Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ V. Россія.

950-лѣтіе Крещенія Руси.

Хвалитъ похвальными гласы римская страна Петра и Павла, ими же вѣровавша въ Іисуса Христа Сына Божія; Асія, Ефесъ, Патмъ — Іоанна Богослова; Индія — Ѳому; Египетъ — Марка; вся страны и грады и людіе чтутъ и славятъ коегождо ихъ учителя, иже научиша православной вѣрѣ. Похвалимъ же и мы, по силѣ нашей, малыми похвалами — великая и дивная сотворшаго нашего учителя и наставника, великаго кагана (князя) нашея Земли, Володимера, внука стараго Игоря».

Такъ говорилъ святый Иларіонъ, Митрополитъ Кіевскій въ серединѣ XI вѣка, когда прошло немного болѣе полувѣка отъ крещенія Руси. Уже тогда святый мужъ своимъ проницательнымъ взоромъ видѣлъ величіе дѣла св. Владиміра и призывалъ Русь достойно прославить его. Какими же словами и красками сможемъ выразить то, что сдѣлалъ св. Владиміръ, крестивъ Русь, мы, дождавшіеся 950-лѣтія сего свѣтлаго событія? Вспомнимъ, чѣмъ была Русь до Владиміра и чѣмъ сдѣлалась она послѣ своего крещенія святымъ Владиміромъ.

Вотъ Русь временъ «стараго Игоря» или отца Владиміра, Святослава. Каждое племя жило своей обособленной жизнью. Отдѣльные роды часто враждовали между собою, мстили другъ другу и нерѣдко занимались взаимнымъ самоистребленіемъ, соблюдая законы кровавой мести.

Русскіе князья до Владиміра были больше вождями-завоевателями, чѣмъ отцами и благодѣтелями своего народа. Походы и добыча ихъ привлекали больше, чѣмъ забота о ихъ подданныхъ. Многія племена были еще на весьма низкой степени нравственнаго и культурнаго развитія; среди нѣкоторыхъ изъ нихъ обычнымъ было даже «умыканіе», т. е. похищеніе дѣвушекъ, чтобы дѣлать ихъ своими женами.

Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь однѣ/с. 207/ми отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нѣтъ, напротивъ, было въ ихъ природѣ много хорошаго. Они были гостепріимны, отважны и честны. Жены были вѣрными спутницами своихъ мужей, часто оставаясь вѣрными и умершимъ. Славяне чтили своихъ старшихъ и слушались ихъ въ дѣлахъ частныхъ и общественныхъ. Но на ряду съ тѣмъ проявлялись у нихъ вѣроломство, жестокость, лукавство. Временами, въ особенности во время войнъ, они становились страшными для всѣхъ окружающихъ. Мирный славянинъ дѣлался дикимъ звѣремъ. Горе тѣмъ, на кого устремлялась его ярость, не щадила она никого! Трепетала передъ сѣверными сосѣдями Византія, а сами они нерѣдко боялись другъ друга.

Такъ на распутьѣ между добромъ и зломъ стоялъ славянскій міръ, то проявляя прекрасныя свойства созданнаго по образу Божію человѣка, то показывая грозные признаки звѣря въ человѣческомъ образѣ.

Какіе могли быть высшіе идеалы среди славянъ? Къ чему могли направляться ихъ чувства и мысли? Чѣмъ они могли вдохновляться и къ кому устремлять свои взоры?

Боги, въ которыхъ они вѣровали, обладали всѣми свойствами своихъ почитателей, были воплощеніемъ ихъ хорошихъ и дурныхъ качествъ. Славяне служили измышленнымъ ими богамъ, утверждая тѣмъ самымъ въ себѣ свои недостатки, оправданіемъ которыхъ для нихъ были свойства ихъ боговъ. Служа грозному Перуну, славяне вели жестокія войны, истребляя своихъ сосѣдей. Трудно сказать, во что бы превратилась восточная Европа, если бы святые Кириллъ и Меѳодій не пролили свѣтъ Христовъ на славянство и не положили основаніе просвѣщенію славянскихъ народовъ.

Святые Кириллъ и Меѳодій со своими учениками просвѣтили христіанскимъ ученіемъ часть славянъ. Вліяніе христіанства немедленно сказалось на нихъ и ввело ихъ въ семью христіанскихъ народовъ. Въ короткое время, принявшія христіанство страны преобразились. Но главная масса славянства, славяне восточные, продолжала жить по-прежнему. Можно было временами опасаться, что ихъ воинственные князья, вродѣ Святослава, уничтожатъ даже /с. 208/ молодые всходы, возросшіе на орошенной христіанствомъ нивѣ своихъ братьевъ. Тьма, нависшая надъ восточными славянскими племенами, была такъ глубока и безпросвѣтна, что ее не смогла разогнать возсіявшая на княжескомъ престолѣ, какъ утренняя звѣзда на небосклонѣ, первая русская христіанская княгиня Ольга. Нужно было взойти самому Красному Солнышку, и таковымъ явился для Руси внукъ Ольги — Великій князь Владиміръ.

Воспріявшій первые начатки Христовой вѣры отъ своей бабки, но заглушившій ихъ разгуломъ страстей въ юности, Владиміръ, потрясенный до глубины души мученической смертью боляръ-варяговъ Ѳеодора и Іоанна, рѣшаетъ измѣнить свой образъ жизни. Послѣ тщательнаго обслѣдованія вопроса о вѣрѣ — жизнь Владиміра была тѣсно связана съ его убѣжденіями — Владиміръ дѣлаетъ выборъ. Будучи цѣлостнымъ и прямолинейнымъ по природѣ, онъ не останавливается на полдорогѣ и принимаетъ то, что было наилучшимъ. Онъ просвѣщается свѣтомъ православія и, крестившись, дѣлается ревностнымъ исполнителемъ Христовыхъ заповѣдей. Своимъ примѣромъ и призывами онъ увлекаетъ за собой своихъ подданныхъ. Разительна перемѣна во Владимірѣ, ставшаго, изъ сладострастнаго и безудержнаго въ своихъ страстяхъ юноши, святымъ мужемъ.

Но не менѣе разительная перемѣна произошла и съ крестившейся Русью. Крещеніе Кіева, а за нимъ остальной Руси, открываетъ новую жизнь для восточныхъ славянъ и дѣлается исходнымъ пунктомъ ихъ славной исторіи.

Разъединенныя славянскія племена, составлявшія державу Владиміра, съ принятіемъ христіанства, почувствовали свое единство. Сознаніе единства особенно усиливалось тѣмъ, что въ церковномъ отношеніи вся Русь въ теченіе нѣсколькихъ столѣтій составляла одну митрополію, несмотря на послѣдовавшее раздѣленіе Руси на удѣлы.

Церковь оказала величайшее вліяніе на объединеніе Руси въ одно государство. Не только славянскія, но и другія племена, жившія въ Восточной Европѣ, съ распространеніемъ среди нихъ православія, сливались во едино съ русскимъ народомъ. Умиротворяюще воздѣйствуя во время междоусобій, Церковь въ то же время /с. 209/ внушала сознаніе, что русскій народъ есть единъ и посему долженъ составлять во всемъ одно цѣлое. Подъ сѣнью святой Православной Церкви сложилась Русь, укрѣпилась и выросла въ великое государство, занимавшее одну шестую часть вселенной. Русскій народъ, не по принужденію, а добровольно принявшій христіанство, стремился съ первыхъ же годовъ послѣ крещенія воплотить евангельское ученіе въ свою жизнь. Крещеніе переродило и внутренне измѣнило прежде грубыхъ сердцемъ людей. Сохранивъ свои старыя добрыя качества, они освобождаются отъ имѣвшихся вмѣстѣ съ ними дурныхъ свойствъ. Борьба между добромъ и зломъ произошла не только въ душѣ Владиміра, а во всемъ народѣ въ цѣломъ, и произошелъ переломъ въ сторону добра. Русскій народъ послѣ крещенія былъ уже не тѣмъ, чѣмъ былъ до крещенія. Онъ былъ поистинѣ новый народъ, «новые люди».

Это не значитъ, что сразу всѣ сдѣлались совершенными, что зло исчезло изъ души каждаго и его не было больше на Руси. Нѣтъ, оно было, продолжало борьбу съ добромъ въ каждомъ человѣкѣ. Но движущей силой русскаго народа было православіе, которое охватило всѣ стороны жизни личной, общественной и государственной. Духомъ евангельскимъ проникалась жизнь семейная, общественная; воззрѣнія складывались подъ вліяніемъ церковныхъ правилъ, а законы государственные согласовались съ канонами. Общее направленіе жизни русскаго народа было исканіе правды Божіей.

Стремленіемъ осуществить правду Божію было проникнуто и законодательство, и осуществленіе правосудія и государственныхъ мѣропріятій. Тѣмъ же стремленіемъ къ служенію Богу отличается и умственная и духовная жизнь русскаго народа. Всѣ почти стороны культурной жизни его получаютъ свое начало отъ жизни церковной и развиваются подъ вліяніемъ Церкви.

Русская книжность и русское искусство начались въ монастыряхъ и настолько были проникнуты христіанскимъ духомъ, что отъ вліянія его не могли вполнѣ освободиться даже тѣ писатели позднѣйшихъ временъ, которые ставили себѣ въ задачу борьбу съ церковнымъ ученіемъ. Сами верховные правители Руси Великіе князья и /с. 210/ Цари Всероссійскіе сознавали свою отвѣтственность предъ Царемъ Царствующихъ и на себя смотрѣли, какъ на слугъ Божіихъ, таковыми же они были и въ очахъ ихъ подданыхъ. Посему русскіе цари были не царями «по волѣ народной», а царями «Божіей Милостью».

Конечно, далеко не все на Руси совпадало съ тѣмъ общимъ направленіемъ. Много зла совершилось на ней за истекшіе вѣка. Если «нѣсть человѣкъ иже живъ будетъ и не согрѣшитъ», то тѣмъ болѣе не можетъ не быть грѣховъ и зла въ исторіи и жизни народа. Однако, какъ для характеристики человѣка важно, какія качества его въ немъ наиболѣе ярки и побѣждаютъ остальныя, такъ и для характеристики народа нужно опредѣлить то, что составляетъ главное содержаніе его духовной жизни. Для Руси и русскаго народа, несмотря на всѣ бывшія отдѣльныя уклоненія и даже паденія, главнымъ было служеніе правдѣ и стояніе въ истинѣ. Когда вспоминаемъ древнюю Грецію, приходятъ намъ на память слова апостола Павла о древнихъ грекахъ: «эллины премудрости ищутъ»; хотя конечно и среди нихъ было много не искавшихъ мудрости. Съ мыслью о Спартѣ связано представленіе о физическомъ развитіи. Финикія связала свое имя съ торговлей. Римъ хвалился гражданскими доблестями. Русскій же народъ пріобрѣлъ имя народа-богоносца и земля Русская — имя Святой Руси.

Свята Русь по множеству угодниковъ, возсіявшихъ въ землѣ Русской. Начиная отъ сыновей св. Владиміра — благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, первыхъ прославившихся чудесами на Руси, и отъ самого крестителя Руси святого Владиміра со своей бабкой Ольгой, безчисленный сонмъ святыхъ жилъ и прославлялся святостью и чудесами въ землѣ Русской. Тѣ святые угодники были «плодъ красный» православной Руси, плоть отъ плоти и кость отъ кости народа русскаго. Они не были чужды ему своими вѣрованіями и образомъ жизни, нѣтъ, они были наиболѣе яркимъ выраженіемъ устремленій всего народа.

Отъ крещенія Руси и до нашихъ дней не было кажется ни одного часа, чтобы въ землѣ Русской не жилъ гдѣ либо святой, послѣ кончины своей сдѣлавшійся небеснымъ предстателемъ за землю /с. 211/ Русскую. Всѣ области Россіи, отъ Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угринъ и Ефремъ Новоторжскій) до принадлежавшей недолгое время Россіи Аляски (преподобный Германъ) имѣли своихъ подвижниковъ. Всякая страна въ Россіи, почти каждый значительный городъ имѣли свои святыни. Духовными же центрами ея были монастыри, вліявшіе и на веси и на грады. Всякое мѣсто, всякое нарѣчіе освятились служеніемъ Богу. Исторія Россіи, полная дивныхъ доказательствъ промышленія Божіяго о ней, есть исторія Божіяго строительства, новая священная исторія. Воздѣйствіе на историческія событія Россіи ея святыхъ мужей настолько велико, что нельзя отдѣлить исторію Русской Державы отъ исторіи Церкви. Церковностью были нанесены укладъ и бытъ русскаго народа. Даже внѣшняя политика Россіи во многомъ была выраженіемъ ея духовнаго облика.

Такъ было нѣкогда... Но гдѣ ты теперь, Святая Русь? Или тебя нѣтъ больше? Палъ престолъ святого Владиміра, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сдѣлался ли народъ-богоносецъ звѣремъ или красный драконъ пожралъ Русь Святую? Какъ мѣсто подвиговъ духовныхъ сдѣлалось мѣстомъ гнусныхъ преступленій и тамъ, гдѣ спасались святые, нынѣ властвуютъ разбойники? Неужели нѣтъ и не будетъ больше Святой Руси или, быть можетъ, даже и не было, а она лишь носила покровъ святости, нынѣ навсегда спадшій?

Нѣтъ! Не самообманъ и призракъ, а истинная дѣйствительность есть Святая Русь! На небѣ не престаетъ возноситься ѳиміамъ молитвъ святыхъ, въ землѣ Русской просіявшихъ и нынѣ за нее молящихся предъ престоломъ Божіимъ. Но не только на небѣ, а и здѣсь, на грѣшной землѣ продолжаетъ быть Святая Русь. Власть богоборцевъ лишь поработила, но не уничтожила ее. Совѣтъ нечестивыхъ, овладѣвшій русскимъ народомъ, чуждъ ему, ибо не имѣетъ ничего общаго съ сущностью Россіи. Чужеземная международная власть, «интернаціоналъ», накинула на нее свое ярмо, но остается ея врагомъ. Даже тѣ среди нихъ, кто называлъ себя прежде русскимъ, будучи таковымъ по крови, нынѣ потерялъ то имя, ибо сталъ чуждъ Руси по духу. «Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ» можно сказать про таковыхъ (1 Іоан. 2, 19). Они отпали отъ русскаго народа, сдѣла/с. 212/лись угнетателями Руси. Отвергнувъ Бога, они отреклись богоподобія и превзошли дикихъ звѣрей свирѣпостью и жестокостью.

А Русь остается святой. Не умалился ликъ апостольскій, когда отъ нихъ отпалъ Іуда, не помрачилась свѣтлость ангельскаго чина, когда изъ него испалъ Сатана съ послушавшими его ангелами.

Какъ изъ среды ангеловъ должно было появиться діаволу, но съ паденіемъ Денницы и его приверженцевъ еще сильнѣе воспламенѣлись любовью къ Богу остальные ангелы и еще ярче засвѣтились на небѣ, такъ появились и безбожники изъ среды русскаго народа, но отпаденіе ихъ еще больше явило святость Руси и прославило ее и на небесахъ и по всей поднебесной.

Безчисленный сонмъ новыхъ мучениковъ засвидѣтельствовалъ свою вѣрность Христу. Русскій народъ цѣликомъ, съ несказаннымъ терпѣніемъ переносящій страданія, равныхъ которымъ не испытывалъ еще ни одинъ народъ въ мірѣ, далъ неисчислимое множество новыхъ подтвержденій стойкости въ вѣрѣ. Несмотря на жесточайшія преслѣдованія, Церковь остается непобѣжденной. Хоть и разрушено множество храмовъ, такъ что въ цѣломъ рядѣ городовъ, прежде красовавшихся величественными храмами, нынѣ не осталось ни одного изъ нихъ, но тайно собираются вѣрующіе и молятся Господу Богу. Воскресли для Россіи времена катакомбъ, которыхъ она раньше не знала, ибо прежде никогда не испытывала гоненія вѣры.

Въ великомъ ликѣ прославленныхъ на Руси угодниковъ Божіихъ много было и святителей и преподобныхъ и праведныхъ и юродивыхъ. Но мучениковъ на Русской землѣ было лишь нѣсколько за все прежнее время. «Пресвѣтлое мученическое воинство», кровь котораго явилась сѣменемъ христіанства по всей вселенной, прославляемое почти ежедневно земной Церковью, почти не существовало въ небесной русской Церкви. Настало время восполнить его ряды. Къ небольшому числу мучениковъ и страстотерпцевъ, пострадавшихъ въ прошлыхъ вѣкахъ, присоединилось нынѣ несмѣтное число новыхъ страстотерпцевъ и мучениковъ. Среди нихъ и вѣнценосный Царь, потомокъ и преемникъ крестителя Руси, со всѣмъ своимъ семействомъ, и тезоименитый Крестителю Руси первоіерархъ ея купели, /с. 213/ и іерархи, и князья, боляры, воины, іереи, монаси, ученые и некнижные, горожане и селяне, знатные и простолюдины. Всякій возрастъ, всякое сословіе, всякій край Руси дали новыхъ страстотерпцевъ. Вся Русь залилась мученической кровью, она вся освятилась ею.

О, дивное и славное воинство новыхъ страдальцевъ! Кто сможетъ достойно прославить васъ! Воистину «блаженна земля напившаяся кровьми вашими и свята селенія пріимшая тѣлеса ваша».

Блаженна ты, земля Русская, очищаемая огнемъ страданія! Прошла ты воду крещенія, проходишь ты нынѣ черезъ огонь страданія, внидешь и ты въ покой. Нѣкогда съ благоговѣніемъ собирали христіане песокъ въ Колизеѣ, напоенный мученической кровью. Мѣста страданій и кончины мучениковъ дѣлались священными и особо чтимыми. А нынѣ вся Русь есть поприще страстотерпцевъ. Земля ея освятилась ихъ кровью, а воздухъ ея — восходомъ душъ ихъ на небо. Ей, священна ты Русь! Правъ былъ древній писатель, сказавшій, что ты — Третій Римъ и четвертому не быти. Ты превзошла древній Римъ множествомъ подвиговъ мучениковъ, ты превзошла и крестившій тя Римъ своимъ стояніемъ въ православіи, и ты останешься непревзойденной до кончины міра. Лишь освященная страданіями и земной жизнью Богочеловѣка земля святѣе тебя въ очахъ православныхъ.

Отряхните сонъ унынія и лѣности сыны Россіи! Воззрите на славу ея страданій и очиститесь, омойтесь отъ грѣховъ вашихъ! Укрѣпитесь въ вѣрѣ православной, чтобы быть достойными обитать въ жилищѣ Господнемъ и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, возстань Русь, ты которая изъ руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страданія твоя, правда твоя пойдетъ съ тобой и слава Господня будетъ сопровождать тебя. Придутъ народы къ свѣту твоему и цари къ восходящему надъ тобою сіянію. Тогда возведи окрестъ очи твои и виждь: се бо пріидутъ къ тебѣ отъ западъ и сѣвера и моря и востока чада твоя, въ тебѣ благословящая Христа во вѣки.

1938 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 206-213.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.