Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

Оживутъ ли кости человѣческія?

Не было предѣла скорби и унынію древнихъ іудеевъ, когда разрушенъ былъ Іерусалимъ и сами они были отведены въ рабство Вавилонское. «Гдѣ суть милости Твоя древнія, Господи, имиже клялся еси Давиду» (Пс. 88, 5), взывали они. «Нынѣ же отринулъ еси и посрамилъ еси насъ... ненавидящіе насъ расхищаху себѣ и въ языцѣхъ разсѣялъ ны еси» (Пс. 43, 10-15).

Но когда казалось не было надежды на спасеніе, находив/с. 170/шійся также въ плѣненіи пророкъ Іезекіиль удостоился дивнаго видѣнія. «Бысть на мнѣ рука Господня», говоритъ онъ о томъ. Невидимая Десница Господня поставила его среди поля, полнаго костей человѣческихъ. И вопросилъ его Господь — «Сыне человѣчь, оживутъ ли кости сія?». «Господи Боже, Ты вѣси сія», отвѣчаетъ пророкъ. Тогда гласъ Господень повелѣлъ пророку сказать костямъ, что дастъ имъ Господь духъ жизни, облекши ихъ жилами, плотію и кожей. Изрекъ пророкъ слово Господне, раздался гласъ, затряслась земля и кости стали совокупляться, кость къ кости, каждая къ составу своему, появились на нихъ жилы, плоть выросла и покрылась кожею, такъ что все поле стало полно тѣлъ человѣческихъ, только души не было въ нихъ. Снова слышитъ Господа пророкъ и по повелѣнію Его прорекаетъ слово Господне и отъ четырехъ странъ слетаются души, входитъ духъ жизни въ тѣла, они встаютъ, и поле наполняется собраніемъ множества людей.

И сказалъ Господь: «Сыне человѣчь, сія кости весь домъ Израилевъ... глаголютъ — погибе надежда наша, убіени быхомъ... се Азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людіе Мои, и дамъ духъ Мой въ васъ, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей».

Такъ открылъ Господь Богъ Іезекіилю, что непоколебимы Его обѣтованія и кажущееся невозможнымъ уму человѣческому совершается силой Божіей.

То видѣніе означало, что Израиль, освободившись отъ плѣненія, вернется въ свою землю, въ высшемъ же смыслѣ указывало на вселеніе духовнаго Израиля въ вѣчное небесное Царство Христово. Въ то же время здѣсь предображалось и грядущее общее воскресеніе всѣхъ умершихъ.

Посему сіе пророчество Іезекіиля читается на утрени Великой субботы, когда смертію своей Христосъ, сокрушивъ врата смерти, отверзаетъ гробы всѣхъ умершихъ.

Вѣра въ воскресеніе есть краеугольный камень нашей вѣры. «Если нѣтъ воскресенія, то и Христосъ не воскресъ; а если Христосъ не воскресъ, тщетна и вѣра наша» (1 Кор. 15, 13-14). Если нѣтъ воскресенія, ложно все христіанское ученіе. Вотъ почему такъ борят/с. 171/ся противъ вѣры въ воскресеніе враги христіанства и также утверждаетъ вѣру въ воскресеніе Церковь Христова. Не разъ подымались высоко волны невѣрія, но откатывались передъ новыми знаменіями, являвшими дѣйствительность воскресенія, оживотворенія Богомъ признаваемаго за умершее.

Въ V-мъ вѣкѣ въ царствованіе императора Ѳеодосія Младшаго сильно стало распространяться сомнѣніе въ воскресеніе мертвыхъ, такъ что даже у церквей велись о томъ споры. И какъ разъ въ то время произошло дивное событіе, достовѣрность котораго подтверждается рядомъ историческихъ записей.

Еще въ срединѣ III-го столѣтія, въ царствованіе императора Декія (249-251), по его распоряженію въ пещерѣ возлѣ города Ефеса были засыпаны камнями семь отроковъ. Сынъ градоначальника Ефеса, Максимиліанъ, и шесть друзей его — Іамвлихъ, Діонисій, Іоаннъ, Антонинъ, Мартиніанъ и Ексакустодіанъ исповѣдали себя христіанами и отказались принести жертву идоламъ. Воспользовавшись затѣмъ временемъ, даннымъ имъ на размышленіе и временнымъ отъѣздомъ императора, они ушли изъ Ефеса и скрылись въ одной изъ пещеръ въ окрестныхъ горахъ. Когда Декій вернулся, то узнавъ о томъ, онъ приказалъ засыпать входъ въ пещеру камнями, чтобы отроки, лишенные пищи и притока воздуха, тамъ были заживо погребены. Когда приказаніе Декія исполнялось, два тайные христіанина, Ѳеодоръ и Руфинъ, записали то событіе на оловянныхъ доскахъ, которыя скрыли между камнями у входа въ пещеру.

Находившіеся въ пещерѣ отроки, однако, не знали, что произошло. Наканунѣ они, узнавъ о прибытіи въ городъ Декія и помолившись усердно Богу, заснули крѣпкимъ необыкновеннымъ сномъ, который продолжался около 172 лѣтъ. Они пробудились лишь въ царствованіе Ѳеодосія Младшаго, какъ разъ когда шли споры о воскресеніи. Въ то время тогдашній хозяинъ того мѣста разобралъ заграждавшіе входъ въ пещеру камни и употребилъ ихъ на постройку, совершенно не подозрѣвая, что въ пещерѣ находятся дѣти, о которыхъ уже всѣ давно забыли. Проснувшіеся отроки думали, что они проспали одну ночь, такъ какъ не замѣтили въ пещерѣ никакихъ перемѣнъ и сами они нисколько не перемѣнились. Одинъ изъ нихъ, млад/с. 172/шій, Іамвлихъ, ходившій прежде въ городъ за пищей, помолившись съ друзьями Богу, такъ же пошелъ въ Ефесъ узнать — разыскиваютъ ли ихъ и купить себѣ пищи. Онъ былъ пораженъ перемѣной, видя несуществовавшія еще вчера, какъ ему казалось, церкви и слыша открыто произносимое имя Христа. Думая, что онъ по ошибкѣ попалъ въ другой городъ, онъ рѣшилъ все же купить здѣсь хлѣба, но когда за данный хлѣбъ онъ далъ монету, хлѣботорговецъ сталъ пристально ее разсматривать и спросилъ, — гдѣ онъ нашелъ кладъ. Напрасно Іамвлихъ увѣрялъ, что клада онъ не находилъ и что деньги онъ получилъ отъ родителей, сталъ стекаться народъ и добивался, гдѣ онъ нашелъ старинныя деньги. Іамвлихъ назвалъ имена своихъ родителей и друзей, ихъ никто не зналъ, и, наконецъ, Іамвлихъ, услышалъ отъ собравшихся, что онъ дѣйствительно находится въ Ефесѣ, но императора Декія давно уже нѣтъ, царствуетъ христолюбивый Ѳеодосій.

О происшествіи услышали градоначальникъ и епископъ и для провѣрки словъ Іамвлиха, вмѣстѣ съ нимъ они пошли къ пещерѣ, гдѣ нашли шесть остальныхъ отроковъ, а при входѣ въ пещеру обнаружили оловянныя доски и изъ нихъ узнали, когда и какъ отроки оказались въ пещерѣ. О всемъ томъ градоначальникъ немедленно извѣстилъ царя, который лично прибылъ въ Ефесъ и бесѣдовалъ съ отроками. Во время одной изъ бесѣдъ они преклонили главы и уснули сномъ вѣчнымъ. Царь хотѣлъ перенести ихъ въ столицу, но явившіеся ему во снѣ отроки заповѣдали ему погребсти ихъ въ пещерѣ, гдѣ они уже много лѣтъ спали дивнымъ сномъ. То было исполнено, и въ теченіе многихъ вѣковъ ихъ мощи почивали въ той пещерѣ — русскій паломникъ XII вѣка Антоній описываетъ, какъ покланялся имъ.

То чудесное пробужденіе отроковъ принято было тогда какъ прообразъ и подтвержденіе воскресенія. Всюду разнеслась вѣсть о томъ, — упоминаютъ то нѣсколько современниковъ-историковъ, говорилось о томъ на вскорѣ бывшемъ въ томъ градѣ III Вселенскомъ Соборѣ. То поразительное чудо укрѣпило тогда вѣру въ воскресеніе. Явно проявилась сила Божія, сохранившая въ теченіе долгихъ лѣтъ нетлѣнными тѣлеса и одѣяніе отроковъ. Такъ, какъ воздвигъ ихъ отъ сна Господь, такъ соберетъ кости Онъ и воздвигнетъ умершихъ, по видѣнію пророка Іезекіиля.

/с. 173/ Пророчество то, предзнаменующее не только воскресеніе мертвыхъ, но и сохраненіе отъ гибели хранящаго Божій законъ народа, исполнилось также наглядно надъ Русской землей.

Въ началѣ XVII вѣка по прекращеніи царствовавшаго рода настало на Руси лихолѣтье. Русская земля осталась безъ власти, раздиралась внутренней смутой, подвергалась нападенію окрестныхъ народовъ, захватившихъ многія русскія области и даже сердце Россіи — Москву. Измалодушествовались русскіе люди, потеряли надежду, что будетъ существовать Русское Царство, многіе искали милостей у чужихъ государей, другіе приставали къ разнымъ самозванцамъ и ворамъ, выдававшимъ себя за царевичей.

Когда казалось, что нѣтъ больше Руси, лишь немногіе еще уповали на ея спасеніе, раздался изъ подземелья Чудова монастыря послѣдній призывъ умореннаго тамъ Патріарха Ермогена. Грамата его съ посланіемъ архимандрита Троице-Сергіевой обители Діонисія и келаря Авраамія Палицина достигла Нижняго Новгорода. Въ ней русскіе люди призывались встать на защиту святынь московскихъ и Дома Божіей Матери.

Грамата всколыхнула сердца, и гражданинъ Косьма Мининъ съ паперти собора обратился къ согражданамъ съ пламеннымъ призывомъ все отдать для Отечества. Сразу посыпались пожертвованія, стало собираться ополченіе. Во главѣ его призвали стать доблестнаго воеводу князя Димитрія Михайловича Пожарскаго, едва оправившагося отъ ранъ. Но сознавая немощь силъ человѣческихъ, русскіе люди отдали себя подъ покровъ Взбраннаго Воеводы, и какъ величайшее сокровище взяли въ войско изъ Казани ту чудотворную икону Божіей Матери, которую тамъ нѣкогда изъ земли подъялъ святой Патріархъ Ермогенъ, будучи еще пресвитеромъ Ермолаемъ.

Двинулось русское ополченіе, уповая не на свои слабыя силы, а на всемогущую помощь Божію. И дѣйствительно совершилось то, что не могли до сихъ поръ сдѣлать никакія усилія. Въ короткій срокъ освобождена была Москва и въ нынѣшній день памяти семи отроковъ Ефесскихъ русское ополченіе торжественнымъ крестнымъ ходомъ вошло въ Кремль, откуда навстрѣчу имъ шелъ другой крестный ходъ съ Владимірской иконой Божіей Матери, оста/с. 174/вавшейся въ плѣненномъ градѣ.

Очищена была русская земля отъ враговъ и самозванцевъ, возстановлено было Русское Царство, на престолъ котораго возшелъ юный Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ. Воскресла Русь, залѣчились раны ея и пошла она отъ славы къ славѣ. Казанскій образъ Божіей Матери, съ которымъ освобождена была Москва и съ ней вся русская земля, сталъ величайшей святыней всего русскаго народа. Списки его, поставленные въ первопрестольной Москвѣ, а затѣмъ и въ новомъ царственномъ градѣ святого Петра, также прославились множествомъ чудотвореній. Казанскія иконы Богородицы находились въ каждомъ градѣ, селѣ и почти каждомъ домѣ, а праздникъ Казанской иконы Богоматери праздновался во всей Россіи, какъ большой праздникъ.

Нынѣ опять потрясена до основъ Русская Земля, высоко вздымаются волны безвѣрія. Скорбь обхватываетъ сердца и въ напастѣхъ готовы русскіе люди подобно плѣненнымъ Израильтянамъ взывать: «сухи быша кости наша, погибе надежда, убіени быхомъ». Но память седми возставшихъ отъ сна отроковъ, съ срѣтеніемъ Казанской иконы Божіей Матери вѣщаютъ о всемогущей десницѣ Божіей, а глаголъ пророка Іезекіиля изъ глубины вѣковъ гремитъ гласомъ Господнимъ: — «Се азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людіе Мои, и поставлю вы на земли вашей и увѣсте, яко Азъ Господь: глаголахъ и сотворю, глаголетъ Адонаи Господь!» (Іезек. 37, 12-14).

Шанхай 1948 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 169-174.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.