Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ II. Постъ и Пасха.

Православное христіанство.

Вскорѣ послѣ начала распространенія ученія Христова среди язычниковъ, увѣровавшіе во Христа и ставшіе Его послѣдователями стали въ Антіохіи называться христіанами.

/с. 93/ Слово христіанинъ указывало, что носившій то имя предалъ себя Христу, принадлежитъ Ему своимъ сердцемъ и послѣдуетъ Его ученію.

Названіе христіанинъ, хорошо опредѣлявшее сущность послѣдователей Христа, пришлось имъ по сердцу, и именованіе ихъ христіанами изъ Антіохіи быстро распространилось повсюду. Христіане дорожили тѣмъ именемъ, будучи рады называть себя по имени возлюбленнаго ими Учителя и Господа. Нерѣдко на вопросы, какъ ихъ имя, — христіане отвѣчали, что имя ихъ «христіанинъ».

Евреи и язычники также стали называть ихъ тѣмъ именемъ, соединяя съ нимъ всю злобу и ненависть, которымъ они дышали противъ Христа.

«Откуда вы родомъ, какъ васъ зовутъ по имени и отчеству?», спрашиваетъ мучитель Латроніанъ престарѣлаго пресвитера Епиктета и его юнаго ученика Астіона (память 7 іюля). «Мы — христіане и рождены отъ христіанскихъ родителей», отвѣчаютъ они. «Не о томъ я васъ спрашиваю, скажите имена ваши, ваше вѣроученіе мнѣ извѣстно», говоритъ мучитель. «Мы христіане: Единому Господу нашему Іисусу Христу поклоняемся, а идоловъ гнушаемся», продолжаютъ свв. мученики.

Мучитель повелѣваетъ бить ихъ, строгать желѣзными когтями, опалять ихъ зажженными факелами, но ничего нельзя было услышать отъ нихъ кромѣ: «Мы — христіане, да будетъ въ насъ воля Господа Бога нашего». Это производитъ такое впечатлѣніе на одного изъ язычниковъ Вигилантія, что онъ въ теченіе трехъ дней все время повторяетъ въ умѣ слова, слышанныя отъ мучениковъ, а на четвертый день предъ всѣми заявляетъ: «я — христіанинъ» и принимаетъ св. Крещеніе. Многимъ мученіямъ подвергли еще послѣ того святыхъ Епиктета и Астіона, но они не переставали исповѣдывать «мы — христіане» и, принявъ мученическую кончину черезъ усѣченіе ихъ главъ мечемъ, отошли ко Христу, Котораго возлюбили и за Котораго страдали.

Однако, какъ ни цѣнно было христіанамъ ихъ имя, вскорѣ послѣ начала христіанства оно стало часто не соотвѣтствовать своему содержанію. Появились люди, которые, называя себя христіана/с. 94/ми, не были Христовы по духу. О нихъ Самъ Христосъ еще изрекъ: «Не всякъ, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидетъ въ Царствіе Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ» (Матѳ. 7, 21). Предрекъ Христосъ даже, что многіе будутъ выдавать себя за Него Самого, называя себя Его Именемъ. «Мнози пріидутъ во Имя Мое, глаголюще: азъ есмь Христосъ» (Матѳ. 24, 5).

Апостолы въ своихъ богодухновенныхъ посланіяхъ указывали, что ложные носители имени Христова появились уже въ ихъ время и предостерегали отъ всякаго общенія съ ними. «Якоже слышасте, яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристи мнози суть... Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ» (1 Іоан. 2, 18-19), пишетъ св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

Предписывая ученикамъ всячески избѣгать споровъ и разногласій по вопросамъ, не имѣющимъ значенія для спасенія (1 Кор. 1, 10-14), апостолы въ то же время заповѣдали имъ совершенно чуждаться тѣхъ, кто не приноситъ истиннаго ученія. Они указывали, что не по имени, а по своей вѣрѣ и дѣламъ узнается истинный служитель Бога (Рим. 2, 17-29), такъ какъ если имя не соотвѣтствуетъ имъ, оно является ложнымъ.

Самъ Господь въ Откровеніи, данномъ св. Іоанну Богослову, грозно рекъ о тѣхъ, кто ложно присваивалъ себѣ имя послѣдователей Ветхаго Завѣта: «говорятъ о себѣ, что они іудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Апок. 11, 9).

Равнымъ образомъ и христіаниномъ въ строгомъ смыслѣ является лишь тотъ, кто исповѣдуетъ истинное Христово ученіе и живетъ согласно ему. «Остались безъ Христа, отпали отъ благодати» (Гал. 5, 4), пишетъ св. апостолъ Павелъ про извращающихъ истинное ученіе. Много такихъ извратителей истинной вѣры, продолжавшихъ ложно носить имя христіанинъ, жило еще во времена апостоловъ, еще больше появилось въ послѣдующіе вѣка. Въ отличіе отъ такихъ ложныхъ христіанъ, исповѣдующіе истинную вѣру стали именоваться православными, ибо истинное христіанство заключается въ прославленіи Бога своею жизнью.

«Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ», за/с. 95/повѣдаетъ Христосъ (Матѳ. 5, 16). Прославлять же Бога своею жизнью возможно лишь тогда, когда мы имѣемъ правую вѣру, и сію вѣру въ то, что есть дѣйствительно истина выражаемъ словами и дѣлами. Посему православнымъ въ настоящемъ смыслѣ является тотъ, кто исповѣдуетъ правую, т. е., истинную вѣру и живетъ согласно ей.

Именуя наше вѣроисповѣданіе православнымъ, мы отличаемъ его отъ ложнаго христіанства, а называя себя православными тѣмъ указываемъ, что вѣра наша есть истинное, неподдѣльное и неповрежденное христіанство и нашъ долгъ точно выполнять его ученіе.

А что Православіе не напрасно носитъ то имя, но есть дѣйствительная истина, исключающая возможность существованія всякой иной истины, и что Православная Церковь есть именно та, о которой Христосъ сказалъ: «Созижду церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18), то засвидѣтельствовано и подтверждено многими знаменіями, совершившимися отъ основанія Церкви и не перестающими и нынѣ ярко проявляться въ Церкви Православной, какъ и чудесами не только древнихъ, но и въ близкія намъ времена просіявшихъ святыхъ угодниковъ Божіихъ.

Посему подобаетъ намъ радостно возглашать въ день Торжества Православія:

«Сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди».

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 92-95.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.