Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій († 1966 г.)

Свт. Іоаннъ (въ мірѣ Михаилъ Борисовичъ Максимовичъ) (1896-1966), архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій (РПЦЗ), величайшій изъ святыхъ XX вѣка, дивный чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, молитвенникъ, богословъ, строгій аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь. Родился 4 (17) іюня 1896 г. въ Изюмскомъ уѣздѣ Харьковской губерніи въ семьѣ уѣзднаго предводителя дворянства. Окончилъ Полтавскій кадетскій корпусъ (1914) и юридическій фак-тъ Харьковскаго университета (1918). Въ эмиграціи въ Югославіи. Окончилъ богословскій фак-тъ Бѣлградскаго университета (1925). Въ 1926 г. принялъ монашество въ Мильковскомъ монастырѣ (Югославія). Іеромонахъ (21 нояб. / 4 дек. 1926). Законоучитель въ сербской гимназіи въ г. Великая Кикинда (1925-1929). Преподаватель и воспитатель въ Духовной семинаріи св. ап. Іоанна Богослова въ г. Битоли (1929-1934). Епископъ Шанхайскій (28 мая / 10 іюня 1934). Послѣ прихода къ власти коммунистовъ эвакуировался съ паствой на Филиппины (о. Тубабао), затѣмъ переѣхалъ во Францію. Архіепископъ Западно-Европейскій (1951). Одинъ изъ организаторовъ, учредитель и первый предсѣдатель общества «Православное Дѣло» (1959). Съ 1962 г. пребывалъ въ США. Архіепископъ Западно-Американскій и Санъ-Францисскій (1962). Строитель каѳедральнаго собора въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ Францисско. Скончался 19 іюня (2 іюля) 1966 г. въ г. Сіэтлъ (США) во время молитвы въ своей кельѣ. 19 іюня (2 іюля) 1994 г. прославленъ Русской Православной Церковью Заграницей въ ликѣ святыхъ. Чудоточащія мощи святителя почиваютъ въ каѳедральномъ соборѣ г. Санъ Францисско. День памяти свт. Іоанна — въ субботу, ближайшую къ 19 іюню (2 іюлю).

Сочиненія свт. Іоанна, архіеп. Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца.
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.

Раздѣлъ V. Россія.

Щитъ Руси на рѣкѣ Невѣ.

1240-й годъ... Разрушенъ стольный градъ, мать градовъ Русскихъ — Кіевъ. Несмѣтныя полчища татаръ заливаютъ Русскую землю, разрушая ея города, сжигая селенія. Гибнутъ одно за другимъ воинства отдѣльныхъ русскихъ княжествъ, осмѣлившихся вступить въ борьбу съ ними.

Но вотъ новая бѣда, — и съ запада двинулись враги на Русь Православную. Шлютъ на нее рать шведы, а за ними оттачиваютъ свои мечи тевтонскіе и ливонскіе рыцари. У нихъ общая цѣль — завладѣть не только землей, но и душой Русскаго народа, поработить тѣло русскаго человѣка иноземной власти, а душу — Римскому престолу.

Вотъ приблизился рѣшительный часъ.

Шведскія войска уже высаживаются въ новгородскихъ предѣлахъ.

Что дѣлать? — покориться имъ или вступить въ бой, рискуя погубить все немногочисленное новгородское войско?

Правитъ Новгородомъ тогда благочестивый князь Александръ Ярославовичъ. Понимаетъ онъ, что покорностью спасетъ жизнь новгородцевъ и ихъ имущество, но потеряна будетъ не только государственная, но и духовная свобода, что — гдѣ насиліемъ, а гдѣ хитростью уловятъ пришельцы въ сѣти римскія русскую душу и что потеряетъ Русь Православную Вѣру! Знаетъ князь Александръ, что Православіе есть истина и является безцѣннымъ бисеромъ, ради котораго нужно всѣмъ жертвовать. Вѣритъ онъ, что Богъ не оставитъ тѣхъ, кто подвизается за истину и правду и рѣшается вступить въ битву.

/с. 220/ 15 іюля 1240 года, въ день кончины крестителя Руси Великаго князя Владиміра, нападаетъ онъ на только что высадившееся шведское войско и съ помощью Божіей разбиваетъ его нáголову. Съ поспѣшностью покидаютъ остатки иноземныхъ войскъ Русскую землю, а князь Александръ вскорѣ затѣмъ отражаетъ и иныхъ непріятелей съ запада.

Съ востока тѣмъ временемъ движутся на Русь все новыя татарскія полчища. Но не страшится ихъ Александръ: татары, облагая русское населеніе данью, не вмѣшиваются во внутренній укладъ его жизни. Видитъ князь Александръ, что бороться съ ними силой сейчасъ невозможно, но знаетъ, что если сохранится православная душа русскаго человѣка, настанетъ время, когда онъ сброситъ съ себя иго татарское.

Зритъ онъ въ татарахъ бичъ Божій, ниспосланный на Русь за грѣхи ея, и рѣшается смиренно переносить Божіе испытаніе. Покорно ѣдетъ онъ въ Орду, исполняетъ всѣ велѣнія хана, уговариваетъ русскихъ людей не противиться татарской власти, а копить въ себѣ силы духовныя и возлагать упованіе на Бога.

Не легко было унижаться передъ ханомъ славному Невскому побѣдителю, не легко было убѣдить и русскихъ людей слѣдовать его примѣру. Но подвиги святого Великаго князя Александра, мужественное стояніе его за Православную Вѣру и смиреніе при Божіемъ испытаніи, дали плоды свои, хотя и не вскорѣ. Сохранившій Православіе русскій народъ окрѣпъ, находясь подъ татарской властью, которая постепенно слабѣла.

Насталъ день — выпрямилась Русь Православная и сбросила съ себя татарское его. И, неся свѣтъ Православія, двинулись сами русскіе люди въ мѣста населенныя татарами.

Вотъ палъ и сильнѣйшій оплотъ бывшаго татарскаго царства — Казань въ день Покрова Пресвятой Богородицы. Немедленно вслѣдъ за присоединеніемъ Казани къ Россіи прибыли туда православные проповѣдники и много татаръ приняло святое крещеніе.

Прошло почти 27 лѣтъ послѣ покоренія Казани, и благочестивая дѣвушка Матрона какъ-то увидѣла во снѣ Пречистую Божію Матерь, повелѣвшую ей возвѣстить церковнымъ и гражданскимъ /с. 221/ властямъ, чтобы откопали Ея икону въ указанномъ Ею мѣстѣ. Явленіе то повторилось трижды, и дѣвушка исполнила Ея приказаніе.

Когда 8 іюля 1579 года стали копать въ указанномъ Богородицей мѣстѣ, нашли зарытую тамъ икону. Священникъ храма св. Николая, по имени Ермолай, вынулъ изъ земли икону и перенесъ ее въ свой храмъ.

Вскорѣ икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси извѣстна, какъ чудотворная икона Казанская.

Священникъ Ермолай, овдовѣвъ, вскорѣ затѣмъ принялъ монашество съ именемъ Ермогена, впослѣдствіи былъ митрополитомъ Казанскимъ, а въ Смутное время сталъ Патріархомъ Всероссійскимъ и столпомъ Земли Русской. Уже послѣ кончины св. Ермогена, умученнаго голодомъ врагами Россіи за его стойкость, его граматы, разосланныя по Руси вмѣстѣ съ письмами архимандрита Троице-Сергіевой Лавры преподобнаго Діонисія, сдѣлали свое дѣло. Они всколыхнули Русь, и изъ Нижняго Новгорода двинулась рать на освобожденіе Руси отъ захватившихъ ее поляковъ. Съ собой она несла принесенную изъ Казани икону Божіей Матери, обрѣтенную нѣкогда святителемъ Ермогеномъ. Съ ней она освободила Москву и торжественнымъ крестнымъ ходомъ русская рать вошла въ Москву, неся впереди чудотворную Казанскую икону въ 1612 г. 22 октября, каковой день сталъ праздноваться съ тѣхъ поръ и празднуется нынѣ всей Россіей.

Въ память того въ Москвѣ была построена церковь, въ которую поставленъ точный списокъ иконы. А когда Царь Петръ вернулъ Россіи берега Невы, утерянные ею въ лихолѣтье, и построилъ тамъ новую столицу, въ ней была устроена и обитель имени св. Александра Невскаго. Туда, на берега, прославленные мужествомъ святого князя Александра, были перенесены изъ Владиміра его святыя мощи, а въ построенный величественный соборъ во имя Казанской Божіей Матери была поставлена чудотворная Ея икона, обрѣтенная въ бывшей столицѣ царства татарскаго, предъ которымъ нѣкогда смирился Великій князь Александръ, подготовившій своимъ смиреніемъ побѣду надъ нимъ, объединеніе и величіе Земли Русской.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 219-221.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.