Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

За что былъ помилованъ Благоразумный разбойникъ?

«Единъ отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси Себе и наю. Отвѣщавъ же другій прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томже осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева: Сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаше Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи» (Лук. 23, 39-43).

Такъ повѣствуетъ святой евангелистъ Лука о глубоко назидательномъ и умилительномъ событіи, объ обращеніи и помилованіи Христомъ разбойника, висѣвшаго рядомъ съ Нимъ на крестѣ на Голгоѳѣ.

Чѣмъ заслужилъ разбойникъ такую милость? Чѣмъ вызванъ такой скорый и рѣшительный отвѣтъ Господа? Въ аду находились еще всѣ ветхозавѣтные праведники, включая св. Іоанна Предтечу. Въ адъ собирался сойти Самъ Господь, правда не для того, чтобы тамъ страдать, а чтобы вывести оттуда узниковъ.

Не обѣщалъ еще Господь никому возвести его въ Царство Небесное, даже апостоламъ обѣщалъ взять ихъ въ Свои обители, лишь когда ихъ уготовитъ.

За что же разбойникъ прежде всѣхъ удостаивается милости, почему ему такъ быстро отверзаются двери рая? Вникнемъ въ состояніе души разбойника и въ окружающую его обстановку.

Всю жизнь провелъ онъ въ разбояхъ и преступленіяхъ. Но видно не умерла въ немъ совѣсть и въ глубинѣ души осталось нѣчто доброе. Преданіе говоритъ даже, что онъ былъ тѣмъ самымъ разбойникомъ, ко/с. 153/торый во время бѣгства Христа въ Египетъ сжалился надъ прекраснымъ дитятей и не позволилъ Его убить своимъ сотоварищамъ, вмѣстѣ съ нимъ напавшимъ было на бѣжавшее въ Египетъ святое семейство. Не вспомнилось ли нынѣ ему лицо того Младенца, когда онъ всмотрѣлся въ лицо Висѣвшаго рядомъ съ нимъ на крестѣ?

Но было ли то такъ или нѣтъ, во всякомъ случаѣ взглядъ разбойника на Христа пробудилъ въ немъ совѣсть. Нынѣ онъ висѣлъ рядомъ съ Праведникомъ, рядомъ съ «Краснымъ добротою паче сыновъ человѣческихъ» (Пс. 44, 3), Котораго въ то время былъ «видъ безчестенъ, умаленъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ», не имѣвшимъ «ни вида, ниже славы» (Исаія 53, 2-3).

Глядя на Него разбойникъ словно очнулся отъ глубокаго сна. Ему ясно представилось различіе между Нимъ и имъ самимъ. Тотъ — несомнѣнный Праведникъ, прощающій даже Своимъ мучителямъ и молящійся за нихъ Богу, Котораго называетъ Своимъ Отцомъ. Онъ же — убійца многихъ жертвъ, проливавшій кровь людей не сдѣлавшихъ ему никакого зла.

Взирая на Висѣвшаго на крестѣ, онъ словно въ зеркалѣ увидѣлъ свое нравственное паденіе. Все лучшее, что таилось въ немъ, пробудилось и искало выхода. Онъ осозналъ свои грѣхи, понялъ, что къ печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему не кого. Посему злобное настроеніе противъ исполнителей казни, каковымъ былъ охваченъ разбойникъ, распятый по другую сторону отъ Христа, а вначалѣ и онъ самъ (Матѳ. 27, 44), смѣнилось въ немъ чувствомъ смиренія и сокрушенія. Онъ почувствовалъ страхъ грядущаго надъ нимъ суда Божія.

Отвратителенъ и ужасенъ сталъ для него грѣхъ. Въ душѣ онъ уже не былъ разбойникомъ. Въ немъ проснулись человѣколюбіе и милосердіе. Со страхомъ за участь своей души въ немъ сочеталось отвращеніе къ происходившему надругательству надъ невиннымъ Страдальцемъ.

Несомнѣнно онъ слышалъ и прежде о великомъ Учителѣ и Чудотворцѣ изъ Назарета. Происходившее въ Іудеѣ и въ Галилеѣ было предметомъ многихъ разговоровъ и толковъ во всей странѣ. Прежде то, что онъ слышалъ о Немъ, проходило мимо его вниманія. Теперь, /с. 154/ очутившись вмѣстѣ съ Нимъ и въ одинаковомъ съ Нимъ положеніи, онъ началъ понимать нравственное величіе Его личности.

Беззлобіе, всепрощеніе и молитва Христова поразили разбойника. Онъ сердцемъ понялъ, что рядомъ съ нимъ не обычный человѣкъ. Такъ обращаться къ Богу, какъ Своему Отцу, въ часъ смерти могъ лишь тотъ, кто воистину сознавалъ себя Сыномъ Божіимъ. Не поколебаться въ своемъ ученіи о любви и всепрощеніи, перенося всю низость людской клеветы и злобы тѣхъ, коимъ творилъ благодѣянія, могъ лишь тотъ, кто былъ въ тѣсномъ общеніи съ источникомъ Любви или Самъ былъ Имъ.

Вспомнилось разбойнику все, что онъ слышалъ необычнаго о распятомъ нынѣ съ нимъ и теплое чувство вѣры зародилось въ его сердцѣ. Да, несомнѣнно Онъ былъ Сынъ Божій, воплотившійся на землѣ, но пребывающій непрерывно въ общеніи со Отцомъ Своимъ, Сынъ Божій, не принятый землей и возвращающійся на небо, Сынъ Божій, могущій прощать людямъ! У него появилась надежда, что онъ избѣжитъ осужденія на судѣ посмертномъ. Если Іисусъ молитъ Отца Своего за Своихъ распинателей, Онъ не отвергнетъ и распятаго съ Нимъ. Къ Нему нужно обратиться, чтобы Онъ, раздѣляющій сейчасъ съ нимъ одну участь горькихъ страданій, принялъ его и въ Своемъ блаженствѣ.

Правда, обращеніе къ Іисусу со словами любви и участія встрѣчено будетъ насмѣшками окружающей толпы, бѣснующейся и хулящей Его. Признать Его праведникомъ и Сыномъ Божіимъ — значитъ привлечь на себя вниманіе и гнѣвъ старѣйшинъ Іудейскихъ. Хотя они не смогутъ причинить ему тѣлесныхъ мученій больше, чѣмъ онъ уже терпитъ, но какъ тяжело будетъ чувствовать вокругъ себя одну злобу, какъ тяжки сдѣлаются для него страданія, когда и надъ нимъ начнетъ издѣваться бушующій здѣсь праздный народъ!

Впрочемъ, чтó для него теперь гнѣвъ земныхъ властей, чтó ему нынѣ насмѣшки людскія? Какъ ни тяжело быть отверженнымъ людьми у порога смерти, еще тяжелѣе быть отверженнымъ Богомъ. На судъ Божій идетъ онъ и Бога лишь нужно ему страшиться! Нужно въ послѣднія мгновенія жизни сдѣлать то, что еще въ его силахъ, чтобы снискать благоволеніе Божіе!

/с. 155/ Пусть своими словами онъ хоть нѣсколько облегчитъ страданія Христа, путь хоть одинъ изъ хулящихъ усовѣстится и перестанетъ злословить Его. Христосъ, обѣщавшій вознаградить за чашу воды поданную во имя Его, не оставитъ за то и его безъ воздаянія. Пусть поносящіе Христа, поносятъ и его съ Нимъ! Это еще тѣснѣе свяжетъ его съ Христомъ! Съ Христомъ будетъ дѣлить онъ участь здѣсь, не забудетъ его Христосъ и въ Своей славѣ!

И вотъ, среди шума громкихъ насмѣшекъ, злословій и ругательствъ, онъ сталъ увѣщевать своего сотоварища, висѣвшаго по лѣвую сторону отъ Христа, перестать злословить Его. «Ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси? И мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева. Сей же ни единаго зла сотвори». А затѣмъ изъ устъ его послышался смиренный гласъ: «помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си».

То былъ зовъ бывшаго разбойника, а нынѣ новаго ученика Христова, увѣровавшаго во Христа тогда, когда прежніе ученики оставили Его.

«Разбойникъ богословяше, азъ же отвергохся» (сѣдаленъ гласъ 5), вопилъ со скорбію послѣ св. апостолъ Петръ. Усомнились въ то время въ Господѣ и всѣ остальные апостолы.

Даже св. Іоаннъ Богословъ, неотлучно слѣдовавшій за своимъ Учителемъ и стоявшій у Креста на Голгоѳѣ, хотя и продолжалъ быть вѣренъ возлюбившему его Іисусу, не имѣлъ тогда совершенной вѣры въ Божественность своего Учителя: лишь послѣ Воскресенія, войдя въ пустой гробъ, гдѣ лежали пелены и головной платъ, обвивавшіе мертвое Тѣло Христово, онъ «видѣ и вѣрова», что Христосъ воистину воскресъ и есть Сынъ Божій.

Апостолы поколебались въ своей вѣрѣ въ Іисуса, какъ въ Мессію, потому что они ожидали и хотѣли въ Немъ видѣть земного Царя, въ Царствѣ котораго они смогутъ сидѣть «одесную и ошуюю» Господа.

Разбойникъ понялъ, что царство униженнаго и преданнаго на позорную смерть Іисуса изъ Назарета «нѣсть отъ міра сего». Но именно того царства и искалъ нынѣ разбойникъ: затворялись за нимъ врата земной жизни, открывалась вѣчность. Расчеты съ земной /с. 156/ жизнью у него были покончены, онъ думалъ теперь о жизни вѣчной. И у порога вѣчности стала ему понятна тщета земной славы и земныхъ царствъ. Онъ осозналъ, что величіе заключается въ праведности, и въ праведномъ невинно мучимомъ Іисусѣ онъ узрѣлъ Царя правды. Не славы въ земномъ царствѣ просилъ онъ у Него, но спасенія своей души.

Вѣра разбойника, родившаяся изъ преклоненія предъ нравственнымъ величіемъ Христа, оказалась крѣпче, чѣмъ вѣра апостоловъ, хотя и плѣненныхъ высотой ученія Христова, но еще больше вѣровавшихъ въ Него ради происходившихъ отъ Него чудесъ и знаменій.

Не совершилось нынѣ чудеснаго избавленія Христа отъ его враговъ, — и вѣра апостоловъ поколебалась.

Но проявленное Христомъ терпѣніе, всепрощеніе и вѣра въ то, что слышитъ его Отецъ Небесный такъ ярко выразили праведность Іисуса, Его нравственную высоту, что, увѣровавъ въ Христа ради нея, нельзя было поколебаться тому, кто искалъ духовнаго и нравственнаго возрожденія.

А того именно и жаждалъ, сознавшій свое глубокое паденіе разбойникъ.

Не просилъ онъ у Христа быть въ Его Царствѣ «одесную Его или ошуюю», но, сознавая свое недостоинство, онъ смиренно просилъ лишь «помянуть его во Царствіи Своемъ», дать ему хоть послѣднее мѣсто.

Онъ открыто предъ всѣми исповѣдывалъ Распятаго Христа Господомъ и просилъ у Него помилованія.

Смиренная вѣра во Христа сдѣлала его исповѣдникомъ. Произволеніемъ своимъ онъ былъ даже мученикъ, ибо не побоявшись признать своимъ Господомъ всѣми отверженнаго «Царя Іудейскаго», на Которомъ была сосредоточена вся ненависть безчисленнаго народа, собравшагося въ тѣ дни въ Іерусалимѣ со всѣхъ концовъ міра на праздникъ Пасхи и вмѣстѣ со своими старѣйшинами и священниками хулившаго Христа, онъ конечно не устрашился бы и страдать за Него.

Такъ глубокое покаяніе разбойника родило смиреніе и вмѣстѣ /с. 157/ съ нимъ оказалось прочнымъ основаніемъ такой твердой вѣры, какой въ то время не обладали ближайшіе ученики Христовы.

Увѣровавшій разбойникъ проявилъ тотъ подвигъ, на который тогда не былъ способенъ ни одинъ изъ нихъ.

«Всякъ убо иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, иже на небесѣхъ», сказалъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. 10, 32).

Разбойникъ исповѣдалъ Христа, исповѣдалъ Его предъ многочисленнымъ народомъ издѣвавшимся надъ Нимъ, исповѣдалъ тогда, когда это никто не осмѣлился сдѣлать и когда даже оставшіеся вѣрными Ему немногіе ученики и женщины лишь горькими слезами свидѣтельствовали о своей любви къ Нему.

Разбойникъ сдѣлалъ то, что нѣкогда сдѣлали три отрока въ Вавилонѣ, отказавшіеся поклониться золотому истукану, котораго поставилъ Навуходоносоръ на полѣ Деирѣ и которому кланялись «всѣ народы, племена и языки»(Дан. 3, 7).

Увѣровалъ разбойникъ въ Господа страждущаго, «исповѣда Бога таящагося», прежде всѣхъ онъ позналъ Его и силу воскресенія Его, и участіе въ страданіяхъ Его, сообразуясь смерти Его (Фил. 3, 10), прежде всѣхъ понялъ въ чемъ состоитъ «Царство не отъ міра сего», уразумѣлъ «что есть истина» (Іоан. 18, 36-38).

Онъ первый уразумѣлъ, что есть Царство Христово, посему первый и входитъ въ него.

Онъ первый увидѣлъ «Іисуса Христа и Сего распята» (1 Кор. 2, 2), первый проповѣдалъ «Христа распята, іудеомъ убо соблазнъ, еллиномъ же безуміе, самѣмъ же званнымъ іудеемъ же и еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость» (1 Кор. 1, 23-24).

Посему онъ первый и испытываетъ на себѣ Божію силу и мудрость, силу сострадающей и возрождающей любви Христовой, первый «услышалъ слухъ силы Креста, яко рай отверзеся имъ» (4 пѣснь канона Вознесенія).

Полное раскаяніе въ своихъ грѣхахъ и преступленіяхъ, глубокое смиреніе, твердая вѣра въ отдавшаго Себя на страданіе Распятаго Господа Іисуса Христа и исповѣданіе Его тогда, когда весь міръ былъ противъ Него, — вотъ изъ чего сплелся вѣнецъ, вѣнчавшій /с. 158/ главу бывшаго разбойника, какъ побѣдителя и подвижника, вотъ изъ чего сковался ключъ, отворившій ему двери рая!

Многіе грѣшатъ и надѣятся на покаяніе передъ смертью, указывая на примѣръ благоразумнаго разбойника.

Но способенъ ли кто на подобный ему подвигъ?

«Помиловалъ Господь разбойника въ послѣдній часъ, чтобы никто не отчаивался. Но единаго только, чтобы никто не уповалъ чрезмѣрно на Его милосердіе» (Блаж. Августинъ).

«Таковъ его конецъ! Каковъ же будетъ нашъ — не знаемъ и какою смертью мы умремъ, не вѣдаемъ: внезапно ли придетъ или съ какимъ-либо предувѣдѣніемъ»? (преп. Ѳеодоръ Студитъ, «Наставленіе по поводу внезапной кончины брата»).

Сможемъ ли мы тогда нравственно переродиться въ мгновеніе и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову», «малъ гласъ испустившему и велію вѣру обрѣтшему»? «Не восхититъ ли насъ внезапная смерть, оставивъ насъ обманутыми въ надеждѣ на покаяніе передъ смертью»? (слово св. Кирилла Александрійскаго «О страшномъ судѣ», печатаемое въ Великомъ Часословѣ).

Посему: «Грѣшникъ не отлагай покаяніе въ грѣхахъ, чтобы они не перешли съ тобой въ другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмѣрною тягостію» (Блаж. Августинъ, «Иліотропіонъ» св. Іоанна Тобольскаго, книга 4, глава 5).

Примѣръ благоразумнаго разбойника да побудитъ насъ не откладывать покаянія, а «сраспяться Христу» (Гал. 2, 19) и «теплѣ каяться», дабы и намъ испытать на себѣ «милость сострастія» (молитва Симеона Новаго Богослова). «Плоть распявше со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) будемъ ревновать о скорѣйшемъ полномъ внутреннемъ своемъ исправленіи, предавая себя всецѣло волѣ Божіей и прося у Христа милости и благодати.

«Разбойниче покаяніе и намъ подаждь Едине Человѣколюбче, вѣрою служащимъ, Христе Боже нашъ, и вопіющимъ Ти: Помяни и насъ во Царствіи Твоемъ» (Блаженны воскресные 4 гласа).

«Разбойника благоразумнаго во единомъ часѣ раеви сподобилъ еси, Господи, и мене древомъ крестнымъ просвѣти и спаси мя».

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 152-158.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.