Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово.

На литургіи въ день Свѣтлаго Воскресенія читается начало Евангелія отъ Іоанна о Божественномъ Словѣ. Когда все исполняется Свѣтомъ Воскресенія Христова и небеса соединяются съ землей въ прославленіи Побѣдителя смерти, Евангеліемъ возвѣщается Кто Онъ: «Въ началѣ (по древнему переводу — искони) было Слово».

О Словѣ говорилось еще въ Ветхомъ Завѣтѣ: «Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ» (Пс. 32, 6), «Посла Слово Свое, и исцѣли я» (Пс. 106, 20). Особенно ярко и выразительно о могущественномъ дѣйствіи Слова Божіяго сказано въ книгѣ Премудрости Соломона.

Однако ветхозавѣтные люди подъ Словомъ Божіимъ подразумѣвали лишь проявленіе воли и дѣйствія Божьяго. Нынѣ же благовѣствуетъ Іоаннъ, что Слово Божіе есть Самъ Сынъ Божій Единородный, Второе Лицо Святой Троицы.

Почему Сынъ Божій именуется также Словомъ?

Потому что черезъ него Отецъ выражаетъ Свою волю.

Слово Божіе не таково, какъ слово человѣческое. Человѣкъ выражаетъ словомъ свои мысли и желанія. Но слово сказанное человѣкомъ умолкаетъ и исчезаетъ. Выраженное имъ желаніе иногда исполняется, а часто остается невыполненнымъ.

Слово Божіе вѣчно и всемогуще. Оно всегда у Бога. Слово человѣческое есть его служебная сила. Слово Божіе есть Второе Лицо Святой Троицы. Оно Само Богъ.

Богъ Слово есть Сынъ Божій и любитъ Отца, и все добровольно творитъ по Его волѣ. Точнѣе — у нихъ одна воля.

Богъ Отецъ любитъ Своего Сына и все творитъ черезъ Него. Ничего не создано Отцемъ помимо Сына. «Имже вся быша». Все че/с. 129/резъ Него начало быть и безъ Него ничего не начало существовать, что существуетъ: «Вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть» (Іоан. 1, 3) (Какъ объ этомъ говоритъ 2-й членъ Сѵмвола Вѣры). Когда въ книгѣ Бытія говорится, что при твореніи міра Богъ «рече да будетъ Свѣтъ, рече да будетъ твердь», то это значитъ, что Богъ Отецъ захотѣлъ сотворить свѣтъ, твердь и прочее и что Слово, Сынъ Его, привело это въ исполненіе.

Слово Божіе даетъ жизнь. Оно есть источникъ жизни: «Въ Томъ животъ бѣ и животъ бѣ свѣтъ человѣковъ».

Слово Божіе есть Свѣтъ, черезъ Него являетъ Себя Богъ Отецъ и возвѣщаетъ Свою божественную волю: «Бѣ свѣтъ истинный, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ» (Іоан. 1, 9).

Тотъ Свѣтъ не можетъ сокрыть никакая тьма: «Свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ и тьма его не объятъ».

Мракъ грѣха овладѣлъ человѣчествомъ послѣ грѣхопаденія, но не могъ сокрыть Божественнаго Свѣта.

Согласно волѣ Отчей, Сынъ Божій освятилъ міръ, сошедъ на землю и воплотившись. «Слово плоть бысть и вселися въ ны» (Іоан. 1, 16).

Приготовить путь Ему въ сердцахъ людскихъ посланъ былъ Богомъ Іоаннъ Предтеча. Онъ проповѣдывалъ о Христѣ и призывалъ вѣровать въ Него, ибо Онъ Сынъ Божій.

Задолго до того черезъ Моисея былъ данъ Законъ. Но Законъ, ограничивая зло, не могъ спасти людей. Внѣшне исполняя Законъ, люди оставались полными зла внутри себя. Посему міръ не узналъ пришедшаго на землю Своего Творца, Сына Божія: «Въ мірѣ бѣ, міръ Тѣмъ бысть, и міръ Его не позна: во своя пріиде, и свои Его не пріяша» (Іоан. 1, 10-11). Блюстители Закона не пріяли воплотившееся Слово, ибо нестерпимъ былъ для нихъ Свѣтъ Его.

Но преданный ими на смерть Источникъ Жизни, сошедъ во адъ, разрушилъ его, разогналъ мракъ Своимъ Божественнымъ Свѣтомъ.

Воскресши изъ мертвыхъ, Христосъ отверзъ врата Царства Славы Своей всѣмъ вѣрующимъ въ Него. Увѣровавшіе въ воплотившагося Сына Божія и пріявшіе Его въ свою душу и сердцемъ становятся чадами Божіими. Благодать Божія духовно возрождаетъ ихъ, /с. 130/ вселяясь въ нихъ и давая силы любить Истину и творить волю Господню. «Елицы же пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во Имя Его» (Іоан. 1, 12).

Возрожденные благодатію, если до конца земной жизни пребудутъ въ ней и будутъ идти путемъ, указаннымъ Христомъ, Свѣтомъ истиннымъ, удостоятся пріять отъ Него новый даръ: они вѣчно будутъ наслаждаться въ Царствѣ Отца Небеснаго зрѣніемъ Славы Сына Его Единороднаго, Славы, превосходящей все въ мірѣ, испытывая при томъ радость и блаженство невыразимыя.

То же превѣчное Божіе Слово, которымъ сотворенъ міръ, спасло и возродило къ новой радостной жизни родъ человѣческій Своимъ воплощеніемъ и Воскресеніемъ.

Свѣтлое Воскресеніе есть торжество Бога Слова, день побѣды Его надъ адомъ и смертью, начало новой жизни и вѣчнаго веселія, Имъ даруемаго.

Собезначальное Слово Отцу и Духови, отъ Дѣвы рождшееся на спасеніе наше, воспоимъ, вѣрніи, и поклонимся, яко благоволи плотію взыти на Крестъ, и смерть претерпѣти, и воскресити умершія славнымъ Воскресеніемъ Своимъ.

Единородный Сыне и Слове Божій, безсмертенъ сый, смертію смерть поправый, Единъ Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси насъ.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 128-130.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.