землѣ?

Люди станутъ горды, неблагодарны, отрицающіе Законъ Божественный: вмѣстѣ съ отпаденіемъ отъ жизни будетъ и оскудѣніе нравственной жизни.

Будетъ истощеніе добра и нарастаніе зла.

Объ этомъ времени и говоритъ св. ап. Іоаннъ Богословъ въ своемъ Боговдохновенномъ твореніи, называемомъ Откровеніе. Онъ самъ говоритъ, что «былъ въ Духѣ», то значитъ, что Самъ Духъ Святый былъ въ немъ, когда въ различныхъ образахъ ему открылись судьбы Церкви и міра и потому то есть Божіе Откровеніе.

Судьбу Церкви онъ представляетъ въ образѣ женщины, которая скрывается въ тѣ времена въ пустынѣ: она не проявляется въ жизни, какъ теперь въ Россіи.

Въ жизни будутъ имѣть руководящее значеніе тѣ силы, какія готовятъ появленіе Антихриста. Антихристъ будетъ человѣкъ, а не воплотившійся діаволъ. «Анти» — слово, означающее старый, или /с. 83/ же оно значитъ «вмѣсто» или «противъ». Тотъ человѣкъ хочетъ быть вмѣсто Христа, занять Его мѣсто и имѣть то, что долженъ былъ бы имѣть Христосъ. Онъ хочетъ имѣть такое же обаяніе и власть надъ всѣмъ міромъ.

И онъ получитъ ту власть передъ гибелью своею и всего міра. У него будетъ помощникъ Магъ, который силой ложныхъ чудесъ будетъ исполнять его волю и убивать не признающихъ власть Антихриста. Передъ гибелью Антихриста явятся два праведника, которые будутъ обличать его. Магъ ихъ убьетъ и три дня ихъ тѣла будутъ лежать непогребенными и будетъ предѣльное ликованіе Антихриста и всѣхъ слугъ его, и вдругъ тѣ праведники воскреснутъ и все воинство Антихриста будетъ въ смятеніи, ужасѣ, а самъ Антихристъ внезапно падетъ мертвымъ, убитый силой Духа.

Но что извѣстно о человѣкѣ-Антихристѣ? Точное происхожденіе его неизвѣстно. Отецъ — совершенно неизвѣстенъ, а мать скверная мнимая дѣвица. Онъ будетъ еврей изъ колѣна Дана. На то указаніе въ томъ, что Іаковъ, умирая, сказалъ, что онъ, въ своемъ потомствѣ, «змій при пути, который поразитъ коня и тогда всадникъ падетъ навзничь» (Быт. 49, 17). Это образное указаніе, что онъ будетъ дѣйствовать, хитростью и зломъ.

Іоаннъ Богословъ въ Откровеніи говоритъ о спасеніи сыновъ Израилевыхъ, что передъ концомъ міра множество евреевъ обратится къ Христу, но въ перечнѣ спасающихся колѣнъ нѣтъ колѣна Дана.

Антихристъ будетъ очень уменъ и одаренъ умѣніемъ обращаться съ людьми. Онъ будетъ обворожителенъ и ласковъ.

Философъ Владиміръ Соловьевъ много работалъ надъ тѣмъ, чтобы представить пришествіе и личность Антихриста. Онъ тщательно использовалъ всѣ матеріалы по тому вопросу не только святоотеческіе, но и мусульманскіе, и разработалъ такую яркую картину.

До пришествія Антихриста въ мірѣ уже готовится его появленіе. «Тайна уже въ дѣйствіи» и силы готовящія его появленіе прежде всего борются противъ законной царской власти. Св. ап. Іоаннъ говоритъ, что «не можетъ явиться Антихристъ, пока не будетъ устраненъ "Удерживающій"». Іоаннъ Златоустъ объясняетъ, что «удерживающій» — это законная благочестивая власть.

/с. 84/ Такая власть борется со зломъ. «Тайна», дѣйствующая въ мірѣ, не хочетъ того, не хочетъ борьбы со зломъ силой власти: наоборотъ, она хочетъ власти беззаконія и когда того добьется, то ничто уже не помѣшаетъ появленію Антихриста. Онъ будетъ не только уменъ и обворожителенъ: онъ будетъ жалостливъ, будетъ творить милость и добро, ради укрѣпленія своей власти. И когда онъ ее укрѣпитъ настолько, что весь міръ признаетъ его, тогда онъ откроетъ свое лицо.

Столицей своей онъ изберетъ Іерусалимъ потому, что именно здѣсь раскрылъ Божественное ученіе Спаситель и Свою Личность и весь міръ былъ призванъ къ блаженству добра и спасенія. Но міръ не принялъ Христа и распялъ Его въ Іерусалимѣ, а при Антихристѣ Іерусалимъ станетъ столицей міра, признавшаго власть Антихриста.

Достигнувъ вершины власти Антихристъ потребуетъ отъ людей признанія, что онъ достигъ того, чего ни одна земная власть и никто и не могъ достигнуть и потребуетъ поклоненія себѣ какъ высшему существу, какъ богу.

В. Соловьевъ хорошо описываетъ характеръ его дѣятельности какъ Верховнаго Правителя. Онъ будетъ дѣлать всѣмъ пріятное, при условіи признанія его Верховной власти. Онъ предоставитъ возможность жизни Церкви, будетъ разрѣшать ей богослуженія, обѣщать постройку прекрасныхъ храмовъ при условіи признанія его «Верховнымъ Существомъ» и поклоненія ему. У него будетъ личная ненависть ко Христу. Онъ будетъ жить этой ненавистью и радоваться отступленію людей отъ Христа и Церкви. Будетъ массовое отпаденіе отъ вѣры, причемъ измѣнятъ вѣрѣ многіе епископы и въ оправданіе будутъ указывать на блестящее положеніе Церкви.

Исканіе компромисса будетъ характернымъ настроеніемъ людей. Прямота исповѣданія исчезнетъ. Люди будутъ изощренно оправдывать свое паденіе и ласковое зло будетъ поддерживать такое общее настроеніе, и въ людяхъ будетъ навыкъ отступленія отъ правды и сладость компромисса и грѣха.

Антихристъ будетъ все дозволять людямъ, только бы они падши поклонились ему. Это не новое отношеніе къ людямъ: Римскіе императоры также готовы были дать свободу христіанамъ, только /с. 85/ бы они признали его божественность и божественную верховную власть, и они мучили христіанъ только потому, что они исповѣдывали «Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи».

Весь міръ покорится ему и тогда онъ откроетъ лицо своей ненависти ко Христу и христіанству. Св. Іоаннъ Богословъ говоритъ, что у всѣхъ поклонившихся ему будетъ знакъ на челѣ и на десницѣ. Неизвѣстно, будетъ ли это дѣйствительно отмѣтка на тѣлѣ, или это образное выраженіе того, что и умомъ будутъ люди признавать необходимость поклоненія Антихристу и ихъ воля будетъ полностью ему подчинена. Во время такого полнаго — волей и сознаніемъ — подчиненія всего міра и явятся упомянутые два праведника и будутъ безбоязненно проповѣдывать вѣру и обличать Антихриста.

Св. Писаніе говоритъ, что передъ пришествіемъ Спасителя явятся два «свѣтильника», двѣ «горящія маслины», «два праведника». Ихъ убьетъ Антихристъ силами Мага. Кто эти праведники? По церковному преданію, то два праведника, которые не вкусили смерти: пророкъ Илія и пророкъ Енохъ. Есть пророчество, что эти праведники не вкусившіе смерти, вкусятъ ее на три дня, а черезъ три дня воскреснутъ.

Ихъ смерть — будетъ великой радостью Антихриста и его слугъ. Ихъ возстаніе черезъ три дня приведетъ ихъ въ невыразимый ужасъ, страхъ, смятеніе. Вотъ тогда настанетъ кончина міра.

Апостолъ Петръ говоритъ, что первый міръ былъ созданъ изъ воды и погибъ водой. «Изъ воды» тоже образъ хаоса физической массы, а погибъ — водой потопа. «А нынѣ міръ сохраняется для огня». «Земля и вся дѣла на ней сгорятъ». Всѣ стихіи возгорятся. Этотъ теперешній міръ погибнетъ въ одинъ мигъ. Въ мигъ все измѣнится.

И появится знаменіе Сына Божія — то есть знаменіе креста. Весь міръ, вольно подчинившійся Антихристу, «восплачется». Все кончено. Антихристъ убитъ. Конецъ его царства, борьбы со Христомъ. Конецъ и отвѣтственность за всю жизнь, отвѣтъ Истинному Богу.

Тогда изъ Палестинскихъ горъ явится Ковчегъ Завѣта, — пророкъ Іеремія сокрылъ ковчегъ и Св. Огонь въ глубокомъ колодцѣ. Когда изъ того колодца взяли воды, — она запылала. Но самого Ковче/с. 86/га не нашли.

Когда мы теперь смотримъ на жизнь, то могущіе видѣть — видятъ, что все предреченное о концѣ міра — исполняется.

Кто же этотъ человѣкъ-Антихристъ? Св. Іоаннъ Богословъ образно даетъ его имя 666, но всѣ попытки понять это обозначеніе были напрасны.

Жизнь современнаго міра, даетъ намъ понятіе довольно ясное о возможности сгоранія міра, когда «всѣ стихіи возгорятся». То понятіе намъ даетъ разложеніе атома.

Конецъ міра не означаетъ его уничтоженіе, но измѣненіе. Все измѣнится, вдругъ во мгновеніе ока. Мертвые воскреснутъ въ новыхъ тѣлахъ — своихъ, но обновленныхъ, какъ Спаситель воскресъ въ Своемъ Тѣлѣ, на немъ были слѣды ранъ отъ гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и въ такомъ смыслѣ было новымъ тѣломъ. Неясно — будетъ ли то совсѣмъ новымъ тѣломъ, или то, какимъ человѣкъ былъ созданъ.

И явится Господь со славой на облакѣ. Какъ увидимъ? Зрѣніемъ духовнымъ. И теперь при смерти праведные люди видятъ то, чего не видятъ остальные люди кругомъ.

Вострубятъ трубы властно и громко. Онѣ вострубятъ въ душахъ и совѣсти. Все станетъ ясно въ человѣческой совѣсти.

Пророкъ Даніилъ, говоря о Страшномъ Судѣ, повѣствуетъ, что Старецъ Судія на престолѣ, а передъ нимъ огненная рѣка. Огонь — это очищающій элементъ. Огонь попаляетъ грѣхъ, сжигаетъ его и горе, если грѣхъ природнился самому человѣку, тогда онъ сжигаетъ и самого человѣка.

Тотъ огонь возгорится внутри человѣка: увидя Крестъ — одни возрадуются, а другіе придутъ въ отчаяніе, смятеніе, ужасъ. Такъ люди сразу раздѣлятся: въ евангельскомъ повѣствованіи, передъ Судіей одни становятся направо, другіе налѣво — ихъ раздѣлило внутреннее сознаніе.

Само состояніе души человѣка бросаетъ его въ ту или иную сторону, направо или налѣво.

Чѣмъ сознательнѣе и настойчивѣе стремился человѣкъ въ своей жизни къ Богу, тѣмъ большая будетъ его радость когда услышитъ сло/с. 87/во «пріидите ко Мнѣ благословенные» и наоборотъ, тѣ же слова вызовутъ огонь ужаса и мученія у тѣхъ кто не хотѣлъ Его, избѣгалъ или боролся и хулилъ при жизни.

Страшный Судъ не знаетъ свидѣтелей или протокольной записи. Все записано въ душахъ человѣческихъ и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явнымъ всѣмъ и самому себѣ, и состояніе души человѣка опредѣляетъ его направо или налѣво.

Идутъ одни въ радость, другіе въ ужасъ.

Когда раскроются «книги», всѣмъ станетъ ясно, что корни всѣхъ пороковъ въ душѣ человѣка. Вотъ пьяница, блудникъ — когда умерло тѣло, кто-то подумаетъ — умеръ и грѣхъ. Нѣтъ, въ душѣ была склонность и душѣ грѣхъ былъ сладокъ.

И если она въ томъ грѣхѣ не покаялась, не освободилась отъ него, она на Страшный Судъ придетъ съ тѣмъ же желаніемъ сладости грѣха и никогда не удовлетворитъ своего желанія. Въ ней будетъ страданіе ненависти и злобы. Это адское состояніе.

«Геенна огненная» — это внутренній огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тутъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» безсильной злобы.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 82-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.