Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

Пріидите, людіе, Тріѵпостасному Божеству поклонимся.

Богъ есть Святая Троица. Троица Единосущная и нераздѣльная. Единосущная, т. е. одно существо, одно естество. Троица нераздѣльная; никогда не отдѣлялся Сынъ отъ Отца или Духъ Святый отъ Отца или отъ Сына и никогда не раздѣляется.

Отецъ, Сынъ и Святой Духъ не три бога, а одинъ Богъ, такъ какъ у Нихъ одно естество, но и не только потому. И у людей одна природа, одно естество. Но про людей нельзя сказать, что два или три человѣка — одинъ человѣкъ, какъ бы они близки другъ ко другу и дружны ни были. У людей не только отдѣльныя тѣла, но и каждый имѣетъ и свою волю, свои вкусы, свои настроенія. Какъ ни похожи иногда бываютъ люди и тѣломъ и характеромъ, но все же не бываетъ, чтобы все было общее, все было одинаковое.

У Трехъ же лицъ Святой Троицы все общее. Безграничная любовь Отца къ Сыну, Сына къ Отцу и та же любовь между Ними и Святымъ Духомъ дѣлаетъ общей Ихъ волю и всѣ Ихъ дѣянія. У Нихъ одна воля, все совершается Ими вмѣстѣ. Отъ чего отвращается Духъ Святый, отвращается и Отецъ. Что любитъ Сынъ, любятъ и Отецъ и Святый Духъ.

Все совершается Святой Троицей совмѣстно. Про твореніе міра въ Библіи говорится: «И рече Богъ: "да будетъ свѣтъ". И бысть свѣтъ». Что значитъ «рече», т. е. сказалъ? То значитъ, что Богъ Отецъ творилъ Своимъ Словомъ, тѣмъ Словомъ, о которомъ говоритъ Евангеліе: «Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово» и которое есть Единородный Сынъ Божій.

Все творилъ Богъ Отецъ Своимъ Словомъ, другими словами, все совершалъ черезъ Своего Сына. Ничто не творитъ Отецъ Безъ Сына, какъ и Сынъ ничего не творитъ безъ Отца, Отцу и Сыну всегда содѣйствуетъ Святый Духъ. Про твореніе міра говорится въ Библіи: «И Духъ Божій ношашеся верху воды». «Носился» надъ твореніемъ, не /с. 160/ просто носился надъ нимъ — не имѣющее точно соотвѣтствующаго выраженія въ славянскомъ языкѣ слово въ еврейскомъ подлинникѣ означаетъ «покрывать, согрѣвать», подобно тому какъ насѣдка, сидя на яйцахъ, своей теплотой оживотворяетъ ихъ и изъ нихъ выходятъ живыя существа.

«Словомъ Господнимъ небеса утвердишася и Духомъ устъ Его вся сила ихъ» (Пс. 32, 6). Все, что существуетъ, сотворено Богомъ Отцомъ черезъ Сына и приведено въ жизнь Духомъ Святымъ. Или иначе сказать: все, что восхотѣлъ и хочетъ Отецъ, сразу выполнялось и исполняется Сыномъ и одухотворяется Духомъ Святымъ. Такъ былъ сотворенъ міръ, такъ все совершилось въ промышленіи Божіемъ о мірѣ и человѣчествѣ.

Чтобы спасти человѣка, черезъ грѣхопаденіе отпавшаго отъ Бога и ставшаго смертнымъ, по предвѣчному совѣту Святой Троицы, повинуясь волѣ Отца, Сынъ Божій сошелъ на землю, родился дѣйствіемъ Святаго Духа отъ Приснодѣвы Маріи, возвѣстилъ людямъ Истиннаго Бога Отца и Его Божественную волю, научилъ истинному богопоклоненію, пострадавъ за грѣхи наши, сошелъ душей во адъ и, освободивъ оттуда души умершихъ, воскресъ изъ мертвыхъ.

Еще прежде страданій Своихъ обѣщалъ Христосъ Своимъ апостоламъ, избраннымъ Имъ изъ Своихъ учениковъ, дать имъ власть рѣшить и вязать — отпускать грѣхи людямъ или оставлять ихъ на нихъ. Этотъ благодатный даръ Господь послѣ Своего Воскресенія далъ не отдѣльно кому-либо изъ апостоловъ, а всѣмъ имъ вмѣстѣ: Онъ создалъ Церковь Свою, хранительницу той благодати, объединилъ въ ней всѣхъ вѣрующихъ и любящихъ Его.

Обѣщавъ апостоламъ облечь ихъ силою свыше, — пославъ имъ Духа Святаго, совершивъ все, для чего Онъ пришелъ на землю, Господь Іисусъ Христосъ вознесся на небо, воспріявъ и по человѣчеству ту славу и честь, которыя и до созданія міра имѣлъ какъ Сынъ Божій.

Сошедшій на учениковъ Христовыхъ, согласно обѣщанія, Духъ Святый утвердилъ ихъ въ вѣрѣ Христовой и благодатью Своей излилъ на нихъ дары Божіи. Онъ укрѣпилъ ихъ для проповѣди и исполненія въ жизни ученія Христова, для устроенія созданной Христомъ и /с. 161/ приведенной въ дѣйствіе Святымъ Духомъ Церкви.

Церковь, стоящая основаніемъ Своимъ на землѣ и возглавляемая сѣдящимъ одесную Отца Сыномъ Божіимъ, таинственно руководится Духомъ Святымъ. Она внутренно объединяетъ чадъ своихъ и соединяетъ ихъ съ Богомъ. Благодатные дары Божій, черезъ Церковь, изливаются на стремящихся идти стезями Христовыми, освящаютъ и укрѣпляютъ все доброе въ нихъ, очищаютъ отъ грѣха и всякой скверны, дѣлая ихъ способными стать вмѣстилищами сіянія славы и силъ Божіихъ.

Черезъ Церковь человѣчество дѣлается причастникомъ Божественнаго естества, вступаетъ въ тѣснѣйшее общеніе со Святой Троицей.

Освящается и общается съ Богомъ не только душа, но и тѣло человѣка въ причащеніи Тѣла и Крови Христовыхъ, черезъ Котораго соединяется со всей Святой Троицей. Благодатью Божіей, при участіи собственной воли и усилія, человѣкъ становится новой тварью, участникомъ вѣчнаго Царствія Божіяго.

Къ тому грядущему Царству Божію пріуготовляется и будущая природа для грядущаго очищенія огнемъ отъ послѣдствій грѣховъ человѣческихъ и лежащаго на ней проклятія. Она получаетъ зачатки освященія схожденіемъ на нее Святаго Духа при Богоявленскихъ водоосвященіяхъ и многихъ другихъ церковныхъ чинодѣйствіяхъ, чтобы потомъ стать новой землей и новымъ небомъ.

То совершится, когда настанутъ положенные Богомъ Отцомъ сроки и Сынъ Божій пріидетъ во славѣ произнести судъ міру.

Тогда возлюбившіе Бога и соединившіеся съ Нимъ просіяютъ отъ лучей Божественнаго Свѣта и будутъ вѣчно наслаждаться несозданнымъ свѣтомъ Тріединаго Божества Единосущной Животворящей и Нераздѣльной Троицы.

Ей же, Богу, Творцу и Спасителю нашему, буди слава, честь и поклоненіе въ вѣчные вѣки:

«Пріидите, людіе, Тріѵпостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отцѣ, со Святымъ Духомъ: Отецъ бо безлѣтно роди Сына, соприсносущна и сопрестольна и Духъ Святый бѣ во Отцѣ съ Сыномъ прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Ему же /с. 162/ покланяющеся вси глаголемъ: Святый Боже, вся содѣявый Сыномъ, содѣйствомъ Святаго Духа; Святый Крѣпкій, Имже же Отца познахомъ и Духъ Святый пріиде въ міръ; Святый Безсмертный, Утѣшительный Душе, отъ Отца исходяй и въ Сынѣ почиваяй: Троице Святая, слава Тебѣ.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 159-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.