Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ III. Богословіе.

Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка.

Неутѣшна и безгранична должна бы была быть наша скорбь объ умирающихъ нашихъ близкихъ, если бы не даровалъ намъ Господь жизнь вѣчную. Безсмысленна была бы наша жизнь, если бы она /с. 175/ кончалась со смертью. Какая польза тогда отъ добродѣтели, отъ добрыхъ дѣлъ? Правы тогда говорящіе «станемъ ѣсть и пить, ибо завтра умремъ!» Но созданъ человѣкъ для безсмертія, а Своимъ Воскресеніемъ Христосъ разверзъ врата Небеснаго Царства, вѣчнаго блаженства, въ Него вѣровавшимъ и праведно жившимъ. Земная наша жизнь — подготовленіе къ будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человѣку надлежитъ однажды умереть, потомъ же судъ». Оставляетъ тогда человѣкъ всѣ свои земныя попеченія, распадается тѣло, чтобы вновь возстать въ общее воскресеніе. Но душа его продолжаетъ жить и ни на мигъ не прекращаетъ своего существованія. Многими явленіями умершихъ дано намъ отчасти знать, чтó происходитъ съ душой, когда она выходитъ изъ тѣла. Когда прекращается ея зрѣніе тѣлесными очами, тогда открывается ея духовное зрѣніе. Часто оно начинается у умирающихъ еще до кончины и они, еще видя окружающихъ и даже разговаривая съ ними, видятъ то, что другіе не видятъ. Выйдя же изъ тѣла, душа оказывается среди другихъ духовъ, добрыхъ и злыхъ. Обычно она стремится къ тѣмъ, которые болѣе сродны по духу, а если, находясь въ тѣлѣ, она была подъ вліяніемъ нѣкоторыхъ, то остается въ зависимости отъ нихъ выйдя изъ тѣла, какъ бы непріятны они ни оказались при встрѣчѣ.

Въ теченіе двухъ дней душа пользуется относительной свободой, можетъ посѣщать мѣста на землѣ ею любимыя, а на третій день направляется въ иныя пространства. При томъ она проходитъ черезъ полчища злыхъ духовъ, преграждающихъ ей путь и обвиняющихъ ее въ различныхъ грѣхахъ, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровеніямъ, имѣется двадцать такихъ преградъ, т. н. мытарствъ, на каждомъ изъ нихъ испытуется тотъ или иной видъ грѣха; пройдя черезъ одно, душа попадаетъ на слѣдующее, и лишь благополучно пройдя черезъ всѣ, душа можетъ продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена въ геенну. Насколько ужасны тѣ бѣсы и ихъ мытарства показываетъ то, что Сама Богородица, извѣщенная архангеломъ Гавріиломъ о предстоящей кончинѣ, молила Сына Своего избавить Ее отъ тѣхъ бѣсовъ и, исполняя Ея молитву Самъ Господь Іисусъ Христосъ явился съ Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на небо. Страшенъ бываетъ третій день для /с. 176/ души усопшаго и посему особенно нуждается она тогда въ молитвѣ о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа въ теченіе еще тридцати семи дней посѣщаетъ селенія небесныя и пропасти адскія, не зная еще гдѣ она окажется, и лишь на сороковой день опредѣляется ея мѣсто до Воскресенія мертвыхъ. Однѣ души находятся въ состояніи предвкушенія вѣчной радости и блаженства, а другія — въ страхѣ вѣчныхъ мученій, которыя полностью наступятъ послѣ Страшнаго Суда. До тѣхъ поръ возможны еще перемѣны въ состояніи душъ, особенно черезъ приношеніе за нихъ Безкровной жертвы (поминовеніе на литургіи), а также и по другимъ молитвамъ. Насколько важно при томъ поминовеніе за литургіей, показываетъ слѣдующее событіе. Передъ открытіемъ мощей св. Ѳеодосія Черниговскаго (1896 г.), совершавшій переоблаченіе мощей священникъ, уморившись, сидя возлѣ мощей, задремалъ и увидѣлъ передъ собой святителя, сказавшаго ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургію, помяни моихъ родителей» — и назвалъ ихъ имена (іерея Никиту и Маріи). «Какъ ты, святитель, просишь у меня молитвъ, когда самъ стоишь у престола небеснаго и подаешь людямъ милости Божіи» — спросилъ священникъ. «Да, это вѣрно, — отвѣтилъ св. Ѳеодосіи, — но приношеніе за литургіей сильнѣе моей молитвы».

Посему полезны усопшимъ и панихиды и домашнія молитвы о усопшихъ, и добрыя дѣла, творимыя въ ихъ память, какъ напримѣръ, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для нихъ поминовеніе за Божественной литургіей. Много было явленій усопшихъ и другихъ событій, подтверждающихъ, насколько благодѣтельно поминовеніе усопшихъ. Многіе умершіе съ покаяніемъ, но не успѣвшіе то проявить при жизни, освобождались отъ мукъ и получали упокоеніе. Въ церкви всегда возносятся молитвы о упокоеніи усопшихъ и даже въ день сошествія Святаго Духа въ колѣнопреклоненныхъ молитвахъ, на вечернѣ есть особое моленіе «о еже въ адѣ держимыхъ». Каждый же изъ насъ, желая проявить свою любовь къ усопшимъ и оказать имъ дѣйствительную помощь, лучше всего это можетъ сдѣлать черезъ молитву о нихъ, въ особенности поминовеніемъ /с. 177/ ихъ на литургіи, когда вынимаемыя за живыхъ и усопшихъ частицы опускаются въ кровь Господню со словами «Отмый, Господи, грѣхи поминавшихся здѣ Кровію Твоею честною, молитвами святыхъ Твоихъ». Ничего лучшаго и большаго не можемъ мы сдѣлать для усопшихъ, какъ молиться о нихъ, подавая за нихъ поминовеніе на литургіи. Въ томъ они нуждаются всегда, а особенно въ тѣ сорокъ дней, въ которые душа усопшаго проходитъ свой путь до вѣчныхъ обителей. Не чувствуетъ ничего тогда тѣло, не видитъ собравшихся близкихъ, не обоняетъ благоуханія цвѣтовъ, не слышитъ надгробныхъ рѣчей. Но ощущаетъ душа возносимыя о ней молитвы, благодарна бываетъ тѣмъ, кто ихъ творитъ и духовно бываетъ близка имъ.

Родные и близкіе усопшихъ! Дѣлайте для нихъ то, что имъ нужно и что въ вашихъ силахъ. Тратьте средства не на внѣшнія украшенія гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, въ память усопшихъ близкихъ, на церкви, гдѣ возносятся о нихъ молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душѣ его. Всѣмъ намъ предстоитъ тотъ путь; какъ будемъ тогда желать, чтобы молитвенно помянули насъ! Будемъ же и сами милостивы къ усопшимъ. Какъ только кто преставится, немедленно зовите или извѣщайте священника прочитать «послѣдованіе по исходѣ души», которое положено читать надъ всѣми православными сразу по ихъ кончинѣ. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпѣваніе происходило въ церкви и до отпѣванія надъ покойникомъ читалась Псалтирь. Отпѣваніе можетъ совершаться и не пышно, но обязательно полностью, безъ сокращенія; думайте тогда не о себѣ и своихъ удобствахъ, а объ усопшемъ, съ которымъ прощаетесь навѣки. Если одновременно въ церкви нѣсколько покойниковъ, не отказывайтесь отъ того, чтобы ихъ отпѣвали совмѣстно. Лучше пусть отпѣваютъ сразу двухъ или больше покойниковъ и еще горячѣе будетъ молитва собравшихся всѣхъ ихъ близкихъ, чѣмъ будутъ отпѣвать ихъ поочереди и, не имѣя силъ и времени, будутъ сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшаго есть какъ капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершеніи сорокоуста, т. е. ежедневномъ поминовеніи въ теченіе 40 дней на литургіи. Обычно въ церквахъ, гдѣ происходитъ ежедневное священнослуженіе, отпѣтые тамъ усопшіе /с. 178/ поминаются въ теченіе сорока дней и больше. Если же отпѣваютъ въ церкви, гдѣ нѣтъ ежедневной службы, близкіе должны сами позаботиться и заказать сорокоустъ тамъ, гдѣ ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовеніе въ монастыри и въ Іерусалимъ, гдѣ постоянная молитва у святыхъ мѣстъ. Но нужно сорокоустъ начинать сразу послѣ кончины, когда душа особенно нуждается въ молитвенной помощи и посему начать поминовеніе въ ближайшемъ мѣстѣ, гдѣ ежедневная служба.

Будемъ заботиться о уходящихъ въ иной міръ прежде насъ, дабы для нихъ сдѣлать все, что можемъ, помня, что «Блажени милостивіи, яко тіи помиловани будутъ».

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 174-178.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.