Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

О талантахъ и иконописи.

Господь произнесъ притчу о томъ, какъ хозяинъ раздалъ таланты своимъ рабамъ сообразуясь со способностями каждаго. По прошествіи нѣкотораго времени онъ потребовалъ отъ нихъ отчета и наградилъ /с. 164/ тѣхъ, кто заработали столько же, сколько получили. Но того, кто ничего не дѣлалъ и принесъ только полученный имъ талантъ, онъ повергъ строгому наказанію. Хозяинъ тотъ — Господь Богъ, таланты — Его дарованія, рабы — люди. Даетъ Господь дарованія духовныя, даетъ отдѣльнымъ людямъ, даетъ и цѣлымъ народамъ.

До пришествія Христа, словеса Божіи были ввѣрены Израилю. Когда заколебался Израиль въ вѣрѣ, когда стала падать Іудея, возвалъ пророкъ Варухъ, ученикъ пророка Іереміи: «Сія книга повелѣній Божіихъ и законъ, пребывающій во вѣкъ. Всѣ, держащіеся ея, будутъ жить, а оставляющіе ее умрутъ. Обратись, Іаковъ, возьми ее, ходи при сіяніи свѣта ея! Не отдавай другому славы твоей и полезнаго для тебя — чужому народу. Счастливы мы, что мы знаемъ, чтó благоугодно Богу» (Варухъ 4, 1-4).

Однако Израиль не пребылъ въ завѣтѣ Божіемъ, и, отвергшись Сына Божіяго, отпалъ отъ Бога. Господь основалъ новозавѣтную церковь Свою въ которую вошли многіе бывшіе языческіе народы. Особой хранительницей православія, послѣ побѣды христіанства надъ язычествомъ, стала Византія, въ которой Вселенскіе Соборы и святые отцы Церкви установили точное изложеніе догматовъ вѣры и православное ученіе.

Послѣ же паденія Византіи, православная вѣра наиболѣе хранилась русскимъ народомъ, къ тому времени уже вполнѣ впитавшемъ ее въ себя. Народный бытъ и государственные законы, обычаи, все имѣло въ своей основѣ вѣру православную или согласовалось съ ней. Однимъ изъ олицетвореній православной вѣры являются наши храмы и ими покрыта была вся Русская земля.

Самъ храмъ есть уже изображеніе невидимой вселенской Церкви, о которой мы говоримъ въ Сѵмволѣ вѣры: «Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Посему и называются наши храмы церквями. Возвышающійся надъ церковью куполъ указываетъ намъ устремленіе къ небу и напоминаетъ намъ о небесныхъ сводахъ, подъ коими возносится наша молитва къ Богу. Онъ напоминаетъ намъ небо невидимое, горнее царство Божіе.

Храмы украшаются иконами. Иконы — не простое изображеніе какого-нибудь лица или событія. Икона есть сѵмволъ неви/с. 165/димаго. Если видимъ намъ внѣшній обликъ Христа, Его угодниковъ, то икона должна изображать и ихъ внутренній обликъ — ихъ святость. Даже свѣтскія изображенія часто олицетворяютъ намъ ту или иную идею. Возьмемъ напримѣръ извѣстный памятникъ Петра Великаго въ Петроградѣ, гдѣ онъ изображенъ на конѣ, высоко поднявшаго своего всадника, что изображаетъ насколько высоко онъ поднялъ Россію во многихъ отношеніяхъ. Многіе другіе памятники изображаютъ ту или иную идею. Если такъ въ искусствѣ свѣтскомъ, тѣмъ болѣе должно быть тоже въ духовномъ, гдѣ изображается высшее, небесное, духовное.

Икона не есть портретъ; портретъ изображаетъ только земной обликъ человѣка, икона же изображаетъ и внутреннее его состояніе. Даже если изобразить только внѣшній обликъ, — въ разные моменты изображенія будутъ всѣ различными. Блаженнѣйшій митрополитъ Анастасій разсказывалъ, какъ будучи студентомъ духовной Академіи, онъ съ другими своими сверстниками былъ въ Кронштадтѣ на богослуженіяхъ праведнаго отца Іоанна. И когда отецъ Іоаннъ заканчивалъ литургію видъ у него былъ свѣтло озаренный, словно у Моисея, когда онъ сходилъ съ горы Синайской. Черезъ нѣкоторое время отецъ Іоаннъ принималъ ихъ у себя въ кельѣ и былъ, какъ обычный человѣкъ. Да и Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ однажды показалъ намъ Свою Божественную славу на горѣ Ѳаворѣ, а въ остальное время онъ казался обычнымъ человѣкомъ, и люди удивлялись откуда у Него такая сила и чудеса.

Икона должна изображать не только внѣшнее, но и внутреннюю жизнь, святость и близость къ небу. Главнымъ образомъ это изображается въ ликѣ и его взглядѣ, а въ соотвѣтствіи тому должна писаться и остальная часть иконы. На изображеніе состоянія духа, скрытаго подъ плотію и направлялось все вниманіе нашихъ православныхъ иконописцевъ. Чѣмъ лучше это удавалось, тѣмъ лучше являлась икона. Часто бывали при томъ недостатки изображенія тѣхъ или иныхъ частей тѣла, не потому что это дѣлалось сознательно иконописцами, а потому что достиженіе главной цѣли не всегда дозволяло имъ обратить достаточно вниманія на второстепенныя стороны. Впрочемъ если даже дѣлать обычные снимки, осо/с. 166/бенно неожиданные, то несомнѣнно на многихъ бы получились неестественныя положенія тѣлъ человѣческихъ, которыя мы обычно не замѣчаемъ.

Нельзя написать икону, только изобразивъ внѣшній обликъ тѣла, но на ней должны отображаться невидимые подвиги и сіять небесная слава. Это въ совершенствѣ можетъ сдѣлать тотъ, кто самъ живетъ духовной жизнью, и кому понятны и близки житія святыхъ. Посему наши древніе иконописцы всегда то дѣлали и подготовлялись къ тому постомъ и молитвой. Многимъ такъ написаннымъ иконамъ Господь далъ чудотворную силу.

Конечно, каждая икона послѣ освященія должна почитаться и къ ней нельзя относиться пренебрежительно и непочтительно, почему мы воздержимся отъ обсужденій объ иконахъ уже стоящихъ въ храмахъ, но всегда стремиться должны мы къ лучшему, а, самое главное, не столько обращать вниманіе на внѣшнюю красоту иконъ, сколько на ихъ духовность. Иконы же явно неудовлетворяющія требованія православной иконописи нельзя ставить въ храмахъ и даже иногда въ домахъ.

Икону могутъ писать не всѣ обладающіе искусствомъ и способностью къ писанію. Часто настроеніе того, кто пишетъ икону, и желаніе послужить Богу имѣетъ больше значенія, чѣмъ само искусство писанія. Послѣ Петра Великаго въ Россіи, вмѣстѣ съ тѣмъ хорошимъ, что принесено съ запада, вошло и многое новое, чуждое православному духу вліяніе, которому подпала значительная часть образованнаго русскаго класса, внося въ творенія ихъ многія неполезныя, нехорошія новшества. Частично это отразилось и въ иконописи. Вмѣсто подражанія древне-русскимъ иконописцамъ, стало господствовать подражаніе чуждымъ православію художникамъ запада. Новыя изображенія хотя и были очень красивыми, но не соотвѣтствовали духу иконописи. Чуждый православію духъ сталъ внѣдряться въ Россіи и постепенно расшаталъ ее.

Къ намъ сейчасъ обращены слова пророка: «Не отдавай другому славы твоей, и полезнаго для тебя чужому народу». Какъ въ жизни, такъ и въ церковныхъ обычаяхъ мы должны вернуться къ тѣмъ твердымъ и чистымъ основамъ, на которыхъ строилась и держалась Россія. /с. 167/ Отображеніемъ ихъ является и наша иконопись. Не въ чуждомъ для православія духѣ должны писаться иконы для нашихъ храмовъ. Невѣрно думаютъ тѣ, кто утверждаютъ, что православныя иконы должны обязательно писаться темными красками и съ неестественнымъ положеніемъ тѣла. Древнія иконы писались яркими свѣтлыми красками и со временемъ стали темными, отъ времени и насѣвшей вѣками пыли. Но вмѣстѣ съ тѣмъ надо помнить, что дѣйствительно многіе святые были смуглыми, проводя жизнь свою въ жаркихъ пустыняхъ, и что дѣйствительно у многихъ тѣла были истощены многолѣтними подвигами. Славились они не земной, а небесной красотой. Да помогутъ они своими молитвами, чтобы наши храмы были отображеніемъ небесной славы, а паства наша объединилась въ исканіи царства Божія и, какъ своимъ храмомъ, такъ и жизнью проповѣдывала истину православія.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 163-167.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.