Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ II. Постъ и Пасха.

Проповѣдь въ недѣлю Православія.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Посредѣ двою разбойнику, мѣрило праведное обрѣтеся Крестъ Твой: овому убо низводиму во адъ тяготою хуленія; другому же легчащуся отъ прегрѣшеній, къ познанію богословія...» (великопостный тропарь 9-го часа, на славу). — Такъ говорится о Крестѣ Господнемъ. Мѣрило праведное обрѣтеся посреди двою разбойнику, три креста водрузи Пилатъ на Голгоѳѣ — два разбойника и одинъ Жизнодавца. Но /с. 96/ только Крестъ Спасителя былъ спасеніемъ для всего человѣчества, тотъ Крестъ, который стоялъ посреди, онъ есть орудіе міра, непобѣдимая побѣда — побѣда надъ діаволомъ и побѣда надъ смертью. Остальные два креста — одинъ былъ спасительнымъ для того, кто висѣлъ на немъ, другой былъ для него лѣстницей въ адъ.

Два разбойника висѣли на крестахъ возлѣ Господа Іисуса Христа, одинъ хулилъ все время Его и продолжалъ хулить, а другой, начавшій было хулить, потомъ образумился, и, познавъ всѣ прегрѣшенія, возопилъ къ Господу: «помяни мя, Господи, когда пріидеши во Царствіи Твоемъ»! И отвѣтилъ ему Господь: «днесь со Мною будеши въ раю»! Такъ черезъ Крестъ, черезъ страданія увѣровалъ разбойникъ благоразумный въ распятаго Христа, увѣровалъ, какъ говорится — къ познанію богословія.

Но когда простилъ ему Господь грѣхи, онъ позналъ въ Немъ Самаго Сына Божія, понялъ, что Человѣкъ тотъ, Который виситъ въ безславіи и безчестіи есть славный Царь Славы, понялъ, что Тотъ, Который сейчасъ кажется немощнымъ и слабымъ, есть Самъ всемогущій Творецъ и Властитель всей вселенной. Итакъ, открылись умныя очи, душевныя очи, тому разбойнику, который висѣлъ съ правой стороны, къ чему онъ пришелъ черезъ покаяніе, черезъ смиреніе. Такъ и Христосъ унизилъ Себя паче всѣхъ человѣкъ, унизилъ Себя для того, чтобы тѣмъ стереть и уничтожить грѣхъ гордости Адамовой. Такъ и разбойникъ, смиренно познавшій свои прегрѣшенія, просилъ у Господа прощенія и черезъ то явился ему Господь во всей Своей Славѣ.

А тотъ другой разбойникъ, висѣвшій съ лѣвой стороны, «ошуюю», — какъ говорится по-славянски, тотъ хулилъ Его все время, хулилъ потому, что сознавалъ, что грѣшенъ, что онъ есть преступникъ, что нарушилъ и человѣческіе и Божескіе законы, но не хотѣлъ покаяться, не хотѣлъ смириться, и онъ хулилъ тѣ самые законы, которые онъ нарушилъ, хулилъ Самаго Законодавца, Который далъ законы природы, который вложилъ въ людей совѣсть, по которой они пишутъ свои человѣческіе законы, хотя и не всегда съ ней согласуясь, онъ хулилъ Его и продолжалъ хулить, пока тяготою хуленія не сошла душа его во адъ.

Вотъ два пути которые лежатъ передъ людьми. Передъ нами лежитъ Животворящій Крестъ Господень. Господь сказалъ: «Кто хо/с. 97/четъ по Мнѣ идти, пусть возьметъ Крестъ свой и по Мнѣ грядетъ». Куда грядетъ? — Сначала черезъ страданія, также, какъ и Христосъ страдалъ, потомъ войдетъ со Христомъ и въ Царство Вѣчное, въ Царство Небесное, гдѣ Господь Іисусъ Христосъ сидитъ на Своемъ престолѣ. Нѣтъ другого пути, какъ только идти за Господомъ. И разбойникъ, который висѣлъ съ правой стороны, позналъ Бога и душой пошелъ за Нимъ. Не могъ онъ, конечно, тогда чудесно перемѣниться, это не нужно, онъ душой пошелъ за Христомъ, позналъ въ Немъ Бога, смирившагося ради спасенія человѣковъ, смирилъ себя, позналъ свои прегрѣшенія и со Христомъ пошелъ въ рай.

Передъ нами лежитъ путь двухъ разбойниковъ. Которымъ путемъ пойдемъ мы? Все время человѣчество шло однимъ или другимъ путемъ. Крестъ Господень являлся іудеямъ соблазномъ, еллинамъ же, то есть язычникамъ, — безуміемъ. Какъ можно поклоняться орудію смиренія, орудію казни? — они не понимали, что этимъ орудіемъ Господь спасъ все человѣчество отъ царства діавола, отъ царства грѣха, отъ вѣчной погибели. Для іудеевъ также былъ соблазномъ Крестъ Господень, они желали видѣть своего мессію какъ царя славы, какъ царя земного, который возвыситъ ихъ родъ іудейскій, и Крестъ, на которомъ былъ распятъ Христосъ, былъ для нихъ соблазномъ. Соблазномъ и безуміемъ казалось распятіе Христа; а черезъ это, какъ говоритъ намъ св. апостолъ Павелъ: «іудеямъ соблазнъ, еллинамъ же безуміе, намъ же Христосъ Божія сила и Божія премудрость». Вотъ то, что для однихъ было гибелью, для другихъ стало спасеніемъ.

Крестъ Господень дѣлитъ людей на двѣ части. Такъ одни увѣровали во Христа, другіе же споткнулись о камень преткновенія и гнали Церковь Христову, Тѣло Христово, Глава которой есть Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Церковь Христова есть Тѣло Христово, Самъ Онъ возглавляетъ ее и Божественнымъ Своимъ Тѣломъ и Кровію питаетъ вѣрующихъ, питаетъ чадъ Своей Церкви, такъ что мы едино со Христомъ и тѣлесно должны быть, и духовно. Мы тѣломъ соединяемся со Христомъ черезъ Божественное Причащеніе, должны душевно примкнуть и сразу слѣдовать Его заповѣдямъ.

Всѣ мы грѣшимъ, но одни грѣшатъ и каются, другіе хулятъ всѣ законы, которые они нарушаютъ. Такъ было и въ древности, когда /с. 98/ Арій и другіе еретики отвергали догматы святой Церкви, и тогда часто страдали вѣрующіе. Страдали вѣрующіе когда были нечестивые правители, которые ссылали ихъ въ ссылки; такъ св. Аѳанасій Великій, изъ сорока семи лѣтъ своего святительства, провелъ двадцать лѣтъ въ изгнаніи. И другіе святители также страдали за истину, страдали и многіе вѣрующіе, однако въ чистотѣ Православія они спаслись и отверзли врата вѣчной жизни, врата Царства Небеснаго. Часто торжествовали невѣрующіе, часто попирали они Церковь Христову, но затѣмъ наступала ихъ гибель и паденіе, и не въ Царство Небесное, а въ вѣчныя муки въ преисподнюю посылались ихъ души, также какъ нѣкогда Христосъ послалъ въ адъ душу Ирода и другихъ, которые искали Его душу.

Передъ нами лежитъ путь спасенія, или путь погибели. О Крестъ споткнулись и христіане во время иконоборчества, когда стали гнать св. иконы, когда стали уничижаться и другія святыни, и Крестъ Господень. И это тѣ, которые называли себя правовѣрными, даже считали себя православными. Итакъ, полтораста лѣтъ господствовала иконоборческая ересь, пока, наконецъ, не была она сломлена окончательно.

Въ день Торжества Православія мы торжествуемъ побѣду Христову надъ иконоборчествомъ и надъ всѣми бѣсами. Крестъ Господень раздѣлялъ вѣрующихъ и невѣрующихъ, тѣхъ которые шли путемъ спасенія и которые шли путемъ погибели. Также отвергаютъ Крестъ Господень и нынѣшніе иконоборцы-протестанты и другіе, которые отрицаютъ святыя иконы. Они готовы допустить въ своихъ жилищахъ красивыя изображенія какихъ-нибудь событій евангельскихъ, но однако отвергаютъ почитаніе святыхъ иконъ, которыя напоминаютъ намъ, что спасеніе пріобрѣтается путемъ тяжелымъ, узкимъ путемъ, какимъ шелъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, путемъ борьбы со своими грѣхами и пороками, путемъ пощенія и молитвъ. Этого не признаютъ тѣ, которые желаютъ видѣть въ христіанствѣ только нѣчто розовое и прекрасное, когда можно безъ всякаго усилія, безъ всякаго напряженія себя, безъ всякой борьбы со своими грѣхами войти въ вѣчное блаженство. Они идутъ тѣмъ путемъ, которымъ шелъ разбойникъ висѣвшій ошуюю: они отрицаютъ всѣ законы, которые далъ /с. 99/ Господь Своими устами и послалъ апостоловъ проповѣдывать ихъ по всей вселенной; они отрицаютъ тѣ уставы и писанія которые свято хранитъ святая Православная Церковь.

И вотъ черезъ Крестъ одни спасаются къ познанію богословія, къ познанію Истины вѣчной, другіе тяготой хуленія снисходятъ въ адскія мученія. Такой путь пространный предстоитъ предъ нами православными и здѣсь есть соблазны, которые раздѣляютъ вѣрующихъ если они хотятъ и желаютъ идти тѣмъ путемъ, который имъ Христосъ указалъ.

Всѣ мы грѣшимъ, всѣ мы нарушаемъ Христовы заповѣди и законы святой Церкви, но одни сознаютъ себя грѣшными въ томъ, что они ихъ нарушаютъ и каются въ своихъ прегрѣшеніяхъ, а другіе, вмѣсто того, отрицаютъ сами законы и не хотятъ имъ покоряться, говорятъ, что законы эти устарѣли, законы уже не нужны, мы-де сами умнѣй чѣмъ тѣ, которые дали законы церковные, которые Самъ Господь далъ черезъ апостоловъ и Своихъ святителей. Вотъ передъ вами два пути — путь благоразумнаго разбойника и путь того, который тяготой хуленія снизшелъ во адъ.

Здѣсь передъ нами также вѣчныя тѣ произведенія. Одни готовы признать изображенія, если они хорошо написаны, если они красивы и услаждаютъ взоръ, другіе почитаютъ тѣ иконы, гдѣ святые изображены страдающими, гдѣ изображены ихъ мученическіе подвиги, ихъ посты и моленія, тѣ неблагообразія внѣшнія, но благообразіе внутреннее видится на этихъ священныхъ изображеніяхъ. Это, братіе, путь двухъ разбойниковъ. Одни желаютъ спасенія, другіе желаютъ только наслажденія въ этомъ мірѣ, и когда это имъ не дается, то они хулятъ тѣ законы, которые даны для нашего спасенія.

И сейчасъ также могутъ возникнуть у насъ разныя дѣленія. Потому, что законы Церкви Христовой непреложны, христіанинъ долженъ покоряться законамъ и уставамъ Церкви безотносительно того, какъ къ этому относятся другіе, какъ относится окружающее общество, благожелательно или отрицательно, къ законамъ Церкви. Вѣрные Христовы идутъ за Христомъ путемъ тѣхъ законовъ, тѣхъ уставовъ, которые свято хранитъ святая Церковь. А тѣ, которые жела/с. 100/ютъ лишнихъ удобствъ и радости въ этомъ земномъ мірѣ, который погибнетъ рано или поздно, тѣ предпочитаютъ законы другіе — не церковные, а тѣ, которые допускаютъ имъ жить, какъ они хотятъ, и мыслить, какъ они хотятъ, свою волю ставить выше надъ духомъ Церкви, духомъ, который данъ отъ Самаго Господа Бога, и призываютъ и другихъ слѣдовать ихъ путемъ.

Быть можетъ, братіе, скоро предъ вами опять настанетъ здѣсь волненіе, и нѣкоторые изъ васъ будутъ призывать идти путемъ отрицанія святыхъ законовъ и покоряться только тѣмъ законамъ, которые даны только человѣческой властью. Бойтесь этого пути! Бойтесь этого пути, которымъ пошелъ разбойникъ, висѣвшій ошуюю, ибо тяготой хуленія, тяготой хуленія Христа, пошелъ въ вѣчную гибель. И тѣ, которые хулятъ церковные законы, тѣ хулятъ Самого Христа, Который есть Глава Церкви, ибо законы Церкви даны Духомъ Святымъ черезъ апостоловъ. А законы помѣстные основаны на тѣхъ же самыхъ законахъ, на законахъ и канонахъ Церкви. Не будемъ себя считать болѣе мудрыми, чѣмъ тѣ святители, которые установили правила Церкви, не будемъ мнить себя вельми мудрыми. Будемъ смиренно съ разбойникомъ благоразумнымъ взывать: «помяни мя, Господи, во Царствіи Твоемъ!»

Помолитесь о прощеніи грѣховъ. Если мы отступаемъ отъ законовъ Церкви, если мы постоянно нарушаемъ ихъ, помолитесь, чтобы Господь помиловалъ и съ разбойникомъ насъ ввелъ въ Царство Небесное. Тогда не пойдемъ тѣмъ путемъ, которымъ пошелъ нечестивый разбойникъ, оставшись нечестивымъ до конца и снизшедшій въ преисподнюю. Отъ чего да избавитъ насъ всѣхъ Господь. Аминь.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 95-100.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.