Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

Православное почитаніе Богоматери.

Православная Церковь, содержащи истинную вѣру, учитъ о Богородицѣ то, что Священное Преданіе и Священное Писаніе сообщили о Ней и ежедневно прославляетъ Ее въ своихъ храмахъ, прося у Нея помощи и защиты. Зная, что Ей пріятны лишь тѣ восхваленія, которыя соотвѣтствуютъ Ея дѣйствительной славѣ, святые Отцы и пѣснописцы у Нея Самой и Ея Сына молили вразумить ихъ, кáкъ воспѣвать Ее: «Огради помышленія моя, Христе мой, ибо чистую Матерь Твою воспѣти дерзаю» (икосъ Успенія). «Церковь учитъ, что Христосъ истинно родился отъ Маріи Приснодѣвы» (св. Епифаній Кипрскій, «Истинное слово о вѣрѣ»). «Необходимо намъ исповѣдывать, что Святая приснодѣвственная Марія дѣйствительно есть Богородица, чтобы не впасть въ злохуленіе. Ибо отрицающіе, что Святая Дѣва дѣйствительно есть Богородица не суть уже вѣрные, но ученики фарисеевъ и саддукеевъ» (преп. Ефремъ Сиринъ, «Монаху Іоанну»).

Изъ преданія извѣстно, что Марія была дочь престарѣлыхъ Іоакима и Анны, причемъ Іоакимъ происходилъ изъ царственнаго рода Давида, а Анна изъ священническаго рода. Несмотря на такое знатное происхожденіе, они были бѣдны. Однако не это печалило этихъ праведныхъ людей, а то, что они не имѣли дѣтей и не могли надѣяться, что ихъ потомокъ увидитъ Мессію. И вотъ, когда однажды, презираемые евреями за свое неплодіе, они оба въ горести души возносили Богу молитвы — Іоакимъ на горѣ, гдѣ уединился послѣ того, какъ священникъ не захотѣлъ принести его жертвы въ храмѣ, а Анна у себя въ саду, оплакивая свое безплодство, тогда явился имъ Ангелъ и сообщилъ, что они родятъ дочь. Обрадованные, они обѣщали посвятить свое дитя Богу.

Черезъ девять мѣсяцевъ родилась у нихъ дочь, названная Маріей, съ ранняго возраста проявившая наилучшія душевныя качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обѣщаніе, торжественно отвели въ Іерусалимскій храмъ малую Марію, Которая сама взошла по высокимъ ступенькамъ, а встрѣтившимъ Ее Первосвященникомъ Захаріей, по откровенію Божію, введена была въ самое Святая Святыхъ, совводя съ Собой почивавшую на Ней благодать Божію въ дотолѣ безблагодатный храмъ (кондакъ Введенія). Это былъ вновь построенный храмъ, въ который слава Божія не сходила, какъ въ Скинію или Соломоновъ. Она поселилась въ существовавшихъ при храмѣ помѣщеніяхъ для дѣвъ, но такъ много времени проводила въ молитвѣ въ Святая Святыхъ, что, можно сказать, жила въ немъ (см. стихиры Введенія на «Господи воззвахъ» 2-ая и на «Слава, и нынѣ»). Украшенная всѣми добродѣтелями, Она явила примѣръ необычайно чистой жизни. Всѣмъ покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубаго слова, ко всѣмъ была привѣтлива, даже не допускала скверной мысли (сокращенно изъ св. Амвросія Медіоланскаго: «О приснодѣвствѣ Дѣвы Маріи»).

«Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грѣхъ и вѣчная смерть проявляли въ Ней свое присутствіе. Они не могли не проявляться: таково точное и вѣрное ученіе Православной Церкви о Богоматери по отношенію къ первородному грѣху и смерти» (святитель Игнатій Брянчаниновъ, «Изложеніе ученія Православной Церкви о Божіей Матери»). «Чуждая грѣховнаго паденія (св. Амвросій Медіоланскій, «Толкованіе 118 псалма»), Она не была чужда грѣховныхъ искушеній». «Вѣдь, одинъ Богъ безъ грѣха» (св. Амвросій Медіоланскій, Тамъ же), а человѣкъ всегда будетъ имѣть въ себѣ, что нужно еще исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божію заповѣдь: «Святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ» (Лев. 19, 2). Чѣмъ чище кто и совершеннѣе, тѣмъ больше онъ замѣчаетъ свои несовершенства и тѣмъ недостойнѣе себя считаетъ.

Дѣва Марія, всю себя отдавшая Богу, хотя и отражала отъ себя всякое поползновеніе къ грѣху, сильнѣе другихъ ощущала слабость человѣческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она въ смиреніи почитала Себя недостойной быть и служанкой имѣющей Его родить Дѣвы. Чтобы ничто не отвлекало Ее отъ молитвы и вниманія къ себѣ, Марія дала Богу обѣтъ безбрачія, дабы всю свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Іосифу, когда Ея годы не позволяли Ей больше оставаться при храмѣ, Она поселилась въ его домѣ въ Назаретѣ. Здѣсь удостоилась Дѣва прихода Архангела Гавріила благовѣстившаго Ей о рожденіи отъ Нея Сына Вышняго: «Радуйся благодатная: Господь съ Тобою. Благословенна Ты въ женахъ... Духъ Святый найдетъ на Тя и Сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое свято, наречется Сынъ Божій» (Лук. 1, 28. 35).

Смиренно и покорно приняла Марія ангельское благовѣстіе. «Тогда же Слово, какъ Ему Самому извѣстно, низошло и, какъ Само изволило, подвиглось, вошло въ Марію и вселилось въ Ней» (преподобный Ефремъ Сиринъ, «Похвала Пресвятой Божіей Матери»). «Какъ молнія озаряетъ сокровенное, такъ и Христосъ очищаетъ сокровенное естества. Онъ очистилъ Дѣву, и потомъ родился, чтобы показать, что гдѣ Христосъ, тамъ проявляется чистота во всей силѣ. Очистилъ Дѣву, предуготовавъ Духомъ Святымъ, и потомъ утроба, ставъ чистою, зачинаетъ Его. Очистилъ Дѣву при Ея непорочности, почему и родившись оставилъ Дѣвою. Не говорю, что Марія стала безсмертною, но что осіяваемая благодатію Она не возмущалась грѣховными пожеланіями» (преподобный Ефремъ Сиринъ, «Слово на еретиковъ», 41-е). «Вселился въ Нее Свѣтъ, омылъ Ея умъ, чистыми содѣлалъ Ея помыслы, уцѣломудрилъ попеченія Ея, освятилъ дѣвство Ея» (преподобный Ефремъ Сиринъ, «Марія и Ева»). «Чистую по человѣческимъ понятіямъ сдѣлалъ благодатно чистой» (святитель Игнатій Брянчаниновъ, «Изложеніе ученія Православной Церкви о Божіей Матери»).

Марія не сказала никому про явленіе Ангела, но Ангелъ самъ объявилъ Іосифу о чудесномъ зачатіи Маріей отъ Духа Святаго (Матѳ. 1, 18-25), а по рожденіи Христовомъ со множествомъ воинства небеснаго благовѣстилъ пастырямъ. Пастыри, прійдя поклониться Новорожденному, сказали, чтó слышали о Немъ. Прежде молча претерпѣвшая подозрѣніе, Марія теперь молча слушала и «слагала въ сердцѣ Своемъ» слова о величіи Своего Сына (Лук. 2, 8-19). Слышала Она черезъ 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказаніе объ оружіи, которое пройдетъ чрезъ Ея душу. Послѣ видѣла, какъ Іисусъ преуспѣвалъ въ премудрости, слышала Его въ 12 лѣтъ поучающимъ въ храмѣ и все «соблюдала въ сердцѣ Своемъ» (Лук. 2, 21-51).

Хотя и благодатная, Она еще не вполнѣ разумѣла, въ чемъ будетъ состоять служеніе и величіе Ея Сына. Еврейскія понятія о Мессіи были Ей еще близки, и естественныя чувства заставляли Ее заботиться о Немъ, охраняя Его отъ чрезмѣрныхъ, какъ могло казаться, трудовъ и опасностей. Поэтому невольно Она вначалѣ становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указаніе о превосходствѣ родства духовнаго надъ тѣлеснымъ (Матѳ. 12, 46-49). «Имѣлъ Онъ попеченіе и о чести Матери, но гораздо болѣе объ Ея душевномъ спасеніи и о благѣ людей, для чего и плотію облекся» (святой Іоаннъ Златоустъ, «Толкованіе на Евангеліе отъ Іоанна», бесѣда XXI). Марія уразумѣла то и, «слышавши рѣчь Божію, сохранила ее» (Лук. 11, 27-28). Какъ ни одинъ человѣкъ, Она возымѣла тѣ же чувствованія, что и Христосъ (Флп. 2, 5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видѣла Своего Сына гонимымъ и страдающимъ. Обрадованная въ день Воскресенія, Она въ день Пятидесятницы облеклась Силою свыше (Лук. 24, 49). Сошедшій на Нее Духъ Святый «Ее научилъ всему» (Іоан. 14, 26) и «наставилъ на всяку истину» (Іоан. 15, 13). Просвѣщенная, Она еще ревностнѣе стала трудиться творить слышанное Ею отъ Ея Сына и Искупителя, чтобы взойти къ Нему и быть съ Нимъ.

Конецъ земной жизни Пресвятой Богородицы былъ началомъ Ея величія. «Преукрашенная божественною славою» (ирмосъ канона Успенія), Она стоитъ, будетъ стоять и въ день Страшнаго Суда и въ будущемъ вѣкѣ одесную престола Сына Своего, царствуя съ Нимъ и имѣетъ дерзновеніе къ Нему, какъ Его Мать по плоти и какъ единонравная по духу, какъ волю Божію сотворившая и другихъ научившая (Матѳ. 5, 19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь къ Сыну и Богу Своему проявляетъ въ любви къ человѣческому роду, предстательствуетъ за него предъ Милостивымъ и, обходя землю, помогаетъ людямъ.

Испытавшая всѣ тяжести земной жизни, Заступница рода христіанскаго видитъ каждую слезу, слышитъ каждое стенаніе и мольбу, обращенную къ Ней. — Особенно Ей близки тѣ, которые трудятся въ борьбѣ со страстями и ревнуютъ о богоугодной жизни. Но и въ житейскихъ попеченіяхъ Она незамѣнимая помощница. «Всѣхъ скорбящихъ Радосте, и обидимыхъ Заступнице, и алчущихъ питательнице, странныхъ утѣшеніе, обуреваемыхъ пристанище, больныхъ посѣщеніе, немощныхъ покровъ и заступницѣ, жезлъ старости, Мати Бога вышняго Ты еси, Пречистая» (стихира Одигитріи). «Надежда и предстательство и прибѣжище христіанъ», въ «молитвахъ неусыпающая Богородица», «спасающая непрестанною Своею молитвою» (Богородиченъ 3-го гласа), «день и ночь молится о насъ, и скиптры Царствія Ея молитвами утверждаются» (повседневная полунощница).

Нѣтъ ума и словъ выразить величіе Той, Которая родилась въ грѣшномъ человѣческомъ родѣ, а стала Честнѣйшая Херувимъ и Славнѣйшая Серафимъ. «Неизреченныхъ Божіихъ и Божественныхъ таинъ зря въ Дѣвѣ благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образъ разумѣти недоумѣюся, странный и неизреченный: како избранная, Чистая, едина явися паче всея твари видимыя и разумѣваемыя? Тѣмже восхвалити хотя Сію, ужасаюся зѣло умомъ же и словомъ, обаче дерзая, проповѣдаю и величаю: Сія есть селеніе небесное» (икосъ Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы).

Высока сія Божія скинія, ибо, родивъ Царя Христа, Она возвысилась паче серафимовъ. О, высота неудобовосхвалимая для человѣческихъ помысловъ!

А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о семъ послушай сладкоглаголиваго Іоанна Дамаскина, вѣщающаго о Ней слѣдующее: «Она принесена Богу, Царю всѣхъ, одѣянная благолѣпіемъ добродѣтелей, какъ бы золотою ризою, украшенная благодатію Духа Святаго, и слава Ея внутри Ея: ибо какъ для всякой жены слава ея — мужъ, приходящій отвнѣ, такъ слава Богородицы внутри Ея, т. е. плодъ чрева Ея». И еще Дамаскинъ говоритъ, обращаясь къ Ней: «О, Дѣво Богоблагодатная, святая Церковь Божія, которую духовно создалъ оный сотворившій міръ Соломонъ (Премудрый Творецъ міра) и вселился въ Нее! Не золотомъ, не бездушными камнями украшена Она, но, вмѣсто золота, сіяетъ Духомъ, вмѣсто дорогихъ камней, имѣетъ многоцѣнный бисеръ — Христа».

«Недоумѣетъ всякъ языкъ благохвалити по достоянію, изумѣваетъ же умъ и премірный пѣти Тя, Богородице, обаче Благая сущи, вѣру пріими, ибо любовь вѣси божественную нашу, Ты бо христіанъ еси Предстательница, Тя величаемъ» (ирмосъ 9-й пѣсни Богоявленія).

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 56-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.